Теории эффективности производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 20:13, реферат

Описание работы

Экономика по своей сущности является стимулом производительности труда, всемерного повышения эффективности производства. Однако и в этих условиях важным является определение основных направлений повышения эффективности производства, факторов, определяющих рост эффективности производства, методов его определения.

Содержание

Введение…………………………………………………………..….3
1. Сущность экономической эффективности производства…...5
2. Формы эффективности производства………………………...12
3. Измерение эффективности производства…………………….25
Заключение…………………………………………………………36
Список использованной литературы……………………………………………………...…..37

Работа содержит 1 файл

ЭТ.doc

— 298.50 Кб (Скачать)

Правильное  и единое, приемлемое для всех уровней  и сфер экономики толкование эффективности  производства представляет большой  интерес.

Однако следует  понимать, что сущность экономической  эффективности — вовсе не в  цифровых относительных величинах между затратами и результатом, а представляет собой сами отношения по производству, распределению и обмену, обуславливающие снижение затрат для достижения полезного эффекта. Эффективность производства экономическая категория и понимать ее только как категорию соизмерительного или количественного порядка, предназначенную для сопоставления затрат с результатами, неправомерно. Всегда необходимо помнить при выяснении сущности категории, что не способы расчета определяют ее понятие и содержание, а наоборот, экономическое содержание категории определяет способы ее расчета.

Таким образом, Экономическая эффективность —  одно из наиболее общих и обобщающих понятий экономики — сложная  социально-экономическая категория  воспроизводства, отражающая процесс  развития производительных сил в тесном контакте с производственными отношениями.

Её можно  определить так же, как отношение  между ценностями благ, которые произведены, и ценностями благ, от производства которых пришлось отказаться ввиду  их большей альтернативной стоимости.

 

 

 

2. Формы  эффективности производства.

 

Эффективность производства имеет многоаспектный характер. Политико-экономическое исследование сущности и форм проявления эффективности  производства предполагает учет самых  разнообразных признаков и форм проявления эффективности.

Различают эффективность  воспроизводства совокупного общественного  продукта или действительного процесса производства, взятого в целом, или (что то же самое) народнохозяйственную эффективность, включающую эффективность производства, распределения, обращения и потребления общественного продукта; эффективность отдельных фаз воспроизводства. С учетом структуры организации общественного производства различают эффективность различных крупных регионов страны, республик в составе РФ (это региональная эффективность); эффективность народного хозяйства, отдельных его отраслей, объединений, предприятий и, наконец, цеха, бригады, группы, а также эффективность отдельных работников различных сфер экономики. Принимая во внимание структуру международных отношений, различают национальную и интернациональную эффективность» 5

Эффективность можно определить двояко: во-первых, как отношение результата производства к затратам на его осуществление; во-вторых, как отношение результата того, что произведено, к тому, от чего пришлось отказаться при выборе альтернативного варианта.

В соответствии с этими определениями на практике при экономических расчетах различают  «общую» (абсолютную) и «сравнительную»  экономическую эффективность.

Общая (абсолютная) эффективность затрат и ресурсов может определяться на всех уровнях хозяйствования и рассчитывается как отношение общей величины экономического эффекта к отдельным видам затрат основных ресурсов. В качестве обобщающих показателей эффективности на народнохозяйственном уровне широко применяются два показателя:

— рост произведенного валового внутреннего продукта (национального  дохода) на душу населения;

— производство валового внутреннего продукта (национального  дохода)     на 1 руб. (единицу) затрат».6 Показатели, используемые для определения уровня эффективности в масштабе народного хозяйства, региона, отрасли, незначительно отличаются от показателей, применяемых на уровне первичных субъектов хозяйствования, и носят частный характер.

На уровне предприятия  система показателей общей экономической эффективности включает показатели, как по видам используемых ресурсов, так и оценочные.

«Современный  инструментарий оценки эффективности  бизнеса достаточно широк: от набора классических финансовых показателей  до новых концепций экономической добавленной стоимости и сбалансированной системы показателей. Однако по мере того как предприятия растут, и их система управления развивается, руководителям все сложнее становится понять, какие именно продукты, процессы и подразделения влияют на эффективность бизнеса.

