Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2011 в 10:58, реферат
Теневая экономика имеет много названий - незаконная, нелегальная, скрытая - но суть этого явления не меняется. Теневая экономика - это сокрытие доходов, неуплата налогов, контрабанда, наркобизнес, фиктивные финансовые операции и др. Доходы от этих видов деятельности поистине грандиозны, они исчисляются десятками миллиардов долларов, однако, те действия, которые пресекаются правоохранительными органами, являются лишь вершиной гигантского айсберга, определить размеры которого никому не под силу.
Неформальное производство основано на применении не капитало -, а трудоемких технологий: для приобретения сложной техники необходим доступ к кредиту, а, самое главное, ее почти невозможно применять скрытно от глаз государственных чиновников. Занятые в неформальном секторе обладают в основном одним капиталом - «человеческим»; поэтому их производство концентрируется главным образом в сфере услуг, а также в производственной сфере с простыми технологиями. Например, в Италии 1980-х «неформалы» производили более 33% коммерческих услуг (в т. ч.
65 % услуг в гостиничном деле и коммунальной сфере, 50% ремонтно-восстановительных работ), но лишь немногим более 10% промышленного производства.
Для неформального сектора характерна раздробленность, высокая степень конкурентности. В этой сфере могут существовать и подпольные мастерские и даже мини-фабрики, но основную долю «фирм» составляют предприятия чисто семейного бизнеса или индивидуальная занятость (например, «левые» такси). Концентрация в неформальном бизнесе затруднена - в силу не столько технологических факторов, сколько из-за быстрого увеличения трансакционных издержек (прежде всего, необходимости откупаться от блюстителей порядка).
Неформальный бизнес характеризуется также высокой степенью уязвимости: нет стабильных заказов, невозможно страхование, защита прав собственности. Поэтому занятые в этой сфере получают довольно нерегулярные и часто весьма низкие доходы.
Наряду с общими чертами следует выделить особенности, характерные для качественно различных обществ.
Наиболее масштабно неформальный сектор представлен в развивающихся странах, где теневая занятость часто становится основной стратегией выживания бедных слоев населения, причем ее рост обгоняет рост легальной занятости. Неквалифицированные работники («трудящаяся беднота») обеспечивают производство и реализацию дешевых товаров и услуг первой необходимости для нужд столь же небогатых покупателей.
Если ранее основной причиной разрастания неформального сектора в «третьем мире» считалась слабость общего экономического развития, которая не обеспечивает занятости в легальном секторе, то теперь внимание исследователей обращено в основном на институциональные факторы. Современный перуанский экономист Эрнандо де Сото провел серию исследований, которые доказали, что незаконность бизнеса есть мера вынужденная: издержки легализации («цена законности») в бюрократизированной экономике стран «третьего мира» настолько высоки, что потенциальные предприниматели вынуждены уходить в тень. Например, когда для регистрации маленькой фабрики по пошиву одежды в Перу нужно затратить примерно 10 месяцев для хождения по инстанциям и раздать в качестве пошлин и взяток сумму, равную минимальной зарплате за 3 года, то мелкие предприниматели просто вынуждены предпочесть теневой бизнес легальному. Таким образом, неформальный сектор оказывается порождением не столько общей бедности, сколько бюрократизированности государства, которое покровительствует «большому бизнесу», но препятствует развитию малого. Более того, именно неформальные предприниматели, по мнению Э. де Сото, - это истинные носители «духа капитализма», которые желают и умеют добиваться успеха за счет личной инициативы и конкуренции, а не путем «рентоискательства» (поиска политических привилегий). Этот вывод во многом применим и в отношении более развитых стран.
В развитых странах «гнет законов» также толкает многих предпринимателей на организацию подпольного производства обычных товаров и услуг, где трудятся в основном нелегальные эмигранты и безработные. Неформальное производство здесь меняется в противофазе с ритмом легальной экономики: когда легальная экономика страдает от кризиса, теневая экономика расширяется; когда же начинается фаза роста, рост теневой экономики приостанавливается или даже сокращается. В целом величина теневой экономики довольно стабильна с некоторой тенденцией к росту.
Когда
в странах социалистического лагеря началась
рыночная модернизация, то резкое снижение
среднего уровня доходов и их дифференциации
привело к столь же резкому разбуханию
«теневой» занятости («челноки», тиражирование
«пиратских» аудио- и видеокассет, торговля
без лицензий и др.), а некоторые успехи
в экономическом развитии после кризиса
1998 привели к ее сокращению. Видимо, динамика
«серой» теневой экономики может служить
своеобразным индикатором удачи или неудачи
реформ.
