Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 11:39, курсовая работа
Центральный банк играет ключевую роль и занимает монопольное положение не только в сфере эмиссии банкнот, но и в сфере проведения денежной политики государства, которая рассчитана на краткосрочные периоды и ведется косвенными методами. Целями кредитно-денежной политики являются: регулирование темпов экономического роста; смягчение циклических колебаний на рынке товаров, капитала и рабочей силы; сдерживание инфляции; достижение сбалансированности платежного баланса.
Введение 2
Глава I Цели, инструменты и методы кредитно-денежной политики. 2
1.1 Цели денежно-кредитного регулирования. 2
1.2 Инструменты и методы денежно-кредитной политики. 2
1.2.1 Политика обязательных резервов. 2
1.2.2 Рефинансирование коммерческих банков. 2
1.2.3 Операции на открытом рынке. 2
1.2.4 Некоторые административные методы регулирования 2
денежно-кредитной сферы. 2
1.3 Основные типы денежно-кредитной политики (политика дешевых и дорогих денег). 2
Глава II Особенности кредитно-денежной политики ЦБ РФ на современном этапе 2
2.1 Денежно-кредитная политика Центрального банка в 2000 - 2003 гг., 2
2.2 Денежно-кредитная политика Центрального банка в 2004 г. 2
2.3 Денежно-кредитная политика Центрального банка в 2005 г. 2
2.4 Денежно-кредитная политика Центрального банка на 2006 г. 2
Заключение 2
Список используемой литературы 2
После кризиса учетная ставка находилась на уровне 60% годовых. Политику ее снижения Центральный банк стал проводить с начала 2000г., тогда в течение года она менялась пять раз, в результате чего ее значение было снижено с 55% до 25%. Более чем двукратное сокращение стало возможным благодаря заметному падению на протяжении всего 1999 и начала 2000 г. темпов инфляции, общего уровня процентных ставок и стабилизации валютного рынка. Смягчением денежной политики, удешевлением стоимости заимствований Центральный банк старался передать позитивные изменения в реальный сектор, подтолкнуть кредитование производства и стимулировать рост экономики.
В конце 2000 г. — впервые после кризиса 1998 г. — основная ставка финансового рынка была приведена в относительное соответствие с макроэкономической ситуацией, хотя характерное превышение ее над темпами инфляции было сохранено (на тот момент инфляция составляла 20% в годовом выражении). Но, как показал опыт, и это более важно, номинальный статус ее в денежно-кредитной политике Центрального банка также сохранился.
Далее
на протяжении всего 2001 г. ставка не менялась,
и очередная коррекция вниз была
предпринята лишь в 2002 г., когда за
два шага ставка была снижена еще
на 4 процентных пункта. Тем не менее, функциональное
значение ставки рефинансирования в России
по-прежнему было не столь велико, как
в других странах, так как с ней не были
связаны реальные операции кредитования
коммерческих банков Центральным.
Январь-00 Июль-00 Январь-01 Июль-01 Январь-02 Июль-02 Январь-03 Июль-03
Рис.
1. Динамика ставки рефинансирования и
инфляции в 2000–2003 гг.
Статус действующего инструмента денежно-кредитного регулирования основная ставка получила лишь в начале 2003 г., когда Центральный банк понизил ее до уровня ставок по расчетным кредитам "овернайт" и сделкам валютный своп — 18% годовых — и, таким образом, начал осуществление указанных операций по ставке рефинансирования. Сам же механизм рефинансирования банков, хотя формально и был запущен, вплоть до 2004 г. не использовался в силу сохранения избыточности свободных денег в экономике.
Что касается операций Банка России на рынке государственного долга, то, вплоть до начала 2003 г., они не проводились по причине отсутствия в портфеле ЦБР рыночных ценных бумаг. Частичная реструктуризация была проведена лишь в феврале 2003 г., когда бумаги на сумму в 30 млрд. рублей были переоформлены в рыночные, и Банк России получил возможность осуществлять открытые интервенции. Исключение составляли единичные выпуски облигаций самого Банка России, имевшие место в конце 2001 г., когда было проведено три аукциона, и все три — неудачно. Бумаги оказались неинтересны участникам рынка и не получили широкого распространения. Общий объем привлечения составил менее 1 млрд. рублей из 7.5 предложенных.
