Теневая экономика и ее социальные последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 10:36, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы является изучение:

теневой экономики, ее сущности и видов;
социальных последствий теневой экономики;
теневая экономика в условии кризиса.

Содержание

Введение …………………………………………………………………3

II.Основная часть

Сущность теневой экономики……….………………….............4
Социальные последствия теневой экономики ………………..16
Теневая экономика в условии экономического кризиса……………………………………………………………………………22
III.Заключение ……………………………………………………………26

Список использованных источников …………………………………...30

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по макроэкономике Мифтаховой Э.Р..doc

— 146.50 Кб (Скачать)

     Причин  несколько. Государство воздействует на процесс спецификации прав собственности, но в рамках закона не всегда удается наделить правомочиями эффективных собственников. Люди начинают самостоятельно перераспределять правовые полномочия и защищать свои права, но выясняется, что осуществление этого в рамках закона или невозможно, или связано с высокими трансакционными издержками. Находится вывод – отказаться от использования законодательно установленных норм и перейти к нелегальным нормам разрешения конфликтов по защите своих прав собственности.

     Поскольку в развивающихся странах правовая и судебная системы находятся на стадии становления и государство не в силах в полной мере защищать права и интересы граждан, теневой или нелегальный сектор экономики особенно велик.

     Другой  причиной, порождающей рост теневой  экономики, является слишком высокая  цена подчинения закону. Эта цена складывается, во – первых, из трансакционных издержек, связанных с расходами по оформлению своего бизнеса, получению лицензии, а также юридическому оформлению контрактов, разрешению конфликтов; во – вторых, она связана с расходами по уплате налогов государству и выполнению законодательства в сфере труда, экологии, социальных программ и др.

     Когда издержки, вызванные подчинением  закону, настолько велики, что не дают возможности развиваться бизнесу, фирмы уходят в теневой сектор. Деятельность криминального бизнеса, запрещенного законом, может осуществляться только в теневом секторе.

     Так называемая неофициальная экономика  может существовать как в легальной, так и в нелегальной сфере. Выбор зависит от уровня издержек, которые возникают при подчинении закону или в условиях теневой экономики. Бизнес, сравнивая те и другие издержки, выбирает предпочтительную для себя зону действия.

     Теневая экономика пагубно сказывается  на всем макроэкономическом развитии страны.

     Уход  участников теневой экономики от уплаты налогов перекладывает бремя  по производству общественных благ на меньшее число налогоплательщиков. Государство вынуждено повышать налоги для выполнения своих программ. А это, в свою очередь, подталкивает к разрастанию теневого сектора:

  • занятые в теневом секторе люди по найму лишены правовой защиты со стороны государства и социальных гарантий. Работа в теневых структурах не идет в стаж, их руководители не делают пенсионных отчислении, работники полностью бесправны;
  • разросшийся теневой сектор не позволяет государству проводить эффективную экономическую политику, регулировать макроэкономические процессы;
  • теневой сектор нацелен на получение быстрой прибыли, поэтому связан с хищническим использованием ресурсов;
  • наличие криминального бизнеса, связного с производством наркотиков, оружием и др., служит фактором дестабилизации в обществе и источником насилия. Крайним случаем теневой экономики является экономика организованной преступности. В этом сегменте из-за невозможности закрепления прав собственности трансакционные издержки огромны. Здесь существуют специфические, отсутствующие в легальном бизнесе, издержки. Имеет место жесткая кровавая конкуренция, например гангстерские «войны». В результате, хотя валовой доход в мафиозном бизнесе велик, чистый доход не очень сильно отличается от ситуации в легальном бизнесе.1 

     Развитие  теневой экономики является, с  одной стороны, реакцией на сам факт государственного регулирования. Регулирование невозможно без ограничений, а неразумные ограничения провоцируют их нарушения, особенно если это выгодно нарушителю. Многие виды теневой экономики (например, уклонение от налогов) объясняются во многом именно недостатками государственного регулирования – слишком высокими налогами, бюрократизацией управления и т.д. Однако следует ясно отдавать себе отчет, что даже самая лучшая система централизованного управления может уменьшить масштабы теневой экономики, но никак не ликвидировать ее. И при самых минимальных налогах какая-то доля налогоплательщиков обязательно будет уклоняться от их уплаты.

     С другой стороны, современная теневая  экономика возникла не только в результате попыток ограничить свободу рынка, но и в силу природы самих рыночных отношений. Рыночное хозяйство построено на фетишизации прибыли, обожествлении дохода. «Протестантская этика» и прочие виды социального самоограничения могут приглушить эту жажду наживы, но не устранить. Поэтому когда возникает возможность «сорвать куш», отдельные лица (или группы людей) часто отбрасывают в сторону долгосрочные общественные интересы ради сиюминутной своекорыстной выгоды. Такое поведение тем более вероятно, чем менее развиты в обществе этические нормы, осуждающие конфронтацию с законом. Жажда наживы любой ценой особенно характерна для «второй» и «черной» теневой экономики.

