Сущность рыночной экономики и её функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 11:58, курсовая работа

Описание работы

Необходимые человеку средства существования должны быть произведены.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Сущность рыночной экономики 6
1.1. Определение рынка 6
1.2. Условия функционирования рынка 7
1.3. Особенности становления рыночной экономики в России 12
Глава 2. Функции и механизм рыночной экономики 14
2.1. Главные и важнейшие функции рынка 14
2.2. Принципы и механизм функционирования рынка 17
Заключение 31
Список литературы 35
Приложения 36

Работа содержит 1 файл

Курсовая 2.doc

— 178.00 Кб (Скачать)

       К хозяйствующим субъектам, или, как их чаще называют в экономической науке, экономическим агентам, принято относить всех, кто самостоятельно принимает решения, планирует и реализует в сфере экономической (хозяйственной) деятельности практические мероприятия. К экономическим агентам относят отдельных лиц, семьи, руководителей хозяйственных единиц (предприятий, банков, страховых обществ), правления акционерных обществ, правительственные органы и учреждения. Отличительная черта экономических агентов - принятие и реализация самостоятельных решений в сфере хозяйственной деятельности. Такого рода

решения принимают и осуществляют потребители. Они либо покупают товары, либо отказываются от покупки. Самостоятельные решения принимают предприятия - производители товаров и услуг. Они планируют, что производить, в каких размерах, по каким ценам и на каких условиях продавать. Положение и роль каждого экономического агента определяется его отношением к факторам производства, тем, какими именно факторами производства он владеет. Одни располагают капиталом и обладают экономической властью, определяют формы хозяйствования, участвуют в управлении, занимаются предпринимательской деятельностью. Другие распоряжаются лишь собственной рабочей силой, и их возможности влияния на организацию производства, распределение доходов, участие в управлении ограничены. Вместе с тем различное отношение к факторам производства не только разделяет, но и известным образом связывает людей, создает взаимную заинтересованность в соединении разнородных факторов, совместном участии в организации, постоянном возобновлении различных сфер и видов хозяйственной деятельности. В соответствии с той ролью, которую играют экономические агенты, принято различать домашние хозяйства, предприятия (фирмы) и государство (органы государственного управления, государственные учреждения), нередко – некоммерческие организации.

        К объектам рынка относятся товары и деньги. Что же такое товар? Товар – продукт труда, предназначенный для обмена путем купли-продажи. Товар обладает двумя свойствами: во-первых, он удовлетворяет какую-либо человеческую потребность, во-вторых, является вещью, способной обмениваться на другую вещь. Иначе говоря, товар обладает потребительной стоимостью и меновой стоимостью. Например, рыба, плавающая в реке, превратится в товар лишь после того, как ее выловят, то есть осуществят определенные трудовые затраты. И что не менее важно, товар должен быть не только изготовлен (произведен), не только изготовлен для других, но и продан другим людям, то есть, передан на основе эквивалентного (равноценного) возмещения (подарок, хотя и произведен для удовлетворения потребностей другого человека, не является товаром). Вещи становятся товарами не сами по себе, а лишь тогда, когда они выступают объектом обмена между людьми. Поэтому в товаре выражены отношения между людьми по поводу обмена продуктами труда. Обмен товарами может принимать разные формы, но во всех случаях обмен-это действие, в ходе которого мы получаем или отдаем одну вещь в обмен на другую.

     Деньги же известны с далекой  древности, и появились они  как результат

более высокого развития производительных сил  и товарных отношений. Вся история развития экономики есть одновременно история развития товарного

производства  и товарного отношения, где связи  производителей между собой

осуществлялись  через обмен одних товаров  на другие. На ранних этапах обмен носил случайный характер и осуществлялся без помощи денег. Такой обмен сопряжен с немалыми трудностями. Стихийный процесс обмена заставил общество сделать координальный шаг в эволюции обменных операций. В результате очень длительного и сложного развития обмена на роль всеобщего эквивалента выделился один товар. Такая роль с развитием обмена и созданием мирового рынка закрепилась за благородными металлами - золотом и серебром - в силу их естественных свойств, таких, как качественная однородность, количественная делимость, сохраняемость и портативность. С этого времени весь товарный мир разделился на две части: на ''товарную чернь'' и особый товар, играющий роль всеобщего эквивалента, - деньги. Таким образом, деньги - историческая категория, развивающаяся на

каждом  этапе товарного производства и наполняющаяся новым содержанием, которое усложняется с изменением условий производства. Переход от натурального хозяйства к товарному, а также требование соблюдения эквивалентности обмена обусловили необходимость появления денег, без участия которых невозможен массовый обмен товаров, складывающийся на основе производственной специализации и имущественной обособленности товаропроизводителей. Таким образом, сущность денег заключается в том, что это – специфический товарный вид, с натуральной формой которого срастается общественная функция всеобщего эквивалента. Сущность денег выражается в единстве их двух свойств: всеобщей непосредственной обмениваемости и всеобщего рабочего времени.

