Теневая экономика и ее роль в экономике России

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 11:13, доклад

Описание работы

«Теневая экономика» представляет собой весьма важный предмет для исследования – некий «виртуальный» феномен, который относительно легко определить, но невозможно точно измерить. Она интересна, прежде всего, с точки зрения своего влияния на протекание большинства обычных, «нормальных» экономических процессов: распределения и формирования дохода, международной торговли, инвестирования и экономического роста и др. Влияние и роль «теневых» отношений в народном хозяйстве столь велики, что предпринимать попытки их анализа, преодолевая все возникающие трудности, просто необходимо. Теневой капитал имеет способность приспосабливаться к изменяющемуся миру и избегать карательных мер, которые принимаются против него различными государствами и международным сообществом в целом.

Работа содержит 1 файл

Статья.docx

— 29.85 Кб (Скачать)

ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА И ЕЁ РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ  РОССИИ 

Копякова  Д.А.

Смоленский  государственный университет                                                                                                           

   В условиях, при которых легальная экономика не способна обеспечить качественное,  высокоэффективное развитие страны, теневая экономика принимает все большие масштабы развития.

   Это одна из самых сложных и неразрешенных проблем современной России и всего мира. В стране существуют социальные слои и группы населения, для которых теневая экономика является фактором социальной стабилизации и выполняет определенные регулятивные функции. Это те слои общества, которые вовлечены в теневую деятельность и обладают много большими социальными ресурсами для отстаивания своих интересов, чем общество, которое никак не связано с теневым сектором и которое считает, что уход «в тень» - это исключительно отрицательный фактор.

   Теневая экономика тесно связана с теневой политикой, поскольку они тесно взаимосвязаны и «поддерживают» друг друга. Это явление повсеместно и исторично, так как оно существует во всех странах, а различие заключается лишь в масштабе распространения.

   «Теневая экономика» представляет собой весьма важный предмет для исследования – некий «виртуальный» феномен, который относительно легко определить, но невозможно точно измерить. Она интересна,  прежде всего, с точки зрения своего влияния на протекание большинства обычных, «нормальных» экономических процессов: распределения и формирования дохода, международной торговли, инвестирования и экономического роста и др.  Влияние и роль «теневых» отношений в народном хозяйстве столь велики, что предпринимать попытки их анализа, преодолевая все возникающие трудности, просто необходимо. Теневой капитал имеет способность приспосабливаться к изменяющемуся миру и избегать карательных мер, которые принимаются против него  различными государствами и международным сообществом в целом.

    Что же такое теневая экономика? В экономической литературе существует множество различных характеристик такой актуальной проблемы. Теневая экономика - экономическая деятельность, противоречащая данному законодательству, т.е. это совокупность нелегальных хозяйственных действий, которые подпитывают уголовные преступления различной степени тяжести. Также под теневой экономикой понимаются неучитываемые официальной статистикой и неконтролируемые обществом производство, потребление, обмен и распределение материальных благ. Это все виды деятельности, направленные на формирование или удовлетворение потребностей, культивирующих в человеке различные пороки. [1]          

 Каждая  характеристика по-своему правильна и отражает в той или иной степени, наблюдающиеся в экономике реальные процессы, которые характеризуют теневую сферу с различных сторон и по существу не противоречат друг другу. Её можно разделить на три крупных блока:

  1. Неофициальная экономика. Сюда входят все легально разрешенные виды экономической деятельности, в рамках которых имеют место неучитываемые официальной статистикой производство услуг, товаров, сокрытие этой деятельности от налогообложения.
  2. Фиктивная экономика. Это приписки, хищения, спекулятивные сделки, взяточничество и всякого рода мошенничества, связанные с получением и передачей денег.
  3. Подпольная экономика. Под ней понимаются запрещенные законом виды экономической деятельности.

   Существуют различные классификации теневых экономических явлений. 

   В зависимости от характера результата выделяют теневую экономическую деятельность:

  1. производительную, вносящую реальный вклад в производство валового национального продукта;
  2. перераспределительную, не связанную с реальным созданием экономических благ, но перераспределяющую доходы и имущество.

