Автор: n********@bk.ru, 27 Ноября 2011 в 16:38, курсовая работа
Цель данной работы – исследовать теневую экономику.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть понятие теневой экономики.
Исследовать структуру теневой экономики.
Оценить масштабы теневой экономики.
Рассмотреть теневую экономику в современной России.
Введение………………………….…………………………………………………..3
Глава 1. Понятие теневой экономики……………………………...………………4
Глава 2. Структура и масштабы теневой экономики……………………….……16
Глава 3. Теневая экономика в России…………………………………..…………21
Заключение………………………………………………………………………….31
Список использованной литературы……………………………
Реальные решения связаны с очень серьезными усилиями, в том числе с политическими. Действительно реалистичный рецепт - продвижение по пути демократизации всех социально-экономических процессов, повышение ответственности исполнительной власти перед парламентом, усиление судебной системы и правоохранительных органов в целом, жесточайшая борьба с коррупцией в госаппарате. Криминализация бизнеса произошла не без помощи государства. Именно оно, не оплачивая в срок госзаказ, побудило директоров предприятий искать окольные пути по привлечению кредитов для поддержания производства. Нетрудно было также предвидеть, что при разделении экономики на государственный и частный секторы возникнет теневой переток государственных средств в коммерческие структуры. Это прогнозировалось еще в 1991 году. В монографии “Реформа без шока” были высказаны предложения, как упредить подобные явления. Произошло то, что и предсказывалось. Директора предприятий через подставных лиц насоздавали кооперативы, малые предприятия, на счета которых перекачивали часть финансовых средств. Параллельно произошло сращивание интересов коммерческих структур и органов власти и управления, вследствие чего значительная часть бюджетных средств и сейчас используется не по назначению, бесконтрольно. Например, в Омской области в 1994-1995 годы из 105,8 млрд. рублей фонда медицинского страхования лишь 20% было израсходовано по назначению.
Огромный урон экономической безопасности страны наносит отъем собственности криминальными структурами. Только в Москве ежегодно меняют собственников силовым путем порядка 300 фирм, фабрик, заводов. Так, в $5 млн был оценен ущерб, нанесенный черными рейдерами в результате силового захвата в Москве в 2005 г. здания, принадлежащего ОАО «Гипрозем». Если бы организаторам захвата удалось юридически его отстоять, они получили бы $40 млн прибыли. Заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности, руководитель рабочей депутатской группы по борьбе с «недружественными захватами» и поглощением российских предприятий Г.В. Гудков отмечает: «Отъем собственности криминальными структурами превратился в настоящий бизнес. Угроза для национальной безопасности так серьезна, что мы создали рабочую группу для выработки законодательных мер противодействию “захватам”. Наша задача — бороться со схемами, которые используют мошенники. В России на их стороне коррупция, отсутствие бизнес-этики, отсутствие в российском менталитете чувства уважения к собственности. Считаю необходимым участие прокуратуры в арбитражном процессе, кроме того, необходимо также внесение в Уголовный кодекс поправок, которые сделают фальсификацию документов действительно наказуемым деянием». По мнению экспертов, экономика России сегодня теряет десятки миллиардов долларов из-за «недружественных поглощений».
Серьезная проблема, подрывающая экономическую безопасность страны, — коррупция. Выступая на пресс-конференции в Кремле, В.В. Путин подчеркнул, что коррупция всегда сопровождает развивающиеся рынки и развивающиеся страны. Нужно повышать денежное содержание чиновников, развивать институты гражданского общества и свободу средств массовой информации, совершенствовать законодательство.
Другая проблема, которая наносит серьезный урон экономической безопасности, — миграция. Ежегодно миллиарды рублей скрываются от налогообложения и перечисляются гастарбайтерами в страны ближнего зарубежья. В России насчитывается от 5 до 7 млн нелегалов. Больше всего мигрантов из Узбекистана — 17,5%, на втором месте Китай (15,5%), многие приезжают также с Украины, из Молдавии, Азербайджана, Армении, Грузии.
Не менее остро стоит и проблема борьбы с изготовлением и сбытом поддельных денежных знаков. В 2004 г. в Салониках (Греция) прошел международный конгресс по проблемам фальшивомонетничества, которые в современных условиях актуальны для многих стран мира, в том числе и для России. По данным МВД РФ, только в 2004 г. в нашей стране было зарегистрировано 28 519 преступлений, связанных с подделкой и сбытом фальшивых денег, — на 9,5% больше, чем в 2003 г. Была разоблачена 51 преступная группа, занимавшаяся изготовлением и сбытом фальшивых денег. Было изъято 55 комплектов печатного оборудования, 1602 человека привлечены к уголовной ответственности. Ущерб, нанесенный фальшивомонетчиками, составил 5 191 755 000 рублей.
