Структурная политика государства и ее основные направления

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 08:08, курсовая работа

Описание работы

Структурная политика играет очень важную роль в общей экономической структуре государства. Те страны , которые действительно совершили экономический прорыв и превратились из развивающихся в экономически развитые, совершили это при помощи успешной структурной политики.

Экономическая структура - это определенное соотношение между процессами производства, т.е. внутришньовиробничи связи и зависимости, которые обусловлены общественным разделением труда, уровнем развития производительных сил и господствующей системе производственных отношений

Содержание

Содержание:
Введение …………………………………………………………………………..3
1.Структура национальной экономики…………………………………..6
2. Основные направления развития структуры национальной экономики в условиях НТП…………………………………………………………9
3. Структурные особенности отечественной экономики и структурная политика России на современном этапе..............................................................12
Эссе ………………………………………………………………………………19
Заключение……………………………………………………………………….25
Список литературы ……………………………………………………………..26

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ.doc

— 122.00 Кб (Скачать)

   Другим  механизмом активной структурной  политики выступает система закупок  продукции для государственных  нужд. Целенаправленная государственная  политика размещения заказов на заранее определенную номенклатуру уже выпускаемой и новой продукции позволяет не только удовлетворить назревшие общегосударственные потребности в тех или иных товарах и услугах, но и косвенным образом формировать новые кооперативные технико-производственные и экономические связи между предприятиями, выпускающими готовую продукцию, субпоставщиками и субподрядчиками. Это может предопределить образование крупных межотраслевых технико-производственных или региональных комплексов.

   Чтобы  воздействовать на структуру национального богатства, необходимы специальные меры экономической и социальной политики государства. В области экономической политики необходимо формирование в соответствии с установленными целями и отобранными приоритетами эффективной структуры, которая бы с наименьшими ресурсными тратами позволяла создавать продукцию и услуги высокой добавленной стоимости. В области социальной политики главным направлением является формирование новой социальной структуры общества путем увеличения доли домашнего имущества (стимулирование кредитов для жилищного строительство), путем снижения уровня дифференциации доходов населения (установление прогрессивной шкалы налогообложения), путем повышения эффективности функционирования и использования всех видов собственности и защиты права собственности.

   Проведение  целостной государственной структурной  политики требует осторожности  и взвешенности при реализации  тех или иных мероприятий. Нельзя  забывать, что государственная поддержка  в рамках этой политики, хотя  и направлена на отдельные предприятия и производства, тем не менее, в ней сохраняется принцип отраслевого отбора, что чревато отрицательными последствиями. Разрыв между условиями функционирования приоритетных и неприоритетных производств, сфер хозяйственной деятельности и входящих в них предприятий может привести к дискредитации самой идеи селективной структурной политики.

   Концепция  структурной перестройки в России  исходит из сохранения отраслевого  разнообразия народнохозяйственного  комплекса. В структуре промышленности выделяются три группы отраслей:

   - топливно-энергетический  комплекс. Эти отрасли сохраняют  свою конкурентоспособность и  могут привлекать иностранные  инвестиции;

   - отрасли  обрабатывающей промышленности, способные  поставлять продукцию на экспорт (авиакосмическая, энергетическое машиностроение, отчасти станкостроение). Они нуждаются в государственной поддержке на внутреннем и внешнем рынках;

   - отрасли  обрабатывающей промышленности, которые  могут быть конкурентоспособными  на внутреннем рынке (автомобильная, сельскохозяйственное машиностроение, пищевая). Развитие этих отраслей напрямую зависит от умеренно протекционистских мер и стимулирования внутреннего спроса на их продукцию путем лизинга и потребительского кредита.

   В России  за годы реформ в структуре ВВП резко выросла доля услуг, что отражает быстрое развитие в этот период торговли, банков и других финансовых институтов. Одновременно существенно сократился объем производства в отраслях, ориентировавшихся на государственный спрос (ВПК) или бюджетную поддержку (угольная промышленность, сельское хозяйство).

 Таким образом,  основной целью структурной политики  государства на следующее десятилетие  должно стать содействие повышению  конкурентоспособности производства  отечественных товаров и услуг  на внутреннем и мировых рынках и обеспечение структурного маневра в сторону повышения доли отраслей, производящих продукцию с высокой степенью переработки, и отраслей сферы услуг. 
 