Нормы обязательного резервирования за весь период 1999–2003 гг. были изменены лишь дважды — в середине и конце 1999 г. В дальнейшем резервные требования не менялись, оставаясь постоянными вне зависимости от состояния денежного рынка, характера инфляционных процессов и задач, стоящих перед Центральным банком.
Важные шаги в направлении расширения набора инструментов регулирования ликвидности и восстановления механизма рефинансирования банков были сделаны Центральным банком в сентябре–ноябре 2002 г. Так, были активизированы операции по продаже государственных ценных бумаг из портфеля Банка России с обязательством их последующего выкупа и операции прямого РЕПО, последние из которых начали проводиться регулярно, два раза в день, со второй половины ноября. Эти инструменты позволили Центральному банку влиять на уровень ставки межбанковского рынка, ограничивая амплитуду ее колебаний и ее максимальной значение.
Также был введен новый инструмент — "валютный своп". Механизм его состоял в осуществлении Банком России покупки долларов США за российские рубли сроком "сегодня" по официальному курсу доллара США к российскому рублю (базовому курсу) с их последующей продажей сроком "завтра". Разница курса продажи и базового курса указанных сделок определялась исходя из состояния денежного рынка и текущих задач денежно-кредитной политики.
В 2003 г. денежные власти имели в своем распоряжении достаточный набор инструментов денежно-кредитного регулирования и использовали их на постоянной основе. В первом полугодии высокий уровень свободной ликвидности в экономике обусловил приоритет стерилизационных мероприятий.
В основных направлениях денежно-кредитной политики на 2004 г. предполагалось достижение существенного снижения инфляции (до 8-10% и до 5,5-7,5% в 2006 г.) при сохранении умеренных темпов номинальной девальвации рубля. Базовая инфляция в январе-августе составила 6,2%, что превысило показатели предыдущего года (5,8%). Банк России ожидал, что ее уровень снизиться по итогам года до 8,7-9,2%. Но ожидания не оправдались - базовая инфляция составила 10,5%.
В 2004 году в качестве цели единой государственной денежно-кредитной политики было принято ограничение прироста потребительских цен в пределах 8-10% (в расчете декабрь 2004 года к декабрю 2003 года).
В соответствии с условиями принятого сценария предусматривалось, что темп прироста ВВП составит 5,2% среднегодовая цена на нефть сорта «Юралс» -22 доллара США за баррель, среднегодовой курс рубля к доллару США - 31.3 рубля за доллар США годовой прирост валютных резервов органов денежно-кредитного регулирования 12,8 млрд. долларов США. Указанным условиям соответствовал прирост денежной массы за год (25%), который был заложен в основу денежной программы на 2004 год.
Но макроэкономическая ситуация развивалась пo иному сценарию, близокому к 2003 году. В первом полугодии 2004 года по отношению к первому полугодию 2003 года ВВП увеличился на 7.4%. Средняя цена на нефть сорта "Юралс" за январь-сентябрь 2004 года составила 33,3 доллара США за баррель. Средний курс рубля к доллару США за тот же период - 28,9 рубля за доллар США. Прирост золотовалютных резервов за девять месяцев 2004 года достиг 18,1 млрд. долларов США. В этих условиях фактический рост денежной массы сложился несколько выше предполагаемого. Увеличение денежной массы на 1.10.04 пo сравнению с показателем на туже дату предыдущего года составило 35,4%.
В денежной программе до конца 2004 года учтено также снижение нормативов обязательных резервов с 7-10% до 3,5%. Это отразилось на росте (с 2,3 дo 2,5) денежного мультипликатора, рассчитанного по узкой денежной базе.
Инструменты которые Банк России использовал (абсорбирования ликвидности и рефинансирования банков) позволили оперативно реагировать на изменение интенсивности и направлений движения финансовых потоков в рамках поставленных целей денежно-кредитной политики.
