Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 09:52, курсовая работа
Термин инфляция (от латинского inflatio - вздутие) впервые стал употребляться в Северной Америке в период гражданской войны 1861-1865 гг. и обозначил процесс разбухания бумажно-денежного обращения. В XIX в. этот термин употреблялся также в Англии и Франции. Широкое распространение в экономической литературе понятие инфляции получило в XX веке после первой мировой войны, а в советской экономической литературе - с середины 20-х годов.
Введение
1. Теоретические основы инфляции
1.1 Экономическая сущность инфляции и формы ее проявления
1.2 Классификация форм и видов инфляции
2. Основные концепции инфляции
2.1 Марксистская концепция
2.2 Кейнсианская концепция
2.3 Монетаристская концепция
2.4 Инфляция спроса и издержек
3. Эволюция теорий инфляции и антиинфляционная политика
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Теоретические основы инфляции……………………………………………..5
1.1 Экономическая сущность инфляции и формы ее проявления……………..5
1.2 Классификация форм и видов инфляции……………………………………7
2. Основные
концепции инфляции………………………………
2.1 Марксистская
концепция…………………………………………………..
2.2 Кейнсианская
концепция……………………………………………………
2.3 Монетаристская концепция…………………………………………………17
2.4 Инфляция
спроса и издержек…………………………………
3. Эволюция
теорий инфляции и
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что она появилась, чуть ли не с возникновением денег, с функционированием которых неразрывно связана.
Термин инфляция (от латинского inflatio - вздутие) впервые стал употребляться в Северной Америке в период гражданской войны 1861-1865 гг. и обозначил процесс разбухания бумажно-денежного обращения. В XIX в. этот термин употреблялся также в Англии и Франции. Широкое распространение в экономической литературе понятие инфляции получило в XX веке после первой мировой войны, а в советской экономической литературе - с середины 20-х годов.
Наиболее общее, традиционное определение инфляции - переполнение каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежной единицы и рост товарных цен.
Однако определение инфляции как переполнение каналов денежного обращения обесценивающимися бумажными деньгами нельзя считать полным. Инфляция представляет сложнейшее явление социально-экономического характера, присущее экономике всех стран в той или иной степени.
Многие страны бывшего социалистического лагеря в процессе проведения экономических преобразований столкнулись с феноменом высокой инфляции. Поскольку, как правило, эти страны в предшествующий период характеризовались сравнительной ценовой стабильностью, такой опыт высокой инфляции был серьезным испытанием для экономики, и экономическим субъектам потребовались значительные усилия, чтобы приспособиться к столь стремительному изменению цен. Феномен высокой инфляции застал врасплох российских экономистов. Были выдвинуты его различные конкурирующие объяснения. При этом исследователи зачастую приходили к полярным заключениям. Эта резко выраженная полярность в точках зрения на инфляционные процессы не является только отвлеченной научной проблемой. Каждая альтернативная концепция подразумевает некоторые мероприятия экономической политики, которые, по мнению ее сторонников, позволили бы улучшить состояние экономики. Без глубокого понимания инфляционных процессов в экономике невозможно предложить адекватные программы борьбы с инфляцией и в целом проводить адекватную денежно-кредитную политику.
В последнее время инфляция в России существенно замедлилась, однако, несмотря на это, проблема роста уровня цен не потеряла своей актуальности. Без снижения уровня инфляции невозможно достичь экономического процветания страны, поскольку инфляция сдерживает развитие и банковской системы, и финансовых рынков. Нельзя отрицать, что за годы реформ были достигнуты значительные результаты в борьбе с инфляцией. Тем не менее, вряд ли можно говорить о том, что в России выработан эффективный механизм управления инфляционными процессами.
Актуальность данной темы обусловлена следующим. Совсем немного времени прошло с тех пор, когда в нашей стране официальной наукой и пропагандой отрицалась сама возможность инфляции. На самом деле она была, но в скрытой форме. Из-за хронического дефицита, деньги утрачивали свою значимость, даже при стабильных ценах. Теперь инфляция стала явной, ее масштабы нарастают.
Целью данной курсовой работы явилось изучение теорий инфляции и их эволюции.
Для реализации поставленной цели решены следующие задачи:
Инфляция - это повышение общего уровня цен в стране, которое возникло в связи с длительным неравновесием на большинстве рынков в пользу спроса.
Как это было сказано выше, инфляция - это дисбаланс между совокупным спросом и совокупным предложением.
Независимо от состояния денежной сферы товарные цены могут возрасти вследствие изменений в динамике производительности труда, циклических и сезонных колебаний, структурных сдвигов в системе воспроизводства, монополизации рынка, государственного регулирования экономики, введения новых ставок налогов, девальвации и ревальвации денежной единицы, изменения конъюнктуры рынка, воздействия внешнеэкономических связей, стихийных бедствий и т.п.
