Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 13:25, курсовая работа
Рынок - обязательный компонент товарного хозяйства. Без товарного производства нет рынка, без рынка нет товарного производства. Объективная необходимость рынка вызвана теми же причинами, что и товарное производство: развитием общественного разделения труда и экономическим обособлением субъектов рыночных отношений.
Сущность рынка стр. 2
Свободный рынок стр. 4
Теоретические основы становления рыночных отношений стр. 5
Функции рынка стр. 7
Принципы функционирования стр. 8
Формирование рыночного механизма. Проблемы редкости стр.10
Структура, виды, сегментация рынков стр.12
Конкуренция на рынке стр.17
Роль рынка труда стр.20
Структура и сущность рынка труда стр.22
Особенности современного рынка труда стр.25
Организационно-финансовые основы рынка труда стр.27
Список литературы стр.29
Исследования структуризации рынков позволяют выделить основные виды рынков. Рынки товаров и услуг. В эту группу включаются рынки:
• товаров
потребительского назначения
продовольственные и
• рынки услуг бытовые, транспортные, коммунальные;
• рынки жилья и зданий непроизводственного назначения.
Рынки факторов производства. В их состав входят:
• рынки недвижимости;
• орудий труда;
• сырья и материалов;
• энергетических ресурсов;
• полезных ископаемых.
Финансовые рынки. Это:
• рынки капиталов, т. с. инвестиционные рынки;
• кредитные рынки;
• рынки ценных бумаг, представленные акциями, облигациями, опционами, варантами, фьючерсными контрактами и др.;
• валютно-денежные рынки.
Рынки интеллектуального продукта — инновации, изобретения, информационные услуги, произведения литературы и искусства.
Рынки рабочей силы. Они представляют собой экономическую форму движения трудовых ресурсов, при которой рабочая сила мигрирует в соответствии с. законами рыночной экономики.
Региональные рынки: местные, внутренние, национальные рынки: внешние, международные рынки.
Сегментация рынков. Основные виды рынков подразделяются на различные субрынки, рыночные сегменты. Сегментация рынка представляет собой разделение потребителей данного товара на отдельные группы, предъявляющие к товару неодинаковые требования. Сегмент рынка — это часть рынка, группа потребителей, продуктов или предприятий, которые образуются на основе определенных общих признаков. Сегментация может быть проведена разными путями с использованием различных факторов (признаков). Основными из них являются:
1. Географические:
• по регионам: Север, Центрально-Черноземный район, Урал, Сибирь, Дальний Восток;
• по административному делению: республика, край, область, район, город;
• по плотности населения: город, пригород, сельская местность:
• по климатическим условиям: умеренно-континентальный, континентальный, субтропический, морской.
2. Демографические:
• группировка населения по возрасту;
• по полу;
•размеру семьи;
• по уровню дохода;
• по профессиональному составу: научные работники НИИ, инженерно-технические работники госпредприятий, рабочие госпредприятий, служащие, пенсионеры, безработные;
• по уровню образования; по религиозной принадлежности:
• по национальному составу.
3. Психографические:
• группировка населения по социальному составу с низким, средним, высоким, очень высоким достатком;
•по стилю жизни: богемный, элитарный, молодежный, спортивный;
• по личным качествам: амбициозные, авторитарные, импульсивные.
4. Поведенческие:
• приобретение товаров носит случайный характер;
• поиск выгод при покупке товаров: изделия высокого качества, хорошее обслуживание, низкие цены;
• статус постоянного клиента; степень нуждаемости в продукте: нужен постоянно, нужен время от времени:
• эмоциональное
отношение к продукции: положительное,
безразличное, негативное.
Конкуренция на рынке.
Для успешной
конкуренции на рынке любой фирме
прежде всего необходим точный и
тщательный анализ круга покупателей
и их потребностей. Надо знать:
- кто готов купить данный товар или услугу;
- почему потребитель будет покупать именно
ваш товар или услугу;
- в каком виде потребитель желает получать
ваш товар;
- в какое время он намерен покупать ваш
товар;
- где он хотел бы покупать ваш товар;
- какими партиями и как часто он готов
покупать ваш товар и т.д.
Надо знать емкость рынка и многое другое.
