Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 21:32, реферат
Цель работы заключается во всестороннем изучении экономического роста, систематизации причин и факторов, влияющих на снижение экономического роста современной экономики России, и, наконец, исследовать виды макроэкономической политики, влияющие на экономический рост.
ВВЕДЕНИЕ 2
Раздел 1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА 4
Раздел 2. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 14
ПРИЛОЖЕНИЕ 15
К экстенсивным (количественным) факторам роста относятся:
· увеличение числа занятых работников;
· рост объемов оборотного капитала.
· увеличение объема инвестиции (при сохранении существующего уровня технологии);
К интенсивным (качественным) факторам роста относятся:
· ускорение научно-технического прогресса,
· повышение квалификации работников;
· улучшение использования основных и оборотных фондов;
· повышение эффективности производства за счет лучшей его организации.
Экономическая история не знает интенсивного или экстенсивного типа экономического роста в чистом виде. Поэтому существует еще и третий тип экономического роста – смешанный. 4
Всегда имеет место преимущественно интенсивный или экстенсивный экономический рост. Отнесение экономического роста к тому или иному типу осуществляется в зависимости от величины удельного веса прироста производства, полученного за счет качественного или количественного изменения его факторов.
Проблема темпов
Какие темпы выгоднее? На первый взгляд, ответ прост: лучше иметь высокие темпы. В этом случае общество получит больше продукции и у него будет больше возможностей удовлетворить свои потребности. Но при ответе на этот вопрос следует учитывать два момента. Во-первых, каково качество продукции. Едва ли можно радоваться, если увеличение выпуска, скажем, цветных телевизоров достигнуто за счет аппаратов, которые затем в актах пожарной инспекции фигурируют как причина пожара. Во-вторых, важна структура прироста производства. Если в нем преобладают капитальные товары и соответственно удельный вес товаров для населения незначителен, то в этом мало хорошего для народа. В прежние годы в нашей стране в приросте продукции был велик удельный вес военной техники. Поэтому, хотя объем производства увеличивался, жизненный уровень народа снижался или рос незначительно. Разрядка международной напряженности позволяет решить проблему демилитаризации экономики, улучшения жизни людей.
Рассмотрим
вариант нулевых темпов экономического
роста. На относительно небольшое время
он не грозит большими отрицательными
последствиями, так как может
осуществляться за счет снижения материалоемкости,
повышения фондоотдачи и
Что касается отрицательных темпов, которые имеют место в России в настоящее время, то это -- свидетельство кризисных процессов в национальной экономике страны. Падение темпов экономического роста в нашей стране, начавшееся в 60-х годах, объясняется рядом обстоятельств. Во-первых, высоким удельным весом производства, средств производства и огромным количеством производимой военной техники, на ликвидацию которой сегодня приходится затрачивать большие средства. Во-вторых, ухудшением показателя фондоотдачи, т.е. съема продукции с единицы производственных фондов. В-третьих, так как львиная доля продукции направлялась на военные нужды, то во все возрастающих размерах не хватало продукции машиностроения для обновления действующего производства, которое старело морально и физически, теряло свою производительность и другие необходимые свойства. В-четвертых, этот процесс резко усилился, темпы стали отрицательными в 90-х годах в связи с развалом СССР и разрывом десятилетиями налаженных хозяйственных связей между предприятиями, находившимися в различных союзных республиках. На это наложились трудности перехода к рыночной экономике.
В перспективе, когда будет преодолен кризис российской экономики и страна перейдет к нормальному развитию, встанет вопрос об оптимальных темпах экономического роста. Представляется, что оптимальные темпы должны базироваться на сложившемся макроэкономическом равновесии национальной экономики и одновременно выступать важнейшим средством его обеспечения. Они не могут быть слишком высокими, ибо излишне высокие темпы развития, как это доказывает макроэкономика, неизбежно ведут к инфляции. В целом следует отметить, что эта проблема пока в экономической теории не разработана.
При оценке экономического роста, его динамики, темпов и других показателей во всем мире (с 1993 г. и в Российской Федерации) должна использоваться утвержденная органами ООН система национальных счетов.
Для оценки экономического роста все большее значение приобретают такие показатели благосостояния, как продолжительность жизни, величина свободного времени и т.п.
Итак, экономический рост - это увеличение объемов созданных за определенный период товаров и услуг, который принято измерять относительно предшествующего периода в процентах или в абсолютных величинах. Существует два основных типа экономического роста: экстенсивный и интенсивный. Оба типа экономического роста в чистом виде не существуют. Также существует классификация экономического роста по величине его темпов: высокого, нулевого или отрицательного.
Экономический рост - одна из основных целей макроэкономической политики.
Макроэкономическая политика государства -- действия государства, направленные на регулирование экономики с целью поддержания ее темпов экономического роста, полной занятости и ограничения инфляции. Основной задачей макроэкономической политики является баланс между безработицей и инфляцией. Макроэкономическая политика подразделяется на фискальную политику, монетарную политику, политику зарплата - цены и внешнеэкономическую политику.
