Сущность рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 13:25, курсовая работа

Описание работы

Рынок - обязательный компонент товарного хозяйства. Без товарного производства нет рынка, без рынка нет товарного производства. Объективная необходимость рынка вызвана теми же причинами, что и товарное производство: развитием общественного разделения труда и экономическим обособлением субъектов рыночных отношений.

Содержание

Сущность рынка стр. 2

Свободный рынок стр. 4

Теоретические основы становления рыночных отношений стр. 5

Функции рынка стр. 7

Принципы функционирования стр. 8

Формирование рыночного механизма. Проблемы редкости стр.10

Структура, виды, сегментация рынков стр.12

Конкуренция на рынке стр.17

Роль рынка труда стр.20

Структура и сущность рынка труда стр.22

Особенности современного рынка труда стр.25

Организационно-финансовые основы рынка труда стр.27


Список литературы стр.29

Работа содержит 1 файл

курсовая1.doc

— 136.50 Кб (Скачать)

  Исследования  структуризации рынков позволяют выделить основные виды рынков. Рынки товаров и услуг. В эту группу включаются рынки:

 • товаров  потребительского назначения    продовольственные и непродовольственные товары:

 • рынки  услуг   бытовые, транспортные, коммунальные;

 • рынки  жилья и зданий непроизводственного  назначения.

 Рынки факторов производства. В их состав входят:

 • рынки  недвижимости;

 • орудий труда;

 • сырья  и материалов;

 • энергетических ресурсов;

 • полезных ископаемых.

 Финансовые  рынки. Это:

  • рынки  капиталов, т. с. инвестиционные рынки;

  • кредитные  рынки;

  • рынки  ценных бумаг, представленные акциями, облигациями, опционами, варантами, фьючерсными  контрактами и др.;

  • валютно-денежные рынки.

  Рынки интеллектуального продукта — инновации, изобретения, информационные услуги, произведения литературы и искусства.

  Рынки рабочей силы. Они представляют собой экономическую форму движения трудовых ресурсов, при которой рабочая сила мигрирует в соответствии с. законами рыночной экономики.

  Региональные  рынки: местные, внутренние, национальные рынки: внешние, международные рынки.

  Сегментация рынков. Основные виды рынков подразделяются на различные субрынки, рыночные сегменты. Сегментация рынка представляет собой разделение потребителей данного товара на отдельные группы, предъявляющие к товару неодинаковые требования. Сегмент рынка — это часть рынка, группа потребителей, продуктов или предприятий, которые образуются на основе определенных общих признаков. Сегментация может быть проведена разными путями с использованием различных факторов (признаков). Основными из них являются:

1. Географические:

по регионам:   Север, Центрально-Черноземный район, Урал, Сибирь, Дальний Восток;

• по административному  делению:   республика, край, область, район, город;

• по плотности  населения:   город, пригород, сельская местность:

• по климатическим  условиям:   умеренно-континентальный, континентальный, субтропический, морской.

2. Демографические:

группировка населения по возрасту;

• по полу;

•размеру  семьи;

• по уровню дохода;

• по профессиональному  составу:  научные работники  НИИ, инженерно-технические работники госпредприятий, рабочие госпредприятий, служащие, пенсионеры, безработные;

• по уровню образования; по религиозной принадлежности:

• по национальному  составу.

3. Психографические:

группировка населения по социальному составу с низким, средним, высоким, очень высоким достатком;

•по стилю  жизни:   богемный, элитарный, молодежный, спортивный;

• по личным качествам:  амбициозные, авторитарные, импульсивные.

4. Поведенческие:

приобретение товаров носит случайный характер;

• поиск выгод  при покупке товаров:  изделия  высокого качества, хорошее обслуживание, низкие цены;

• статус постоянного  клиента; степень нуждаемости в продукте:  нужен постоянно, нужен время от времени:

• эмоциональное  отношение к продукции:   положительное, безразличное, негативное. 
 
 
 
 
 
 

Конкуренция на рынке.

