Теневая экономика: причины, формы существования, пути сокращения

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 17:48, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – выявить основные причины и предложить способы ограничения роста теневого сектора в экономике России. Для достижения цели необходимо решить задачи:
Дать анализ уровня развития теневого сектора в российской экономике.
Выявить формы теневых операций.
Раскрыть негативный эффект “теневой” деятельности на экономику России.
Выявить пути ограничения роста “теневой” деятельности в России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы проблемы теневой экономики.
1.1. Определение теневой экономики и формы ее проявления………………4
1.2. Условия формирования теневой экономики и факторы, способствующие
ее развитию……………………………………………………………………..14
1.3. Влияние теневой экономики на социально-экономическое положение
общества………………………………………………………………………..19
2. Влияние “теневой” деятельности на экономику России.
2.1. Основные причины ухода предприятий в теневую экономику………..22
2.2. Теневая экономика и налоговая преступность в РФ…………………....23
2.3. Понятие отмывания денег, полученных преступным путем…………...27
2.4. Практикуемые подходы к “высветлению” теневой экономики………..32
Заключение………………………………………………………………………43
Список используемой литературы…………

Работа содержит 1 файл

Полная курсовая!!! (1).doc

— 1.20 Мб (Скачать)
  • за несоблюдение согласованных с кредитной организацией условий расходования на месте поступающих в кассу предприятия наличных денег, а также их использования без согласования с обслуживающим банком;
  • за препятствование предприятиями проведению проверок кредитными организациями соблюдения установленных условий работы с денежной наличностью;
  •    за ненадлежащее оформление и ведение первичных бухгалтерских документов по учету кассовых операций и (или) их отсутствие.
  1. Предприятия и организации имеют возможность открывать множество счетов в банках (расчетные, текущие, бюджетные, депозитные, аккредитивные, ссудные, валютные, по капитальным вложениям и другие), что создает дополнительную возможность нарушения очередности платежей.
  1. Существуют широкие возможности эмиссии денежных суррогатов, в частности долговых обязательств.
  2. Отсутствуют законодательные акты, создающие правовую основу для функционирования экономически эффективных механизмов залога земли и объектов недвижимости, принимаемых в обеспечение банковских кредитов.
  3. Недостаточно разработаны правовые механизмы организации и проведения расчетов в условиях электронных платежных систем.
  4. Отсутствует единая база данных о юридических и физических лицах, причастных к совершению экономических преступлений или правонарушений.
  5. В значительной степени не регламентировано обращение капиталов внутри финансово-промышленных групп.

    Сохраняется тенденция распространения мошеннических  операций в кредитно-финансовой сфере, в том числе связанных с незаконным предоставлением банковских кредитов и гарантий, куплей - продажей иностранной валюты, оформлением разрешений физическим лицам на ее практически неограниченный вывоз за рубеж, необоснованными переводами (трансфертами) валютных средств в зарубежные банки, использованием для этих целей кредитных карточек, а также прямыми хищениями денежных средств, включая компьютерные преступления.

    Более 2/3 всех выявленных за последнее время  органами ВЭК России нарушений валютного  законодательства являются следствием неудовлетворительного или недобросовестного осуществления коммерческими банками функций агентов валютного контроля. Причем почти треть всех выявленных нарушений действующего законодательства приходится на неполноту и искажения банковского учета и отчетности по валютным операциям, а одна пятая обусловлена осуществлением коммерческими банками разного рода капитальных валютных операций без соответствующих разрешений (лицензий) Банка России.

    Следует отметить, что Банк России, последовательно  реализуя свои законодательно установленные функции, такие как банковский надзор, валютное регулирование, валютный надзор и др., активно противодействует развитию “теневой” экономики в финансовой и банковской сфере.

    Банк  России принимает непосредственное участие в работе над рядом  законопроектов в этой сфере. Так, были подготовлены и направлены в Государственную  Думу предложения, регламентирующие деятельность банков и кредитных организаций. Одновременно Банк России начал проводить работу, направленную на предупреждение проникновения преступных капиталов в банковскую систему страны. В частности были подготовлены “Методические рекомендации по вопросам организации работы по предотвращению проникновения доходов, полученных незаконным путем, в банки и иные кредитные организации“. В указанном документе особое внимание уделено основным принципам, определяющим работу банка при установлении с клиентом договорных отношений и расчетно-кассовом обслуживании. В нем также определен перечень подозрительных и требующих повышенного внимания со стороны банка операций, в том числе операций с денежными средствами в наличной форме.

