Теневая экономика РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 18:30, курсовая работа

Описание работы

Теневая экономика РФ
Оглавление
В России наблюдается тенденция разрастания теневого сектора в экономике. И это не может не оказать пагубного влияния на все сферы экономической деятельности. Целью моей работы является рассмотрение причины роста и развития теневой экономики в России, а тек же особенности теневого сектора в России. Мне предстоит решить следующие задачи:

1.указать сущность и структуру теневой экономики

2.рассмотреть теневую деятельность в СССР

3.оценить масштабы теневой экономики в современной России

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ ПО ЭТ.docx

— 65.22 Кб (Скачать)

       Вторая  группа формирует среднюю часть  пирамиды и состоит из «теневиков-хозяйственников» (предприниматели, коммерсанты, банкиры). Представляющих серый рынок. Здесь  черный рынок смыкается с серым. Многие представители как черного, так и серого могут войти в нормальную белую экономику. Пока же они вынуждены уходить в «полутень» потому, что издержки их деятельности при существующих правилах экономической игры зачастую превышают доходы.

       Третья  группа представлена наемными работниками  физического и умственного труда, для которых нерегистрируемая деятельность - вторичная  занятость. Род их занятий  сам по себе не является противоправным, но в силу разного рода обстоятельств (правовых и экономических) эти занятия  уводятся в тень. К ним примыкают мелкие и средние государственные служащие, в доходах которых до 60% составляют взятки. /6, с.20-32/

       Приведем  еще одну классификацию - по характеру  и степени регистрации хозяйственных  операций. С этой точки зрения теневая  экономика делится на следующие  сегменты:

       1. Деление по мотивам действий  хозяйствующих агентов в отношении  отчетности:

       а) скрытая экономика  - экономическая деятельность, сознательно укрываемая хозяйствующими агентами от статистических и налоговых органов;

       б) потерянная экономика - экономическая деятельность, не попадающая в отчеты в результате неполного охвата обследуемых единиц наблюдения, неосведомленности и непроизвольных ошибок экономических агентов.

       2. Деление по охвату деятельности  статистическим учетом:

       а) учтенная экономика - экономическая деятельность, не отражаемая в отчетности самих экономических агентов, но учитываемая статистикой в результате специальных дорасчетов;

       б) неучтенная экономика - экономическая деятельность, выпадающая и из отчетов, и из окончательных статистических данных.

       Существует  несколько основных элементов теневой  экономики, а именно:

       - сокрытие предприятия (осуществление  регулярной организованной хозяйственной  деятельности без регистрации);

       - сокрытие хозяйственных операций (неотражение их в договорах  и отчетности);

       - сокрытие найма рабочей силы (наем  без оформления трудовых договоров);

       - сокрытие доходов (уход от налогов).

       Чаще  всего эти элементы тесным образом  взаимосвязаны, но это не обязательно. В принципе можно не регистрировать предприятие и при этом относительно честно платить подоходный налог. Или скрывать операции зарегистрированного предприятия. /5, с.60-69/

       Факторы способствующие развитию теневой экономики:

       1. Низкий  уровень  реальной  раскрываемости  экономических

       преступлений.

       2. Проявляющаяся тенденция снижения  уровня профессионализма сотрудников, в компетенцию которых входит борьба с экономическими преступлениями.

       Например, по результатам опроса сотрудников  аппаратов БЭП ГУВД Москвы, Санкт-Петербурга и Ленинградской области 62% из них  не имели высшего юридического образования, в том числе 41% — юридического образования вообще; 33% имеют стаж работы по специальности до 1 года; 37% — от 1 года до 3 лет; 10% — от 3 до 5 лет; 10% — от 5 до 10 лет; 8% — свыше 10 лет.

       3. Отсутствие эффективной системы  координации деятельности по  раскрытию и расследованию экономических  преступлений, составляющей компетенцию различных правоохранительных органов.

       4. Отсутствие эффективной системы  оценки состояния теневой

       экономики.