Для успешной конкуренции на рынке любой фирме  прежде всего необходим точный и  тщательный анализ круга покупателей и их потребностей. Надо знать:  
- кто готов купить данный товар или услугу;  
- почему потребитель будет покупать именно ваш товар или услугу;  
- в каком виде потребитель желает получать ваш товар;  
- в какое время он намерен покупать ваш товар;  
- где он хотел бы покупать ваш товар;  
- какими партиями и как часто он готов покупать ваш товар и т.д.  
Надо знать емкость рынка и многое другое. Способность рынка дешево производить высококачественную информацию является его важнейшим достоинством. Информация - это сведения о том, что и при каких обстоятельствах хотят делать другие. От услуг посредников в информации зависит благосостояние людей в большей мере, чем мы это полагаем.  
В последние десятилетия быстро формируется рынок информации и информационных услуг. Развернулась торговля научно-техническими разработками, программно-математическим обеспечением для ЭВМ, интеллектуальной продукцией.  
Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции.  
Цена - это язык рынка, его сигнальная система. Система цен в рыночной экономике играет роль основной организующей силы. Цена - это ориентир для продавца (производителя) и покупателя (потребителя). Растет цена - это сигнал к расширению производства, падает - сигнал к сокращению. В цене находят отражение все три подхода к установлению стоимости товара: предельная полезность, издержки производства, спрос и предложение. Стихийное действие предпринимателей приводит к установлению более или менее оптимальных экономических пропорций. Действует регулирующая "невидимая рука", о которой писал еще Адам Смит: " Предприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входит в его намерения. Преследуя свои собственные интересы он часто более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им".  
В современных условиях экономика управляется не только "невидимой рукой", но и государственными рычагами, однако регулирующая роль рынка продолжает сохранятся, во многом определяя сбалансированность народного хозяйства.  
Регулирующая функция рынка - самая важная. Она связана с воздействием рынка на все сферы экономики. Рынок дает ответ на вопросы: "Что производить? Как производить. Для кого производить." Рынок немыслим без конкуренции.  
Американские профессора экономики Кембелл Р. Макконнелл и Стенли Л. Брю утверждают, что "сущность конкуренции заключается в широком рассредоточении экономической власти внутри составляющих экономику двух главных совокупностей - предприятий и домохозяйств. Когда на конкретном рынке находится большое число покупателей и продавцов, ни один покупатель или продавец не может предъявить спрос или предложение на такое количество продукта, которого было бы достаточно, чтобы заметно повлиять на цену" ("Экономика, принципы, проблемы и политика". Баку, 1992 г., т. 1, гл.3).  
Широкое рассеивание экономической власти, составляющее основу конкуренции, регулирует использование этой власти и ограничивает возможность злоупотребления ею. Экономическое состояние препятствует экономическим единицам причинять друг другу разрушительный ущерб, когда они пытаются увеличить свою личную выгоду. Конкуренция устанавливает пределы для реализации покупателями и продавцами их личного интереса.  
Конкуренция предполагает свободу вступления экономических единиц в любую конкретную отрасль и свободу выхода и нее. Эта свобода необходима для того, чтобы экономика могла надлежащим образом адаптироваться к изменениям вкусов потребителей, технологии или предложения ресурсов. Основное экономическое преимущество рыночной системы заключается в ее постоянном стимулировании эффективности производства.  
Объектом конкуренции являются цена с ее исходным базисом - издержками производства, качество продукта и дизайн. Конкуренция одновременно имеет и положительные и отрицательные стороны:  
1) она способствует развитию научно-технического прогресса, постоянно заставляя товаропроизводителя применять лучшие технологии, рационально использовать ресурсы. В ходе ее вымываются экономически неэффективные производства, устаревшая техника, некачественные товары;  
2) она чутко реагирует на изменение спроса, ведет к удешевлению издержек производства, тормозит рост цен, а в ряде случаев к их снижению;  
3) в известной мере выравнивает норму прибыли на капитал и уровень заработной платы во всех отраслях национальной экономики.  
К числу негативных сторон можно отнести:  
1) придает бизнесу определенную нестабильность, создает условия для безработицы, инфляции и банкротства;  
2) ведет к дифференциации доходов и создает условия для их несправедливого распределения;  
3) ее следствием может быть перепроизводство товаров и не догрузка мощностей в периоды производственных спадов.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Роль  рынка труда.

       Современный этап развития связан  с новым взглядом на рабочую  силу как на один из ключевых  ресурсов экономики. Этот новый  взгляд - свидетельство реального  роста роли человеческого фактора в условиях технологического этапа НТР, когда налицо прямая зависимость результатов производства  от качества, мотивации и характера использования рабочей силы в целом и отдельного работника в частности.

     Возрастание роли человеческого фактора в производстве подтверждено результатами экономических исследований ведущих американских ученых. Начиная с 1929 года главным  источником роста производительности труда  и национального дохода США в триаде    ‘ труд - земля - капитал ’  является первый фактор, охватывающий совокупность образовательных, квалификационных, демографических и культурных характеристик рабочей силы.

     Вложения  средств в человеческие ресурсы  и кадровую работу становятся  долгосрочным фактором конкурентоспособности и  выживания фирмы в условиях рыночной экономики. Не случайно прямые затраты  частного бизнеса в США на все виды обучения возросли уже к началу 80-х годов до 30 млрд. долл., а полные частные и государственные затраты с учетом выплат компенсаций за время обучения достигли 100 млрд. долл.

     В эпоху высокоразвитой рыночной цивилизации  роль рынка труда в эволюции экономики  непрерывно возрастает. Связано это  с тем, что по мере расширения и  углубления, особенно в последние  два десятилетия, научно - технологической  революции, освоения высокосложных технологий и распространения ЭВМ народное хозяйство уже не может обходиться без массовой творческой деятельности.