Зачастую бывает так, что у крупного предприятия  насчитывается более тысячи показателей  операционного характера. С увеличением  размера и сложности предприятия  также увеличивается инертность, запаздывание между процессами функционирования предприятия и его финансовыми результатами растет. Что самое важное в крупных, сложно устроенных предприятиях: нефинансовая и финансовая эффективности сосредоточены в различных ее частях. Показатели функционального характера рассеяны по всему предприятию, в то время как финансовые относятся ко всему предприятию в целом и его бизнес-единицам».7 Главным оценочным показателем деятельности предприятия является прибыль.

К оценочным  показателям эффективности традиционно  относят рентабельность продукции; рентабельность производственных фондов; производство продукции на 1 руб. затрат; относительную экономию основных и оборотных фондов, а также материальных, трудовых затрат и фонда оплаты труда. Итогом хозяйственной деятельности фирмы выступает ее доход.

 Доход — определенная денежная сумма, получаемая фирмой в результате производства и реализации благ или услуг за определенный период времени. В категории дохода отражается экономическая результативность деятельности фирмы, ее хозяйственной политики, выбора стратегических и тактических решений. Динамика дохода, его величина свидетельствуют о степени эффективности деятельности фирмы, общественном признании производимой ею продукции, наконец, о месте и роли фирмы на соответствующем рынке.

От величины дохода в значительной степени зависит и прибыль фирмы. Нынешняя экономическая теория трактует прибыль как доход от использования факторов производства — труда, земли, капитала и предпринимательства.

В количественном отношении прибыль представляет собой разность между общей выручкой и издержками, но если существуют два подхода к определению и измерению издержек, то и содержание понятия «прибыль» следует рассматривать в двух аспектах — бухгалтерском и экономическом.

Бухгалтерская прибыль есть разность между общей  выручкой и внешними издержками. Напомним, что к последним относят явные, фактические издержки: заработную плату, затраты на топливо, энергию, вспомогательные материалы, проценты по ссудам, арендную плату, амортизацию и т.д.

В экономической  теории и практике совокупность постоянных и переменных издержек относят к хозяйственным издержкам. Совокупные хозяйственные издержки вместе с нормальной прибылью составляют экономические затраты (издержки). Разность между общей выручкой и экономическими издержками образует экономическую, или чистую, прибыль.

Экономическая прибыль есть определенный излишек  совокупного дохода над экономическими затратами. Ее наличие заинтересовывает производителя именно в данной сфере  бизнеса. В то же время она побуждает  другие фирмы к вступлению в эту  сферу. Это способствует расширению круга производителей, увеличению предложения и по известным нам причинам — снижению рыночной цены. Последнее приводит к снижению (а возможно, — и к исчезновению) экономической прибыли, что вызывает отток ряда фирм из данной сферы бизнеса и попытки их проникновения в другие сферы. Уменьшение числа производителей приведет к сокращению предложения и, как результат, — к повышению рыночных цен. Экономическая прибыль опять станет положительной и будет расти.

Для производства важен вопрос размера прибыли. Существуют абсолютный и относительный показатели прибыли. Что касается абсолютной величины прибыли, то она выражается понятием «масса прибыли». Сама по себе масса прибыли еще ни о чем не говорит, поэтому данная величина всегда должна сопоставляться с годовым оборотом фирмы или величиной ее капитала. Важен при этом и показатель динамики прибыли, сравнение ее величины в данном году с соответствующей величиной предыдущих лет.

Относительным показателем прибыли является норма  прибыли (рентабельность), демонстрирующая степень отдачи производственных факторов, применяемых в производстве.

«Эффективность  применительно к отдельно взятой хозяйственной единице не тождественна эффективности в масштабах общества. Если предприятие осуществляет свою деятельность с минимальными затратами всех факторов производства, в этом случае мы говорим о производственной эффективности или эффективности производства отдельной хозяйственной единицы.

Экономическая эффективность характеризует результативность всего общественного производства. С точки зрения национальной экономики, эффективным будет считаться такое состояние, при котором наиболее полно удовлетворены потребности всех членов общества при данных ограниченных ресурсах.

Экономическая эффективность национальной экономики — это состояние, при котором невозможно увеличить степень удовлетворения потребностей хотя бы одного человека, не ухудшая при этом положение другого члена общества. Такое состояние называется Парето-эффективностью (по имени итальянского экономиста В.Парето)».8 Совершенствование хозяйственного механизма на макроуровне проявляется в росте ВВП и в отсутствии таких негативных проявлений в экономике как: бюджетный дефицит, инфляция, кризис, увеличение безработицы пр..

