Сущность предпринимательства и его роль в социально-экономическом развитии общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 11:07, курсовая работа

Описание работы

Предпринимательства в прошедшее десятилетие обусловил новые, более широкие его трактовки как особого, новаторского, антибюрократического стиля хозяйственного поведения, в основе которого лежит постоянный поиск новых возможностей, ориентация на инновации, умение привлекать и использовать для решения поставленной задачи ресурсы из самых разнообразных источников Нынешняя волна предпринимательства свидетельствует о том, что в основе указанной тенденции - не какие-либо особые черты, присущие одной стране, а объективные тенденции развития экономики, цивилизованного общества в целом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
I. ТЕОРИЯ ПРЕДПРИНЕМАТЕЛЬСТВА
I. 1. ХРОНИКА ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
I. 2. ПРЕДПРИНЕМАТЕЛЬСТВО КАК ЯВЛЕНИЕ И КАК ПРОЦЕСС
I. 3. СУБЪЕКТЫ ПРЕДПРИНЕМАТЕЛЬСТВА
II. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
II. 1 .ТИПЫ И ВИДЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
II. 2. ВНУТРЕНЯЯ И ВНЕШНЯЯ СРЕДА ПРЕДПРИНЕМАТЕЛЬСТВА
И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
II. 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

КУРС ПРЕДПРИН.doc

— 270.00 Кб (Скачать)

Кредитные организации  помимо вышеперечисленных имеют право осуществлять следующие сделки

    • выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;
    • приобретение права требования от третьих лиц, исполне 
      ния обязательств в денежной форме;
    • доверительное управление денежными средствами и иным 
      имуществом по договору с физическими и юридическими 
      лицами;
    • осуществление операций с драгоценными металлами и драго 
      ценными камнями в соответствии с законодательством Рос 
      сийской Федерации;
    • предоставление в аренду физическим и юридическим ли 
      цам специальных помещений или находящихся в них сей 
      фов для хранения документов и ценностей;
    • лизинговые операции;
    • оказание консультационных и информационных услуг, а также 
      иные сделки в соответствии с законодательством Российской 
      Федерации.

  Кредитные организации в соответствии с  лицензией Банка России на осуществление банковских операций могут выполнять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг. Так, они вправе производить выпуск, покупку, продажу, учет, хранение и иные операции с ценными бумагами, реализующими функции платежного документа; с ценными бумагами, подтверждающими привлечение денежных средств во вклады и на банковские счета; с иными ценными бумагами, проведение операций с которыми не требует получения специальной лицензии в соответствии с федеральными законами, а также совершать доверительное управление указанными ценными бумагами по договору с физическими и юридическими лицами.

  В соответствии с федеральным законом  кредитной организации запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью.[5] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

II. 2.  ВНУТРЕНЯЯ И ВНЕШНЯЯ СРЕДА ПРЕДПРИНЕМАТЕЛЬСТВА

   И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 

   На  развитие предпринимательской Деятельности, ее результаты существенное влияние оказывает предпринимательская среда

   Под предпринимательской средой понимаются внешние и внутренние условия и факторы, которые воздействуют на результативность функционирования того или иною предприятия, организации, фирмы.

    Различают внутреннюю и внешнюю среду

   К числу факторов внутренней среды  предпринимательства следует отнести: правильный выбор организационно-правовой формы предприятия; уровень оптимальности организационной его структуры (как производственной, так и общей); наличие необходимых финансов для успешной деятельности; уровень знаний персонала и стиль руководства менеджеров; социально-психологическую атмосферу организации, ее моральный климат; состояние маркетинговых исследований и глубокое знание рынка; уровень деловых взаимоотношении сотрудников и их поведения и многое другое

   Внешняя среда предпринимательской организации  представляет 
собой совокупность экономических, социальных, правовых и прочих условий, способствующих формированию и развитию предпринимательства. 

   К экономическим условиям относятся: предложения товаров и спрос на них; виды товаров, которые могут приобрести покупатели; объемы денежных средств, которые покупатели могут истратить на эти покупки; избыток или недостаточность рабочих мест, рабочей силы, влияющие на уровень заработной платы работников, т.е. на их возможности приобретения товаров.

