Сущность и виды налогов. Налоговая система в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 17:46, контрольная работа

Описание работы

В современном цивилизованном обществе налоги - основной источник доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. Взимание налогов - древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. В условиях перехода от административно - директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства путем предоставления им налоговых льгот.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2
1 Сущность налогов …………………………………………………………….3
2 Виды налогов…………………………………………………………………5
2.1 Прямые налоги………………………………………………………………5
2.2 Косвенные налоги…………………………………………………………...6
3. Налоговая система Российской Федерации………………………………...8
3.1 Налоговая политика государства…………………………………………..8
3.2 Трехуровневая система налогов и сборов РФ……………………………11
Заключение……………………………………………………………………..14
Список используемых источников…………………………………………...16

Работа содержит 1 файл

контрольная экономика.docx

— 33.33 Кб (Скачать)


 

          ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

        Уральский государственный экономический университет

       Кафедра экономической теории

 

 

 

 

 

 

 

       КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

       по экономической теории

         

 

Тема:  Сущность и виды налогов. Налоговая  система в России

 

 

 

 

                          

                                                     Исполнитель: студент гр.

                                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                   

                                                           

 

 

Екатеринбург

2012

 

 

 


 

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                             

   Введение…………………………………………………………………………2                                 

            1 Сущность налогов …………………………………………………………….3

            2  Виды налогов…………………………………………………………………5 

            2.1 Прямые налоги………………………………………………………………5

            2.2 Косвенные налоги…………………………………………………………...6

             3. Налоговая система Российской  Федерации………………………………...8                           

            3.1 Налоговая политика государства…………………………………………..8

           3.2 Трехуровневая система налогов и сборов РФ……………………………11

    Заключение……………………………………………………………………..14 

    Список используемых  источников…………………………………………...16                                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В современном  цивилизованном обществе налоги - основной источник доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый  механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. Взимание налогов - древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. В условиях перехода от административно - директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства путем предоставления им налоговых льгот. Государство, проводящее в жизнь грамотную налоговую политику, имеет возможность развивать наукоемкие производства и осуществлять ликвидацию убыточных предприятий.

Посредством налогов государство воздействует на определенные общественные процессы, выполняет контрольные функции, выступает гарантом конституционного права.

 

 

  1. Сущность налогов

 

Существование любого современного государства неразрывно связано с налогами. Каждый человек  в какой-то мере ощущает это на себе. Бенджамин Франклин писал, что «платить налоги и умереть должен каждый». Данный принцип заложен и в российском законодательстве: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы» (ст.57 конституции РФ).

Налогом называется обязательный платеж, поступающий  в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные  сроки. Совокупность разных видов налогов, в построении и методах исчисления которых реализуются определенные принципы, образуют налоговую систему страны.

Экономическая сущность налогов характеризуется  денежными отношениями, складывающимися  у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены  и имеют специфическое общественное назначение - мобилизацию денежных средств в распоряжение государства.

Таким образом, налогообложение - это система распределения  доходов между юридическими или  физическими лицами и государством, а налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе закона с юридических и  физических лиц для удовлетворения общественных потребностей. Налоги выражают обязанности юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать  в формировании финансовых ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения  и стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных  условиях. Главные принципы налогообложения - это равномерность и определенность. Равномерность - это единый подход государства к налогоплательщикам с точки зрения всеобщности, единства правил, а так же равной степени убытка, который понесет налогоплательщик. Сущность определенности состоит в том, что порядок налогообложения устанавливается заранее законом, так что размер и срок уплаты налога известен заблаговременно. Государство так же определяет меры взыскания за невыполнение данного закона.

В практике налоги имеют вполне экономическое  содержание. Их можно рассматривать  как плату государству за те услуги, которые оно оказывает населению  и другим субъектам экономики  в виде внутренней и внешней безопасности, экономической и социальной стабильности и других благ, относящихся к категории  общественных.

 

 

2. Виды  налогов

 

Налоги  весьма разнообразны по видам и образуют довольно разветвленную совокупность. Отнесение того или иного налога к определенному виду позволяет  более четко уяснить его содержание и суть.

Существует  несколько принципов классификации  налогов:

- по характеру  налогового изъятия (прямые и  косвенные);

- по уровням  управления (федеральные, региональные, местные, муниципальные);

- по субъектам  налогообложения (налоги с юридических  и физических лиц);

- по объектам  налогообложения (налоги на товары  и услуги, налоги на доходы, прибыль  и т.д.);

- по целевому  назначению налога (общие, специальные).

В зависимости  от способа взимания налогов они  делятся на прямые и косвенные.

 

2.1 Прямые  налоги

 

Прямые  налоги - те, которые непосредственно  связаны с результатом хозяйственно-финансовой деятельности, оборотом капитала, увеличением  стоимости имущества, ростом рентной  составляющей. Прямые налоги прямо  пропорциональны платежеспособности.

Основные  черты прямых налогов состоят  в следующем:

  1. В правоотношениях по поводу взимания налогов вступают два субъекта: бюджет и налогоплательщик.
  2. Величина налогов непосредственно зависит от финансовых результатов деятельности плательщика.
  3. Эти налоги подоходно-поимущественные.