Начиная с 1996 г. в стране ежегодно резко увеличивается количество воровства с пластиковых карт. По данным УБЭПа, в РФ 34% воруют с поддельных карт, 33% — с украденных, 10% — с утерянных, прочие варианты составляют 23%. За последние пять лет количество преступлений с пластиковыми карточками в России увеличилось в шесть раз. Размер ущерба стабильно держится на уровне $2–3 млн в год.
Теневая экономика в России, как её видят с Запада, представляет собой совершенно уникальный феномен. Если исходить из недавнего доклада известного американского "мозгового треста" Rand Corporation, российский теневой сектор имеет давнюю историю. Постоянный дефицит товаров народного потребления и система фиксированных цен (которые были значительно ниже рыночных) еще в 70-е годы создали в СССР предпосылки для широкомасштабных "спекуляций" и торговли "из-под прилавка". Огромный размах приняло присвоение государственной собственности (феномен "несунов"). Сюда можно добавить также приписки на производстве. С одной стороны, они позволяли фиктивно выполнять спускаемые сверху планы, а с другой - скрывать воровство материалов и оборудования, которые затем перепродавались на черном рынке. Несмотря на суровые "официальные" наказания, теневая экономика процветала, помогая сглаживать неизбежные при центральном планировании ошибки в распределении ресурсов. Все эти традиции расцвели после краха коммунизма. Если в 1973 году теневой сектор в СССР равнялся примерно 3% ВВП, в 1990-1991 годах - 10-11%, то в 1993 году он составлял 27% ВВП, а еще через три года - уже 46%. У бизнеса также были веские основания сомневаться в способности государства эффективно использовать налоговые поступления для общественного перераспределения. Дополнительным мотивом стало желание снизить издержки и максимизировать прибыль в условиях небывалого экономического кризиса. В результате в России сформировалась совершенно уникальная по международным меркам теневая экономика. Ее основные черты - уход от налогов, бегство капитала за рубеж, двойная бухгалтерия, челночная и бартерная торговля, скрытая безработица, коррупция.
Теневая экономика в России неравномерно представлена в различных отраслях. Так, по оценкам Роскомстата, если в строительстве на теневой сектор приходится около 8% деятельности, то в торговле этот показатель превышает 63%. Около трети всей внешней торговли России осуществляется армией челноков, перевозящих огромную массу товаров из соседних стран. В свое время по оценке экономиста Евгения Ясина, в середине 90-х годов в стране насчитывалось 1,8 млн. челноков (при том, что всего в розничной торговле было занято 5 млн. человек), которые пересекали границу 3,6 млн., ввозя товаров на сумму 11 млрд. долларов. Челночный бизнес получил статус официально признанной, легальной экономической субкультуры, сохранившей многие черты теневой экономической деятельности (использование наличных расчетов). Российская теневая экономика, вопреки западным стереотипам относительно "русской мафии", производит в основном вполне легальную продукцию и услуги. На криминальные группировки приходится всего 3% теневого сектора. Еще одной чертой новой теневой экономики в России стало широкое распространение скрытой занятости. Согласно недавним исследованиям, 27% трудоспособных россиян (а это 21 млн. человек) имеют официально не учтенную вторую работу, причем около половины из них заняты в "посреднической деятельности", треть - в розничной торговле, а оставшиеся - в челночном бизнесе. Если учитывать эту особенность, можно получить сильно отличающуюся от официальной картину доходов российских граждан. В условиях экономического кризиса теневая экономика в России имеет устойчивую тенденцию к росту.
На экономическом форуме в Красноярске в середине февраля 2008 президент Медведев заявил о необходимости принятия специального антикоррупционного плана. "Должен быть в особом порядке разработан и реализован национальный план по борьбе с коррупцией", - сказал он на форуме.
25
марта 2008 года президент Дмитрий
Медведев заявил, что антикоррупционный
план должен включать в себя
как минимум три раздела:
Первое - это законодательные изменения
в области уголовного права и процессы,
связанные как с международными обязательствами
России, так и с текущей ситуацией в стране.
Вторая и, по его словам, гораздо более сложная часть плана - это именно создание антикоррупционных стимулов. Это зависит "от общего уровня жизни в стране, уровня зарплаты, от того, насколько безусловно и жестко применяются законы в отношение тех, кто нарушает закон, в отношении так называемых коррупционеров, тех, кто берет взятки, совершает другие коррупционные действия". При этом Медведев высказал мнение, что высшая форма такой мотивации - когда для лица, которое собирается получить взятку, становится очевидным, что этого не следует делать, потому что это может разрушить всю его жизнь.
Третье - это "изменение правосознания, изменение мышления людей".
"Таким образом, это законы, система стимулирования и общее улучшение экономического климата в стране, а также формирование современного правосознания", - сказал Медведев.
19
мая Дмитрий Медведев провел
в Кремле совещание по
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Приведенная
информация представляет собой средний
обзор масштабов теневой
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