Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 21:30, лекция
Деятельность, имеющая своей целью посредничество между производителями и потребителями при взаимном обмене экономическими благами, носит с экономической точки зрения название торговли. Когда посредничество имеет место между отечественными производителями и иностранными потребителями, или наоборот, — торговля становится внешней (иначе — международной).
Сущность международной торговли
Деятельность, имеющая своей целью посредничество между производителями и потребителями при взаимном обмене экономическими благами, носит с экономической точки зрения название торговли. Когда посредничество имеет место между отечественными производителями и иностранными потребителями, или наоборот, — торговля становится внешней (иначе — международной). Торговля же с юридической точки зрения — область экономических отношений, к которой применяется торговое право. А это отношения, основанные на капиталистической организации хозяйства, имеющего своей целью доставление прибыли как таковой.
Действительно, любая предпринимательская, коммерческая, банковская — торговая деятельность — это деятельность, связанная с извлечением торговой прибыли, включая и производство, ориентированное на торговлю.
По существу торговля в широком смысле состоит из отдельных ее разновидностей, и в каждой из них обязательно обнаружится торговая, коммерческая, “прибыльная” основа. Разница заключается в предмете и в формах коммерческих операций, лежащих в основе экономических взаимоотношений сторон. Например, в области обмена интеллектуальной собственностью товаром могут быть авторские, патентные и другие подобные права, а особыми сделками (лицензионными и т.п.) может оформляться уступка прав пользования этим специфическим товаром, по коммерческой сути своего рода аренда, прокат.
Предметом торговли могут быть самые разнообразные ценности, блага, в том числе:
1) материальные ценности,
вещи, движимое и недвижимое
2) “невидимые” статьи торговли, в частности услуги, труд;
3) результаты интеллектуальной деятельности, права на интеллектуальную собственность, информацию;
4) деньги и ценные
бумаги, ибо на практике и деньги
(особенно “валюта”) могут быть
товаром, ибо ими можно
Международная торговля — торговля через границы между странами, обмен товарами и услугами. Разница между странами в их конкурентных преимуществах (или сравнительных преимуществах) при производстве различных продуктов приводит к международному разделению труда (расположение производства) и определяет поток экспорта и импорта между странами. Международная торговля может принести преимущества как в потреблении, так и в производстве. Она способствует повышению жизненного уровня и производственной эффективности. Международная торговля позволяет странам потреблять некоторые товары и услуги дешевле за счет импортирования, а также получить некоторые ресурсы и продукты из других стран, которые были бы недоступны другим способом, поскольку внутренние производители не в состоянии поставить их на рынок (например, редкое сырье или высокотехнологичный продукт). Международная торговля поощряет эффективность производства при помощи перераспределения ресурсов от тех регионов, которые лучше обслуживать при помощи импортирования в те отрасли промышленности, где страна имеет конкурентное преимущество по отношению к торговым партнерам. Вариации в конкурентном преимуществе разных стран отражаются в их различных структурах затрат (т.е. конкурентоспособной цены), а также в различном уровне квалификации (конкурентоспособность по дифференциации продукта). Они в свою очередь в большей мере определяются большими базовыми факторами производства (природными ресурсами, рабочей силой, капиталом) и степенью экономической зрелости (уровень дохода на душу населения, общие уровни издержек и цен, научная и техническая квалификация и т.д.). Наличие ресурсов и квалификации определяет выбор продуктов, которые страна сможет технически производить, в то время как относительные издержки, цена и дифференциация продукции определяет экономическую выгоду от производства продуктов, в которых она имеет относительное преимущество перед другими странами.
В упрощенной форме
теория конкурентного преимущества
порождает международное
Наделенность факторами производства, а следовательно и конкурентные преимущества фиксированы. С течением времени конкурентные преимущества меняются. Это может случиться в ответ на некоторые виды влияния:
1) правительство
страны приступает к
2) в ответ на
движения капитала на
Принимая во внимание
преимущества международной торговли,
нужно заметить, что оптимизация
подобных преимуществ достигается
в условиях свободной торговли (т.е.
при отсутствии запретов и ограничений
на торговлю, таких как тарифы и
квоты). Эти взгляды разделяются
международным сообществом
Мировая
торговля представляет
собой наиболее простую
и очевидную форму
реализации международного
разделения труда. Каждая страна в соответствии
с ее природно-географическими условиями
и уровнем технико-экономического развития
в большей или меньшей степени участвует
в мировом обмене товарами и услугами.
Ее участие в мировой торговле характеризуется
двумя соотношениями: ввозом и вывозом
товаров и услуг.
Вывоз из страны товаров и услуг и их реализация на внешних рынках называется экспортом. Экспортная ориентация страны, равно как и объем экспортируемых ею товаров и услуг, предопределяются экономической эффективностью их вывоза, а также рением целого ряда внутренних экономических и социальных проблем.
Ввоз товаров и услуг и их реализация на внутреннем рынке страны называется импортом. Круг импортируемых товаров и услуг определяется получением заметных преимуществ по сравнению с их внутренним производством. Экономия может быть связана как со сравнительными издержками, так и факторным дефицитом в данной стране при выпуске соответствующего товара. Кроме того, с помощью импорта быстро достигается насыщение спроса и удовлетворение потребностей в товарах и услугах, а также освобождение ресурсов, затрачиваемых на производство аналогичных благ.
Ввоз товаров с целью не реализации их на внутреннем рынке, а вывоза в третьи страны называется реэкспортом. Это одна из форм извлечения выгод за счет “посредничества” или один из способов достижения определенной сбалансированности внешней торговли с несколькими странами-партнерами по внешнеэкономической деятельности. К реэкспорту прибегают и в тех случаях, когда хозяйствующие субъекты данной страны не могут выйти на внутренние рынки некоторых стран по тем или иным политическим, военно-стратегическим, экономическим причинам. В этом случае используются каналы внешнеэкономических связей партнеров из тех стран, с которыми существуют нормальные отношения. Реэкспорт может использоваться и для осуществления незаконных внешнеторговых операций.
Вся совокупность внешнеторговых
операций по экспорту называется внешнеторговым
балансом страны, в котором операции
по экспорту относятся к активным
статьям, а операции по импорту —
к пассивным. Общая сумма экспорта
и импорта образует внешнеторговый
оборот страны. Разность между суммой
экспорта и суммой импорта образует
сальдо внешнеторгового оборота. Сальдо
торгового баланса
Соотношение экспорта
и импорта товаров и услуг
открытой экономики оказывает
В случае увеличения импорта произойдет переориентация части расходов с потребления и инвестиций на импорт, т.е. услуги, произведенные в других странах. А это уже повлечет сокращение спроса на продукты отечественного производства, свертывание рабочих мест, сокращение доходов.