3. Основные закономерности развития «черной» теневой экономики
Хотя преступность известна со времен рождения цивилизации, организованная преступность окончательно сложилась только к 20 веку. Традиционная преступность (кражи, грабежи и др.) основана на насильственном перераспределении, и создание преступных групп мало увеличивало бы добычу, повышая риск обнаружения. Современная же организованная преступность - это, прежде всего, деятельность по «социальному заказу», «преступления без жертв». Посетители подпольных казино и публичных домов, жаждущие «кайфа» потребители спиртного или наркотиков, работающие под мафиозной «крышей» предприниматели - все они являются не столько жертвами, сколько добровольными клиентами гангстеров. С появлением устойчивого спроса на запрещенные товары и услуги, преступность частично трансформируется в специфическую разновидность бизнеса, когда для минимизации трансакционных издержек становится выгодным создание стабильных «фирм» - преступных группировок.
Мафиозный бизнес, как и легальный, обычно является диверсифицированным (многопрофильным). Пока правовая защита предпринимательства слаба, мафия специализируется на рэкете - нелегальной правоохранительной деятельности (занимающиеся легальным бизнесом вынуждены за обеспечение безопасности платить регулярную дань контролирующей данную территорию группировке); когда же правовые институты упрочиваются, организованная преступность уходит в основном в сферу наркобизнеса. Хотя наркотики обеспечивают примерно половину доходов организованной преступности в мировом масштабе, тем не менее, современные преступные организации сохраняют позиции и в контроле над азартными играми, и в порнобизнесе, и в подпольном ростовщичестве, и в иных криминальных промыслах.
Экономика организованной преступности олигополистична по форме и монополистична по существу. В большинстве стран, как правило, действует несколько мафиозных организаций (кланов), занимающихся схожими промыслами. Как и в легальном бизнесе, олигополистическая конкуренция в «черной» экономике заведомо неэффективна. Во избежание потерь от самоубийственной междоусобной борьбы, контролируемые территории делятся на районы, закрепленные за отдельными мафиозными группами. Центральное руководство гангстерского сообщества, если оно есть, выполняет координирующие функции (аналогично национальным союзам предпринимателей в легальных отраслях). Мафиозное сообщество в результате представляет собой федерацию относительно самостоятельных, часто враждующих организаций. На своем «участке» каждая мафиозная группа действует монопольно, однако время от времени происходит силовой передел территорий (часто в ходе мафиозных «разборок»).
Мафиозный бизнес высокоприбылен, причем средняя норма гангстерской прибыли отличается от нормальной средней нормы прибыли на несколько порядков. В легальном бизнесе 10% годовых считаются очень высоким показателем, в то время как в наркобизнесе норма валовой прибыли в одной торговой сделке может превышать 1000%. Но оборотной стороной высокой валовой прибыли являются не менее высокие издержки. В этом бизнесе невозможна обычная страховка предпринимательских рисков, которые достаточно высоки (при транспортировке наркотиков правоохранительные органы перехватывают примерно 10% всех грузов). В результате полицейского преследования мафиозный предприниматель рискует оказаться на длительный срок в заключении и даже расстаться с жизнью. Своеобразной страховкой можно считать систематический подкуп полиции и политиков. Однако эти «страховые взносы» огромны и доходят до 1/3-1/2 валовой прибыли. Высоки также издержки «отмывания» (легализации) преступных капиталов - 5-10% доходов. Очень своеобразны в мафиозном бизнесе издержки конкурентной борьбы: обычный бизнесмен рискует потерять свой капитал, мафиозный - и свою жизнь. В силу этих причин средний уровень чистой прибыли членов преступных организаций не так уж велик, а ее легальное использование затруднено.
Экономисты считают, что если приходится выбирать при прочих равных между организованной и неорганизованной преступностью, то организованная преступность является гораздо меньшим злом, чем преступность неорганизованная - более кровавая и менее контролируемая. Основной задачей, поэтому становится не уничтожение, а сдерживание организованной преступности в наиболее приемлемых для общества масштабах.
Итак, теневая экономика проявляется в трех формах: неофициальной, фиктивной и черной. Надо отметить то, что в реальной жизни бывает сложно отнести какое-то явление к конкретной форме. Например, получение официальным должностным лицом премии за якобы сделанную работу, скажем, якобы прочитанные лекции, с одной стороны относится к черной экономике (взяточничество), а с другой стороны - к фиктивной (отмывание незаконно полученных денег). Но это уже проблемы классификации.
Методы борьбы с теневой экономикой.
Борьба
с теневым сектором экономики представляет
собой еще более сложную задачу, чем определение
ее масштабов. Главная цель - легализация
неофициальной экономики и сокращение,
а лучше ликвидация, криминальной. Поскольку
на развитие теневой экономики влияют
многочисленные факторы, то и средства
борьбы с нею должны быть комплексными.