     Как считают многие специалисты, последствия  теневой экономической деятельности нельзя оценивать однозначно. Многие виды теневой экономики (особенно «серая») скорее помогают развитию официальной экономики, чем препятствуют ему.

     Но  все же, в целом влияние теневой экономики на общество является скорее негативным, чем позитивным. Наибольший вред наносят «вторая» и «черная» теневая экономика. С одной стороны, происходит антисоциальное перераспределение доходов общества в пользу относительно малочисленных привилегированных групп (бюрократов, мафии), уменьшающее благосостояние общества в целом. С другой стороны, разрушается система централизованного управления экономикой: приписки создают у правительства ложное ощущение благополучия, хотя необходимы экстренные реформы; «теневая» занятость приводит к тому, что чрезмерные усилия правительства по созданию новых рабочих мест не снижают мнимую безработицу, но увеличивают бюджетный дефицит, и т.д. Наконец, развитие любых форм теневой экономики ведет к подрыву хозяйственной этики. Если эти тенденции заходят слишком далеко, люди начинают терять всякое представление об общепринятых «правилах игры», живут по принципу «все дозволено», в результате чего общество проваливается в пучину хаоса и нестабильности.

     Теневая экономика поглощает исчезнувшую  из статистических обзоров рабочую  силу. Большей частью эти люди покидают традиционные сектора экономики, предприятия  крупного и среднего размера, по которым  ведется детальная статистика, и переходят в малый бизнес и сферу розничной торговли и услуг. Разумеется, теневая экономика приводит к снижению собираемости налогов, занижению экономических показателей и т. д. Одних только этих соображений уже достаточно для того, чтобы начать что-то делать с теневой экономикой и попытаться оценить ее размах. Однако значимость теневой экономики определяется двумя гораздо более вескими причинами. Во-первых, многие участники теневой экономики заняты именно в новых секторах, приобретающих все большее значение по мере развития рыночной экономики; они перешли из тех секторов, роль которых со временем будет уменьшаться. На региональном уровне теневая экономика играет большую роль в тех регионах, где наблюдается приток рабочей силы, а не там, где происходит ее отток. Иными словами, теневая экономика отражает действие рыночных механизмов. А эти механизмы, в свою очередь, отражают общую динамику структурных сдвигов, необходимых для более глубокой диверсификации российской экономики. В некотором смысле теневая экономика фактически отражает сдвиги в сторону более устойчивой структуры экономики, что является положительным моментом. Однако диверсифицировать экономику легче в открытых условиях, а не на полулегальном положении, когда стараешься остаться незамеченным, и легко уязвим перед шантажом или вымогательством. Иначе говоря, диверсификация все равно происходит, но идет медленнее, чем в чистой конкурентной среде. Во-вторых, теневая экономика отражает резервы роста российской экономики в будущем, но она также ограничивает использование этих резервов.

     Получается, что теневая экономика способствует росту экономики, пусть даже это  и не подтверждается статистически. Отток рабочей силы из официального сектора экономики в теневой  отрицательно сказывается на создании эффективно работающих предприятий, поскольку необходимо выделять определенные ресурсы на то, чтобы вас не обнаружили. Часто это ведет к ограничению размера предприятия, сдерживает его рост, препятствует приему людей на работу и осуществлению технологической модернизации. Нередко такая ситуация на руку фирмам, которые лучше приспособились к полулегальным условиям, например тем фирмам, которые вкладывают больше средств в поддержание хороших отношений с чиновниками. Эти фирмы не обязательно выжили бы в условиях чистой конкуренции. В итоге потенциально более эффективным "чистым" фирмам оказывается сложно конкурировать. Иными словами, деформируется конкуренция, один из основных факторов экономического роста. С другой стороны, теневая экономика не обеспечивает роста налоговых поступлений в бюджет, пользуясь при этом многими ресурсами, созданными за счет последних, например дорогами и прочими видами инфраструктуры, поэтому она увеличивает затраты официального сектора экономики. То есть теневая экономика приводит к поголовному росту налогового бремени. И, наконец, система неформальных отношений, установленных в теневом секторе, стала главным камнем преткновения на пути реализации правительственных реформ, направленных на улучшение предпринимательского климата в стране. Интересы привилегированных групп и коррумпированные государственные служащие стали сильными препятствиями на пути реформ.2 
 

 

      3.Теневая экономика в условии экономического кризиса

     От  Риги до Лиссабона, от Рима до Лондона  на «теневой стороне» европейской экономики сейчас явно праздник. По данным исследований Университета Иоханна Кеплера в австрийском Линце, впервые за последние 15 лет «теневая экономика» Старого Света пошла на подъем. Везде «на светлой стороне» мирового хозяйства кризис и сокращение производства, а в «тени» - радостное оживление. В этом году «экономическая тень» в Европе в разных странах вырастет на 0,3-1,5%. До кризиса она все предыдущие 15 лет, худо-бедно, но все же стабильно сокращалась.

