Тенденции интеллектуальной эмиграциии В Республике Беларусь на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2011 в 14:30, доклад

Описание работы

Таким образом, с развитием современных процессов глобализации на мировой арене наиболее ярко выделяются процессы международной трудовой миграции, которые представлены перемещением трудоспособного населения между государствами под влиянием экономических причин. Основной причиной миграционных процессов является поиск высокооплачиваемой работы.

Работа содержит 1 файл

ТЕНДЕНЦИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ЭМИГРАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.doc

— 47.00 Кб (Скачать)

ТЕНДЕНЦИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ЭМИГРАЦИИ  В                  РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

                                                                     

                                                    Ю.Г. Петрович – 2 курс, специальность «ГуиЭ» 

     Говорят, что кризис – самое лучшее время для развития. Молодые и талантливые ученые и управленцы не хотят ждать, пока экономическая ситуация улучшится и их знания и навыки останутся востребованными на родине, поэтому они готовы искать счастье за границей.

     Таким образом, с развитием современных процессов глобализации на мировой арене наиболее ярко выделяются процессы международной трудовой миграции, которые представлены перемещением трудоспособного населения между государствами под влиянием экономических причин. Основной причиной миграционных процессов является поиск высокооплачиваемой работы. Данные процессы оказывают широкое негативное влияние на экономическое и социальное положение страны, теряющей свои трудовые кадры. В данной ситуации мигрант пользуется бюджетными средствами покидаемой страны, а участвует в формировании бюджета принимающей стороны.

    Особым видом трудовой миграции  является выезд квалифицированных  специалистов, ученых. В этом направлении  ситуация складывается несколько иначе: мигрантами выступают высокообразованные молодые люди, которые не находят достойного уровня оплаты своего труда и перспектив профессионального роста. Такой вид миграции специалистами с 1962 года называется «утечка мозгов» (утечка умов, brain drain), который сокращает культурный и научный потенциал покидаемой стороны в пользу принимающей. При эмиграции квалифицированных кадров, страна-донор теряет затраты, вложенные в их подготовку. Вместе  с тем, рынок страны теряет интеллектуальную и творческую элиту, которая служит основой развития экономики и НТП.

     Все вышеописанные процессы не  могут быть оставлены без внимания  руководством стран и требуют серьезного государственного регулирования. таким образом, межстрановая миграция рабочей силы подвергается особым мерам сдерживания. Это вызвано тем, что принимающая сторона заинтересована в привлечении непосредственно квалифицированных специалистов. Для этих целей вводится так называемая миграционная протекционная политика, представляющая комплекс мер и ограничений, направленных на ограничение въезда в страну. Среди «миграционных барьеров» можно выделить возрастные ограничения, требования к наличию научных публикаций, непризнание отечественных дипломов за рубежом.

    С другой стороны, в странах,  теряющих научные кадры, проводится ответная политика по увеличению иммиграционной привлекательности страны на мировой арене, а также поддержке собственных специалистов.

     Третьей силой выступают международные  организации. В ЕС и ООН подписан ряд конвенций, регулирующих международные миграционные потоки населения и рабочей силы. Также работает международная организация по миграции.

     Проблема качественной международной экономической миграции также волнительна для Республики Беларусь. Эмиграция высококвалифицированных работников осуществляется преимущественно в дальнее зарубежье (Германия, Израиль, США). Иммигранты с высшим образованием приезжают в Беларусь в основном из приграничных стран (Россия, Украина, Латвия, Литва).

     В отличие от западноевропейских стран, страдающих от негативных последствий миграции, Беларусь находится на этапе привлечения иммигрантов для извлечения преимуществ от миграции. Такие цели предполагают активное содействие со стороны руководства страны. В Республике Беларусь в период с  1990 года издано более 20 ведомственных нормативных актов, постановлений и законов касательно контроля, упорядочивания и регулирования процессов миграций.

   Приоритетными направлениями миграционной  политики страны, являются:

  • создание условий для сокращения эмиграции лиц, составляющих научно-технический, интеллектуальный и творческий потенциал;
  • повышение эффективности государственного регулирования миграционных процессов, сохранение в республике высококвалифицированных специалистов.

