Сущность экономической эффективности производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 12:21, реферат

Описание работы

Проблема эффективности - это всегда проблема выбора. Выбор касается того, что производить, какие виды продукции, каким способом, как их распределить и какой объем ресурсов использовать для текущего и будущего потребления.
Уровень эффективности оказывает влияние на решение целого ряда социальных и экономических задач, таких как быстрый экономический рост, повышение уровня жизни населения, снижение инфляции, улучшение условий труда и отдыха.

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 46.82 Кб (Скачать)

 

структурная перестройка  экономики, ее ориентация на производство товаров народного потребления, конверсия оборонных предприятий  и отраслей, совершенствование воспроизводственной  структуры капитальных вложений (приоритет реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий), ускоренное развитие наукоемких, высокотехнологичных  отраслей;

 

совершенствование развития диверсификации, специализации и  кооперирования, комбинирования и территориальной  организации производства, совершенствование  организации производства и труда  на предприятиях и в объединениях;

 

разгосударствление и  приватизация экономики, совершенствование  государственного регулирования, хозяйственного расчета и системы мотивации  к труду;

 

усиление социально- психологических факторов, активизация человеческого фактора на основе демократизации и децентрализации управления, повышения ответственности и творческой инициативы работников, всестороннего развития личности, усиления социальной направленности в развитии производства (повышение общеобразовательного и профессионального уровня работников, улучшение условий труда и техники безопасности, повышение культуры производства, улучшение экологии).

 

Среди всех факторов повышения  эффективности и усиления интенсификации производства решающее место принадлежит  разгосударствлению и приватизации экономики, научно- техническому прогрессу  и активизации человеческой деятельности, усилению личностного фактора (коммуникации, сотрудничество, координация, приверженность делу), повышению роли людей в  производственном процессе. Все другие факторы находятся во взаимозависимости  от этих решающих факторов.

 

В зависимости от места  и сферы реализации пути повышения  эффективности подразделяются на общенациональные (государственные), отраслевые, территориальные и внутрипроизводственные. В экономической науке стран с развитыми рыночными отношениями эти пути подразделяются на две группы: внутрипроизводственные и внешние или факторы, воздействующие на изменение прибыли и контролируемые со стороны фирмы и неконтролируемые факторы, к которым фирма может только подстроиться. Вторая группа факторов – это конкретные рыночные условия, цены на продукцию, сырье, материалы, энергию, курсы валют, банковский процент, система госзаказов, налогообложение, льготы по налогам и т.д.

 

Наиболее многообразна группа внутрипроизводственных факторов в  масштабе предприятия, объединения, фирмы. Их количество и содержание специфичны для каждого предприятия в  зависимости от его специализации, структуры, времени функционирования, текущих и перспективных задач. Они не могут быть унифицированы и едины для всех предприятий.

 

Количественная оценка внутрипроизводственных факторов дается в плане технического и организационного совершенствования  производства – снижение трудоемкости и рост производительности труда, уменьшение материалоемкости и экономия материальных ресурсов, экономия от снижения издержек производства и прирост прибыли  и рентабельности, прирост производственных мощностей и выпуска продукции, экономический эффект от реализации мероприятий, а также конкретные размеры капитальных затрат и  сроки реализации мероприятий.

 

 

Управление эффективностью и рентабельностью производства в условиях рынка предполагает как  разработку и реализацию текущих  планов, так и разработку прогнозов, контроль и анализ их реализации. При  этом важно учитывать фактор времени: время, которое необходимо, чтобы  новый продукт или услуги вышли  на рынок; время, необходимое для  освоения и реализации новых идей, изобретений и рационализаторских предложений, освоения производства новой  продукции и ее снятие с производства и замены новой или существенно модернизированной продукцией.

 

Переход к рыночной экономике  вносит ряд существенных корректив  в теорию и практику оценки экономической  эффективности, отбора и реализации оптимальных вариантов производственно- хозяйственных решений.

 

Во- первых, существенно повышается экономическая ответственность  за принимаемые производственно- хозяйственные решения по сравнению с обоснованием эффективности принимаемых решений в условиях тотального огосударствления экономики, когда преобладало безвозмездное финансирование капитальных вложений и предприятия по существу не несли материальной ответственности за достоверность оценки и фактическую эффективность технических и организационных мероприятий, соответствие проектной и фактической эффективности.