Сущность  денег как экономической категории  проявляется в их функциях, которые выражают внутреннее содержание денег. Деньги выполняют следующие пять функций: мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство накопления и сбережения и мировые деньги. 

           1.3.Особенности становления рыночной экономики в России.    

        Экономическая трансформация постсоциалистической России, инициированная командой Гайдара и Чубайса, шла высокими темпами. Начатая в 1992г. широкомасштабная либерализация экономики была в основном закончена к 1995г. Макроэкономическая стабилизация потребовала более длительного времени, но, тем не менее, в 1996г. годовой уровень инфляции (22%) приблизился к показателям Польши (19%) и Венгрии (20%)3.

3А.К.  Ляменков., Переход  России к рыночной  экономике., - Магистр., Москва 1997.с 26 

       Обменный курс рубля почти стабилизировался в рамках наклонного "валютного коридора". Программа массовой приватизации позволила приватизировать 70% бывших государственных предприятий. По данным официальной статистики, в 1997г. наконец наметился возврат к экономическому росту (1%). Российская массовая приватизация, начатая с целью ликвидации старой экономической власти и ускорения реструктуризации предприятий, не дала желаемых результатов. Примерно на половине приватизированных предприятий большая часть акций была передана их работникам, что не позволяет говорить о реальных результатах приватизации. Другим следствием массовой приватизации является чрезвычайная концентрация собственности промышленных предприятий. Этот феномен обычен для процесса массовой приватизации, но в России он принял особо крупные размеры. В результате трансформации старых министерств и относящихся к ним ведомственных банков возникла мощнейшая финансовая олигархия.  В 1995г. российская экономика уже стала рыночной:

- государство  стало демократическим благодаря конституции и разделению ветвей власти;

- государственная  собственность ликвидирована, в 1994г. более половины рабочих мест перешло в частный сектор;

- бюрократическая  координация исчезает, распределение  ресурсов деполитизируется и осуществляется на основе рыночных принципов;

- экономика  становится монетарной;

- дотации  сведены на нет, ужесточены  бюджетные ограничения.

Экономика и общество быстро "приспособились" к новой проторыночной

экономической системе: неплатежи, непогашенные долги в контексте инфляции, рестриктивная денежная политика свидетельствует об этом. Но тем не менее к концу 1993г. Россия стала "страной с товарной экономикой, действующей по общим законам рыночной экономикой, хотя и еще недостаточно развитой". 6 июня 2002 года Министерство торговли США предоставило России статус страны с рыночной экономикой. 7 ноября 2002 года, в день примирения и согласия,  Евросоюз окончательно признал Россию страной с рыночной экономикой.

        В то же время Япония или Германия, например, продают изделия обрабатывающей промышленности – свой труд. И за счет этого расширяют производство, создают новые рабочие места, приумножают богатство государства. В экспорте России 80% занимает сырье. Такая структура внешней торговли типична для экономики слабой, колониально зависимой страны. Мы вывозим большую часть производимой сырьевой продукции и обмениваем на продукты труда и интеллекта, что тормозит развитие производительных сил России. Проедая свои природные богатства, мы допустили деградацию наукоемкой промышленности – основы современного экономического роста. По платежному балансу страны видно, что львиная доля выручки остается за рубежом на личных счетах. Происходит бегство капитала.  Центральной задачей экономической политики России в настоящее время и на среднесрочную перспективу остается обеспечение условий для высоких темпов экономического роста при одновременной структурной трансформации экономики страны в логике постиндустриализма. Речь идет о решении задач догоняющего развития – тех самых, которые примерно столетие назад уже приходилось решать России, но тогда еще применительно к вызовам индустриальной эпохи. Немаловажна также государственная политика в рыночной экономике. От решений, принимаемых правительством, зависят решения, принимаемые (или не принимаемые) на микроуровне.