«Система показателей  эффективности процессов и предприятия должна учитывать три основных потока информации:

— информация о  качестве продукции или услуги, о  степени соответствия требованиям  клиента, стабильности и воспроизводимости  параметров продукта;

— информация о  качестве процесса, его эффективности и ресурсоемкости, стабильности и воспроизводимости параметров процесса;

— информация о  степени удовлетворенности клиента, возможности и выполнимости предвидимых  потребностей клиента».9 «В 70 — 80-е годы считалось, что наиболее успешно на мировом рынке действуют японские фирмы. Но стоило японской экономике замедлить свое развитие во время рецессии 1991 — 1995 гг., как американские фирмы стали претендовать на эталон эффективности в западном мире. Обобщая мировой опыт, экономисты создали портрет эффективно функционирующей фирмы.

1) Фирма имеет  листинг своих акций на одной  из зарубежных фондовых бирж. Тем самым она расширяет возможности  мобилизации капитала. Фирма ищет  необходимый ей капитал не  только на национальном рынке,  но и в глобальном масштабе. Путем заимствования капитала на Нью-Йоркской или Лондонской фондовых биржах крупные фирмы существенно снижают свои издержки. Конкуренция фирм на мировом рынке капитала стала обычным явлением.

2) Фирма осуществляет  таргетирование прибыли. Уровень ее прибыли может колебаться под воздействием тех или иных факторов. Что плохого в том, что размер полученной прибыли будет больше запланированного? Отклонения от намеченных величин прибыли означает, что фирма слабо контролирует окружающую среду и можно ожидать как взлетов так и падения нормы прибыли в будущем. Достижение запланированного уровня прибыли имеет большое значение для взаимоотношений фирмы с банками. Последние, предпочитают иметь дело с фирмами, деятельность которых предсказуема.

3) Фирма должна быть способной эффективно защищать себя. Например, она выкупает свои собственные акции на фондовом рынке (процесс самопожирания). Это действие направлено на предотвращение враждебных поглощений и слияний, предпринимаемых посторонними для захвата контрольного пакета акций и смены управляющих.

4) Фирма постоянно занимается  реструктурированием. Она покупает и продает предприятия, осуществляет слияния и поглощения. Шведская фирма «Volvo»  продала предприятия по производству лекарств и спичек и посвятила себя исключительно производству автомобилей и строительного оборудования. Освобождаясь от убыточных и низкоприбыльных предприятий, фирма повышает свою эффективность.

5) Для создания материальных  стимулов у управляющих фирмы  используют опционы. Последние  дают возможность управляющим получать в виде вознаграждения пакет акций фирмы, которые могут в подходящий момент реализовать их. Это создает заинтересованность управляющих в повышении курсов акций. Разница между курсом акций при получении опциона и курсом акций в последующий период времени и составит дополнительный доход управляющих. Опционы достаточно хорошо отработаны во Франции. В Германии «Дойче Банк» и «Дайм-Бенц» получили согласие акционеров на использование опционов.

6) Эффективное  функционирование фирмы предполагает оживление активности акционеров. Последние должны контролировать деятельность управляющих. Данная проблема актуальна не только для западных, но и для российских фирм. Приватизация в России привела к исчезновению государственного контроля над предприятиями. В то же время распыление акций среди работников не создает условий для контроля акционеров над деятельностью управляющих».10 В современных условиях повышения эффективности производства можно достичь преимущественно за счет развития инновационных процессов, получающих конечное выражение в новых технологиях, новых видах конкурентоспособной продукции. Поиск и использование инноваций непосредственно на предприятиях является актуальной проблемой. Развитие новых технических и организационно-технологических решений, совершенствование основных принципов управления применительно к специфике отечественного рынка создают условия для обновления процессов воспроизводства на предприятиях и дают дополнительный импульс для экономического роста. По своей природе инновации включают в себя не только технические или технологические разразботки, но и любые изменения в лучшую сторону во всех сферах научно-производственной деятельности. Постоянное обновление техники и технологий делает инновационный процесс основным условием производства конкурентоспособной продукции, завоевания и сохранения позиций предприятий на рынке и повышения производительности, а также эффективности предприятия.

Информация о работе Теории эффективности производства