 

Совершенно другое положение  в условиях рыночной экономики, когда  собственник средств несет полную материальную ответственность за конечные финансовые результаты производственной деятельности, т.е. происходит персонализация материальной и финансовой ответственности. В этих условиях расчеты и обоснование  экономической эффективности уже  не носят формального характера, как это имело место в централизованно  управляемой экономике, когда, как  правило, проектная и фактическая  эффективность принимаемых решений  не совпадали.

 

Во- вторых, усиление ответственности  за принимаемые решения тесно  связано и с повышением степени  риска в инвестиционной деятельности и развитии производства, когда регулятором  производства главным образом выступают  рыночные отношения, здесь уже необходима целая система страхования, независимой  экспертизы проектов, использование  услуг консультативных фирм.

 

В- третьих, учитывая динамичность производства и инвестиций, усиливается  значение оценки фактора времени  при обосновании и достижении финансовых результатов на основе дисконтирования (формулы сложных процентов).

 

В- четвертых, в отличие  от командно- административной системы управления в условиях рыночных отношений и многообразия форм собственности взамен единых, централизованно утверждаемых экономических норм и нормативов эффективности, применяются индивидуальные нормативы, формирующиеся под влиянием рынка. При этом индивидуальные нормы весьма динамичны, они изменяются во времени под влиянием рынка. Они и учитываются при экономическом обосновании эффективности принимаемых решений (нормы прибыли по предприятиям, нормы амортизации, нормы расхода сырья и материалов).

 

 

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, приведем все  основные пути повышения эффективности  в виде схемы:

 

Важнейшим фактором повышения  эффективности общественного производства, обеспечение высокой его эффективности  был и остается научно-технический  прогресс. До последнего времени НТП  проистекал эволюционно. Преимущество отдавалось совершенствованию уже  существующих технологий, частичной  модернизации машин и оборудования. Такие меры давали определенную, но незначительную отдачу. Недостаточны были стимулы разработки и внедрения  мероприятий по новой технике. В  современных условиях формирования рыночных отношений нужны революционные, качественные изменения, переход к  принципиально новым технологиям, к технике последующих поколений - коренное перевооружение всех отраслей народного хозяйства на основе новейших достижений науки и техники. Важнейшие  направления НТП:

 

широкое освоение прогрессивных  технологий

 

автоматизация производства

 

создание использование  новых видов материалов

 

В условиях перехода к рыночной экономике, ее начального этапа очень  важны мероприятия научно-технического характера. Коллективы предприятий, их руководители главное внимание уделяют  материальному стимулированию труда. Большая часть прибыли после  уплаты налогов направляется в фонд потребления. Такое положение ненормально. Очевидно, по мере развития рыночных отношений  предприятия начнут уделять должное  внимание развитию производства на перспективу  и будут направлять необходимые  средства на новую технику, обновление производства, на освоение и выпуск новой продукции.

 

Помимо того, необходимо создать  организационные предпосылки, экономические  и социальные мотивации для творческого  труда ученых, конструкторов, инженеров, рабочих. Коренные преобразования в  технике и технологии, мобилизация  всех, не только технических, но и организационных, экономических и социальных факторов создадут предпосылки для значительного  повышения производительности труда. Предстоит обеспечивать внедрение  новейшей техники и технологии, широко применять на производстве прогрессивные  формы научной организации труда, совершенствовать его нормирование, добиваться роста культуры производства, укрепление порядка и дисциплины, стабильность трудовых коллективов. Хотя, все выше сказанное крайне важно  и необходимо для современных  предприятий, но нужно учитывать  реалии сегодняшней жизни. Подобные меры смогут внедрить, наверное, очень  нескоро и очень немногие предприятия  из-за сложившегося и недавно обострившегося экономического, социального кризиса.

 

Одним из важных факторов интенсификации и повышения эффективности производства является режим экономии. Ресурсосбережение  должно превратиться в решающий источник удовлетворения растущей потребности  в топливе, энергии, сырье и материалах. В решении всех этих вопросов важная роль принадлежит промышленности. Предстоит  создать и оснастить народное хозяйство машинами, оборудованием, обеспечивающую высокую эффективность  использования конструкционных  и других материалов, сырьевых и  топливно-энергетических ресурсов, создание и применение высокоэффективных  малоотходных и безотходных технологических  процессов. Поэтому так необходима модернизация отечественного машиностроения - решающее условие ускорения НТП, реконструкции всего народного  хозяйства. Нельзя забывать и об использовании  вторичных ресурсов.

