Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 10:02, курсовая работа
В условиях перехода к рыночным отношениям и развития кризисных явлений в экономике не только обострились существовавшие ранее проблемы занятости населения, но и появились новые, связанные с изменением потребностей предприятий в рабочей силе, статусом самого работника, появлением реальной и скрытой безработицы, отсутствием надлежащего учета этих явлений. Все это затрудняет изучение проблем рынка труда и усложняет возможности эффективного противодействия росту безработицы.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты явлений безработицы…….………………4
1.1. Понятие, сущность и виды безработицы.…………………………....………7
1.2. Показатели безработицы………………………………………………….….12
Глава 2.Социально–экономические последствия безработицы…………….16
2.1 Безработица, как социальное явление………………………………..…...….18
2.2 Социальная адаптация в условиях безработицы……………………...…….21
2.3 Социальны последствия безработицы……………………………..…………23
Заключение……………………………………………………………………….…29
Список использованной литературы………………………...……………………31
Россия находится в переходном состоянии, в движении от централизованного хозяйства к рыночной экономике. Для того чтобы перейти нужно последовательно решить две взаимосвязанные группы задач. Первая группа задач связана с формированием равновесной экономики, в которой предложение товаров уравновешивает спрос на них. Она решается путем ряда макроэкономических преобразований: насыщение потребительского рынка различными товарами и услугами, развивать рынки рабочей силы, недвижимости, ценных бумаг, финансовых ресурсов.
Но есть и другая группа задач. Она относится к сфере микроэкономики. Ведь настоящий рынок начинается там, где он превращается в двигатель экономического развития, заставляя экономику двигаться вперед, требует чтобы росла эффективность, снижались затраты, обновлялась продукция, шел технологический прогресс. Это самая трудная группа задач – сделать рыночный механизм двигателем экономического прогресса через его действие в сфере микроэкономики.
Причины безработицы.
Среди конкретных причин, обусловливающих сокращение занятости трудоспособного населения можно отметить следующие:
Первая причина коренится в том, что характерной чертой экономики являлась чрезмерная численность производственного персонала предприятий. В литературе уже давно отмечался тот факт, что на советских предприятиях, в сравнении с аналогичными по профилю и объему производства в западных странах, было занято в два-три раза больше работников. Наличие избыточного персонала тормозило внедрение новой техники и трудосберегающих технологий, препятствовало росту производительности труда. С другой стороны, необходимость оплачивать излишних работников неоправданно завышала издержки производства с вытекающим отсюда ослаблением конкурентоспособности производимых товаров. Наличие чрезмерного количества рабочих мест означало искусственный дефицит рабочей силы, а он подрывал дисциплину труда.
Директора государственных предприятий нередко и по сей день склонны мириться с наличием избыточного персонала. Иное дело - частные собственники, которые берут под контроль предприятия в результате их приватизации: они стремятся иметь оптимальное количество работников, т.е. возможно меньшее. Таким образом, эта причина безработицы состоит в том, что сам факт перехода к частной собственности и рыночным принципам хозяйствования означает выталкивание в ряды безработных значительных масс людей, которые были безработными и раньше, но в форме не открытой, как сейчас, а скрытой.
Вторая причина. Переход к рыночным критериям оценки хозяйствования предприятий обнаруживает несостоятельность многих из них, поскольку они не могут приспособиться к реальному спросу по видам продукции, ее ассортименту, качеству, цене. Такие предприятия едва ли реально приватизировать обычным способом, их придется предварительно санировать, а затем уже целиком продавать физическим или юридическим частным лицам, согласным и способным расплатиться с долгами и осуществить производственные инвестиции. Очевидно, что эти новые собственники рискнут стать таковыми лишь имея полную свободу освобождения от груза ненужного персонала. А это - еще один канал, пополняющий безработицу.
