Сущность, роль и структура государственного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 00:02, курсовая работа

Описание работы

При переходе к рыночным отношениям существенно меняются роль и значение государства в управлении социально-экономическими процессами. В отличие от административно-командных методов управления в условиях рынка государственное вмешательство в экономику должно носить достаточно ограниченный характер и быть направленным, прежде всего, на решение таких глобальных проблем, как обеспечение бесперебойного функционирования рыночного механизма в целом, развитие производительных сил, укрепление обороноспособности страны, а также экономическая поддержка и социальная защита наиболее уязвимых слоев населения посредством рационального распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода страны.

Содержание

Введение 3
Глава I. Экономическая сущность и роль государственного бюджета 6
1.1 Государственный бюджет как экономическая категория. 6
1.2 Роль бюджета в распределении совокупного общественного продукта и национального дохода. 11
1.3 Функции бюджета. 15
Глава II. Проблемы несбалансированности и сбалансированности государственного бюджета. 17
2.1 Дефицит бюджета. 17
2.2 Разные теоретические подходы к проблеме бюджетного дефицита и бюджетной политики. 19
2.3 Избыток бюджета. 22
2.4 Мультипликатор сбалансированного бюджета. 24
Глава III.Структура и особенности государственного бюджета в странах рыночной экономики 26
3.1 Общая характеристика государственных бюджетов стран с рыночной экономикой 26
3.2 Бюджетное устройство и бюджетная система стран рыночной экономики 30
Заключение 32
Список использованной литературы 34
Приложение А 35
Приложение Б 36

Работа содержит 1 файл

Сущность, роль и структура государственного бюджетаdoc.doc

— 184.00 Кб (Скачать)

Доходы формируются  за счёт следующих поступлений: процентов  по долгосрочным кредитам, прибыли  эмиссионного департамента Банка Англии, а также средств, поступивших из обычного бюджета при образовании положительного сальдо.

 

Франция

Во Франции центральный  бюджет содержит три части: обычный  общий (государственный) бюджет, присоединённые бюджеты различных государственных  организаций, специальные счета казначейства.

Центральный бюджет подразделяется на два вида операций: на операции окончательного характера — безотзывное финансирование, на которое приходится около 90 % всех бюджетных средств, и взаимного  характера — кредиты.

На долю общего бюджета приходится более 70 % средств центрального бюджета. Общий бюджет в своей расходной части делится на функциональный и институционный (ведомственный). Первый группирует расходы по их функциям (содержание административных служб, обслуживание государственного долга, капиталовложения, затраты, сопутствующие капитальным вложениям, трансферты и расходы подразделяются на текущие и капитальные). Институционный бюджет группирует расходы по ведомствам, исполняющим бюджет, и направляет их на оборону, уплату процентов и погашение государственного долга, оказание помощи развивающимся странам и т. д.

Основными видами доходов  общего бюджета являются прямые и  косвенные налоги и поступления  от предпринимательской деятельности государства. Около 40 % всех налоговых  поступлений дают индивидуальный подоходный налог и налог на прибыль корпораций.

Присоединённые бюджеты  введены для организаций, не имеющих  статуса юридического лица, но осуществляющих торгово-промышленную деятельность и  обладающих финансовой автономией (бюджеты  почты, телеграфа, телефона, национальной типографии, монетного двора и т. д.).

Специальные счета казначейства охватывают различные фонды (инвестиционно-дорожный, национально-спортивный, различные  торговые счета казначейства).

Центральный бюджет хронически дефицитен, однако значительная часть дефицита приходится на присоединённые бюджеты и специальные счета казначейства [9, c.105].

В разных государствах начало бюджетного года различно. Так, во Франции, Германии, Италии, Бельгии, Голландии, Швейцарии оно совпадает с календарным годом. В Великобритании, Японии. Канаде бюджетный год начинается с 1 апреля и заканчивается 31 марта, в Швеции, Норвегии — с 1 июля по 30 июня, в США — с 1 октября по 30 сентября. Это объясняется историческими причинами, традициями, связанными со сроками созыва сессий законодательных органов.

