Сущность и особенности функционирования рынков ресурсов

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 11:21, курсовая работа

Описание работы

На рынках ресурсов продавцами могут быть и домашние хозяйства, и другие фирмы, и государство, а в роли покупателей всегда вступают другие фирмы. Приступая к любому виду хозяйственной деятельности, фирма должна иметь четкое представление о количестве необходимых ей факторов производства.
Именно актуальность этого вопроса и вызвало выбор темы курсовой работы. Цель работы является изучение специфических условий функционирования рынков факторов производства (ресурсов), с выхода на которые по существу и начинается деятельность любого предприятия.

Содержание

Введение 3
1.Сущность производства и производственных ресурсов 5
1.1.Сущность производства как экономической категории 5
1.2.Производственные ресурсы: сущность и виды 7
1.3.Производственная функция 9
2.Сущность и особенности функционирования рынков ресурсов 17
2.1.Рынки ресурсов: взаимодействие и функции 17
2.2.Особенности спроса и предложения на рынках ресурсов 19
2.3.Правила использования ресурсов 24
Заключение 28
Список использованной литературы 32

Работа содержит 1 файл

рынки ресурсов 2013.doc

— 184.50 Кб (Скачать)

Таким образом, предельный продукт фактора в денежном выражении показывает прирост общего дохода в результате использования еще одной (дополнительной) единицы переменного фактора L при неизменном количестве всех остальных факторов.

В условиях совершенной  конкуренции, когда фирмы являются «ценополучателеми», предельный продукт фактора L в денежном выражении - это произведение предельного продукта фактора L в физическом выражении и цены единицы выпускаемой продукции:

MRPL =MPLxP

Где

Р - цена единицы выпускаемой продукции.

Напомним, что в условиях совершенной  конкуренции Р = MR.

Как известно, в условиях несовершенной конкуренции предельный доход от продажи дополнительной единицы продукции будет меньше, чем ее цена. Это означает, что, при прочих равных условиях, предельный продукт фактора в денежном выражении (MRPL) у фирмы-совершенного конкурента будет больше, чем у чистого монополиста.

Теперь мы можем сформулировать правило максимизации прибыли для фирмы, предъявляющей спрос на один переменный фактор. Заметим, что данное правило идентично правилу определения объема производства фирмы, максимизирующей прибыль, при котором MR = МС: фирма, максимизирующая прибыль, должна использовать такое количество переменного фактора, при котором его предельный продукт в денежной форме будет равен его предельным издержкам. Это правило может быть записано в виде следующей формулы:

MRPL = MRCL

Для условий совершенной  конкуренции правило примет следующий вид:

MRPL = w , так как MRCL = w

Если предельный продукт фактора  в денежной форме превышает предельные издержки на его приобретение, то фирме, с целью максимизации прибыли, следует увеличить количество используемого переменного фактора. И наоборот, если предельные издержки на приобретение фактора больше, чем его предельный продукт в денежной форме, для максимизации прибыли фирме следует уменьшить количество данного фактора. И только тогда, когда достигается равенство предельного продукта фактора в денежной форме и его предельных издержек (цены фактора - для чисто конкурентного рынка), фирма находится в состоянии равновесия, т.е. получает максимальную прибыль.

 

 

 

 

 

Заключение

 

Формирование рынков ресурсов — одна из важнейших задач переходного  периода.

В России в условиях централизованного  планирования и отсутствия рыночных отношений ресурсы сосредоточивались в руках министерств и ведомств. Монополия на ресурсы со стороны министерств позволяла им наделять предприятия ресурсами по своему усмотрению, ставя хозяйственные звенья в полную от себя зависимость. В результате производственные коллективы лишались экономических основ для хозяйственной самостоятельности и инициативы. Кроме того, фондированное распределение ресурсов порождало административное прикрепление преприятий-потребителей к предприятиям-производителям, которые навязывали им свои условия сотрудничества. Следовательно, ресурсы приобретались предприятиями недемократическим путем, т. е. игнорировалась селективность потребителей: ресурсы двигались не в сторону денег (предприятий, их имеющих), а в соответствии с волей чиновничьей структуры (ее сотрудников), ведающей распределением.