       5. Отсутствие адекватной потребностям  практики системы подготовки специалистов. /20.с.41 / 
 
 
 
 
 
 

Пути  выхода из теневой  экономики

 

       В настоящее время трудно отрицать необходимость срочной разработки концепции и программы государственной  политики в отношении теневой  экономики. Доктор экономических наук, руководитель Фонда социально-экономических  исследований "Перспективные технологии" В. О. Исправников в своей статье "Как вывести капиталы из "тени"" предлагает следующее. Важно ответить на два вопроса, - считает он, - Во-первых, сегодня в отряд теневиков  переходят не только сугубо криминальные, но и обыкновенные отечественные  предприниматели, задушенные налогами, замученные постоянной сменой "правил экономической игры".

       Во-вторых, в теневой экономике увязли огромные капиталы. Только "челноками" в последние годы импортируется товаров в объеме ежегодного нефтяного экспорта страны. Происходят это в условиях разразившегося кризиса капиталовложений, когда инвестиционная деятельность неуклонно приближается к точке полного затухания. Необходимо выработать стратегию привлечения этих ресурсов на нужды экономического роста. /7, с.5-6/

       В целях создания и поддержания  благоприятной хозяйственно-правовой среды для бизнеса нужна постоянная корректировка легитимных условий  деятельности предпринимателей, приоритетная по отношению к ужесточению репрессивных, уголовно-правовых методов.

       Согласно  же Налоговому кодексу, суммарная налоговая ставка выше 30% ВВП. А с социальными выплатами (пенсионный, дорожный фонды и т.п.) - до 50%. Тогда как необходимо сокращение налогооблагаемой базы до 26-28% ВВП (без учета социальных выплат); реструктурирование налоговой задолженности, прежде всего для малого бизнеса в перерабатывающей и легкой промышленности; освобождение от налогового пресса части прибыли, идущей на расширение производства и создание новых рабочих мест; перенос центра тяжести налогового бремени из сферы производства в сферу личного потребления, на доходы и имущество граждан, применение рентных платежей.

       Также предстоит разработать и реализовать  действенные меры защиты населения  со стороны государства от финансового  мошенничества, обеспечить гарантии защищенности сбережений и капиталов (как, разумеется, и самого института частной собственности). /8, с.45/

       А главное, конечно же, создать благоприятное  экономическое и правовое пространство на территории нашей страны. Любому бизнесу свойственны подъемы  и падения. Если подъем переживается сравнительно легко, то любое падение  в "теневом бизнесе" - катастрофа. Каждый из участников станет доказывать, что другие своровали больше. С  каждым днем все весомее и значимее становится такое понятие, как репутация  фирмы. Недаром с 2000 года этот актив  включен в баланс предприятия. Кое-кто  из бывших теневиков уже в полной мере осознал это и изо всех сил старается отмыть свою сомнительную, в недалеком прошлом, репутацию. Это и участие в шумных благотворительных  акциях и интервью, в которых говорится  о выплаченных в бюджет страны суммах налогов и так далее. Вчерашние  нелегальные бизнесмены строят гигантские торговые комплексы, разворачивают  рекламные компании, вслух говорят  о своих высоких оборотах. Сегодня  они считают, что выгоднее переплатить  налоги государству, чтобы завтра о  нем говорили, как о добропорядочном  бизнесмене, исправно платящем налоги. Россия постепенно осваивается в мировом экономическом и юридическом пространстве, в котором нет места компаниям, имеющим сомнительную репутацию на родине. По крайней мере, очень хочется на это надеяться. /10, с.7./ 
 
 

Теневая экономика в России

Причины роста и развития теневой экономики  в постсоветском  пространстве

 

       Сегодня теневая экономика охватывает почти  все сферы жизнедеятельности  россиян. С каждым годом теневой  сектор разрастается и так тесно  переплетается с легальным сектором, что уже трудно разграничить эти  элементы экономической системы. И  это в свою очередь влияет на внешнюю  экономику нашей страны.

       Главной причиной роста теневой экономики  в России, по мнению многих исследователей, была «незавершенная либерализация». Еще одной причиной так же являлась то ,что в тех сферах, свободу  формально разрешили, отсутствовали  её гарантии, защита со стороны государства. Эта атмосфера, благоприятствовала развитию теневой экономики и  явилась следствием определенных особенностей реализованной в России реформы. Выделим из них шесть важнейших.