Третья причина. Многие госпредприятия восприняли либерализацию цен как возможность их бесконтрольного повышения с тем, чтобы не только покрыть свои чрезмерные издержки, но и значительно увеличить доход (прибыль и зарплату). На первых порах это широко удавалось. Однако такое положение не может сохраняться долго. Вскоре бесконтрольный рост цен обернулся бумерангом многократного удорожания сырья, энергоносителей, комплектующих, и, в конечном счете - кризисом неплатежей по всем технологическим цепочкам. Он поразил не только потенциальных банкротов, но и многие предприятия, продукция которых нужна обществу, даже остро необходима, но не может быть оплачена ее потребителями. Этот кризис - еще один фактор, питающий безработицу.
Четвертая причина. Рыночные реформы ведут к успеху только если сопровождаются глубокой структурной перестройкой. Такая перестройка охватывает не только микроэкономику (реструктуризацию конкретных предприятий), но и макроэкономику: ведет к концентрации ресурсов на развитии только тех отраслей, которые имеют реальные перспективы успеха в условиях жесткой рыночной конкуренции, и, соответственно, к свертыванию таких отраслей, продукция которых не пользуется спросом. Очевидно, что в России, для экономики которой характерны глубокие диспропорции, прежде всего огромное разбухание группы А, служившей базой форсированного роста ВПК, такая перестройка породит массовую структурную безработицу.
Пятая причина. Наряду с приведенными выше факторами массовой безработицы в наших условиях действуют и репродуцирующие безработицу специфические факторы. Имеются в виду разрывы сложившихся хозяйственных связей между бывшими союзными республиками СССР, а также между Россией и странами Восточной Европы. Эти разрывы резко ухудшили положение предприятий и по материально-техническому снабжению, и по сбыту продукции, что опять-таки не может не питать безработицу. Говоря о специфических для бывшего СССР факторах, нельзя обойти и известный факт наличия явно гипертрофированного ВПК. Нормализация его удельного веса в экономике служит весьма ощутимым фактором в уменьшении общего количества рабочих мест, тем более что решение проблем конверсии военных предприятий оказалось на практике делом далеко не простым и не быстрым. Поэтому неудивительно, что на сегодня безработица приняла наиболее острые формы именно в районах концентрации военных заводов.
А. Маршалла
и других экономистов в
Кейнсианская теория занятости сформировалась в основном в 30-х годах XX века. Она связывается с именем английского экономиста Дж. М. Кейнса, наиболее выдающегося исследователя в области макроэкономики. В 1936 г. в своей работе "Общая теория занятости, процента и денег" он предложил принципиально новое объяснение безработицы.
Классики не видели в безработице сколь-нибудь серьезной проблемы. Однако реально происходящие события все меньше соответствовали классическим постулатам. Массовый взрыв безработицы произошел в начале 30-х годов в период так называемой "Великой депрессии". В это время уровень безработицы в США достиг 25 %. Стало ясно, что одними классическими рецептами с проблемой не справиться. Кейнс соглашался с тем, что понижение заработной платы может привести к повышению занятости. Но одновременно указывал на то, что: 1) на практике в силу известных обстоятельств трудно снизить заработную плату; 2) даже если удастся снизить заработную плату, то при этом произойдет снижение спроса на потребительские товары, что отрицательно повлияет на производство и занятость. Кейнс также полагал, что в этих условиях не произойдет заметного повышении спроса на инвестиционные товары, так как инвестиционные решения во многом строятся исходя из будущих ожиданий, а они в данных условиях оказываются по представлениям многих субъектов хозяйствования неблагоприятными.
Кейнс отверг положение о способности рынка обеспечить полную занятость, пришел к заключению о неэффективности политики невмешательства государства. Причина безработицы — низкий спрос. Лекарство от безработицы — экспансионистская политика государства, опирающаяся главным образом на использование фискальных инструментов. Изменяя налоги и бюджетные расходы, государство может влиять на совокупный спрос и на уровень безработицы.
