Сущность и формы международных экономических отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 10:07, курсовая работа

Описание работы

Международная торговля является центральным звеном в сложной системе мирохозяйственных связей, опосредуя практически все виды международного разделения труда и связывая все страны мира в единую международную экономическую систему. Она представляет собой совокупность внешней торговли всех стран мира, а ее объем подсчитывается путем суммирования объемов экспорта.

Структурные сдвиги, происходящие в экономике стран под влиянием НТР, специализация и кооперирование промышленного производства усиливают взаимодействие национальных хозяйств. Это способствует активизации международной торговли. Международная торговля опосредующая движение всех межгосударственных товарных потоков, растет быстрее производства. Согласно исследованиям внешнеторгового оборота, на каждые 10% роста мирового производства приходится 16% увеличения объема мировой торговли. Тем самым создаются более благоприятные условия для его развития. Когда же в торговле происходят сбои, замедляется и развитие производствам.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3


1 СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6


2 ВИДЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 12

2.1 Внешнеэкономическая деятельность Республики Казахстан 14


3 ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ СО СТРАНАМИ СНГ 27


ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 34

Работа содержит 1 файл

Курсовая Сущность и формы международных экономических отношений.doc

— 208.50 Кб (Скачать)
Динамика  экспорта Республики Казахстан в  страны СНГ (млн. долл.США)
 
 

В 2000г. большая часть экспортно-импортных  операций осуществляется за СКВ: экспорт-90,2%, импорт – 60,7%. Доля бартера во внешнеторговых операциях стала незначительной: экспорт –1,3%, импорт-2,6%.

    За 1995-2000гг. объем товарооборота со странами вне СНГ возрос в 2,5раза, а со странами СНГ снизился на7%. В  структуре внешнеторговых связей Казахстана прослеживается тенденция увеличения доли стран вне СНГ (с 39% в 1995г.до 64% в 2000г.) и сокращение доли государств – членов Содружества (соответственно с 61до 36% ).

    Для усиления контроля за внешнеэкономической  деятельностью и исключения случаев недобросовестных сделок в 1995 г. Правительство наметило разработать Законы "Об экспортно-импортных сделках" и "Об экспорте капитала", а также гармонизировать таможенные тарифы с международными нормами. Вывоз зерна, хлопка-волокна, кожсырья, проката черных металлов будет осуществляться при их приобретении или регистрации контрактов по их продаже на республиканских товарных биржах. Вводится совместный банковский и таможенный контроль за поступлением валютной выручки от экспорта.

    Либерализация внешнеэкономической деятельности коснулась не только внутренних процедур, но и доступа на рынки зарубежных стран для казахстанской продукции. Кроме вышеуказанного таможенного союза между Россией, Беларусью и Казахстаном, в соответствии с которым были отменены все таможенные барьеры на пути продвижения товаров, за эти годы значительно улучшился режим доступа на рынки стран ОЭСР. В отношении Казахстана сняты или снижены многие санкции, применявшиеся к странам с нерыночной экономикой, со стороны стран ОЭСР: дискриминационные тарифы, квоты, изменяющиеся уровни налогообложения, произвольно применяемые схемы лицензирования и другие нетарифные барьеры. Республика получила статус наибольшего благоприятствования на рынках Европейского Союза, Австрии, Скандинавских стран, Канады, США и Японии. В 1992 г. Канада, в 1993 г. ЕС и Австрия и в 1994 г. США включили Казахстан в систему Генеральных преференций. В настоящее время проводится подготовка вступлению Казахстана во Всемирную торговую организацию (ВТО), включая Генеральную систему торговли и тарифов (ГАТТ). Вместе с тем, экспорт Казахстана все еще не страдает от антидемпинговых мер, квотирования и других ограничений, поэтому ускорение рыночных реформ и вступление республики в ВТО являются важнейшими задачами для обеспечения выхода на мировые рынки.

    Внешнеэкономические связи Казахстана были значительно  диверсифицированы. Разрыв хозяйственных связей с республиками бывшего СССР, обусловленный в первые годы после его распада центробежными тенденциями и нарушением платежного механизма, наряду со многими негативными последствиями имел и положительный результат: вследствие необходимости адаптации к новым условиям и переориентации товарных потоков произошла рационализация хозяйственных связей. Искусственно поддерживаемые плановой экономикой, но не рациональные товарные потоки были переориентированы, а наметившаяся в последние два года тенденция к реинтеграции позволяет восстановить те связи, которые являются взаимовыгодными для стран-партнеров.