    В целях защиты интересов инвесторов, банков и их клиентов и в соответствии с банковским законодательством  и федеральным законом “О рынке ценных бумаг“ Банк России приказом от 28.08.97 N 02-372 утвердил Положение “Об организации внутреннего контроля в банках“. Его действие распространяется на коммерческие банки и небанковские кредитные организации - профессиональные участники финансовых рынков.

    Вместе  с тем возникает необходимость  в принятии ряда других законодательных  актов, препятствующих развитию “теневой”  экономики в финансовой и банковской сфере.

 

1.3 Влияние теневой  экономики на социально-экономическое  положение в обществе 
 

Теневая экономика оказывает двойное  влияние на социально-экономическое  положение в стране: стабилизирующее  и дестабилизирующее. Степень проявления той или иной формы воздействия  в значительной мере определяется состоянием экономики в целом.

      Считается, что основными направлениями  стабилизирующего влияния теневой  экономики на Российское общество и  его экономику являются:

    · формирование более эффективных форм экономической деятельности, обеспечивающих выживание хозяйствующих субъектов в критических ситуациях;

    · создание в деятельности традиционных сфер новых рыночных ниш в период спада официальной экономики и падения уровня жизни населения;

    · формирование негосударственной финансовой базы для решения социальных задач.

      К основным дестабилизирующим направлениям относятся:

    · вытеснение официальных механизмов налогообложения и соответственно снижение объемов собираемых налогов;

    · дезорганизация производственных процессов в официальной экономике и препятствие созданию нормально работающих, "здоровых" экономических организаций;

    · усиление криминогенной обстановки в обществе, порождающей многочисленные конфликты, разрешаемые в том числе с применением насилия (рэкет, вымогательство и т.д.);

    · расширение "размытости" принципов социального поведения, когда не работает механизм поощрения за следование социальной норме и наказания за ее нарушение.

 

     На рынке ценных бумаг криминальный менеджмент проявляется в виде мошенничества, фальсификации документов, недобросовестной котировки ценных бумаг и заключения незаконных сделок с ценными бумагами, использования служебной (конфиденциальной) информации при совершении сделок с ценными бумагами, сокрытия эмиссионного дохода, хищения финансовых средств в крупных и особо крупных размерах.

          Одним из каналов  “теневой” экономики является практически  бесконтрольное приобретение за иностранную валюту по явно заниженным ценам на фондовом рынке резидентами и все чаще нерезидентами ценных бумаг российский предприятий, как правило, через подставные фирмы-посредники (“однодневки“) с использованием механизма так называемых депозитарных расписок, что чревато переходом целых, в том числе стратегически важных, отраслей под контроль мафиозных и зарубежных компаний.

          Отследить процесс  оборота теневого капитала и каким-либо образом оценить объемы таких  средств с помощью имеющихся  механизмов контроля за деятельностью участников рынка ценных бумаг практически не представляется возможным, поскольку отсутствует статистика подобных финансовых правонарушений и судебная практика по делам такого рода.  

         Одной из областей российского  финансового рынка, в которой проблема перевода капиталов в тень вызывает наибольшую озабоченность, является сфера вексельного обращения. Существующая система правового регулирования вексельного обращения и сложившаяся в стране практика выпуска и обращения бланковых векселей позволяет, используя векселя, не платить налоги. Расчеты дают основание утверждать, что в результате теневого обращения векселей государство недополучает сумму, равную 50 % номинала каждого векселя без учета НДС, что только в 2006 году составило около 200-250 трлн. рублей.