      

Глава 2. Функции и механизм рыночной экономики

                      2.1. Главные и важнейшие функции рынка        

                                                            

           Сущность рынка наиболее полно проявляется в его функциях:

Первая  и одна из главных функций рынка  – ценообразование. Механизм установления рыночных цен представляет собой  уникальный способ коммуникации, распространения информации, других важных сведений, необходимых для человека в мире экономики. Все эти сведения и информация воплощены в ценах. Оперативная, обширная и в то же время компактная информация, содержащаяся в ценах, позволяет определить наполненность или дефицитность рынков каждого вида товаров, уровень издержек на их производство, технологии и направления их совершенствования. Именно цены выступают или вознаграждением за усилия в предпринимательстве, или беспощадным наказанием за неудачный выбор, неосознанный просчёт в экономических решениях. Стимулирование предпринимательства, экономия применяемых ресурсов, объём производства и ассортиментная структура  выпускаемой продукции, стандарты качества товаров и услуг – всё это определяют рыночные цены. Механизм формирования цен – процесс взаимодействия продавцов и покупателей, их

предложения и спроса. Если на рынке количество какого-либо товара превышает спрос на него, то цена снижается, нормируя предложение. Высокие цены служат сигналом недостаточного предложения, и производство недостающих товаров увеличивается до того момента, когда наступит равновесие спроса и предложения. Излишек тех или иных товаров на рынке вынуждает снизить цены, чтобы продать товары, а снижение цен на товары заставляет производство сократить их выпуск. Такой механизм ценового равновесия спроса и предложения способен регулировать все рынки, определить цену любого товара или услуги. Даже различные виды

человеческого труда имеют свою цену, именуемую  заработной платой. Рынок труда и ставки заработной платы отчётливо демонстрирует альтернативу, выбор сферы деятельности: индивидуальное предпринимательство или кооперацию трудовых усилий, наём на работу в государственном или негосударственном секторе экономики. Любой уровень квалификации и вид работ имеет рыночную оценку, отражается в уровне оплаты труда, дифференцирует виды доходов. «Монархом» здесь выступают деньги. Независимо от того, нравиться это кому-либо или вызывает чувство протеста, деньги – наиболее сильная и безальтернативная мотивация человеческого выбора в мире экономики.

         Другой функцией рынка выступает конкуренция. Как и ценообразование, конкуренция является  «собирательной», многосложной функцией. Чаще всего её отождествляют с борьбой «фурий частного интереса»4. И это не лишено оснований, если иметь в виду, что в данной формуле воплощена мотивация экономического поведения людей в рыночной экономике. Однако это всё же это не полная характеристика конкуренции. Рынок и конкуренция в определенном смысле синонимы: одно без другого не существует. Во всяком случае, только рыночная конкуренция может быть, по классическому определению, процессом открытия новых возможностей, которые без обращения к ней оставались бы неиспользованными в экономике. Рыночный процесс указывает индивидуумам направление поиска, хотя не дает никаких гарантий относительно его результатов. Только этот процесс позволяет открыть новые и более дешевые товары, а также способы их производства. Но успех в конкурентном процессе обеспечен лишь тому предпринимателю, который сумеет обнаружить в системе рынков едва обозначенные контуры новых потребностей и технологий производства, использовать не замеченную другими разницу между нынешними ценами факторов производства и ценами на товары, которые будут произведены с их помощью. В конкуренции проигрывает тот, кто не может «вписаться» в виражи экономического прогресса.

       Также  к важнейшим функциям относятся:

- Функция саморегулирования товарного производства. Она проявляется в том, что при росте спроса на товар производители расширяют масштабы своего производства и повышают цены.

4 К.Маркс. Предисловие  к «Капиталу». 

 Спрос  падает и в результате производство  начинает сокращаться.

- Стимулирующая функция. При понижении цен производители сокращают производство, одновременно изыскивают возможности снижения издержек

путем внедрения новой техники, технологии, совершенствования организации труда.

- Функция установления общественной значимости произведенного продукта

и затрат труда. Однако эта функция может  действовать в условиях бездефицитного производства (когда покупатель имеет выбор, отсутствия монопольного положения в производстве, наличия нескольких производителей и состязательности между ними).

- Регулирующая функция. С помощью рынка устанавливаются основные микро - и макропропорции в экономике, в производстве и обмене.

Информация о работе Сущность рыночной экономики и её функции