Сущность и функции цен как экономической категории

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 18:40, реферат

Описание работы

а) Сущность цены как экономической категории
б) Функции цены
Система цен и их классификация

Работа содержит 1 файл

Экономическая теория.doc

— 77.50 Кб (Скачать)

      - цены франко-отправления (на товары ограниченного производства и разветвленной сети потребления), включающие транспортные издержки до пункта магистрального транспорта (порта, железнодорожной станции), расходы на остальной путь покрывает покупатель;

      - цены франко-назначения, включающие транспортные расходы до пункта назначения. 

        По формам продаж:

      - контрактные (договорные) цены - цены фактической договоренности между продавцом и покупателем;

      - биржевые котировки - это уровень цены товара, реализуемого через биржу. Цена биржевого товара складывается из биржевой котировки и надбавки (скидки) за качество, удаленность от  места поставки;

       

      - цены ярмарок и выставок (часто льготные);

      - аукционные цены, отражающие ход продаж на аукционах (различают стартовые цены и продажные).

      Аукционы (публичные торги) бывают трех   типов:

  1. С повышением цены (товар продают по цене, наиболее высокой из предложенных покупателями);

  2. Вейлинговые торги (цена предложения наивысшая, на экране-циферблате стрелки имеют обратный ход, покупатель нажатием кнопки определяет устраивающую его цену);

  3. С подачей заявок в запечатанных конвертах, при этом отсутствует  возможность сравнения с запросами других покупателей. 

      По  стадиям продажи:

      - цены предложения (цены продавца, или стартовые), по которым продавец желает продать товар. Как правило, это верхний предел диапазона возможных цен этого товара (за исключением аукционных и цен подряда), который корректируется в ходе переговоров с покупателем. Для некоторых товаров (машин, оборудования) цены предложения - единственный источник информации об уровне цен на рынке;

      - цены спроса, по которым покупатель заинтересован приобрести товар;

      - цены реализации (сделки, продажи, покупки) - фактические, или номинальные, цены. Их следует отличать от реальных, соотнесенных с уровнем дохода общества или общим уровнем цен. 

      По  степени регулирования:

      - жестко фиксированные (основной тип цен в условиях административно-командной экономики);

      - регулируемые (допускаются изменения в определенных пределах, устанавливаются государством, как правило, на продукты повышенного социального назначения);

      - свободные (не подвержены прямому вмешательству, формируются в соответствии с конъюнктурой рынка). 

      По  степени устойчивости во времени:

      - твердые: устанавливаются при заключении договора на весь срок действия;

      - подвижные: зафиксированная в договоре цена меняется в момент поставки, если изменилась рыночная цена товара, установленная по оговоренному в контракте источнику;

      - скользящие: в договоре устанавливается исходная цена и оговаривается порядок (формула) внесения поправок в случае изменения стоимости ценообразующих факторов. Скользящие цены применяются к товарам, требующим длительного срока изготовления;

      - с последующей фиксацией: в договоре определяются условия фиксации и принцип определения уровня цены: периодичность фиксации, база фиксации, сроки согласования и осуществления фиксации.

      В качестве базовой цены, ориентира для внесения поправок или фиксации уровня цены при заключении сделки используются:

       1. Расчетные цены, которые обосновываются  поставщиком для каждого конкретного заказа с учетом его технических и коммерческих условий;

       2. Справочные цены, публикуемые в справочниках, каталогах, периодических изданиях. Как правило, это средние цены фактических сделок за определенный период, экспертные оценки, биржевые котировки, цены предложений крупных фирм и т. д.;

       3. Цены прейскурантов и ценников. Прейскуранты выпускаются, как правило, производителем для готовых изделий, рассылаются клиентам, включают цены для конечных пользователей, стабильные скидки в разрезе всей или части товарной номенклатуры фирмы. При необходимости частого изменения цен прейскуранты дополняются вкладышами с коэффициентами изменений.  

      Кроме перечисленных выделяют и другие виды цен, например:

      - трансфертные (внутрифирменные - для обмена между цехами одного предприятия, дочерними фирмами, заграничными филиалами, конфиденциальны);

      - мировые (выступают в качестве  условной средней стоимости товаров, реализуемых в нескольких странах, на практике, как правило, модальные, т. е. цены отдельных стран - основных производителей товара).