Способность рынка дешево производить
высококачественную информацию является
его важнейшим достоинством. Информация
- это сведения о том, что и при каких обстоятельствах
хотят делать другие. От услуг посредников
в информации зависит благосостояние
людей в большей мере, чем мы это полагаем.
В последние десятилетия быстро формируется
рынок информации и информационных услуг.
Развернулась торговля научно-техническими
разработками, программно-математическим
обеспечением для ЭВМ, интеллектуальной
продукцией.
Любой рынок, независимо от его конкретного
вида, базируется на трех основных элементах:
цене, спросе и предложении, конкуренции.
Цена - это язык рынка, его сигнальная система.
Система цен в рыночной экономике играет
роль основной организующей силы. Цена
- это ориентир для продавца (производителя)
и покупателя (потребителя). Растет цена
- это сигнал к расширению производства,
падает - сигнал к сокращению. В цене находят
отражение все три подхода к установлению
стоимости товара: предельная полезность,
издержки производства, спрос и предложение.
Стихийное действие предпринимателей
приводит к установлению более или менее
оптимальных экономических пропорций.
Действует регулирующая "невидимая
рука", о которой писал еще Адам Смит:
" Предприниматель имеет в виду лишь
свой собственный интерес, преследует
собственную выгоду, причем в этом случае
он невидимой рукой направляется к цели,
которая совсем не входит в его намерения.
Преследуя свои собственные интересы
он часто более действенным способом служит
интересам общества, чем тогда, когда сознательно
стремится служить им".
В современных условиях экономика управляется
не только "невидимой рукой", но и
государственными рычагами, однако регулирующая
роль рынка продолжает сохранятся, во
многом определяя сбалансированность
народного хозяйства.
Регулирующая функция рынка - самая важная.
Она связана с воздействием рынка на все
сферы экономики. Рынок дает ответ на вопросы:
"Что производить? Как производить.
Для кого производить." Рынок немыслим
без конкуренции.
Американские профессора экономики Кембелл
Р. Макконнелл и Стенли Л. Брю утверждают,
что "сущность конкуренции заключается
в широком рассредоточении экономической
власти внутри составляющих экономику
двух главных совокупностей - предприятий
и домохозяйств. Когда на конкретном рынке
находится большое число покупателей
и продавцов, ни один покупатель или продавец
не может предъявить спрос или предложение
на такое количество продукта, которого
было бы достаточно, чтобы заметно повлиять
на цену" ("Экономика, принципы, проблемы
и политика". Баку, 1992 г., т. 1, гл.3).
Широкое рассеивание экономической власти,
составляющее основу конкуренции, регулирует
использование этой власти и ограничивает
возможность злоупотребления ею. Экономическое
состояние препятствует экономическим
единицам причинять друг другу разрушительный
ущерб, когда они пытаются увеличить свою
личную выгоду. Конкуренция устанавливает
пределы для реализации покупателями
и продавцами их личного интереса.
Конкуренция предполагает свободу вступления
экономических единиц в любую конкретную
отрасль и свободу выхода и нее. Эта свобода
необходима для того, чтобы экономика
могла надлежащим образом адаптироваться
к изменениям вкусов потребителей, технологии
или предложения ресурсов. Основное экономическое
преимущество рыночной системы заключается
в ее постоянном стимулировании эффективности
производства.
Объектом конкуренции являются цена с
ее исходным базисом - издержками производства,
качество продукта и дизайн. Конкуренция
одновременно имеет и положительные и
отрицательные стороны:
1) она способствует развитию научно-технического
прогресса, постоянно заставляя товаропроизводителя
применять лучшие технологии, рационально
использовать ресурсы. В ходе ее вымываются
экономически неэффективные производства,
устаревшая техника, некачественные товары;
2) она чутко реагирует на изменение спроса,
ведет к удешевлению издержек производства,
тормозит рост цен, а в ряде случаев к их
снижению;
3) в известной мере выравнивает норму
прибыли на капитал и уровень заработной
платы во всех отраслях национальной экономики.
К числу негативных сторон можно отнести:
1) придает бизнесу определенную нестабильность,
создает условия для безработицы, инфляции
и банкротства;
2) ведет к дифференциации доходов и создает
условия для их несправедливого распределения;
3) ее следствием может быть перепроизводство
товаров и не догрузка мощностей в периоды
производственных спадов.
