Сущность идеи социального партнерства

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 15:08, контрольная работа

Описание работы

Социальное взаимодействие рассматривается как совокупность социальных действий, которые осуществляют социальные общности, каждая из которых действует, исходя из собственных интересов. Социальное партнерство – это эффективный инструмент согласования интересов различных социальных структур – государственных, общественных, некоммерческих и коммерческих.

Работа содержит 1 файл

соц.партнерство курс.docx

— 30.33 Кб (Скачать)

Сущность  идеи социального  партнерства

Социальное  взаимодействие рассматривается как  совокупность социальных действий, которые  осуществляют социальные общности, каждая из которых действует, исходя из собственных  интересов. Социальное партнерство  – это эффективный инструмент согласования интересов различных  социальных структур – государственных, общественных, некоммерческих и коммерческих. Основой такого взаимодействия является целенаправленный поиск путей всестороннего  и гармоничного решения возникающих  проблем. Главная цель – успешное определение точек соприкосновения  между различными социальными группами и реализация тех или иных действий с учетом интересов партнера, без  нанесения ущерба друг другу. Более  того, государственные и муниципальные  структуры заинтересованы в том, чтобы в гражданском обществе сформировались структуры, с которыми можно было бы строить партнерские  отношения. Партнеры, взяв на себя определенные обязательства, будут строить социальные отношения цивилизованно. Социальное партнерство один из механизмов демократии, который не связан с борьбой за власть. Как правило, в процессе взаимодействия соблюдается дистанцирование субъектов социального партнерства от политических партий и идеологических споров, хотя политические структуры могут оказывать на него влияние. Например, парламенты и представительные органы власти определяют правовые аспекты социального партнерства.

В документах Международной организации труда  — специализированного органа ООН, — созданной в 1919 г., выработаны общие  принципы социального партнерства, среди которых:

•   равноправие сторон на переговорах и при принятии решений;

•   равная для всех сторон обязательность исполнения договоренностей;

•  обязательная и равная ответственность сторон за выполнение принятых обязательств;

•   принцип трипартизма, т. е. участия в переговорах трех сторон: государственной власти, работников и работодателей

Социальное  партнерство — неотъемлемый институт устойчивого современного общества и демократического государства, он продуктивно действует в эффективно функционирующей экономике.

1. Объективные предпосылки  и условия возникновения  социального партнерства    

  Социальное партнерство представляет собой особую систему отношений, возникающих между наемными работниками и работодателями при посреднической роли государства, по согласованию экономических интересов в социально-трудовой сфере и урегулированию социально-трудовых конфликтов. 

 Систему социального партнерства называют «трипартизмом», так как в регулировании социально-трудовых отношений участвуют три стороны: организации, представляющие интересы наемных работников, объединения работодателей и государство.   

 Система  социального партнерства как  механизм регулирования социально-трудовых  отношений получила развитие после Второй мировой войны, окончательно утвердилась лишь в 60—70-х гг. XX столетия, и то не во всех странах. Сегодня наиболее развитая система социального партнерства существует в Германии, Австрии, Швеции и других странах. В меньшей степени она развита в Южной Европе, США, Японии. Системы социального партнерства не существует в слаборазвитых странах. В России она только формируется.   

 Формирование  системы социального партнерства  возможно только при определенных условиях.  

1. Необходимость  регулирования социально-трудовых  отношений возникает одновременно с возникновением капиталистического товарного производства, когда в качестве основных субъектов трудовых отношений окончательно оформляются два основных класса — собственники средств производства и наемные работники, лишенные средств производства и потому вынужденные продавать свою рабочую силу, чтобы как-то обеспечить свое существование.  

2. Уже на  начальном этапе развития капиталистического  товарного производства при взаимодействии двух классов достаточно четко проявилсяпротивоположный характер их интересов. Рабочий, свободный от средств производства и не имеющий земли, был вынужден наниматься на работу к собственнику средств производства — капиталисту.  

