Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 13:32, курсовая работа
Инфляция – кризисное состояние денежной системы. Она относится к разряду тяжелых и трудноизлечимых заболеваний экономики. От нее не застрахована ни одна страна.
Термин “инфляция” (от лат. inflatio - вздувание) впервые стал употребляться в Северной Америке в период Гражданской войны 1861–1865 гг. и обозначал процесс разбухания товарно-денежного обращения.1 В XIX в. он употреблялся уже в Великобритании, и во Франции. В экономической литературе XX столетия он получил широкое распространение после Первой мировой войны.
Введение 3
Основная часть 5
1 Инфляция, ее причины и виды 5
1.1 Сущность инфляции 5
1.2 Измерение инфляции 6
1.3 Причины инфляции 8
1.4 Виды и типы инфляции 11
2 Последствия инфляции. Антиинфляционная политика. Инфляция в России 15
2.1 Социально-экономические последствия инфляции 15
2.2 Антиинфляционная политика 18
2.3 Инфляция в России 20
Заключение 24
Глоссарий 26
Список использованных источников 27
Список сокращений 28
Олигополии и монополии являются основой роста цен, не дают возможности срабатывать рыночному механизму, так как отсутствует конкуренция, и препятствуют государственному антиинфляционному регулированию.
Одной из особых причин инфляции в странах, где доверие общества к государству было не единожды подорвано многочисленными фискальными “обменами денег”, “заменами старых купюр на новые”, принудительными “облигационными займами” и размещениями государственных, ничем не обеспеченных бумаг, являются адаптивные инфляционные ожидания.
Адаптивные инфляционные ожидания – это психологический феномен, когда, исходя из прошлого опыта роста цен, потребители и производители меняют свою стратегию в отношении товарных запасов и инвестиций.9 Отметим, что инфляционные ожидания формируются на микроуровне. Они опасны тем, что обеспечивают самоподдерживающийся характер инфляции. Так, население, живущее в условиях постоянного ожидания повышения общего уровня цен, постоянно рассчитывает на дальнейший их рост и делает покупки, не делая сбережений. Население запасается товарами впрок, производители же, опасаясь, что цены на сырье, оборудование и комплектующие поднимутся, и, желая обезопасить себя, переносят повышенные издержки на цену продаваемого товара, многократно завышая цену на свою продукцию.
Опишем классификацию инфляции с учетом разных факторов.
В зависимости от темпа (уровня) инфляции, различают:
Милтон Фридмен, анализируя гиперинфляцию в Германии октября 1923 г., остроумно описал отличие инфляции от гиперинфляции следующим образом:10если человек, который везет тележку, груженную мешками денег, оставляет ее у входа в магазин и, выйдя из магазина, обнаруживает, что тележка на месте, а мешки с деньгами исчезли, то это инфляция, а если он видит, что исчезла тележка, а мешки с деньгами целы, то это гиперинфляция.
С точки зрения предсказуемости выделяют:
Существует два типа инфляции: открытая и подавленная.
Открытая инфляция может протекать в различных формах:
Инфляция спроса упрощенно может быть представлена следующим образом.
Совокупный
спрос, превышающий текущие
Сдвиг кривой совокупного спроса вправо от AD1 к AD2 ведет к росту цен, если экономика находится на промежуточном или классическом отрезках кривой совокупного предложения, как показано на рисунке 1.4.1.
Инфляция издержек (инфляция предложения) возникает в результате роста объема издержек, например, за счет сильного роста зарплаты, несоразмерного с ростом производительности труда. Как видно из приведенного графика, такой неблагоприятный шок предложения ведет к росту цен (рисунок 1.4.2). Смещение кривой совокупного предложения влево от AS1 к AS2 в результате действия указанных причин отражает увеличение издержек на единицу продукции, при возрастании цен от P1 к P2 сокращается реальный объем производства (с Q2 до Q1), или реальный ВНП.
Рисунок 1.4.1 Инфляция спроса
Рисунок 1.4.2 Инфляция издержек
Структурная инфляция вызывается макроэкономической межотраслевой нестабильностью. Несостыкованность отраслей приводит к тому, что часть из них не может быстро насытить рынок товарами. Это приводит к хронически неудовлетворенному спросу на определенную продукцию, что взвинчивает цены.