      Другой, не менее опасной для  социально-экономического развития  страны проблемой является фиксируемая  правоохранительными органами тенденция  криминализации системы пенсионного  обеспечения. Финансовые злоупотребления  в этой сфере стали носить массовый характер, прежде всего в виде незаконного обналичивания денежных средств и практически повсеместного ухода негосударственных пенсионных фондов от налогообложения. Просматривается опасность создания новых мощных финансовых пирамид. Для мировой практики - проблема, в общем, не нова, а способы ее разрешения за счет введения специализированного депозитарного обслуживания и создания управляющей компании достаточно хорошо известны.

      

 

2. Влияние “теневой”  деятельности на  экономику РФ. 

  2.1. Основные причины ухода предприятий в теневую экономику 

    Теневая экономическая деятельность в сфере  малого бизнеса разнородна и подход в силу данного обстоятельства должен быть дифференцирован. С одной стороны, бороться с “чистым криминалом“ - функция правоохранительных органов. С другой стороны, совершенно очевидна необходимость принятия ряда мер по “легализации“ части теневого бизнеса, что позволит в определенной степени стабилизировать как экономику страны, так и частично решить проблему сокращения экономической базы организованной преступности, использующей различные формы малого предпринимательства.

    Основными причинами ухода малых предприятий  в “теневую экономику“ являются: жесткий  налоговый прессинг, возможность  альтернативных расчетов (наличные, бартер и др.), административный характер арендных отношений (неразвитость рынка недвижимости), административно-бюрократические барьеры при регистрации, получении лицензий и т.д. По некоторым оценкам “теневая” экономика охватывает в малом бизнесе от 30 до 40 % объема продукции, услуг (оборота).

    Субъекты  малого предпринимательства, участвующие  в “теневой” экономике, могут  быть разделены на три группы:

    • 1 группа - сугубо криминальные малые предприятия, изначально создаваемые с преступными целями (мошенничество, отмывание денег, незаконная предпринимательская деятельность). Они формируют своеобразный каркас “теневой” экономики в сфере малого предпринимательства и обладают достаточно мощными ресурсами, силой и влиянием.
    • 2 группа - теневики-хозяйственники, в значительной степени находящиеся в тени, поскольку выход в легальную экономику обернется для них существенной потерей доходов либо закрытием своего дела. Они во многом дополняют каркас, созданный группой 1, однако в перспективе это возможная основа среднего класса.
    • 3 группа - предприниматели без образования юридического лица и наемные работники - своего рода “солдаты“ “теневой” экономики. Значительную часть этой группы составляют лица, для которых нерегистрируемая деятельность является вынужденной.

    2.2. Теневая экономика и налоговая преступность в

       Российской Федерации.

 

    Следует признать, что существующая налоговая  система носит переходный характер, и свои возможности исчерпала еще в 1994 г., а сегодня она дает возможность для различных методов уклонения от налогов. Я хотела бы перечислить несколько основных способов, не зависящих от вида налога, причем схема уклонения от других обязательных платежей, как правило, идентична способам уклонения от налога.

  • Сокрытие объектов налогообложения: ведение финансово-хозяйственной деятельности без необходимой регистрации, постановки на учет в Государственной налоговой инспекции или лицензии, в том числе с использованием подложных документов и документов фальшивых фирм; неотражение финансово-хозяйственных сделок в  бухгалтерском учете; уничтожение бухгалтерских документов после совершения сделки; ведение финансово-хозяйственной деятельности через счета других организаций или структурных подразделений без проводки по бухгалтерским счетам и др.
  • Занижение объектов налогообложения: внесение в бухгалтерские документы искаженных данных; отнесение части выручки на ненадлежащие бухгалтерские счета; создание неучтенных излишков продукции путем увеличения нормы убыли, необоснованного списания.
  • Сокрытие средств от уплаты налогов при наличии недоимки по налогам или с целью неуплаты текущих налогов: создание искусственной дебиторской задолженности, отпуск товаров без предоплаты, в том числе на реализацию, с намерением не возвращать выручку на счета фирм; перечисление выручки на счета зависимых структур, не уполномочивая их уплачивать соответствующие налоги и др.
  • Неправомерное использование льгот: введение основного вида деятельности под видом льготированного, включение в основной штат неработающих пенсионеров-инвалидов и др.

Информация о работе Теневая экономика: причины, формы существования, пути сокращения