Автор: Игорь Молодавкин, 11 Июня 2010 в 09:51, курсовая работа
Традиционной и наиболее развитой формой международных экономических отношений является международная торговля. По не¬которым оценкам на долю торговли приходится около 80 про¬центов всего объема международных экономических отношений, и этой сфере деятельности уделяется большое внимание как в экономической теории, так и в других экономических науках.
Введение………………………………………………………………..…..….3
1.Общая характеристика международной торговли……………………..…4
1.1. Основные определения и тезисы……………………………………..…4
1.2. Теории международной торговли………………………………….…....6
1.3. Эффективность международной торговли…………………….…...…10
2. Внешнеторговая политика…………………………………………....….14
2.1. Направления внешнеторговой политики……………………………...14
2.2. Международные объединения………………………………………....17
2.3 Международное разделение труда и мировые рынки………………...20
3. Внешняя торговля и торговая политика России……………………......25
3.1. Внешнеторговый баланс России…………………………………....…25
3.2. Вступление России в ВТО…………………………………………......26
Заключение……………………………………………………….......……..29
Глоссарий………………………………………………………………....…30
Список использованных источников……………………………...….…...32
Приложения…………………………………………………………………34
В свою очередь развитые государства в значительных объемах импортируют продовольствие и сельскохозяйственное сырье. По данным 1996 г., только США покупают не менее 12 % мирового экспорта продовольствия, Япония – около 8 %, страны ЕС – не менее 13 %. Заметной фигурой на мировом продовольственном рынке является Россия: около 20 % объема российского импорта составляет продовольствие и сельскохозяйственное сырье. В прошлом СССР был крупнейшим импортером зерновых.
На рынке промышленных товаров широкого потребления более широкий круг стран мировых экспортеров, в последние годы лидерство в этой сфере захватил Китай, который большими темпами увеличивает свою долю в мировом экспорте.
Наряду с товарами большой сектор мировой торговли охватывает рынок услуг. В него входят самые различные виды деятельности, в том числе:
Международная статистика свидетельствует о том, что торговля услугами является одним из наиболее быстрорастущих секторов мирового хозяйства. Географическое распределение торговли услугами, предоставляемыми отдельными странами, отличается крайней неравномерностью в пользу развитых государств. На мировом рынке услуг доминируют восемь ведущих стран, на которые приходится 2/3 мирового экспорта услуг и более 50% импорта. Доля первой пятерки составляет более 50% экспорта. При этом на четыре страны: США, Великобританию, Германия, Францию приходится 44% всего мирового экспорта услуг.
Если говорить о распределении стоимости услуг по отдельным видам, то наибольшее значение в мировой торговле услугами имеют туризм и транспорт. Самый большой в мире торговый флот принадлежит Японии, за ней следуют Великобритания, Германия и Норвегия. Судоходство составляет 50% экспорта услуг этих стран. На рынке грузовых и пассажирских транспортных услуг доминируют США, за ними идут Великобритания, Франция. Они же удерживают пальму первенства в сфере иностранного туризма. Большой объем туристических услуг оказывают Франция, Италия, Канада, Швейцария, где туризм приносит 40—50% экспортной выручки.
С середины прошлого века очень высокими темпами стал развиваться рынок изобретений и лицензий. Международная торговля изобретениями и лицензиями протекает главным образом между наиболее развитыми странами. Однако в последние годы в мировом импорте этой продукции растет доля развивающихся стран, которые повышают свой технологический и производственный потенциал.
Место любой страны в международной торговле можно определить через основные показатели внешнеторговой деятельности. Рассмотрим состояние внешней торговли России с помощью некоторых из них в приложении A.
Приложение A – Динамика внешнеторгового баланса России по месяцам с декабря 2004 года до января 2006 года
Мы видим, что за последний год наблюдается рост, как импорта, так и экспорта, сальдо внешней торговли положительно и за анализируемые периоды выросло, причем экспорт более чем в два раза превышает импорт. Для более точного определения характера внешнеторговой деятельности рассмотрим структуру экспорта и импорта. См приложение Б.
Мы видим, что за последние два года наблюдается стабильный рост экспорта и импорта по всем отраслям, представленным в таблицах, то есть их структура практически не изменяется. Но если соотношение объема экспортируемой и импортируемой продукции выглядит вполне оптимистично, то об их структуре этого не скажешь. Мы видим, что Россия экспортирует продукцию добывающих отраслей. Доля нефти, газа, а также металлургии составляет более 90%. Импортируются машины, оборудование, промышленные товары широкого потребления и т.д. То есть наша страна продает сырье, а ввозит готовую продукцию. Проанализировав данную структуру, можно сказать, что она имеет намного больше общего с аналогичными показателями развивающихся стран, а столь высокий рост объема экспорта обусловлен постоянно растущими ценами на сырье, главным образом на энергоресурсы.
Рассмотрим, с какими государствами наиболее интенсивно ведется торговля.
См приложение В.
Более половины всего объема торговли приходится на страны ЕС, причем основную роль играют Германия, Нидерланды и Италия – почти 30% от всего объема внешней торговли. Также важными торговыми партнерами являются страны Азиатско-Тихоокеанского региона и страны СНГ, в совокупности около 20% оборота. Наиболее высокими темпами развивается торговля с некоторыми странам ЕС, а также с Китаем. Рост объема торговли с ними составил от 80% до 90%.