Льготный срок — время, предоставляемое для завершения финансирования отдельных объектов, закрытия финансовых счетов.

Этот период колеблется по странам от одного до пяти месяцев. В течение этого времени правительство имеет право производить финансирование за счет средств, предусмотренных по уже закончившемуся бюджетному году, не испрашивая новых разрешений. Бюджетный год с включением льготного срока образует счетный период, под которым понимается фактический период исполнения бюджета с добавлением льготного срока.

 

3.2 Бюджетное устройство и бюджетная система стран рыночной экономики

 

Бюджетное устройство представляет собой организационные принципы построения бюджетной системы, ее структуру, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов.

Бюджетная система —  это основанная на экономических  и юридических нормах совокупность всех бюджетов, действующих на территории страны [10, c.438].

Организационно бюджетная  система строится в соответствии с установленными принципами. Организация бюджетной системы (бюджетное устройство) определяется государственным устройством страны.

В зависимости от организационной  структуры различаются унитарные (единые), федеративные и конфедеративные  государства.

В унитарных государствах бюджетная система включает два звена: государственный бюджет и многочисленные местные бюджеты.

В федерациях и конфедерациях  бюджетная система содержит три  звена:

  1. государственный бюджет (федеральный бюджет или бюджет центрального правительства);
  2. бюджеты членов федераций (штатов в США, земель (ландов) в ФРГ, провинций в Канаде);
  3. местные бюджеты. Они не включаются в бюджеты членов федерации, доходы и расходы которых не входят в федеральный бюджет.

На первых этапах развития буржуазного государства бюджетная система ряда стран характеризовалась зависимостью государственного бюджета от местных финансов. Например, правительство США до принятия Конституции 1787 г. не имело собственных источников доходов и покрывало свои расходы за счет взносов отдельных штатов. С усилением центральной власти значение государственного бюджета стало возрастать.

После Второй мировой  войны процесс централизации  бюджетной системы во всех государствах резко усилился. Существенно возрос удельный вес государственного бюджета  в общем объеме ресурсов бюджетной системы (в США — более 50 %, в Великобритании — более 70 %).

В государственный бюджет направляются крупнейшие доходы: подоходный налог с физических лиц, налог  на прибыль корпораций, акцизы, налог  на добавленную стоимость (в США НДС не применяется), таможенные пошлины, доход от государственных займов, выпускаемых центральным правительством.

По расходам, напротив, наблюдается другая тенденция: увеличение удельного веса в общей сумме  расходов бюджетной системы местных  бюджетов, на которые правительство перекладывает значительную часть затрат на развитие экономической и социальной инфраструктуры, а также часть расходов на воспроизводство квалифицированной рабочей силы.

Система местных бюджетов также определяется государственным  устройством и соответствующим административным делением. В 1960 – 1970 гг. во всех западных странах произошел процесс укрупнения местных административных единиц и, следовательно, усиления централизации местных финансов.

В Великобритании (1973 – 1975 гг.) была проведена реформа мелких органов власти, в результате которой была введена двухзвенная система управления местными органами (деление на графства и округа); были упразднены мелкие административные единицы (сельские округа и приходы). Это вызвало сокращение числа местных бюджетов и увеличение их объема. Финансовые взаимоотношения центральных и местных органов стали более тесными, усилились регулирующая роль местных финансов и их воздействие на процесс воспроизводства и сферу социальных отношений.

Заключение

 

Бюджетной системой государства является совокупность бюджетов всех уровней, представляющая собой систему, основанную на экономических отношениях и юридических нормах.  Организация и принципы построения бюджетной системы представляют собой бюджетное устройство страны. Бюджетное устройство страны определяется её государственным устройством.

Принципами построения бюджетной системы являются следующие:

  1. принцип обязательного облечения бюджета в форму правового акта, принимаемого представительным органом власти;
  2. принцип полноты, то есть все доходы и расходы должны быть представлены в полном объёме;
  3. принцип единства бюджета, который выражается в применении единой классификации доходов и расходов бюджетов разных уровней и единообразии бюджетной документации;
  4. принцип ежегодного утверждения бюджета на один финансовый год;
  5. принцип бюджетного равновесия, то есть сбалансированности доходной и расходной частей бюджета.