Сочетание инфляции спроса, инфляции издержек и инфляционных ожиданий порождает инфляционную спираль (рисунок 1.4.3).11 Допустим, что экономика находится в равновесии в точке E0 в условиях полной занятости. Стимулирование экономики со стороны государства (при помощи кредитно-денежных или бюджетных методов) вызовет смещение кривой совокупного спроса вправо в положение AD2 и установления равновесия в точке E1 . Повышение уровня цен вызывает инфляционные ожидания, в соответствии с которыми хозяйствующие субъекты строят свое экономическое поведение. Увеличение ставок заработной платы по требованию наемных работников вызывает увеличение средних издержек. Кривая AS сдвинется вверх, а новое равновесие установится в точке E2. Этот процесс продолжаться далее, все увеличивая инфляцию.
Рисунок 1.4.3 Инфляционная спираль
Особенностью такой антиинфляционной политики является то, что государство борется не с деформациями рынка, приведшими к превышению совокупного спроса над совокупным предложением, а с последствиями этих деформаций – ростом цен. Поэтому, сохраняя причины инфляции, такие государственные меры становятся бесперспективными.
В итоге подавленная инфляция проявляется не в повышении цен, а в появлении и обострении товарного дефицита, сопровождаемого снижением качества продукции, скрытым повышением цен и спекуляцией, увеличением производства дорогих товаров в ущерб дешевым товарам повседневного спроса.
Под социально-экономическими последствиями инфляции или “ценой” инфляции мы будем понимать конечные результаты ее воздействия на доходы общества в целом и его структурных звеньев.
На практике встречаются три основных варианта “цены” инфляции: позитивный (что означает прирост дохода), нулевой и негативный (убыточный). Рассмотрим каждый из них.
Позитивный вариант существует не случайно: если бы вздорожание товаров никому не было выгодно, то инфляция могла возникнуть, скорее всего, только по ошибке.
Прежде всего, инфляция приносит доход государству. Доход, получаемый от печатания денег, называется “сеньораж” (от франц. seigniorage – пошлина за право печатания денег).12 Слово происходит от французского “сеньор”, что означает феодал-землевладелец. В средние века землевладелец обладал исключительным правом чеканить монету на своей территории. В наши дни это право принадлежит государству и обеспечивает ему один из источников дохода.
Когда правительство не решается увеличить прямые налоги для финансирования своих расходов, то оно через центральный банк организует печатание новых денег. Таким способом покрывается бюджетный дефицит. Все это уменьшает стоимость старых денег, имеющихся на руках у населения. Такие действия называются инфляционным налогом. Величина инфляционного налога (Ни) равна произведению уровня инфляции (показывающего, насколько обесцениваются деньги – И) на сумму денег, имеющихся в наличии у населения (Д):
Ни = И × Д
Совершенно очевидно, что реальные доходы населения уменьшатся на величину инфляционного налога. “Налог на наличные деньги” в западных странах обычно составляет не более 10% валового национального продукта.
В Российской Федерации в начале экономических реформ инфляционный налог достиг очень большой величины: например, во втором квартале 1992 г. – 28% ВВП и 46% дохода домашних хозяйств, а во втором квартале 1993 г. – 20% ВВП и 25% дохода домашних хозяйств.13
Кроме государства в нашей стране на инфляции наживаются коммерческие банки. При инфляции обычно значительно возрастает скорость обращения денег (люди стремятся быстрее тратить возросшую массу наличных). Но в России, несмотря на высокие темпы инфляции, в 1992-1993 гг. скорость обращения денег была очень низкой: 4-8 оборотов в год при 24-разовой оплате труда. Это во многом объясняется тем, что коммерческие банки часто срывали сроки выплат заработной платы и иных платежей с тем, чтобы полученные ими для этих целей деньги отдавать в кредит под большие проценты.
Большой выигрыш от роста цен получают многочисленные промышленные и торговые монополии. Они регулярно создают искусственный дефицит (уменьшая продажу ходовых товаров и накапливая их на складах). Вызвав тем самым дополнительный спрос, они повышают цены товаров.
Нулевой вариант “цены” инфляции – редкое явление (в этом случае потери от роста цен полностью покрываются увеличением доходов). Такой случай имеет место, когда на отдельных предприятиях или в национальном масштабе проводится “автоматическая индексация” денежных доходов.
Негативный вариант “цены” инфляции, вызывающий уменьшение реальных доходов фирм и домашних хозяйств, возникает чаще всего.