  По отношению к официальной экономике различают внутреннюю и параллельную экономику. Под внутренней экономикой понимаются встроенные в официальную экономику теневые отношения, связанные с официальным статусом их участников. Другими словами, теневая экономика трактуется с этой точки зрения как нерегистрируемая деятельность тех же самых агентов, которые действуют и в регистрируемой части экономики. Параллельная (вторгающаяся) экономика - теневые отношения, не связанные с официальным экономическим статусом их участников.

   Существующие подходы к определению теневой экономики различаются в зависимости от принимаемых во внимание механизмов координации ее отдельных сфер и секторов. Выделяют:

  • теневой рынок;
  • неформальную экономику;
  • властно-насильственный механизм, связанный преимущественно с применением или угрозой применения насилия.

   Особый интерес представляет  классификация рыночных отношений в якобы тотально  планируемом советском хозяйстве бывшего советского экономиста, эмигрировавшего в Америку, А. Каценелинбойгена. В рамках его подхода теневые отношения являются одним из компонентов системы рыночных связей. Он выделяет шесть разновидностей рынка, которые действовали в экономике СССР и различались и по субъектам, и по объектам, и по степени легальности. Половина из них – рынки теневые. Легальные рынки – красный, розовый, белый, открыто поддерживаемые правительством и людьми; полулегальный – серый – рынок, признаваемый народом, на который правительство «закрывает глаза»; нелегальные рынки – коричневый и черный – запрещенные правительством, но признаваемые хотя бы некоторой частью населения. Каценелинбойген предлагал рассматривать советскую экономику как неразрывный синтез официально-плановых отношений с рыночными. По сути, это свидетельствовало о скрытой многоукладности советского хозяйственного строя.

  Таким образом, можно выделить общие критерии, по которым экономику можно отнести к теневому сектору:

  • получение экономической выгоды в форме присвоения экономических благ, прав на экономические блага, увеличения экономических возможностей, снижения издержек и уровня риска;
  • осуществление экономической деятельности вне официального контроля, регламентации, с сокрытием, маскировкой ее значимых параметров от правоохранительных и контролирующих органов.

     В качестве элементарного объекта теневой экономической деятельности целесообразно рассматривать операции и паттерны (схемы, модели, шаблоны) экономического поведения. Паттерн теневой экономической деятельности - это совокупность взаимосвязанных действий, направленная на получение экономической выгоды и сокрытие значимых параметров деятельности. Его можно определить также как стратегия или множество стратегий такой деятельности. Паттерн включает в качестве элементов теневые операции и иные действия. Он характеризуется повторяемостью, стабильностью, наличием устойчивой структуры, алгоритма. Характеризуя этот аспект деятельности в криминальной сфере речь идет о схемах совершения преступлений, специфическом "почерке" и т.п.

   К операциям теневой экономики относятся, прежде всего, сделки (трансакции), а также учетные, расчетные, информационные процедуры. К прочим действиям можно отнести различные скрытые соглашения, организационные, коммуникативные, физические действия. [2]

   Основной причиной стремительного роста нелегальной экономики в России является переход от бюрократической, командной системы управления к рыночной, сопровождающийся и сменой старой морали.

   В советской системе существовали предпосылки для возникновения теневых отношений. Например, в советской хозяйственной системе существовали не одна, а две параллельные командные экономики – легальная (выполнение плановых заданий) и нелегальная (получение нелегальных личных благ  привилегий благодаря личным связям). Общим правилом было совмещение ролей: каждый государственный служащий участвовал в формировании не только плановых заданий и их выполнении, но и в обеспечении «своих людей» дефицитными благами в обход официальных норм.  В 80-е годы некоторые исследователи советской эпохи стали приходить к мнению, что за ширмой всеобщей планомерности и зарегулированности в СССР  фактически скрывается экономическая система смешенного типа, где неформальное, неконтролируемое производство играет во многих отношениях не меньшую роль, чем производство официальное. [3]

   Несмотря на  терпимость общества к сложившейся ситуации в стране, мы можем наблюдать растущую тенденцию сопротивления неформальному экономическому развитию.