Следовательно, рост цен, вызывается различными причинами. Но не всякий рост цен - инфляция, и среди названных выше причин роста цен важно выделить действительно инфляционные. Что же можно отнести к действительно инфляционным причинам роста цен?
Во-первых, это диспропорциональность, или несбалансированность государственных расходов и доходов, выражающаяся в дефиците госбюджета. Эта несбалансированность выражается в дефиците государственного бюджета. Если этот дефицит финансируется за счет займов в Центральном эмиссионном банке, то есть за счет печати новых денег, то это приводит к росту массы денег в обращении и следовательно к росту цен.
Во-вторых, инфляционный рост цен может происходить, если финансирование инвестиций осуществляется аналогичными методами. Особенно инфляционно опасными являются инвестиции, связанные с милитаризацией экономики.
В-третьих, общее повышение уровня цен связывается различными школами в современной экономической теории с изменением структуры рынка в XX веке. Эта структура напоминает условия совершенной конкуренции, когда на рынке действует большое число производителей, продукция характеризуется однородностью, перелив капитала не затруднен. Современный рынок - это в значительной степени олигополистический рынок. А олигополист (несовершенный конкурент) обладает известной степенью власти над ценой. И если даже не олигополии первыми начинают "гонку цен", они заинтересованы в ее поддержании и усилении.
В-четвертых, с ростом "открытости" экономики той или иной страны увеличивается опасность импортируемой инфляции. В условиях неизменного курса валюты страна каждый раз испытывает воздействие внешнего повышения цен на ввозимые товары. Возможности бороться с импортируемой инфляцией достаточно ограничены.
В-пятых, инфляция приобретает самоудерживающий характер в результате так называемых инфляционных ожиданий.
Многие ученые в странах Запада и в нашей стране особо выделяют этот фактор, подчеркивая, что преодоление инфляционных ожиданий населения и производителей - важнейшая (если вообще не главная) задача антиинфляционной политики.
Современная инфляция представляет собой сложный много профильный процесс, в той или иной мере охвативший все страны. Высокие темпы инфляции наносят серьезный ущерб экономическому развитию страны. Идеальный вариант здоровой экономики - отсутствие инфляции, хотя, как и всякий идеал, он труднодостижим.
Современной инфляции присущ ряд отличительных особенностей: если раньше инфляция носила локальный характер, то сейчас - повсеместный, всеохватывающий; если раньше она охватывала больший и меньший период, т.е. имела периодический характер, то сейчас - хронический, современная инфляция находится под воздействием не только денежных, но и неденежных факторов.
Денежные факторы вызывают превышение денежного спроса над товарным предложением, в результате чего происходит нарушение требований закона денежного обращения. Неденежные факторы ведут к первоначальному росту издержек и цен товаров, поддерживаемому последующим подтягиванием денежной массы к их возросшему уровню. Обе группы факторов переплетаются и взаимодействуют друг с другом, вызывая рост цен на товары и услуги, или инфляцию.
В зависимости от преобладания факторов той или иной группы различают два вида инфляции: инфляцию спроса и инфляцию издержек (рисунке.1.)
Рисунок
1 - Виды инфляции
Инфляция спроса вызывается следующими денежными факторами:
1.
Милитаризация экономики и
2.
Дефицит государственного
3. Кредитная экспансия банков. Так, по состоянию на 1 июля 1994 года объем кредитов, предоставленных Банком России правительству, составил 27665 млрд.руб. или 38,9% его сводного баланса.
4. Импортируемая инфляция. Это эмиссия национальной валюты сверх потребностей товарооборота при покупке иностранной валюты странами с активным платежным балансом.
5.
Чрезмерные инвестиции в
Инфляция издержек характеризуется воздействием следующих неденежных факторов на процессы ценообразования.
1.
Лидерство в ценах. Оно
2. Снижение роста производительности труда и падение производства. Такое явление происходило во второй половине 70-х годов. Например, если в экономике США среднегодовой темп производительности труда в 1961-1973 г.г. составлял 2,3%, то в 1974-1980 г.г. - 0,2%, а в промышленности соответственно 3,5 и 0,1%. Аналогичные процессы были и для других промышленно развитых стран [7, c. 16]. Решающую роль в замедлении роста производительности труда сыграло ухудшение общих условий воспроизводства, вызванное как циклическими, так и структурными кризисами.
3. Возросшее значение сферы услуг. Оно характеризуется, с одной стороны, более медленным ростом производительности труда по сравнению с отраслями материального производства, а с другой - большим удельным весом заработной платы в общих издержках производства. Резкое увеличение спроса на продукцию сферы услуг во второй половине 60-х - начале 70-х годов стимулировало заметное удорожание: в промышленно развитых странах рост цен на услуги в 1,5-2 раза превышая рост цен на остальные товары [7, c. 16].