 Государство  помогало капиталисту в насильственном удлинении рабочего дня путем установления «разумной цены» и закрепления в законодательно-принудительном порядке определенной продолжительности рабочего дня. Начиная с XIV в. в ряде стран Западной Европы (Франция, Великобритания, Нидерланды и др.) действовали статуты (законы) о рабочих, которые устанавливали уровень заработной платы наемных рабочих, продолжительность рабочего дня. Эти статуты были отменены только в XIX в. Например, в Англии рабочие статуты были отменены в 1813 г., когда капитализм прочно встал на ноги.  

 Чтобы  защитить себя, рабочие были вынуждены объединяться. Само развитие капитализма провоцирует рабочих к объединению. Капитал боится сплочения рабочих и через государство пытался себя защищать. Поэтому на протяжении во многих странах существовали законы, запрещающие профсоюзы. Только в конце XIX в. профсоюзы наконец-то легализовались.   

 В 1868 г.  был образован Британский конгресс  тред-юнионов, в 1898 г. Бельгийская  рабочая партия образовала профсоюзные  комиссии. В 1906 г. началось организованное  профсоюзное движение в России. В США рабочие организации  были законодательно признаны только в 30-х гг. XX столетия (закон Вагнера 1936 г. и закон Норриса-Ла Гардена 1932 г.). По мере развития профсоюзного движения стали возникать объединения работодателей.   

 В конце  XIX — начале XX в. в индустриальных странах постепенно формируется трудовое законодательство. Так, в 1907 г. был принят Датский гражданский кодекс, в 1911 г. — Швейцарский кодекс обязанностей, в 1915 г. появилось специальное законодательство в Норвегии, в 1918 г. аналогичные законы принимаются в Германии, в 1919 г. — во Франции. В 1919 г. была образована Международная организация труда (МОТ). Однако социального партнерства еще не существовало. С начала XX в. потребовалось примерно полвека, чтобы в теорию и практику регулирования социально-трудовых отношений между наемными работниками и работодателями прочно вошло такое понятие, как «социальное партнерство».  

 В ходе  относительно стабильного развития серьезные экономические потрясения стали охватили развитые капиталистические страны. Это и мировой экономический кризис 1929—1933 гг., и Вторая мировая война. В результате позиции капитала в развитых странах были подорваны, что заставило его искать пути сотрудничества с профсоюзами.  

 В послевоенной  ФРГ к этому толкала угроза  национализации предприятий, собственники  которых открыто сотрудничали с нацистами. В США фактором, который заставил предпринимателей сесть за стол переговоров, стал нефтяной кризис 1974 г.  

 Параллельно  набирало мощь профсоюзное движение. Так, с октября 1949 г. было  восстановлено профсоюзное движение  в ФРГ (было создано Объединение  немецких профсоюзов ОНП). В 1945 г. произошло слияние профсоюзов  Бельгии, была образована Всеобщая федерация труда Бельгии (ВФТБ). Набирало мощь профсоюзное движение в южноевропейских странах (Италия, Греция, Португалия). В Испании на базе рабочих комиссий (аналогия профкомов на предприятиях), выросших в 60-х гг., была образована Профсоюзная конфедерация рабочих комиссий (ПКРК). В Великобритании при содействии профсоюзов была образована Лейбористская партия Великобритании, которая после Второй мировой войны трижды находилась у власти (1945—1951 гг., 1964—1970 гг., 1974-1979 гг.).  

 В первой  половине XX в. в силу ряда объективных условий (усиление концентрации производства, усложнение экономических связей, обострение социальных проблем и усиление милитаризации экономики) произошло расширение экономических функций государства. «Ночного сторожа» сменило экономически активное государство. Оно все сильнее вмешивалось в регулирование не только экономических, но и социальных отношений. Как уже отмечалось, во многих странах Западной Европы и США под давлением левых сил и профсоюзов получило развитие социальное законодательство. Именно на этой волне после Второй мировой войны сформировалась идеология «государства всеобщего благоденствия» (Welfare State).  

 Государственная  политика «социального благоденствия»  в 40—50-х гг. XX столетия включала  программы достижения высокого уровня жизни населения путем создания государственной системы образования, здравоохранения, жилищного строительства, а также программы социального обеспечения, регулирования минимального размера заработной платы.   