Важным инструментом стабилизации становится проведение политики жесткого ограничения бюджетных  расходов и повышения эффективности использования государственных средств. Для этого необходимо перейти к системе бюджетного планирования, в рамках которой каждой группе (программе) государственных расходов будет выделяться определенная часть в виде квоты расходов в процентах от ВВП. Задачей Министерства Финансов и его бюджетных органов в такой системе становится поиск наиболее эффективных вариантов использования выделенных ассигнований.

В целях постоянного  контроля за размерами бюджетного дефицита, источниками его финансирования и видами финансируемых за счет бюджетного дефицита расходов целесообразно бюджет разделить на регулярный и чрезвычайный. Регулярный охватывал бы, в основном, текущие расходы, финансируемые за счет стабильных текущих доходов, а чрезвычайный включал бы инвестиционные расходы, финансирование которых допускается за счет государственной задолженности. Важным условием решения проблемы эффективного управления бюджетным дефицитом должно стать разделение кредитной и бюджетной системы страны и соответствующее изменение функций Министерства Финансов и Национального Банка, направленное на исключение возможностей автоматического кредитования государственных расходов. В случае же нехватки бюджетных средств могут допускаться краткосрочные кассовые кредиты для финансирования сезонного колебания доходов.

Именно бюджет, показывая размеры необходимых  государству финансовых ресурсов и  реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

Закончив все  исследования, связанные с темой  моей работы, я пришла к выводу, что  выбранная мною тема очень важна, многогранная и весьма актуальна в наши дни. Проанализировав всю вышеизложенную информацию можно сказать, что бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

 

Список использованной литературы

  1. Вавилов, Ю.Я. Государственный долг; М.: Перспектива, 2000. - 101 c.
  2. Воробьев Е.М., Гриценко А.А, Ким М.Н., Лисовицкий В.Н. Экономическая теория. Курс лекций. - Харьков, 2006.-391с.
  3. Государственные финансы в новых условиях. Лушин С.И., издательство Финансы, Москва, 1998.
  4. Ефимова, Е.Г. Экономическая теория в схемах, таблицах, графиках и формулах. Учебное пособие; МПСИ, 2008. - 156 c.
  5. Курс экономической теории. Учебник, под общей ред. проф. М.Н. Чепурина, проф. Е.А. Киселевой. - Киров: Издательство «АСА», 1997.
  6. Липсиц, Игорь Владимирович Том 2. Экономика; Вита-Пресс, 2000. - 352 c.
  7. Общая теория финансов Учебник, Дробозина Л.А.
  8. Сидорович А.В. Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика; М.: ДИС, 1997. - 736 c.
  9. Спиридонов, И.А. Мировая экономика. Учебное пособие; М.: Инфра-М, 2001. - 256 c.
  10. Финансы. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное / Под ред. проф. В.В.Ковалёва. – М.: ООО "ТК Велби", 2003. – 512 с.
  11. Финансы. Учебное пособие,  Ковалева А.М., Баранникова Н.П., Богачева В.Д., под ред. проф. Ковалевой А.М., Москва, Финансы и статистика, 1997.
  12. Финансы и кредит: Учебник / Под ред. проф. М.В.Романовского, проф. Г.Н.Белоглазовой. – М.: Юрайт-Издат., 2003. – 575 с.
  13. Шелопаев Ф.М. Финансы, денежное обращение и кредит: Краткий курс лекций. – М.: Юрайт-Издат, 2004. – 278 с.
  14. Экономическая теория. Учебное пособие, Борисов Е.Ф., «ЮРАЙТ», Москва, 1998.

 

Приложение А

Схема 1. Качественные характеристики государственного бюджета

 

 


 

Приложение Б

 

Схема 2. Совместное влияние увеличения государственных расходов и роста налогов

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Сущность, роль и структура государственного бюджета