Монетаристская теория занятости созвучна идеям классической школы. Монетаризм — это направление экономической науки, бросившее в 60—70-х годах вызов кейнсианцам. Лидером этого течения считается американский экономист Милтон Фридмен. Монетаристы пытаются возродить веру в сильный регулирующий потенциал рынка, в его возможности обеспечить высокую степень макроэкономической стабильности. На взгляд монетаристов, государство своей активностью в экономической сфере сковало рыночные силы, неоправданно ограничило конструктивные способности рынка. В частности, рынок труда потерял свою гибкость, он деформирован из-за чрезмерного вмешательства государства и профсоюзов. Слишком жесткая заработная плата создает большие проблемы в области занятости. Поэтому лекарством от безработицы может быть освобождение рынка от неоправданного вмешательства (в области заработной платы, цен и т. д.) и проведение тонкой государственной политики по повышению его гибкости (создание гибкой системы образования, массовое распространение информации, стимулирование межрегиональных переливов рабочей силы и т. д.).
Следует отметить, что с довольно близкими к монетаризму призывами выступает и экономическая школа рациональных ожиданий, получившая широкую известность с середины 70-х годов (среди ее наиболее видных представителей можно назвать американских экономистов Р. Лукаса и Т. Сарджента). Они склонны видеть причины многих проблем, связанных с нестабильностью, в том числе в области занятости, в экономической политике государства.
Дискуссии между представителями различных направлении продолжаются. Большее внимание уделяется кейнсианству и монетаризму. Многие экономисты отмечают тот факт, что рецепты против безработицы и тех, и других являются в принципе вполне приемлемыми. В частности, разные типы безработицы требуют разных рецептов: ограничения заработной платы, увеличения совокупного спроса или повышение гибкости рынка труда.
Заключение
Особую актуальность приобретают в настоящее время вопросы формирования и регулирования рынка труда. Остро ощущается отсутствие информации по вопросам использования рабочей силы на негосударственных (коммерческих) предприятиях и в организациях, развития на них процессов подготовки и переподготовки кадров, совершенствования условий и оплаты труда. В области занятости населения наблюдается значительный наклон в сторону изучения проблем безработицы и социальной защиты лиц, нуждающихся в трудоустройстве. Вопросы эффективности использования рабочей силы на предприятиях различных форм собственности. помогут выявить, как развитие новых форм собственности будет влиять на изменение отраслевой структуры занятости, на многообразие различных видов деятельности населения.
Важнейшим показателем
– индикатором социально-
Показательно,
что в нашей стране безработица
измеряется не с помощью обследования,
а количеством безработных, зарегистрированных
государственной службой
Таким образом, низкий уровень безработицы в большей мере связан с действующей системой регистрации безработицы, чрезвычайно низким пособием по безработице, ограниченными возможностями переподготовки безработных и низкой вероятностью последующего трудоустройства, предложением, низкооплачиваемых рабочих мест, которое сдерживает поступление квалифицированной рабочей силы на рынок труда.
Поскольку решение
вопроса о наличии избыточной
занятости в отечественной
- макроэкономическое
регулирование, создающее
- государственную
политику занятости,
- регулирование занятости на предприятиях за счет активизации действий кадровых служб предприятий в направление создания внутренних рынков труда, их сотрудничества с региональными центрами занятости;
- регулирование
отношений занятости с помощью
общественных организаций
Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.
Список использованной литературы:
Антосенков Е. Г. «От обслуживания безработицы – к активной государственной политике занятости». - М.: ЭКО, 2001г.
Ананьев А. «Новые процессы в занятости населения в условиях перехода к рыночной экономике». - М.: Юнити, 2000г.
Архипова АИ, Нестеренко АН, Большакова А.К. «Экономика». - М: Проспект 2000г.
Базылев Н.И., Гурко С.П. «Экономическая теория (макроэкономика)».- М: Дис, 2000г.