 

В условиях перехода от командно- административной к рыночной экономике основными направлениями повышения экономической эффективности производства остаются разгосударствление и приватизация. Рыночная экономика не совместима с преобладанием одной—государственной формы собственности. Она требует множественности субъектов и форм собственности. В государственной экономике ни один производитель не имеет права полновластно распоряжаться средствами производства и готовым продуктом. Рыночная экономика требует того, чтобы предприятия как самостоятельные субъекты хозяйствования несли полную ответственность за конечные результаты деятельности. В огосударствленной же экономике фиктивному праву владения имуществом соответствует фиктивная ответственность. Поэтому результаты убыточной работы перекладываются на общество. Кроме того, рыночная и огосударствленная экономика базируется на разных мотивах и стимулах деятельности. В первом случае движущим мотивом являются экономические интересы субъектов, реализующиеся через механизмы конкуренции и ценообразования. Во втором - собственность функционирует через административное принуждение приказными методами.

 

В Республике Беларусь согласно замыслам инициаторов рыночных преобразований, решение задачи подъёма национальной экономики должно было произойти  автоматически, при переходе от социалистической, государственной формы собственности  к капиталистической, частной форме. Предполагалось, что ”крах коммунистической системы” приведет к быстрому улучшению  экономических показателей и  повышению уровня жизни.

 

Однако ожидающегося чуда не произошло. В ходе реформ выяснилось беспочвенность надежд на автоматическое решение вопросов оживления производства. Больше того, кампания по разгосударствлению и приватизации государственной  собственности во многих случаях  обернулась прямым разрушением производительных сил, сокращением выпуска продукции, хищениями государственного (общенационального) достояния. Таким образом, проблема реформирования отношений собственности  не столь проста, как казалось, и  ее результаты не столь очевидны. Объяснение этому надо искать в том, что рассматриваемая  проблема включает два раздельных, хотя и тесно взаимоувязанных  аспекта:

 

во-первых, это перевод  отношений собственности, унаследованных от централизованно планируемой  экономики, на либерально- рыночное рельсы;

 

во-вторых, это решение  вопроса о повышении общей  эффективности национальной экономики, обеспечении ее конкурентоспособности, достижении мировых показателей  в производительности и качестве продукции.

 

Что касается первого аспекта (рыночно- капиталистическое реформирование отношений собственности), то здесь все достаточно ясно. На этот счет имеется множество рекомендаций, исходящих как от международных организаций, так и от правительственных экспертов и предпринимательских кругов. Все сходятся на том, что есть незыблемые общие закономерности и принципы политики реформ, пренебрежение которыми означает лишь повторение чужих и собственных ошибок и что существует так называемый порядок мирового рынка, который заставляет все страны подтягивать свою экономику до мировых стандартов.

 

Существует консенсус  и относительно механизма реформирования. В основу его положено радикальное  преобразование отношений собственности  – разгосударствление и приватизация государственной (республиканской  и муниципальной) собственности, поддержка  частного предпринимательства, создание ”настоящего” (”ответственного”) собственника-хозяина. Если говорить о подъеме национального производства, выводе его на мировые рубежи, то, несмотря на принимаемые меры, частую корректировку курса реформ, заметных сдвигов в этом направлении нет.

 

Бесчисленные рекомендации международных финансово- банковских организаций в части реформирования собственности, а также законодательные акты Беларуси по вопросам разгосударствления и приватизации при неизбежных различиях объединяет одно общее свойство: как правило, их предельными целевыми ориентирами являются закрепление приоритетности приватизации, определение условий и механизмов ее проведения, выработка мер по поддержке частного предпринимательства. Как свидетельствует анализ подобных документов, довлеет формальная- административно- правовая сторона дела. Однако главное даже не в этом, а в том, что реформирование отношений собственности, реструктуризация экономики мыслятся и осуществляются исключительно на уровне отдельных предприятий. Парадоксально, но в принятом подходе совершенно упускается из вида аспект повышения эффективности национального производства в целом – в его государственном, национальном масштабе. Решение этой ключевой задачи как бы переносится ”на потом”, связывается с бесконечной цепочкой банкротств, санаций, разукрупнения промышленных ”гигантов”, демонополизацией и прямой ликвидацией предприятий. Повышение эффективности производства рассматривается только применительно к отдельным предприятиям. Причем под эффективностью подразумевается достижение достаточной прибыльности производства безотносительно к сфере деятельности и производимой продукции.

Информация о работе Сущность экономической эффективности производства