 Согласно  идеологии «государства всеобщего  благоденствия» и социального  государства, социальная политика  позволяет стабилизировать общество, уладить конфликты и добиться  утверждения солидарности и партнерства. Именно в послевоенный период разрабатывается и утверждается система минимальных стандартов социального обеспечения граждан, гарантированных государством. Благодаря усилиям государства в послевоенный период в большинстве европейских стран были созданы национальные социально-экономические советы из представителей объединений предпринимателей, профсоюзов и государства. В 1947 г. в Италии был образован Национальный совет экономики и труда. В Бельгии в 1948 г. был создан Центральный экономический совет, а в 1952 г. — Национальный совет труда. В Голландии в 1950 г. был сформирован Экономический и социальный совет, а несколько позднее Совет по проблемам труда. Во Франции Экономический и социальный комитет действует с 1958 г., а в Англии с 1962 г.  

 Создание  в 1919 г. Международной организации  труда (МОТ) и ее целенаправленные  усилия по содействию внедрению  в практику регулирования социально-трудовых отношений коллективно-договорных форм также сыграли роль своеобразного катализатора развития системы социального партнерства. МОТ выработала около двух десятков конвенций и рекомендаций, реализация которых позволила многим странам выстроить свой механизм коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений.  

 Становлению  новой системы регулирования  социально-трудовых отношений в развитых странах в немалой степени способствовало также развитие в послевоенный период институтов гражданского общества, формирование и развитие демократических процедур принятия решений как на уровне общества в целом, так и на уровне отдельных предприятий.   

 Таким образом, возникновение в 60—70-х гг. XX в. в развитых странах договорной формы регулирования социально-трудовых отношений явилось результатом длительного экономического и социально-политического развития, оно стало возможным благодаря целому ряду объективных и субъективных условий: усиление концентрации и централизации капитала и как следствие этого изменение форм организации труда и характера взаимоотношений наемных работников и работодателей в процессе производства; рост сплоченности рабочего и профсоюзного движения; активная социальная политика государства; развитие демократических процедур управления обществом и др.  

2. Сущность социального  партнерства

Понятие и принципы социального  партнерства в  сфере труда  

  Существует два  различных представления  о том, что такое  социальное партнерство.  

  Первое. Социальное партнерство — это система взаимоотношений между наемными работниками и работодателями, которая приходит на смену классовой борьбе. Согласно такого рода представлениям, в настоящее время в силу ряда социально-экономических изменений, произошедших в развитых странах, отчетливо проявилась неконструктивность классово-антагонистического подхода к социально-трудовым отношениям. Поэтому наметился уход от классовых противоречий. Классовый конфликт постепенно превращается в конфликт между организациями, представляющими разные интересы в обществе, который можно погасить путем переговоров и достижения компромисса. Социальное партнерство в данном случае рассматривается как один из способов согласования интересов.  

  Второе. Социальное партнерство - это способ согласования противоположных интересов, метод решения социально-экономических проблем и регулирования конфликтов между классом наемных работников и классом собственников. Несмотря на изменения, произошедшие в экономической и социальной сферах современного западного общества, противоречия интересов наемных работников и работодателей сохраняются, как сохраняются классовые различия. В этом случае социальное партнерство представляет собой способ смягчения классовых противоречий.  

  Сторонники и первого,  и второго направления  признают необходимость существования социального партнерства, но они по-разному определяют природу этого явления. Те, кто рассматривает социальное партнерство как антипод классовой борьбы, исходят из того, что современный капитализм уже не является капитализмом в классическом его понимании. Это новое общество, где больше нет капиталистов и наемных рабочих, а есть равноправные партнеры, которые могут договориться между собой в случае возникновения разногласий. Согласно их представлениям, современный капитализм отличается от капитализма начала XX в., когда существовали два противоположных класса. Считается, что сегодня благодаря прежде всего усилиям социал-демократического движения на смену классовым отношениям пришли отношения между социальными группами и слоями, интересы которых, хотя и различаются, но не коренным образом. В стратегическом плане эти интересы совпадают и связаны с сохранением и развитием капиталистического хозяйства, а не с его ликвидацией. Что касается текущих интересов, то они могут совпадать, а могут не совпадать. В том случае, когда интересы не совпадают, они могут быть легко согласованы путем переговоров, через систему социального партнерства.  

Информация о работе Сущность идеи социального партнерства