Роль рынка труда.
Современный этап развития
Возрастание роли человеческого фактора в производстве подтверждено результатами экономических исследований ведущих американских ученых. Начиная с 1929 года главным источником роста производительности труда и национального дохода США в триаде ‘ труд - земля - капитал ’ является первый фактор, охватывающий совокупность образовательных, квалификационных, демографических и культурных характеристик рабочей силы.
Вложения средств в человеческие ресурсы и кадровую работу становятся долгосрочным фактором конкурентоспособности и выживания фирмы в условиях рыночной экономики. Не случайно прямые затраты частного бизнеса в США на все виды обучения возросли уже к началу 80-х годов до 30 млрд. долл., а полные частные и государственные затраты с учетом выплат компенсаций за время обучения достигли 100 млрд. долл.
В эпоху высокоразвитой рыночной цивилизации роль рынка труда в эволюции экономики непрерывно возрастает. Связано это с тем, что по мере расширения и углубления, особенно в последние два десятилетия, научно - технологической революции, освоения высокосложных технологий и распространения ЭВМ народное хозяйство уже не может обходиться без массовой творческой деятельности.
Впервые в истории производительные силы выходят на такой уровень развития, при котором их эволюция возможна лишь в условиях творческой активности работников значительной части профессий и широкого использования в сфере общественного труда новейших технических средств и сопутствующих им знаний. К рабочей силе начинают предъявляться совершенно новые, по сравнению с прошлым, требования: участие в развитии производства практически на каждом рабочем месте; обеспечение высокого качества быстро меняющейся по своим характеристикам и технологически все более сложной продукции; удержание низкой себестоимости изделий путем постоянного совершенствования методов производства; индивидуализация всех видов и форм производственного и непроизводственного обслуживания.
В
новых, более эффективных
Интенсивная экономика, живущая в режиме периодического технологического и организационного обновления, постепенно превращается в экономику непрерывного развития, для которой характерно практически постоянное совершенствование методов производства, принципов управления, эксплуатационных характеристик товаров и форм обслуживания населения.
Рынок труда становится важнейшим звеном национальной и мировой рыночной цивилизации, на нем формируются трудовые ресурсы творческого типа, осуществляющие повседневную эволюцию общества. Речь идет о той или иной форме инициативы, производственной самостоятельности, стремлении к совершенствованию технологии и методов обслуживания населения.
Исследования
показывают, что активный созидательный
труд в настоящее время в той
или иной мере входит в содержание
деятельности большей части работающего
населения, прежде всего специалистов
с высшим и средним специальным образованием,
административно - управленческого персонала,
высококвалифицированных рабочих, работников
услуг. Это ведущий отряд национальной
рабочей силы, охватывающий в западных
странах от 40 до 50 % занятых в народном
хозяйстве.
Структура и сущность рынка труда.
Функционально
- организационная структура
На
рынке труда встречаются
На рынке труда действует закон спроса и предложения на рабочую силу, который влияет на заработную плату. Закон спроса и предложения на рабочую силу отражает несоответствие свободных рабочих мест составу приходящих на рынок труда работников по количественным и качественным параметрам.
На рынке труда происходит жестокий, беспощадный отбор наиболее способных, предприимчивых. Слабых и неспособных рынок не щадит. Но вместе с тем он стимулирует высококвалифицированный труд, способствует созданию жесткой взаимосвязи между вкладом каждого и полученным конкретным результатом.
Существовавшая
ранее в нашей стране административно
- командная система управления,
при которой государство как
собственник основных средств производства
централизованно планировало
Международный
опыт свидетельствует, что рынок
труда не может существовать вне
конкурентной, основанной на частной
собственности экономики и
Национальный рынок труда охватывает все общественное производство - через него каждая отрасль получает необходимые ей кадры не только заданного профессионально - квалификационного состава, но и определенных культурных и этико - трудовых достоинств, адекватных требованиям экономики.
На
рынке труда реализуется
- свободного выбора профессии, отрасли и места деятельности, поощеряемого приоритетными предложениями (уровень оплаты труда, возможности реализации творческих замыслов и т. д.);
-
найма и увольнения при