     Впервые в истории производительные силы выходят на такой уровень развития, при котором их эволюция возможна лишь в условиях творческой активности работников значительной части профессий и широкого использования в сфере общественного труда новейших технических средств и сопутствующих им знаний. К рабочей силе начинают предъявляться совершенно новые, по сравнению с прошлым, требования: участие в развитии производства практически на каждом рабочем месте; обеспечение высокого качества быстро меняющейся по своим характеристикам и технологически все более сложной продукции;  удержание низкой себестоимости изделий путем постоянного совершенствования методов производства; индивидуализация всех видов и форм производственного и непроизводственного обслуживания.

     В новых, более эффективных организационных  условиях происходит соединение рабочей  силы и рабочих мест, включение  в инновационно - производственный процесс творческого потенциала трудящихся, подготовка и переподготовка кадров, решение проблем социальной защиты трудящихся и т.п.

     Интенсивная экономика, живущая в режиме периодического технологического и организационного обновления, постепенно превращается в экономику непрерывного развития, для которой характерно практически постоянное совершенствование методов производства, принципов управления, эксплуатационных характеристик товаров и форм обслуживания населения.

     Рынок труда становится важнейшим звеном национальной и мировой рыночной цивилизации, на нем формируются трудовые ресурсы творческого типа, осуществляющие повседневную эволюцию общества. Речь идет о той или иной форме инициативы, производственной самостоятельности, стремлении к совершенствованию технологии и методов обслуживания населения.

     Исследования  показывают, что активный созидательный  труд в настоящее время в той  или иной мере входит в содержание деятельности большей части работающего  населения, прежде всего специалистов с высшим и средним специальным образованием, административно - управленческого персонала, высококвалифицированных рабочих, работников услуг. Это ведущий отряд национальной рабочей силы, охватывающий в западных странах от 40 до 50 % занятых в народном хозяйстве.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Структура и сущность рынка  труда.

     Функционально - организационная структура рынка  труда включает в себя  в условиях развитой рыночной экономики следующие  элементы: принципы государственной  политики в области занятости  и безработицы; систему подготовки кадров; систему найма, контрактную систему; фонд поддержки безработных; систему переподготовки и переквалификации; биржи труда; правовое регулирование занятости.

     На  рынке труда встречаются продавец и покупатель, как при любой  сделке купли - продажи. Продавцы - это работники, предлагающие свою рабочую силу (способность к труду), а покупатели - это трудовые коллективы или отдельные предприниматели, которые могут самостоятельно решать, сколько и каких работников им требуется.

     На  рынке труда действует закон  спроса и предложения на рабочую силу, который влияет на заработную плату. Закон спроса и предложения на рабочую силу отражает несоответствие свободных рабочих мест составу приходящих на рынок труда работников по количественным и качественным параметрам.

     На рынке труда происходит жестокий, беспощадный отбор наиболее способных, предприимчивых. Слабых и неспособных рынок не щадит. Но вместе с тем он стимулирует высококвалифицированный труд, способствует созданию  жесткой взаимосвязи между вкладом каждого и полученным конкретным результатом.

     Существовавшая  ранее в нашей стране административно - командная система управления, при которой государство как  собственник основных средств производства централизованно планировало необходимое  для полной занятости число рабочих мест, распределяло и перераспределяло трудовые ресурсы, полностью разрушило мотивацию к труду.

     Международный опыт свидетельствует, что рынок  труда не может существовать вне  конкурентной, основанной на частной  собственности экономики и демократических общественных институтов. Тоталитарное общество даже теоретически исключает возможность существования такого рынка, ибо не считает человека равноправным, юридически и экономически независимым от государства субъектом. Такому государству не столь важно, используется ли людской потенциал эффективно и согласно с личными интересами человека или нет. Для него значимо другое - иметь человека в полном и безоговорочном подчинении для любых нужд, а личные интересы удовлетворять по минимуму, что исключает экономическую и социальную независимость человека. Это обеспечивает хотя и малоэффективную, но почти полную управляемость людскими массами. Свободный рынок труда в таких условиях просто не нужен, более того, он был бы серьезной помехой, хотя его антипод - распределение рабочей силы, обслуживающее дефицитную по своей природе, принадлежащую государству экономику тоже называется рынком труда.

     Национальный  рынок труда охватывает все общественное производство - через него каждая отрасль  получает необходимые ей кадры не только заданного профессионально - квалификационного состава, но и определенных культурных и этико - трудовых достоинств, адекватных требованиям экономики.

     На  рынке труда реализуется возможность:

     - свободного выбора профессии,  отрасли и места деятельности, поощеряемого приоритетными предложениями (уровень оплаты труда, возможности реализации творческих замыслов и т. д.);

     - найма и увольнения при соблюдении  норм трудового законодательства, защищающего интересы граждан  в плане гарантий занятости,  условий труда, его оплаты;

Информация о работе Сущность рынка