       Первая  особенность-возникновение делового тандема чиновника и предпринимателя. Преобразования были проведены так, что предприниматели попали в  зависимость от чиновников. Произошла  приватизация функций государства  отдельными группами чиновников. Рыночные реформы предполагали резкое повышение  частной хозяйственной активности людей и соответственно сокращение властных полномочий государства в  экономике. В то же время эти преобразования способствовали значительному усилению неопределенности функций, прав, возможностей и ответственности государственных  чиновников разного ранга. Они же, как люди, обладавшие самыми значительными  по сравнению с другими социальными  группами деловым опытом и инициативность, сумели с наибольшей выгодой для  себя воспользоваться открывшейся  экономической свободой. Они фактически приватизировали свои рабочие места  и стали, выполнять должностные  обязанности , насколько это отвечало их частным экономическим интересам. В результате, когда предприниматель обращается к государству за защитой своих интересов, он её от органов власти не получает. Тогда деловой человек нанимает в частном порядке сотрудников какой-нибудь государственной спецслужбы или правоохранительных органов и напрямую платит им деньги, как работникам своей фирмы.

       Важная  особенность рыночных преобразований в России состоит в том, что  чиновники используют свои рабочие  места как один из ресурсов для  частного предпринимательства. Осуществляемое ими предпринимательство носит  теневой характер так же, как и  предпринимательство частных фирм, являющихся их партнерами по бизнесу.

       Вторая  особенность - чрезмерно большая  роль государства в экономике. Она  находит свое выражение в двух формах. Во-первых, в сохранении значительного  государственного сектора без прежних  экономических и правовых ограничений. Весьма велика доля госсектора в промышленности . Во- вторых, в чрезмерном и практически  бесконтрольном вмешательстве государства  в экономическую деятельность. К  ней относится создание государственных, полугосударственных или негосударственных  «уполномоченных» компаний, через которые  частные фирмы обязаны выполнять  какие-либо насущные функции (скажем, создание муниципального банка, через который  все организации региона обязаны  осуществлять расчеты с бюджетом, энергетиками, железной дорогой и  др.)

       Вмешательство государственных органов в экономику  всегда ведет к искусственному неравенству  в положении различных частных  фирм, всегда (прямо или косвенно) приносит выгоды одним и приводит к потерям у других. Значит, оно  стимулирует обратное влияние частного бизнеса на государственные органы с целью компенсировать потери (у  одних) и увеличить выгоды (у других). В российских условиях. Когда нет  общепризнанных цивилизованных законов, традиций и этики во взаимоотношениях бизнеса и государства. Это неизбежно  ведет к росту теневой активности. В результате чрезмерное вмешательство  государства в экономику при  его слабости и зависимости от различных групп интересов порождает благоприятные условия для роста теневой экономики.

       Третья  особенность - сохранение прежних форм монополизма и появление новых. Первые связаны с деятельностью государства. Так как государство сохранило прямой контроль за работой ряда секторов экономики, это создает монополизм, порождающих теневую активность. Например, сохранение государственного контроля за золотодобычей и ограничение доступа туда частного капитала служат источником существования черного рынка торговли золотом, оборот которого составляет многие десятки, а возможно, и сотни килограммов в год.

       Новая форма монополизма - монополизм «снизу»  как надстройка над частной рыночной активностью. Это система «крыш», которые делят между собой  тот или иной рынок. «Крыша» - неформальная группировка, осуществляющая контроль над определенным сегментом рынка. Ясно, что как сама деятельность «крыш», так и активность связанных с ними фирм имеет значительную теневую составляющую.

       Четвертая особенность - чрезвычайно высокий  уровень налоговых изъятий и  репрессивный характер системы налогообложения, одинаково расценивающей уклонение  от уплаты налогов т ошибку их исчисления. Такая система, при которой, по различным  оценкам, изымается 60-86% прибыли, а частная  фирма не имеет правовой защиты перед  государственной налоговой инспекцией, одно из следствий ситуации, когда в условиях экономической либерализации государство стремится сохранить «командные высоты» в экономике и контролировать основные финансовые потоки. В результате в стране сформировалась стойкая привычка к уклонению от уплаты налогов и переводу значительной доли деловой активности в «тень». В принципе уже одной этой черты достаточно для взрывного роста теневой деятельности.

Информация о работе Теневая экономика РФ