  1. Эссе  «Структурные изменения в российской экономике с 1990-х гг. по настоящее время. Их причины и последствия для дальнейшего развития нашей страны.»

В последние  двадцать лет XX века в экономике  России происходили серьезные изменения, в значительной степени усилившиеся  после начала периода кардинальных преобразований, связанных с переходом к рыночным принципам хозяйствования. Указанные обстоятельства породили в отечественной экономике множество фактов, не укладывающихся в общепринятую систему научных взглядов. Это требует переосмысления целого ряда положений, анализа новых явлений в экономике, обобщений и выработки новых методов изучения взаимосвязи макроэкономических показателей. В этой связи особую актуальность приобретает проблема анализа происходящих сдвигов в структуре макроэкономических показателей, установления характера их взаимосвязей с показателями экономического роста и эффективности экономики, а также выявления тенденций и особенностей процесса экономического развития.

    Во второй половине XX в. в результате научно-технической революции произошли коренные качественные изменения в техническом базисе общества, обусловившие значительные изменения структуры общественного производства.

    С переходом к постиндустриальному  развитию, представляющему высокотехнологичный  уровень производства, исчезают  основания и необходимость в  преимущественном росте производства средств производства. Стремительное развитие сферы услуг, перелив не только капитала, но и труда в эту сферу обусловили необходимость более быстрого роста производства средств (предметов) потребления.

     Указанная тенденция проявилась в западных странах в середине 60-х гг., в России — в конце XX столетия. Она определила особенности развития и специфику преобразований на Западе и в России.

       В 1990 г. произошло снижение  на 3—4% основных макроэкономических  показателей: валового национального продукта, национального дохода, производительности общественного труда, продукции промышленности и сельского хозяйства.

         Но при этом возросли розничный  товарооборот (на 10,3%) И денежные  доходы населения (на 16,9%), что  уже означало открытую инфляцию. При отсутствии рыночного ценообразования и механизма достижения рыночного равновесия результатом стал слабо контролируемый рост денежной массы, что прогрессивно вело к разрушению потребительского рынка.

     Россия, как и другие союзные советские республики, оказалась в состоянии глубокого экономического кризиса. В июне 1990 г. был провозглашен суверенитет России — Российской Федерации, включавшей 89 территориальных субъектов Федерации с населением 145 млн. человек и площадью 17 075,4 тыс. км2. ВНП на душу населения России в 1991 г. составил 3220 долл. (для сравнения: в США — 22 240, Швейцарии - 33 610, Южной Корее - 6330).

     Обострившийся экономический кризис сдерживал  рыночные преобразования, а нерешительность, непоследовательность реформ и сопротивление консерваторов еще более усугубили положение. Только за 1991 г. ВВП сократился на 5%, продукция промышленности — на 8%, в том числе легкой промышленности — на 6%, а пищевой - более чем на 10%, добыча нефти — на 11%, угля — на 10%, выплавка стали — на 14%, продукция сельского хозяйства — на 4,5%, закупки мяса и молока — на 7%, урожай зерновых — на 24% .

     Кризис  усугублялся тем, что Россия традиционно  была экономическим донором большинства  союзных республик, особенно по энергоносителям  и наиболее капиталоемким видам производства. Сохранение этих поставок, продолжавшееся в рамках СНГ, оплачивалось в кредит или безналичными рублями, которые эмитировались национальными банками стран СНГ в виде безналичных рублевых кредитов. Для России эта денежная масса только увеличивала инфляцию.