    В настоящее время Казахстан торгует  со 124 странами мира. Значительно изменилась страновая структура внешнеторгового оборота -доля стран СНГ снизилась до 56-60%. Главными торговыми партнерами Казахстана сегодня являются: Россия (40,5% экспорта и 42,6% импорта), Узбекистан (4% экспорта и 6,7% импорта), Украина (2% экспорта и 3% импорта), Кыргызстан (1,8% экспорта и 2,3% импорта), Нидерланды (11% экспорта), Швейцария (5% экспорта и 2,5% импорта), Германия (3,7% экспорта и 6,7% импорта), Китай (6,0% экспорта и 1,2% импорта), Турция (1,6% экспорта и 3,5% импорта), Республика Корея (1,3% экспорта и 1,5% импорта) и США (1,0% экспорта и 2,3% импорта).

    За  период с 1995г.по 1999г. доля минеральных  продуктов в Казахстанском экспорте возросла с 29% до 44%, а в 2000г. по сравнению  с1999г. удельный вес минеральных продуктов в общем объеме экспорта вырос еще на 11 процентных пунктов.

    Оценивая  реальные экспортные возможности Казахстана, приходится констатировать, что в  ближайшие годы республика будет  выходить на внешние рынки в основном с сырьевой продукцией. Обрабатывающая промышленность республики сегодня неконкурентоспособна, и потребуется время, чтобы провести мероприятия и осуществить инвестиции, которые позволят производить конкурентоспособную продукцию. Такая ситуация обусловлена технологической отсталостью и изношенностью оборудования, несоответствием мощностей предприятий имеющимся ресурсам, высокой энерго - и материалоемкостью производства, отсутствием технологий глубокой переработки, что делает казахстанскую промышленную продукцию неконкурентоспособной даже по ценовому фактору, а также грузом социальных проблем, что также ведет к повышению цен. Если металлургические предприятия республики даже в современных условиях имеют неплохие экспортные возможности, то в машиностроении ситуация исключительно сложная. Здесь главная задача - в кратчайшие сроки провести реформирования предприятий и конверсионные мероприятия, направить интеллектуальный, научный и технологический потенциал военно-промышленного комплекса на цели повышения конкурентоспособности продукции.

    Одной из главных статей казахстанского экспорта является нефть сырая, доля которой в экспорте возросла с 15%в 1995г.до 44,2% в 2000г. В 2000г. по сравнению с 1995г. более чем  в три раза увеличился удельный вес нефти и газового конденсата в экспорте республики, на ряду с уменьшением удельного веса отдельных товаров. Казахстан входит в число крупнейших производителей нефти в мире, а устойчивый спрос на это сырье на мировом рынке позволяет рассматривать экспорт нефти как важнейший потенциальный источник доходов страны. Однако сегодня возможности экспорта нефти ограничены отсутствием прямого доступа на мировой рынок и зависят от квот, устанавливаемых Россией на транспортировку нефти по ее трубопроводам. Так, в 1999 году квота, установленная Казахстану для транспортировки нефти на рынки дальнего зарубежья, составляла 7 млн. тонн, что, безусловно, гораздо ниже его экспортных возможностей.

    В настоящее время важнейшими статьями казахстанского экспорта являются черные металлы, медь и медная продукция. Богатые месторождения с качественными и дешевыми ресурсами создают Казахстану первичные конкурентные преимущества в экспорте этой продукции. Однако, конкурентный потенциал черной и цветной металлургии постепенно подтачивается из-за износа оборудования, отсутствия инвестиций в реконструкцию и техническое перевооружение предприятий, несоответствия мощностей предприятий рудной базе, повышения стоимости энергоресурсов, отсутствия оборотного капитала. Кроме того, технологическая отсталость производства не позволяет производить продукцию в соответствии с мировыми стандартами. Поэтому недостаточные инвестиции в экспортные производства могут привести к большим потерям в будущем.

    Товарная  структура казахстанского экспорта характеризуется преобладанием 8-10 товаров на долю которых приходится более 80% стоимостного объема экспорта.

    Товарная  структура импортируемых республикой  товаров достаточно разнообразна: наибольшую  долю занимают машины и оборудование, химические товары  и минеральные  продукты.

    В рыночной экономике государство  осуществляет регулирование международной торговли и внешней экономической деятельности (ВЭД) в целях обеспечения безопасности страны и защиты общенациональных интересов. Деятельность государственных органов по регулированию ВЭД осуществляется практически во всех странах мира, но ее масштабы, формы и методы, конкретные цели  и задачи определяются каждой страной исходя из ее масштабов, положения в современном мире, внешней политики государства.