     Линцский  университет и его ведущий  экономист Фридрих Шнейдер - признанные авторитеты в области высвечивания всего того, что творится в местах, куда не попадает свет учета национальных статистических органов, министерств по делам занятости, департаментов соцобеспечения и налоговых ведомств. «Теневая экономика», утверждает Шнейдер в своем последнем докладе, в нынешнем году «поправится» в 14 самых богатых странах Европейского Союза, разбухнет в новичках из Центральной и Восточной Европы и чуть ли не лопнет на окраинах, типа Грузии и Украины.

     Забегая немного вперед, можно сразу сказать, что Россия - это особая статья в обширных анналах исследования феномена «непрозрачной экономической деятельности», и ее роль в наполнении нынешней статистики Линца не учитывалась (а не то бы… впрочем, - не будем). Мы сами до сих пор точно не знаем, сколько у нас «теневого», «серого» и как это нецветное, полулегальное или совсем нелегальное производство, услуги и все подобное соотносится с законной экономикой.

     Слабые  оценки учитывать достижения наших  «теневиков» делались еще в СССР. Российский Госкомстат впервые начал учитывать долю теневого сектора в 1993-м году и дошел в какой-то момент до цифры в 23% от ВВП.

     Навряд  ли можно было считать эти проценты серьезными. В том же году в Италии, с ее твердыми мафиозными традициями, «серый» сектор тянул на 18%. Кто ж мог поверить, что мы на столь немного обогнали итальянцев? С нашим размахом и любовью к торговле «мертвыми душами»? Сейчас называются цифры в 40% или даже 60% от ВВП. Если принять, что в России сейчас 40% экономики «в тени», то она стоит на 6-м месте после таких мировых передовиков, как Нигерия (74%), Египет (69%), Грузия (68%), Украина (57%), Молдавия и Белоруссия (обе по 50% от ВВП).

     Тем, кто сейчас посещает Европу, стоило бы обратить внимание на следующий  необычный феномен: во множестве и часто встречающихся людей в спецовках или без оных. Они строят или ремонтируют дома по субботам и воскресеньям и исчезают в будние дни. По Шнейдеру, это первейший показатель оживления на неучтенном экономическом фронте. Строительная отрасль - главный «донор» теневого сектора. За ним идут сфера услуг, сельское хозяйство и рыболовство. Индустрию развлечений никто не берет в расчет, поскольку там, кроме блеска звезд, все остальное по большей части всегда было в тени.

     Между прочим, если брать методологию Шнейдера, то «теневики» - это и те, кто получает зарплату «белую» и «серую», то есть официальную и в конвертах (на руки, в виде премий, бонусов и т.д.). Так что все мы, россияне, по большей части - «теневики».

     «Теневая  экономика» в странах Европейского Союза - это все то обширное пространство, в котором «нормальные герои всегда идут в обход», но при этом не совершают тяжких, уголовно наказуемых преступлений - не торгуют наркотиками, не поставляют проституток, не грабят банки, кассы или кинотеатры и пр. Идут же в Европе обычно в обход административного зарегулирования, чиновного произвола, высоких налогов всех возможных и невозможных видов, высокой стоимости банковских кредитов, издержек производства, стоимости «своей» рабочей силы, а не услуг гастарбайтеров и т.д. и т.п. Причем в обход идут все категории граждан и подданных - от зрелых бизнесменов до обычных пенсионеров, домохозяек и работающих индивидуумов, которые считают, что они получают недостаточно за свой труд.

     Идут  и на «левые заработки». Отсюда и наблюдается такой странный рост пристрастий западноевропейцев потрудиться на уикенд. Подавляющее большинство таких людей имеет работу, но пытается в воскресные дни «победить кризис» и заработать побольше для семьи. Обычное дело.

     Совершенно  странным образом экономические тени сгущаются в направлении юга и затем поворачивают на восток. Например, в странах северной Европы и Скандинавии показатели соотношения «теневой экономики» к ВВП колеблются в диапазоне до 10-18%. В средиземноморских странах, типа Португалии и Италии, «теневые услуги» во всех секторах экономики уже возрастают до 20-25% от ВВП. Особый случай - Греция.

     Эллада  уводит в тень 40% всей производимой продукции и услуг. Италия отстает  не намного - 30%. Но особенно тянет экономику  в тень на востоке, в бывших странах социалистического лагеря. В Эстонии, Латвии, Литве, Румынии, Болгарии, Сербии теневая экономическая составляющая колеблется от 36 до 39% от ВВП этих стран.

     Европейские старики, Британия, Германия и Франция, стоят примерно посередине между Скандинавами и средиземноморцами: Британия - 8-10%, Франция - 16% и Германия - 14%.

     Достоверно  оценить размеры теневой стороны  любой экономики невозможно. В  ЕС ее обычно вычисляют либо на основе сопоставления доходов и расходов населения - если вы тратите больше, чем заработали, то, значит, заработали это больше в «тени», или через сопоставление объема ВВП с полученными платежами VAT. Если, скажем, было построено столько-то домов и продано столько-то стройматериалов, а налогов за все было получено гораздо меньше причитающихся, значит, разница куда-то ушла. И совершенно ясно - куда. Это, конечно, примитивный пример, но за неимением места для подробного знакомства с методологией придется довольствоваться им.

Информация о работе Теневая экономика и ее социальные последствия