      Базовый, или  установленный, уровень цены может быть скорректирован различными видами скидок (наценок). Наибольшее распространение получили следующие:

      - скидки за оплату наличными; 

      - сезонные скидки за покупку вне сезона;

      - скидка за количество или серийность  при покупке количества товара,  увеличивающегося по сравнению  с заранее определенным;

      - скидка за оборот (бонусная) по определенной шкале в зависимости от оборота, достигнутого в течение согласованного сторонами срока;

      - дистрибьюторские и дилерские  скидки постоянным посредникам  по сбыту;

      - постоянным клиентам за «верность»;

      - сконто - за предварительную оплату;

      - специальные скидки на пробные партии и заказы;

      - скидки за возврат ранее купленной  у этой фирмы устаревшей модели (или скидки при обмене на  модернизированную модель);

      - скидки при продаже подержанных  товаров; 

      - экспортные скидки иностранным  покупателям сверх скидок, предоставляемых на внутреннем рынке;

      - скидки за потери при усушке, утруске, сортировке, за повышенное  количество грязи (сухофрукты),  потери жидких товаров при  транспортировке, испарении (молоко  в цистернах), трудноудаляемые остатки  (мед), избыточное содержание влаги (хлопок, шерсть);

      - надбавка за индивидуальность  заказа;

      - надбавка за повышенное качество;

      - надбавка за рассрочку платежа;

      - надбавка за дополнительные услуги;

      - наценки за упаковку, тару.

      В условиях развитого рынка основным видом цен являются свободные от жесткого регулирования цены, а ценообразование становится инструментом маркетинга. Выработка ценовой стратегии в первую очередь зависит от целей, преследуемых фирмой на рынке. Это, как правило, максимизация прибыли или доли на рынке, достижение стабильного положения. В процессе ценообразования учитываются такие факторы, как спрос (закон спроса, ценовая эластичность спроса, психологическое  восприятие цены), полные и предельные издержки, цены и возможности конкурентов, влияние других участников канала товародвижения, законодательные ограничения цен, различные характеристики товара.

     Свободная калькуляция цены не означает ее полной стихийности и  необузданности. В  большинстве развитых стран мира на разных этапах экономического развития проводилась политика сочетания регулируемых и свободных цен. Например, в Германии и США только в 70-х годах были отменены вертикально фиксированные (основанные на твердых договорах между промышленностью и торговлей) цены, постоянно снижается роль рекомендуемых цен (торговые фирмы могут несколько изменять уровень цен, предлагаемый производителем при поставках).

 

Список используемой литературы

  1. Веснин В.Р. Промышленное предприятие: политика ценообразования в условиях рынка, Москва, 1992.
  2. Герасименко В.В. Ценовая политика фирмы. М., 1995
  3. Есипов В.Н. и др. Ценообразование на мировом рынке. Ленинград., Ленинградский финансово- экономический институт,1991 г.
  4. Калита Н.С., Кожуховский И.С. Ценообразование в условиях рынка, Киев, 1991 г.
  5. Калашников Ю.Н. и др. Инвестиционное сотрудничество: рынок и цены., Москва., 1991 г.
  6. Курс экономики: Учебник. – 3-е изд., доп./под ред. Б. А. Райсберга. – Москва: ИНФРА-М, 2000.
  7. Левшин Ф.М. и др. Мировые рынки: конъюнктура и цены., Москва., 1987 г.
  8. Левшин Ф.М. Внешнеторговые цены. М., 1990
  9. Лорин А.Н. Ценообразование во внешнеэкономической деятельности промышленной фирмы. М., АО "Леко", 1993.
  10. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. Т.1.
  11. Полещук И.И. Ценообразование и маркетинг. М., 1997.
  12. Полещук И.И., Терешина В.В. Ценообразование. Учебное пособие. Мн., Мисанта, 1998.
  13. Пунин Е.И. Маркетинг, менеджмент и ценообразование на предприятиях, Москва, Международные отношения, 1993 г.
  14. Слепов В.А., Попов Б.В. Вопросы комплексного подхода к ценообразованию (рыночный аспект), Москва, 1991 г.
  15. Современная экономика. Общедоступный учебный курс. Ростов-на-Дону, издательство «Феникс», 1996.

Информация о работе Сущность и функции цен как экономической категории