     Огромный  внешний долг, который резко вырос  в конце 1980-х годов до 70 млрд. долл., невозможно было обслуживать, даже использовав  для этого весь объем валютных сбережений в стране. Так как после  Беловежских соглашений (декабрь 1991 г.) Россия приняла на себя обязательства по всем внешним долгам СССР и право использования всех зарубежных активов и дебиторской задолженности, то, казалось бы, это вполне уравновешивало ситуацию: долги кредиторам можно выплачивать за счет получения средств от собственных должников. Но проблема была в том, что унаследованные долги приходились в основном на развитые страны, объединенные в Парижский и Лондонский клубы кредиторов. А обязательства перед СССР и, соответственно, Россией были сосредоточены в основном в странах третьего мира, платежеспособность которых была весьма низкой. К тому же по политическим соображениям эти страны не стремились и до сих пор не стремятся рассчитаться с Россией по долгам, которые возникли в отношении СССР в период военно-политической поддержки режимов социалистической ориентации. Отсутствие валютных резервов, которыми союзное правительство оплачивало централизованный импорт, привело к фактическому банкротству Внешэкономбанка СССР. За этим последовал отказ от возврата валютных накоплений всем юридическим и физическим лицам на общую сумму 5,5 млрд. долл. Кроме того, на оплату импорта была потрачена часть золотого запаса страны на сумму 3,4 млрд. долл. В результате на 1 января 1992 г. золотой запас страны уменьшился до 289,6 т.

     Перестройка закончилась неудачей не только из-за застарелых проблем советской экономики, которые вырвались наружу после ослабления административного контроля, и отсутствия последовательно реализуемой концепции реформирования. Развал советского народного хозяйства на рубеже 1980-х и 1990-х гг. продемонстрировал решающую роль институционального фактора - иными словами, состояния государства, общественных институтов, законодательства и правопорядка, - в процессе экономических перемен. В последние годы существования СССР государственная власть утратила способность собирать налоги, контролировать денежную массу и обеспечивать соблюдение хозяйственного законодательства. Реформы потеряли управляемость. Это обернулось тем, что после ослабления командно-административной системы наступил экономический хаос, и как следствие структурный кризис, охвативший все основные сферы в экономике. Между тем, в самых либеральных рыночных экономиках государство строго контролирует соблюдение и изменение «правил игры» - принципов и условий экономической деятельности, - а в процессе глубокого реформирования экономической модели это требование к государству становится особенно актуальным, что нашло отражение в начале XXI века.

     Экономическое развитие России в 20002009 годах характеризовалось устойчивым динамичным ростом, опиравшимся на завершение переходного периода от плановой к рыночной экономике и перестройку экономических пропорций, совершённую валютно-финансовым кризисом 1998 года. Системный кризис июля-октября 1998 года обесценил внутренний государственный долг и создал зонтик в виде значительной девальвации курса рубля и снижения стоимости основных факторов производства — труда и энергии. Это привело к резкому сжатию импорта и расчистило поле для восстановительного роста, связанного с импортозамещением и ростом инвестиций, преодолением кризиса неплатежей и повышением монетизации экономики.

     Развитие  экономики в 2000—2009 годах не было равномерным, что определялось изменением влияния различных факторов, наиболее существенным среди которых было состояние внешнеэкономической конъюнктуры.

     На  протяжении всего периода 2000—2009 годов высокие темпы потребительского спроса поддерживались ростом реальных располагаемых доходов населения, а в последние годы — массированным расширением потребительского кредита.

     Рост  производства генерировал дополнительный спрос на труд, что в условиях ограниченных возможностей наращивания предложения на рынке труда приводило к ускорению роста заработной платы.

     Несмотря  на чрезвычайно благоприятную внешнеэкономическую  конъюнктуру (сверхвысокие цены на нефть) — относительное влияние внешнего импульса на российскую экономику постепенно уменьшается. Ускоренный рост нефтедобычи во втором полугодии 2004 года прервался. Это было обусловлено действием ряда факторов: отставанием воспроизводства ресурсной базы от её разработки, медленным расширением транспортной инфраструктуры. Соответственно, тормозится и расширение физических объёмов поставок за рубеж энергоносителей, уменьшая влияние внешних факторов и увеличивая вес внутренних импульсов на динамику роста производства. Ключевым макроэкономическим фактором развития российской экономики в 2000—2009 годах стало последовательное снижение влияния внешних условий — роста цен на энергоносители на мировом рынке и их экспорта — на общеэкономическую динамику. При этом в использовании ВВП наметилась структурная трансформация: если до 2006 года определяющая роль в росте внутреннего спроса была у потребительского компонента, то с 2009 года наметился переход к новой модели роста, в которой существенную роль будет играть его инвестиционная составляющая.

Информация о работе Структурная политика государства и ее основные направления