   На  экономическую обстановку существенно  влияют наличие и доступность денежных ресурсов, уровень доходов на инвестированный капитал, а также размер заемных средств, к которым готовы обратиться предприниматели для финансирования своих деловых операции и которые готовы предоставить им кредитные учреждения

   Состояние внешней предпринимательской среды  имеет определяющее влияние на развитие предпринимательства как в стране в целом, так и в отдельных регионах. Под внешней предпринимательской средой понимается совокупность внешних факторов и условий, прямо или косвенно влияющих на становление и развитие предпринимательства. Внешняя среда по отношению к предпринимателям является средой объективной и действует независимо от их желания. Чтобы добиться успехов, предприниматели должны хорошо знать все внешние факторы и условия, чтобы в своей деятельности предвидеть их влияние на конечные результаты своего бизнеса. Как считали ученые классической экономической теории, базой предпринимательской деятельности являются знания об основных условиях и факторах внешней среды. Внешняя предпринимательская среда включает следующие подсистемы:

  • экономическое положение в стране и регионах;
  • политическая ситуация, характеризующаяся стабильностью 
    развития общества и государства;
  • правовая среда, четко устанавливающая права, обязанности, ответственность предпринимателей и других субъектов 
    рыночной экономики;
  • государственное регулирование и поддержка предпринимательства;
  • социально-экономическая обстановка, связанная с уровнем 
    платежного спроса населения (потребителей), уровнем безработицы;
  • культурная среда, обусловленная уровнем образования на 
    селения, обеспечивающая возможность заниматься определенными видами предпринимательского бизнеса;
  • научно-техническая, технологическая среда;
  • наличие в достаточном количестве природных факторов 
    производства, необходимых для развития определенных видов деятельности;
  • физическая среда, связанная с климатическими (погодными) условиями, влияющими на процесс функционирования 
    предпринимательских организаций;
  • отсутствие природных катаклизмов;
  • институционально-организационная среда, свидетельствующая о наличии достаточного числа организаций, обеспечивающих возможность осуществления коммерческих операций, деловых связей и т.д.

  Успешному развитию предпринимательства способствует льготное кредитование предпринимательских проектов, сокращение числа налогов, сборов, обязательных платежей, уменьшение налоговых ставок и др. Развитие предпринимательства тормозят экономические и финансовые кризисы, возникающие не только в собственной стране, но и в других странах и регионах.

  Предпринимательский успех зависит от многих факторов, среди которых важнейшим является внутренняя предпринимательская среда как определенная совокупность внутренних условий функционирования предпринимательской организации. В значительной мере внутренняя предпринимательская среда носит субъективный характер: она напрямую зависит от самого предпринимателя, его компетентности, силы воли, целеустремленности, уровня притязаний, умений и навыков в организации и ведении бизнеса. К внутренней предпринимательской среде следует отнести следующие подсистемы (факторы): наличие необходимого объема собственного капитала; правильный выбор организационно-правовой формы предприятия; выбор предмета деятельности; подбор команды партнеров; знание рынка и квалифицированное проведение маркетинговых исследований; подбор кадров и управление персоналом, его мотивированное материальное стимулирование; механизм сохранения предпринимательской тайны и др.

  Особое  значение для успешной предпринимательской  деятельности имеют разработка обоснованного бизнес-плана, предвидение и расчет последствий наступления предполагаемых рисков, внедрение новых технологий, диверсификация деятельности, разработка и внедрение обоснованной стратегии развития организации. К факторам внутренней среды следует также отнести четкое соблюдение предпринимателями и наемными менеджерами законов и нормативных актов, регулирующих деятельность данного вида бизнеса или соответствующей организационно-правовой формы предпринимательской организации.

  Как уже указывалось, добиться успеха смогут только те предприниматели, которые постоянно повышают свои знания, хорошо знают правовой механизм организации и ведения бизнеса, умеют совершать сделки, заключать предпринимательские договоры и получать причитающиеся по ним дивиденды. Только те предприниматели добиваются успеха, которые имеют долгосрочную обоснованную цель. (Ее должны знать и поддерживать все работники.) В их фирмах налажена железная дисциплина, а сами они много и плодотворно трудятся, советуются с подчиненными, а затем принимают обоснованные решения, которые нацелены не на сиюминутный успех, а на долгосрочную перспективу.