          Государственное регулирование  ВЭД осуществляется различными методами, которые в зависимости от классификационных признаков (критериев), подразделяются на экономические и административные, тарифные и нетарифные.

    Экономические методы регулирования  международной  торговли базируются на использовании  экономических инструментов торговой политики (таможенных пошлин, налогов НДС, акциза и др.) и таможенных сборов. Используя эти инструменты, государство воздействует на экономические интересы ВЭД и, следовательно, на их поведение, сохраняя вместе с тем за ними полную оперативную самостоятельность. Они в большей степени соответствуют природе рыночных отношений и поэтому играют главную роль в регулировании ВЭД в современных условиях.

    Административные  методы включают государственные правила, нормативы, запреты, с помощью которых  государство осуществляет непосредственное воздействие на субъектов ВЭД, регламентирует различные стороны их деятельности в интересах общества. Административные методы в большинстве случаев противоречат природе рыночных отношений и поэтому сфера их применения постепенно сужается.

    Тарифные  методы являются основой экономического регулирования ВЭД. Исключительная роль таможенных тарифов в регулировании  международной торговли определила целесообразность их особого рассмотрения, вне связи с другими методами экономического регулирования.

    Тарифное  регулирование направленно преимущественно  на защиту внутреннего рынка от иностранной  конкуренции. В системе тарифного  регулирования решающую роль играют ввозные пошлины.

    Экспортные  пошлины противоречащими природе  рыночных отношений, международные и региональные союзы и соглашения не рекомендуют их использовать в международной торговле.

    Ассортимент товаров, завозимый в Казахстан  из разных стран разнообразен и постоянно  обновляется. Некоторые товары поступают  на казахстанский рынок только завоза их из других стран. Но в большинстве случаев импортные товары имеют отечественные аналоги и составляют конкуренцию последним. Ввозные таможенные пошлины на такие товары должны определяться с учетом складывающихся соотношений между мировыми и национальными издержками и ценами.

    Соотношения между этими издержками и ценами могут по группам и видам продукции, как правило, колебаться в весьма широком диапазоне, что определяет необходимость дифференциации ставок ввозных пошлин по группам и видам  продукции.

    При ограниченном ассортименте завозимой продукции и массовости завоза, ставки таможенных пошлин могут устанавливаться индивидуально для конкретных изделий или с ориентированием на их индивидуальные выходные главные параметры.

    Например, таможенные пошлины на автомобили и перевозочные средства устанавливаются с учетом объема цилиндров двигателя и количества лет с момента их выпуска, что может служить показателем их морального и физического износа. Целесообразно при импорте товаров, бывших в употреблении и имеющих значительный  моральный и физический износ, применять повышенные ставки ввозных пошлин, что ограничивает завоз такой продукции, поскольку это не способствует научно-техническому прогрессу общества.

      Таможенные  пошлины являются важнейшим экономическим  регулятором внешнеэкономической деятельности, с помощью которого реализуется техническая политика государства в области внешнеполитического обмена, и поэтому ставки ввозных пошлин не могут быть инертными к техническому уровню и физическому состоянию  импортируемых машин и оборудования, а тем более создавать преимущества  для импорта морально устаревших и физически изношенных машин и оборудования.

      Последовательное  и целенаправленное осуществление  Республикой Казахстан активной внешнеэкономической деятельности опирается на открытость экономики, полноправное участие в международном разделении труда и интеграцию в систему мирового хозяйства, выступает в качестве одного из главных факторов стратегического плана - обеспечения устойчивого экономического роста.

                                
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3 ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ СО СТРАНАМИ СНГ 
     

      Динамика  внешнеторгового оборота Казахстана со странами СНГ складывалась неоднозначно. В 1997-1999гг. наблюдалась тенденция  снижения объемов внешней торговли  со станами Содружества. Однако в 2000г  произошло существенное повышение  объемов экспортно-импортных операций со всеми странами – основными торговыми партнерами из числа стран Содружества.

      В 2000г. доля стран СНГ в общем  объеме казахстанского экспорта составила 26%.

      В страны Содружества, казахстанскими поставщиками было экспортировано  товаров на 2390,4 млн.долларов (160% к предыдущему году).Произошло существенное повышение объемов экспорта: на Украину – в 2,3раза,в Беларусь – на 66%, в Россию- на 57%, в Азербайджан – на 54%. Незначительное сокращение объема экспорта наблюдалось в Кыргызстан (менее 2%). Поставки в Туркменистан сократились на 45% (табл.1).

Информация о работе Сущность и формы международных экономических отношений