Макроэкономическая политика: необходимость и цели
Экономика любого государства не может развиваться без определения цели ее развития. Целеполагание является одной из главных функций проведения экономической политики. В каждый конкретный период экономического развития государство определяет наиболее важные задачи, стоящие перед экономикой.
Под экономической целью понимается основное направление развития экономики, которое раскрывается с помощью поставленных задач.
За весь период развития общества, помимо основных целей макроэкономической политики, выдвигалось достаточно большое количество других, дополнительных целей: экономический рост; экономическая эффективность, обеспеченность, полная занятость, стабильный уровень цен, справедливое распределение доходов, торговый баланс.
Оценка результативности деятельности экономики на основе реализации поставленных целей осуществляется с помощью расчета макроэкономических показателей.
Основными
макроэкономическими
Одной из центральных категорий макроэкономики является уровень
цен (Р).
В макроэкономике существует показатель,
характеризующий уровень
Макроэкономическая политика как основа регулирования экономических процессов
Макроэкономическая
политика - это система мер и
мероприятий, направленных на решение
социальных и экономических проблем.
Объективной целью
Задачи макроэкономической политики определяются теми требованиями развития, которые ставит изменяющаяся действительность в тот или иной период времени.
Поэтому, в зависимости от состояния экономического развития, меняются не только задачи макроэкономической политики, но и ее виды (антициклическая, антиинфляционная, экономического роста, стабилизации). В настоящее время макроэкономическая политика стран с развитой рыночной экономикой направлена на достижение следующих задач: обеспечение устойчивого роста экономики; повышение экономической эффективности на базе научно-технического прогресса; обеспечение высокой занятости; обеспечение социальной защищенности; обеспечение экономической свободы; обеспечение общеэкономической безопасности; достижение оптимального платежного баланса.
Макроэкономическая политика государства проводится Правительством и Центральным банком. Выделяются следующие ее инструменты: бюджетно-налоговая, кредитно-денежная, социальная и внешнеэкономическая.6
Виды макроэкономической политики
Макроэкономическая политика подразделяется на: фискальную политику; монетарную политику; политику зарплата-цены; внешнеэкономическую политику.
Фискальная
(налогово-бюджетная) политика - правительственная
политика в области государственного
бюджета и налогообложения, направленная
на обеспечение занятости
Фискальная
политика связана с денежно-кредитной
политикой Центрального банка, регулирующей
экономику за счёт изменения ставки
налогообложения и объемов
Изменения в налогово-бюджетной политике могут привести к таким изменениям, как перераспределение доходов и ресурсов, изменение уровня экономической активности. Фискальная политика-это финансирование государственных расходов на содержание государственного аппарата, обороны страны и части непроизводственной сферы.
Денежно-кредитная
политика - это политика государства,
воздействующая на количество денег
в обращении с целью
Воздействие на макроэкономические процессы (инфляцию, экономический рост, безработицу) осуществляется посредством денежно-кредитного регулирования.
Денежно-кредитная политика является составной частью единой государственной экономической политики. Государственная экономическая политика должна предусматривать меры по решению проблем в каждом блоке. Центральный банк выполняет свою часть -- денежно-кредитную политику, он отвечает за её проведение.
Политика
зарплаты-цены подразумевает ограничения
доходов населения через
Внешнеэкономическая политика - один из основных макроэкономических инструментов, применяемый для ускорения либо замедления экономического роста внутри страны.
Внешнеэкономическая политика - политика в области экспорта, импорта, таможенных пошлин, тарифов, ограничений, привлечения иностранного капитала, вывоза капитала за рубеж, внешних займов, предоставления экономической помощи другим странам, осуществления совместных экономических проектов.
Экономический рост - это главная проблема, вставшая перед Россией на этапе перехода к рыночным отношениям. Данная проблема остается актуальной и в настоящее время. В результате того, что наша страна отстает по многим экономическим показателям от развитых стран, наше государство должно «подчиняться» решениям многих как экономических, так и политических вопросов других ведущих держав. Именно сложившееся на сегодняшний день экономическое положение в стране является одной из основных причин, в результате которой Россия не может вступить в такие союзы, как ВТО и ЕС. Именно из-за экономической ситуации Россия перестала быть страной обладающей авторитетом. Она утратила то положение, которым недавно обладало СССР. Но на мой взгляд еще не все потеряно. Российская Федерация, не смотря на все возникшие перед ней трудности, должна преодолеть все препятствия и стать одной из мировых держав. Но все сразу не делается, мгновенных результатов не бывает. Для начала необходимо дать толчок, сделать первые шаги к экономическому развитию страны.
Самые первые решения, которые необходимо предпринять для развития экономики наглядно можно изучить с помощью дерева решений. (Приложение 2)
Прежде чем принимать меры по решению вопроса экономического роста страны: борьба с теневой экономикой и коррупцией, налаживание процесса производства, развитие малого и среднего бизнеса и другое – необходимо, в первую очередь, создать «здоровую» законодательную базу, четко регулирующую все сферы деятельности. Без такого законодательства успеха в дальнейшем, не только экономическом, но и политическом развитии нашей страны нам не добиться, даже, если огромные денежные средства будут поступать на финансирование идеальных проектов.