   Несомненно, практический интерес для российских предпринимателей представляет опыт формирования внутренней предпринимательской среды японским предпринимателем К. Татеиси, о котором он рассказал в своей книге «Вечный дух предпринимательства». Суть эффективного, рационального менеджмента в компании «Омрон», позволяющего добиваться успехов, заключается в том, чтобы предоставить каждому работнику возможность достаточно заработать, чувствовать удовлетворение от своего труда и участвовать в управлении предприятием. В уважении личности проявляется высшая суть гуманизма менеджмента. По утверждению автора, между рационализмом и гуманизмом нет никаких противоречий

Важную  роль в формировании предпринимательства  играют подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров предпринимателей: организация обучения современным методам ведения предпринимательской деятельности; обучение и переобучение кадров, их стажировка в развитых странах; организация подготовки и переподготовки преподавательских кадров для обучения предпринимателей; создание сети консультативных центров, проводящих профессиональный отбор и ориентацию кадров предпринимательского сектора и др.

Любая предпринимательская деятельность осуществляется в рамках соответствующей правовой среды. Поэтому большое значение имеет создание необходимых правовых условий. Здесь имеется в виду наличие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность и создающих наиболее благоприятные условия для развития предпринимательства: упрощенную и ускоренную процедуру открытия и регистрации предприятий; защиту предпринимателя от государственного бюрократизма; совершенствование налогового законодательства в направлении мотивации производственной предпринимательской деятельности, развития совместной деятельности отечественных предпринимателей с зарубежными. Сюда входят и создание региональных центров поддержки малого предпринимательства, усовершенствование методов учета и форм статистической отчетности. Важную роль играет также подготовка законодательных инициатив по вопросам правовой гарантии предпринимательской деятельности, включая в первую очередь право на собственность и соблюдение договорных обязательств.[4] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

II. 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 

   Для того чтобы оценить перспективы развития предпринимательства в России, целесообразно рассмотреть факторы такого развития.

   Г.Б. Кочетков приводит пять факторов, которые обеспечивают положение США как признанного лидера в развитии предпринимательства в мире.

   1. Одним из наиболее важных из них является половозрастная структура населения и ее динамика в ближайшем будущем. Именно от демографической ситуации зависят изменения потребностей в товарах и услугах, а также реакция населения на эти изменения.

   Наиболее  перспективным для бизнеса считается население в возрасте 25—44 лет. Страны с наивысшим развитием предпринимательства имеют более четверти населения в этой возрастной группе. В США в эту группу попадает 30% всего населения. Помимо того, надо учитывать соотношение женщин и мужчин среди предпринимателей. В США это соотношение составляет 0,53, т.е. 47% предпринимателей — женщины, а 53% — мужчины. В то же время женщины составляют мощный резерв развития предпринимательства, который пока еще недостаточно используется, в том числе и в США.

   В России численность населения в  возрасте 25—44 лет на начало 2002 г. (составляла 43 139 тыс. чел., или 29,9%2. Это свидетельствует о том, что наша страна имеет достаточно большие резервы и перспективы для развития предпринимательства. Что же касается соотношения женщин и мужчин среди предпринимателей России, то такие статистические данные, к сожалению, отсутствуют. Между тем практика говорит о том, что число женщин России, занимающихся бизнесом, непрерывно возрастает

   2. Следующим по важности фактором, влияющим на уровень предпринимательства, считается уровень общего и специального предпринимательского образования.

   В этой области США обладают существенным конкурентным преимуществом, так как более 80% населения в соответствующем возрасте получают специальное среднее и высшее образование. По этому показателю США занимают второе место в мире, уступая лишь Канаде (90%). При этом предприниматели имеют более высокий уровень образования, чем в среднем по стране.

   Интересно, что около трети предпринимателей в США имеют неоконченное высшее образование. Начиная с 1990-х годов лучшие американские университеты и колледжи начали предлагать специальные курсы по предпринимательству. Самым красноречивым примером стала замена классического курса общего менеджмента в Гарвардской школе бизнеса на новый, обязательный для всех обучающихся по программе магистра делового администрирования курс «Предпринимательское управление».

Информация о работе Сущность предпринимательства и его роль в социально-экономическом развитии общества