Они должны включать экономические, правовые
и социальные аспекты.В настоящее время
применяются такие меры как:
·
реформирование налоговой системы, способствующее
выводу части дохода из теневой сферы;
·
ужесточение борьбы с коррупцией;
·
меры по возвращению вывезенных из страны
капиталов и прекращению такого вывоза
за счет создания более привлекательного
инвестиционного климата в стране;
·
выявляются подпольные производства (например,
в ликероводочной промышленности) и пресекается
их деятельность;
·
усиление контроля над финансовыми потоками,
препятствующее отмыванию грязных денег.
Во властных
государственных структурах, общественных
организациях и научных учреждениях доминируют
два подхода к решению проблем "теневой"
экономики.
Первый
- радикально-либеральный, реализуемый
с конца 1991 - начала 1992 года и связанный
с целевыми установками на сверхвысокие
темпы первоначального накопления капитала.
Печальные итоги воплощения данного подхода
налицо: отмеченные выше критические масштабы
"теневой" составляющей отечественной
экономики и образование мощных финансово-производственных
кланов, проникающих в высшие эшелоны
власти, с одной стороны, подавление нормальной
предпринимательской деятельности, прежде
всего малого бизнеса, - с другой.
Второй
- репрессивный подход возник как своеобразная
реакция на социальные негативы либерального.
Он предполагает: расширение и усиление
соответствующих подразделений МВД, ФСБ,
налоговой инспекции, налоговой полиции
и Министерства финансов; улучшение взаимодействия
спецслужб, формирование системы тотального
контроля; общее ужесточение законодательства,
направленного против "теневой" экономики,
усиление мер наказания. В качестве одной
из попыток реализации репрессивного
подхода можно рассматривать принятие
в России Государственной Думой в первом
чтении представленного Минфином РФ законопроекта
"О государственном контроле за соответствием
крупных расходов на потребление фактически
получаемым физическими лицами доходам".
Идея проекта, казалось бы, естественна:
поскольку государству не удается зарегистрировать
доходы, следует поставить под контроль
расходы граждан (от 500 до 1000 минимальных
окладов в течение года) и подобным путем,
во-первых, выявить доходные действительные
параметры состоятельных групп населения,
во-вторых, принудить их раскрыть источники
сокрытых средств, в-третьих, собрать недовыплаченные
налоги. Однако для достоверного прогнозирования
последствий проектируемых действий необходимо
вернуться к причинам разбухания "теневой"
части экономики. Их много, но главные
замыкаются на сложившиеся общие условия
хозяйствования. Последние подавляют
отечественное производство, вынуждают
предпринимателей укрывать доходы от
неподъемных налогов и выводить капитал
из производства в финансовую сферу и
за границу, криминализируют общество.
В общем,
поскольку в законопроекте упор сделан
на преследование людей, а не на устранение
условий, препятствующих превращению
"теневой" деятельности в легальную,
то экономические результаты его принятия
могут оказаться во многом противоположными
декларируемым: вместо расширения налоговой
базы - ее сужение, вместо подавления криминальных
тенденций - их усиление.
Формируя
концептуальную основу линии в отношении
"теневой" экономики, следует иметь
в виду три обстоятельства. Во-первых,
возврат к монополии государственной
собственности и административно - распределительной
системе уже исключен. Во-вторых, необходима
смена модели реформирования экономики
в целом, причем во главу угла новой реформационной
модели должны быть поставлены интересы
отечественных производителей и потребителей.
В-третьих, для осуществления этой смены
предстоит привести в действие все заинтересованные
силы, включая и те, которые увязли в "теневой"
экономике.
С учетом
вышесказанного необходимо, с одной стороны,
изменить общие условия хозяйствования,
а с другой - осуществлять специальную
программу интеграции на здоровой основе
"теневой" и легальной экономики.
Необходим, конкретнее, нацеленный на
параллельное решение этих двух задач
комплексно-правовой подход, связанный
с совершенствованием законодательства
в направлении обеспечения должных условий
развития предпринимательства.
В настоящее
время легализация "теневых" капиталов,
направляемых в легальную экономику, -
едва ли не единственный (в смысле реальной
возможности мобилизации) источник крупномасштабного
инвестирования в народное хозяйство.
Правительство загнало предпринимателя
"в тень" и теперь обязано предоставить
последнему возможность из нее выйти.
Карательные меры к "теневикам" -
предпринимателям приведут к безвозвратной
потере для страны огромных капиталов.
Заставить эти средства работать для общего
дела - задача, достойная истинных реформаторов.
Примерно такое же положение и с коррупцией: бороться с ней можно единственным способом - уничтожая условия её существования. Силовые меры приводят только к тому, что услуги коррупционеров дорожают и эти расходы, в конечном счёте, ложатся на плечи нижестоящих экономических субъектов.
Список литературы
Информация о работе Теневая экономика. Виды теневой экономики и методы борьбы с ней