     Данные направления отражены в подпрограмме «Оптимизация миграционных процессов», где общее финансирование их в рамках программы составляет 400 млн. руб.

    Во временном анализе стоит  отметить, что страна успешно  справляется с поставленными  задачами. Еще несколько лет назад Беларусь ежегодно покидало около 100 ученых и преподавателей вузов, что немало для страны с почти десятимиллионным населением. По официальной статистике, сейчас  идет обратный процесс: ученые возвращаются на родину. Сегодня проблема с «утечкой умов» не такая котострофическая, как в 90-е. тогда страна ежегодно теряла научный потенциал, сравнимый с численностью научных работников Витебской области, стабилизировать ситуацию удалось в новом столетии. сегодня интеллектуальная элита составляет лишь 5% среди покидающих родину квалифицированных специалистов. Половина уехавших – молодежь до 35 лет, то есть люди наиболее продуктивного для научной работы возраста. Поэтому целесообразными представляются мероприятия по удержанию в Республике Беларусь наиболее талантливых специалистов и молодежи. Увеличение внутренних и внешних инвестиций в здравоохранение, исследовательскую работу и другие секторы хозяйства, наиболее подверженные «утечке умов», в единстве с повышением вознаграждения самым «эмиграционно-мобильным интеллектуалам», способно удержать интеллектуальную элиту в стране.

     Стоит отметить современную тенденцию,  ставшим противовесом положительной динамике интеллектуальной эмиграции. Вызвана она развитием коммуникационных сетей и Интернета, а также недавним мировым финансовым кризисом. Ее своевременные оценка и предупреждение должны выступать одним из важнейших приоритетов национальной политики., таким образом, текущему потенциальному мигранту нет необходимости выезжать за рубеж для осуществления рабочей деятельности. В современных условиях средством получения заказов  и отправки результатов интеллектуального труда выступает компьютер. Наиболее сильно это развивается в научных областях, не требующих широких затрат на приобретение, установку и эксплуатацию оборудования и лабораторий. Весь выше описанный процесс можно определить как «виртуальную утечку мозгов». Данная область является мало изученной и не может подвергаться постоянному активному и прозрачному контролю. Очевидно, что «виртуальные мозги» являются самым дешевым ресурсом для страны, которая получает результаты деятельности специалиста. В этой ситуации нет необходимости в обустройстве специалиста, контроле потоков иммигрантов и создании физических рабочих мест. В свою очередь, ученый сохраняет средства, которые могли быть потрачены на эмиграцию.

     Для предотвращения развития  выше описанной тенденции, следует: 

  • направить инвестиции для развития мощной телекоммуникационной базы в стране;
  • разработать отечественные виртуальные рабочие места и компании, призванные достойно заменить зарубежные;
  • создать национальные институты для привлечения наиболее перспективных специалистов в сфере телекоммуникаций.

    Таким образом, за последнее десятилетие  Республика Беларусь успешно справляется  с процессами физической «утечки умов», однако на мировой арене ярко выступает новая проблема – появление и развитие «виртуальной утечки умов», которая требует скорейшего рассмотрения и принятия ответных мер со стороны правительства. 

    Список  использованных источников:

  1. Колесов, В.П. Международная экономика / В.П. Колесов, М.В. Кулаков – М.: ИНФА-М, 2004. – 474 с.
  2. Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [ Электронный ресурс] / Национальный статистический комитет республики Беларусь. – Минск, 2005. Режим доступа: http://belstat.gov.by. – дата доступа: 20.11.2010.
  3. Цапенко, И. Движущие силы международной миграции населения / И.Цапенко // Мировая экономика и  международные отношения. – 2007. -  №3. - с.13-14
  4. Экономика: Учебник, 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. д-ра экон. наук проф. А.С. Булатова. – М.: Юрист, 2002.-  896 с.

Информация о работе Тенденции интеллектуальной эмиграциии В Республике Беларусь на современном этапе