Всеобщая монополизация производства, лимитирование материальных ресурсов и их фондированное распределение приводили к дефициту ресурсов, выражающемуся в их относительном недостатке по отношению к сложившейся в экономике структуре спроса и цен на ресурсы. В результате, на многих предприятиях образовывались сверхнормативные запасы сырья, материалов, других средств производства, а многие предприятия еле-еле сводили концы с концами. Все это приводило к общему дефициту природных, материальных, трудовых и финансовых ресурсов в условиях отсутствия системы оптовой торговли, т. е. предприятия, имеющие избыток ресурсов, не могли их продать, а те предприятия, у которых были деньги, не могли их купить. В результате постоянно неудовлетворенный спрос, во-первых, ориентировал предприятия на экстенсивный рост выпускаемой продукции, что обусловливало снижение ее качества; во-вторых, трудности материально-технического снабжения толкали предприятия делать запасы сырья и материалов, формировать резерв рабочей силы, при этом предприятия стремились получить ресурсы не только у вышестоящих органов (министерств, ведомств), но и у своих поставщиков. Все это еще больше усиливало дефицитность экономики.

В целом монопольное  распоряжение государством ресурсами  привносило в экономику консерватизм, подавляло инициативу работников, закрепляло их отчуждение от результатов своего труда, серьезно тормозило развитие производительных сил. Так, будучи единственным покупателем труда, государство в России проводило политику полной занятости, искусственно ее поддерживало в народном хозяйстве, что вызывало стабильно низкий уровень заработной платы. В результате подрывались стимулы к труду у занятых, а излишние работники разлагающе действовали на трудовые коллективы. В свою очередь, низкий уровень заработной платы препятствовал научно-техническому прогрессу.

В условиях отсутствия в  отечественной экономике рынков ресурсов не выполняли свою функцию  цены: не использовалась категория  «цена земли», экономически бездействовала ставка процента, по остаточному принципу формировалась заработная плата. А между тем цены на ресурсы играют активную роль в рыночной экономике: они служат средством рационального использования ресурсов, и в первую очередь дефицитных, способствуют повышению эффективности производства. Сигналы рыночных цен показывают, как надо производить продукты. Ценовая система стимулирует замещение ресурсов, в частности, менее эффективных более эффективными.

Таким образом, в централизованном распределении ресурсов без учета их ограниченности и ориентации на эффективное использование заключены истоки нынешнего состояния российских предприятий.

Происходящее ныне становление  рыночной экономики в России призвано в конечном счете вывести их из такого состояния. Это предполагает и формирование рынков ресурсов, благодаря чему кардинально изменяются условия их получения и использования предприятиями. Государственные органы уже не монополизируют распределение общественных ресурсов. Предприятия сами решают, что производить, какую комбинацию ресурсов при этом использовать, как распорядиться произведенной продукцией, кому и по какой цене ее продавать.

Задач, решение которых  способствует формированию рынков ресурсов в России, немало. Отметим важнейшие:

  • полная ликвидация монополии министерств и ведомств на ресурсы, что в первую очередь требует введения оптовой торговли средствами производства;
  • обеспечение мобильности ресурсов, возможности перемещения их с одной территории на другую. Это означает необходимость налаживания прямых связей межу предприятиями, когда они сами выбирают поставщика ресурсов, лучшую для их производства комбинацию ресурсов;
  • оптимальная концентрация ресурсов в рамках предприятия, что позволит освободиться от искусственного перенакопления ресурсов, избыточного производства, усиливающего несбалансированность экономики и сдерживающего развитие производительных сил;
  • создание банка информации и обеспечение доступа к информации всех предприятий. Информация играет важную роль в рыночном хозяйстве, для которого характерна высокая степень неопределенности. Она помогает принятию рациональных решений на всех уровнях. Главным центром информации в рыночном хозяйстве выступает финансовый рынок. По состоянию финансового рынка можно судить об экономической конъюнктуре, давать оценку перспектив развития. Следовательно, финансовый рынок выступает своего рода стабилизатором рыночной системы. Вот почему степень доступности к информации есть показатель совершенства или несовершенства рынков ресурсов;
  • налаживание взаимосвязей между различными рынками ресурсов. Это положение можно раскрыть на примере взаимодействия рынка труда и рынка капитала. Рынок труда может обеспечить оптимальное число работников на предприятии путем увеличения числа рабочих либо с высокой (средней) заработной платой, либо с низкой заработной платой. Первый путь, вызывая увеличение издержек производства за счет высокой заработной платы, снижает общую эффективность предприятия. Второй (за счет низкой заработной платы) ведет к снижению благосостояния работников. Развитие рынка капитала позволяет создавать новые предприятия, тем самым решать одновременно и проблему эффективности производства, и проблему благосостояния;
  • совершенствование налоговой политики в России, которое сможет оказать большое влияние и на развитие рынков ресурсов. Это выражается, в частности, в переносе центра тяжести на налогообложение ресурсов, особенно земли

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Арешонков В.Г Экономика.- М.: Инфра-М 2008
  2. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник. 2-е изд. -М.: МГУ, 2007
  3. Бункина М.К., Семёнов В.А. Макроэкономика: Учебное пособие. – М.: Эльф К – пресс, 2008
  4. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учеб. Пособие для вузов.- М.: ЮРАЙТ, 2007
  5. Борисов Е.Ф., Волков Ф.М. Основы рыночной экономики.- М.: Финансы, 2007
  6. Горгонов С.А., Назаренко Н.Т., Попов Ю.Ю. Основы рыночных отношений.- Воронеж: Знаток, 2007
  7. Курс экономической теории / Под ред Чепурина М.Н., Киселевой Е.А..- Киров: АСА, 2008
  8. Лившиц А.Я., Никулина И.Н. Введение в рыночную экономику: Учебное пособие – М.: Высшая школа, 2009
  9. Любимов Л.Л., Раннева Н.А. Основы экономических знаний. – М.: Вита-Пресс, 2009
  10. Максимова В., Шишов А. Рыночная экономика. Учебник.- М.: СОМИНТЕК, 2008
  11. Макроэкономика: теория и российская практика / Под ред. А.Г.Грязновой, А.Ю.Юданова.- М.: ИТД «КноРус» 2009
  12. Основы экономической теории. Учебное пособие / Под ред. В.Д.Камаева.- М.: ЮНИТИ, 2008
  13. Общая экономическая теория. Учебник. / Под общей ред. В.И.Видянина, Г.П.Журавлевой. – М.: ПРОМО-Медиа, 2009
  14. Рузавин Г.Н. Основы рыночной экономики. - М.: ЭЛЬФ-ЛТД, 2007
  15. Рузавин Г.И., Мартынов В.Т. Курс рыночной экономики. – М.: Банки и биржи, 2008
  16. Современная экономика. Учебный курс.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2008
  17. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика.-М.: Дело, 2008
  18. Шишкин А.Ф. Экономическая теория: Учебное пособие для вузов. 2-е изд.: В 2 кн. – М.: ВЛАДОС, 2007
  19. Экономика. Учебник. / Под ред. А.С.Булатова.- М.: 2008
  20. Экономика. Учебник / Под ред. В.Д.Камаева.- М.: Экономика, 2009
  21. Экономическая теория: Учебник / Под ред. А.К.Большакова. – М.: МИРЭА, 2009
  22. Экономика. Учебник. / Под редакцией Архиповой А.И., Нестеренко А.Н., Большакова А.К. -М.: Проспект, 2009

 


Информация о работе Сущность и особенности функционирования рынков ресурсов