   Чтобы преломить сложившуюся обстановку, необходима выработка эффективной политики относительно теневой экономической деятельности, которая требует комплексного социально-экономического и экономико-правового подхода, так как односторонние акценты, с упором на чисто экономические или только на институциональные решения могут лишь усугубить проблему, обострить социальные последствия соответствующих мер.

   Борьба с проявлениями теневой экономики в России возложена на МВД, МНС, ФСНП России, хотя эта проблема давно уже стала общегосударственной. Каждый из этих органов преимущественно действует в своей области  работы и не охватывает всю сферу теневой деятельности, и, что самое главное, не касается корней, причин этого явления. Поэтому для борьбы с теневой экономикой, возможно, необходимо создание самостоятельного органа, который занимался бы комплексной системой контроля над финансово-хозяйственной деятельностью

физических  и юридических  лиц и разработкой  правовых основ их функционирования в сфере предпринимательства.

   При существующих масштабах теневой экономики основной общегосударственной задачей является ее легализация. Ведь она становится необходимым фактором для обеспечения жизнедеятельности отечественного производства. Правильно было бы вопросы легализации теневой экономики начать решать с устранения корней ее развития, с учетом видов экономической деятельности, оказывающих разрушительное воздействие на экономику страны. При этом  надо исходить, с одной стороны, из реально происходящих в обществе объективных экономических, политических, социальных и других процессов, с другой – из всего комплекса действия институциональных механизмов в экономической сфере и практики деятельности правоохранительных органов по борьбе с теневой экономикой.  

   Практика показывает, что резкое имущественное  расслоение населения,

сосредоточение  значительных имущественных ценностей  в руках малой части населения при обнищании большинства, снижение социальных и правовых гарантий, потеря социальной ориентации и жизненных перспектив у многих граждан является питательной средой для растущей криминализации общества. Поэтому одной из мер в решении этой сложной проблемы России должно быть сокращение растущей поляризации доходов между различными слоями общества.

   В постсоветский период в России сложилось ошибочное представление о либеральной рыночной экономике, о характере и степени свободы субъектов хозяйствования на рынке. Абсолютной свободы в рыночной экономике нет и быть не может, ее результатом может быть только анархия и широкомасштабная теневая экономика. Это подтверждается нашей действительностью. Поэтому другой предпосылкой борьбы с теневой экономикой и условием ее легализации должно быть совершенствование

нормативно-правовой базы. Начатое в последние годы совершенствование

уголовного  законодательства – это начало и  одно из направлений борьбы с теневой экономикой. В ряде принимаемых законов, определяющих налоговую, финансовую, бюджетную политику, необходимо предусмотреть статьи, направленные на концентрацию национального капитала в российской, а не зарубежной экономике.

   При этом нужно четкое разграничение капиталов криминальных элементов и теневиков-хозяйственников, чтобы деятельность последних переориентировать в нормальную, легальную хозяйственную жизнь, потому что она предоставляет людям возможность трудиться и зарабатывать , расширять свои объемы производства товаров и услуг.

   Так как в состав теневой экономики включается законная деятельность, которая в целях уклонения от налогов скрывается или преуменьшается, то меры по преодолению подобного подпольного бизнеса в ходе производства товаров народного потребления и услуг, должны:

-   обеспечить равноправие всех субъектов хозяйствования не только в законодательстве, но и в реальной экономической жизни общества;

-       упростить процесс оформления создаваемого предприятия, перекрыв

этим  каналы взяточничества чиновников;

-       пресекать любые формы подпольного предпринимательства, для чего

нужно усилить меры административного  и уголовного воздействия на подпольных производителей;

-        создать единые, на уровне мировых стандартов, правовые, финансовые

и бухгалтерские  нормативные акты.

   Таким образом, чтобы снизить теневую активность в России, необходима не просто легализация ее государством, а повышение адекватности государственного регулирования в целом. Государственное воздействие на экономику должно быть таким, чтобы функционирование вне  рамок закона было экономически невыгодным, а в открытой экономике – выгодным.

Информация о работе Теневая экономика и ее роль в экономике России