Основные  виды прямых налогов:

Подоходные  налоги:

  • общий подоходный налог с населения;
  • налоги на отдельные виды доходов, в том числе: налог на заработную плату, налог на предпринимательскую прибыль и налог на прибыль корпораций, налог на процентные доходы, налог на земельную ренту;
  • налоги на имущество, в том числе: налог с наследования или дарения;
  • земельный налог.

 

2.2 Косвенные  налоги

 

Косвенные налоги - это те, которые являются надбавкой к цене или определяются в зависимости от размера добавленной  стоимости, оборота или продаж товаров, работ и услуг.

Косвенные налоги вытекают из хозяйственных актов  и оборотов, финансовых операций.

Косвенные налоги переносятся на конечного  потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем  большая часть налога перекладывается  на потребителя. Чем менее эластично  предложение, тем меньшая часть  налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя  перекладывается все большая  часть косвенных налогов.

Преимущество  косвенных налогов состоит в  их небольших размерах по сравнению  с прямыми налогами, их легче собирать, т.к. они определяются уровнем розничной  или оптовой продажи.

Косвенные налоги называют еще безусловными, потому что они ни связаны непосредственно  с доходом налогоплательщика  и взимаются вне зависимости  от конечных результатов деятельности, получения прибыли.

В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при  высокой эластичности предложения - к сокращению чистой прибыли, что  вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности. Косвенные налоги в большей степени регулируют процессы распределения и потребления. Поэтому принято считать, что прямые налоги - это налоги на доходы, а косвенные на расходы, что они в большей мере относятся к стадии потребления в условиях равновесной экономики.

Основные  виды косвенных налогов:

  • Таможенные пошлины;
  • Акцизы;
  • Налог на добавленную стоимость (НДС);
  • Налог с продаж.

 

 

3. Налоговая  система Российской Федерации

 

3.1 Налоговая  политика государства

 

Важнейшим инструментом государства, в реализации поставленных целей является налоговая  политика.

Налоговая политика относится к косвенным  методам государственного регулирования, так как она лишь обеспечивает условия экономической заинтересованности или незаинтересованности в деятельности юридических и физических лиц  и не строится на базе властно-распорядительных отношений.

Создавая  налоговую систему страны, государство  стремится использовать ее в целях  определенной финансовой политики. В  связи с этим она становится относительно самостоятельным направлением –  налоговой политикой.

Налоговая политика представляет собой совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях  обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения  финансовых ресурсов.

В зависимости  от состояния экономики, от целей, которые  на данном этапе развития экономики  государство считает приоритетным, используются различные методы осуществления  налоговой политики. Будучи составной  частью экономической и финансовой политики, налоговая политика во многом зависит также от форм и методов  экономической и финансовой политики государства.

Одной из форм налоговой политики выступает  политика максимальных налогов. В этом случае государство устанавливает  достаточно высокие налоговые ставки, сокращает налоговые льготы и  вводит большое число налогов, стараясь получить от своих граждан как  можно больше финансовых ресурсов, не особенно заботясь о последствиях такой политики. Подобная налоговая политика проводилась в России с самого начала экономических реформ, с первого дня введения налоговой системы в стране в 1992 г. Вместе с тем экономических, социальных и политических предпосылок для проведения политики максимальных налогов в это время не существовало, вследствие чего подобная политика привела к резко негативным последствиям.

Другой  формой проявления налоговой политики является политика экономического развития, когда государство в возможно максимальных размерах налогового бремени  учитывает не только фискальные интересы, но и интересы налогоплательщиков. В этом случае государство, ослабляя налоговый пресс для предпринимателей, одновременно сокращает свои расходы, в первую очередь на социальные программы.

Проведение  такой политики провозгласило российское правительство на рубеже XXI века при подготовке части второй Налогового кодекса РФ и федерального бюджета на 2002г.

Третья  форма налоговой политики – политика разумных налогов представляет собой  нечто среднее между первой и  второй. Суть ее состоит в установлении достаточно высокого уровня налогообложения  как юридических, так и физических лиц при одновременной реальной социальной защите граждан, наличии  значительного числа государственных  социальных программ.

На данный 2011 год налоговую политику Российской Федерации, мне кажется, можно отнести  к первой форме – политике максимальных налогов. Сейчас в послекризисное время, государству РФ требуются большие денежные вливания для восстановления экономики страны, а основной доход государства, это взимание налогов с населения. Для примера можно рассмотреть повышение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда, это постановление вступило в силу с 1 января 2011 года. По данным деловой газеты «Маркер»: «…таким образом правительство решило компенсировать дефицит пенсионной системы, который составит не менее 5% ВВП. Наибольший в процентном отношении рост взносов на обязательное государственное страхование будет в общественном секторе экономики (образование, здравоохранение, ЖКХ), а также в сельском хозяйстве и обрабатывающей промышленности. То есть в тех сферах, в которых доля оплаты труда наибольшая. Эти же самые сектора считаются наиболее неблагополучными и пострадавшими от кризиса. При этом наименьший рост взносов на обязательное государственное страхование произойдет в добыче полезных ископаемых.

Информация о работе Сущность и виды налогов. Налоговая система в России