Система инструментов денежно-кредитного регулирования должна обеспечивать стабильность денежного рынка и, в тоже время, стимулировать кредитные организации к более эффективному управлению собственной ликвидностью.
При возникновении у банков потребности в дополнительной ликвидности они могли воспользоваться набором инструментов, предлагаемых Банком России для этих целей. В течение дня это могли быть обеспеченные внутредневные кредиты. предоставляемые Банком России без взимания платы, а также проводимые в первой и во второй половине дня аукционы однодневного прямого РЕПО. Кроме того, на еженедельной основе Банком России проводились операции по предоставлению ликвидности банкам на более длительные сроки. В конце операционного дня кредитные организации имели доступ к постоянно действующим инструментам Банка России - кредитам «овернайт» и сделкам «валютный своп», процентные ставки по которым установлены на уровне ставки рефинансирования…
Депозитные операции Банка России сочетались с активным применением инструментов изъятия свободных денежных средств, основными из которых стали операции по продаже Банком России государственных облигаций из собственного портфеля без обязательства обратного выкупа и операции ОМР. В ситуации избыгочной ликвидности и значительного роста объемов денежных средств кредитных организаций, аккумулируемых на депозитных счетах в Банке России, с февраля 2004 года Банк России при проведении проведении аукционов ОМР сосредоточил внимание на проведении операций на сроки, превышающие четыре месяца.
В урегулировании проблемы нехватки рублёвой ликвидности на денежном рынке в 2004 году большую роль сыграли решения Банка России о снижении нормативов обязателбных резервов. которые принимались в целях постепенного выравнивания конкурентных условий для российских и иностранных кредитных организаций.
Норматив обязательных резервов пo средствам физических лиц в валюте Российской Федерации был снижен 8 июля 2004 года с 7 до 3,5%.
С начала 2004 года Банк России дважды принимал решение о снижении ставки рефенансирования 15.01.04 - с 16 до 14% годовых, и 15.06.04 – с 14 до 13% годовых.
В
своих прогнозах денежно-
Основной
целью денежно-кредитной
Это было вызвано факторами не связанными с денежно-кредитной политикой (рост тарифов ЖКХ).
Банк России мог компенсировать влияние немонитарных инфляционных факторов путем ужесточения денежно-кредитной политики. Т.е. резко сократить объемы преобретаемой ЦБ РФ валюты и существенно револьвировать рубль. Инфляция бы снизилась, но остановился бы экономический рост.
Следует обратить внимание на позитивную роль Стабилизационного фонда в ограничении роста денежной массы (денежная масса увеличилась на 32%), что приводит к сдерживанию инфляции и укреплению реального эффективного курса рубля. Курсовая политика Банка России имеет большое значение в снижении инфляции. За 4 первых месяца номинальный эффективный курс рубля повысился на 2 %, а реальный эффективный курс рубля повысился на 6,7%.
Инфляция по итогам текущего года составила 11%, что не соответствует изначальным планам ЦБ РФ.
Банк России разработал на следующий год три варианта денежно-кредитной политики. Первый вариант исходит из среднегодовой цены на нефть марки URALS в $28 за баррель, второй вариант - $40 за баррель и третий вариант - $50 за баррель. Исходя из этого, ЦБ прогнозирует рост золотовалютных резервов в 2006 году по первому варианту на $22.8 млрд., по второму варианту - на $54.5 млрд. и по третьему варианту - на $82.5 млрд.
По первому варианту ЦБ прогнозирует некоторое снижение номинального эффективного курса рубля. По второму варианту номинальный эффективный курс рубля останется стабильным, а реальный эффективный курс рубля укрепится на 4.5%.
Минэкономразвития РФ считает, что ожидаемое укрепление реального эффективного курса рубля составит в 2006 году около 4.2%. По третьему варианту ЦБ прогнозирует возможное укрепление номинального курса рубля и большее, чем во втором варианте, укрепление реального эффективного курса.
Рост денежной массы в зависимости от вариантов, по прогнозам ЦБ, составит от 19% до 26%. ЦБ считает возможным принять на 2006 год прогноз по инфляции в 7-8.5%.
Информация о работе Теоретические основы кредитно – денежной (монетарной) политики