Как
уже отмечалось, большое влияние
на международную торговлю и внешнеторговую
политику различных стран оказывают
различные международные
Сторонники данного процесса считают, что с вступлением России в ВТО многое станет более прозрачным для наших торговых партнеров и инвесторов, а инвестиционный климат в стране значительно улучшится. По мнению представителей правительственной комиссии, занимающихся вопросами присоединения к ВТО, этот шаг позволит получить не дискриминационные условия для доступа отечественной продукции на иностранные рынки, доступ к международным механизмам разрешения торговых споров; расширит возможности для российских инвесторов в странах — членах ВТО; создаст условия для повышения качества и конкурентоспособности российской продукции; позволит России участвовать в выработке правил международной торговли с учетом собственных интересов. Значительно выиграет от вступления металлургический комплекс, та как именно по отношению к продукции этой отрасли действуют наиболее жесткие барьеры на внешних рынках. Можно также предполагать значительное снижение доли теневого импорта, который станет менее актуальным при снижении пошлин. Зарубежным компаниям также будет проще работать в России — четкие законы и механизмы контроля сделают российский рынок более понятным и предсказуемым.
Однако
многие экономисты крайне скептически
относятся к предстоящей
По мнению большинства экспертов, следовало бы вначале модернизировать российскую промышленность, в том числе с применением господдержки и необходимых протекционистских мер, и лишь затем постепенно снижать внешнеторговые барьеры. Можно предположить, что при максимально благоприятных из возможных условий вступления, а также должной государственной протекции, даже в условиях ВТО существует возможность сохранить и возможно развивать отстающие отрасли, что подтверждает опыт многих стран. В тех же США существуют серьезные барьеры для импорта продукции машиностроения, и государство использует все возможные меры для поддержки национального автопрома. Вот только будет ли правительство этим заниматься — большой вопрос. Пока больше видна забота чиновников о российских экспортерах, которых, если посмотреть на результаты, по большому счету особенно на зарубежных рынках и не притесняют. Ведь большинство стран вряд ли в ближайшем будущем обойдется без нефти, газа, металлов и другого сырья, столь успешно экспортируемого российскими компаниями.
Взвесив все «за» и «против» можно сделать вывод, вступление в ВТО значительно повлияет на все сферы экономической деятельности в нашей стране, причем то, насколько выиграют одни и проиграют другие, зависит от конкретных условий вступления. Однако существует явная угроза упадка тех отраслей, продукция которых сильно проигрывает зарубежной. Что в условиях дешевого импорта грозит прекращением производства даже для внутреннего рынка, не говоря об экспорте. И как бы Россия по собственной инициативе не превратилась в сырьевой придаток к развитым странам в структуре мировой экономики.
Подведем итоги курсовой работы. Цель была достигнута, и выполнены основные задачи:
1. Рассмотрены основные понятия, а также теории международной торговли. Международная торговля представляет собой совокупность внешней торговли всех стран мира, а ее объем подсчитывается путем суммирования объемов экспорта. Международная (внешняя) торговля нужна как в экономическом, так и социальном отношении. Она жизненно необходима для решения фундаментальных вопросов любой экономики. В теориях международной торговли представлены взгляды на все основные аспекты данной сферы экономической деятельности.
2. Внешнеторговая политика представляет собой систему мер государства, оказывающую влияние на внешнюю торговлю посредством налогов, субсидий и прямых ограничений на импорт и экспорт. Вся история внешнеторговой политики по существу представляет собой борьбу двух основных течений: свободной торговли и протекционизма.
3. В
регулировании процессов
4. В
структуре международной
№ п/п | Понятие | Определение |
1 | Экономическая интеграция | Высшая ступень международного разделения труда; процесс развития глубоких и устойчивых взаимосвязей групп стран, основанный на проведении или согласованной межгосударственной экономики и политики. |
2 | Эластичность спроса | Степень изменения в количестве спрашиваемых товаров и услуг в ответ на изменение в их рыночной цене. |
3 | Валовой национальный продукт | Макроэкономический показатель, представляющий исчисленную в рыночных ценах стоимость произведенного страной в течении года конечного продукта, |
4 | Лизинг | (англ. Leasing-аренда)- долгосрочная аренда (на срок от 6 месяцев до нескольких лет) машин, оборудования, транспортных средств, сооружений производственного назначения, предусматривающая возможность их последующего выкупа |
5 | Экспорт | Вывоз за границу товаров, услуг и капитала для реализации на внешних рынках. Экспорт выступает как результат международного разделения труда и служит материальной предпосылкой импорта; выручка от экспорта является основным источником средств для оплаты импорта. |
6 | Импорт | Ввоз в страну
заграничных:
- Товаров и технологий для реализации на внутреннем рынке или транзита в третьи страны. -Услуг- в форме платного пользования услугами иностранных фирм. -Капитала-
в форме предоставления |
7 | Монополизация рынка | Ситуация в экономике, когда один или несколько крупных производителей или продавцов на рынке обладают на рынке подавляющим преимуществом в производстве и сбыте определенного вида товаров, что приводит к монополизации цен и установлению диктата на рынке. |
8 | Субсидии | (от лат.subsidium-помощь, поддержка)-пособие в денежной или натуральной форме, предоставляемое за счет государственного или местного бюджета, а также специальных фондов, юридическим и физическим лицам, местным органам власти, другим государствам. |
9 | Протекционизм | Экономическая
политика государства противоположная
политике «Свободной торговли» и направленная:
- На
защиту от иностранной - На
временную защиту относительно
недавно созданных отраслей - На расширение внешнего рынка. |
10 | Диверсификация |
Одновременное развитие многих не связанных друг с другом видов производства, расширение ассортимента производимых изделий в рамках одного предприятия, концерна и т.п. Применяется с целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды и предотвращения банкротств, |
11 | Фискальная политика | Регулирование
правительством деловой активности
с помощью мероприятий в |
12 | Квота | Количественные ограничения (производства, сбыта, потребления, экспорта, импорта товаров ), вводимые на определенный период времени. |
Информация о работе Теоретитеские основы международной торговли