Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 11:31, курсовая работа
Структурная политика оказывает воздействие, прежде всего, на совокупное предложение. При этом различают как прямое, так и косвенное воздействие на экономику. Прямое воздействие может иметь форму субсидий, льготных инвестиционных кредитов с целью создания, поддержки или развития отдельных предприятий, отраслей, а также проведения фундаментальных научных исследований
Введение
1. Структура национальной экономики
2. Основные направления развития структуры национальной экономики в условиях НТП
3. Особенности структурной политики России на современном этапе
Практикум
Заключение
Литература
В
России необходима диверсификация экономики,
то есть отход от преимущественного развития
добывающей промышленности к перерабатывающей
промышленности.
2.
Основные направления
развития структуры
национальной экономики
в условиях НТП.
Качественное изменение положения человека в производстве, составляющее содержание современной научно-технической революции, ускорение процесса производства и удешевление его результатов вызывают глубокое качественное изменение механизма регулирования общественных экономических пропорций ,качественные и количественные преобразования структуры всего общественного производства, развивая рядa созидательных тенденций.
Первая тенденция: благодаря НТР появились принципиально новые отрасли производства, которые отличаются большой наукоемкостью. На начальном этапе НТР возникли такие необычные виды производств, как атомная энергетика, полимерная химия, производство средств автоматизации и вычислительной техники. На втором ее этапе стали создаваться качественно новые поколения ЭВМ, роботокомплексы и полностью автоматизированные производства, композиционные материалы и т.д. Эти виды производства серьезно преобразовали структуру подразделений и резко опередили по темпам роста все традиционные отрасли хозяйства.
Вторая тенденция: НТР наиболее быстро развивается на границах разных областей науки и техники, что привело к созданию межотраслевых комплексов. Прежде всего, современный научно-технический переворот породил целые объединения новейших отраслей, выпускающих самые наукоемкие продукты и технологии. Примером тому служит ракетно-космический комплекс, в котором взаимодействует огромное количество предприятий разных отраслей промышленности.
Современный научно-технический прогресс способствовал появлению множества взаимозаменяемых и взаимодополняемых продуктов, отличающихся более высоким качеством. Благодаря этому расширилась и существенно изменилась структура многих традиционных отраслей. Они преобразовались в мощные и сильно обновленные промышленные комплексы, где сочетаются, взаимодополняются и взаимопроникают старые и новейшие виды производства. К ним, в частности, относятся топливно-энергетический, металлургический, машиностроительный, химико-лесной комплексы. Наряду со структурообразующей ролью НТР оказывает также и прямо противоположное воздействие на отраслевую структуру производства и всю макроэкономику. Об этом свидетельствуют две другие тенденции.
Третья тенденция: НТР отодвинула на второй план некоторые традиционные отрасли хозяйства, создающих изделия из натурального сырья. Такие виды производства зачастую не могут конкурировать с новейшими видами наукоемких отраслей. К ним относятся, скажем, торфяная, угольная промышленность, черная металлургия и ряд других. Своего рода "вымирание" явно устаревших отраслей ведет к определенной несбалансированности производства и обостряет социально-экономическую обстановку (растет безработица, затрудняется трудоустройство людей в застойных видах хозяйства и т.п.).
Четвертая тенденция: НТР расширяет масштабы и интенсифицирует производство, что ускоренно разрушает экологическое равновесие - подрывает нормальное взаимодействие человека и биосферы. Многие отрасли производства стали наносить огромный экологический ущерб, который не восполняется должным образом. Такой ущерб связан с добычей угля, нефти, металлических руд, с развитием черной и цветной металлургии, нефтехимии, производством пестицидов, ядохимикатов и др.
Структурные адаптации, вызываемые научно-техническим прогрессом, конкуренцией, изменениями внешнеэкономической конъюнктуры, социально-политическими сдвигами и множеством других факторов, происходят в любой экономике. Они могут осуществляться и в негативной, и в позитивной форме. Негативные адаптации проявляются в сокращении производства и инвестиций, остановке, закрытии и ликвидации предприятий, отсечении наиболее слабых, нежизнеспособных и просто оказавшихся ненужными сегментов хозяйственной системы. Позитивная адаптация обнаруживается в росте производства и капитальных вложений, повышении эффективности работы предприятий, в формировании и утверждении конкурентоспособных хозяйственных звеньев, состояние которых адекватно требованиям изменяющейся среды.
Если обратиться к передовому зарубежному опыту, то ясно, что основу современной научно-технической политики составляет система ее приоритетных научных и технологических направлений, а главным инструментом являются государственные научно-технические программы. В самом общем виде они представляют собой совокупность государственных научно-технических проектов, объединенных единой стратегией развития науки и единым механизмом государственного экономико-правового регулирования на основе продуманных приоритетов науки и технологии.
Особенностью государственных научно-технических программ на современном этапе является то, что они базируются, главным образом, на технологических приоритетах и целях, а не на продуктовых, как было раньше. Это обусловлено тем, что технологические нововведения кардинально преобразуют весь производственный аппарат на качественно новой основе. Такой характер целеполагания связан также и с изменениями общей концепции единой научно-технической политики о роли и месте государства в финансировании НИОКР.
Смена
ориентиров и приоритетных направлений
единой научно-технической политики, связана
с обострением конкуренции в ведущих,
прежде всего, высокотехнологичных направлениях
науки и технологии (компьютерные технологии,
телекоммуникации, связь, и пр.), ее усиливающейся
глобализацией. Стало очевидно, что появление
принципиально новых технологий возможно
лишь при участии государства, и в частности,
укреплении и расширении его научно-технического
комплекса.
3.
Особенности
структурной политики
России на современном
этапе.
Общеэкономическая задача структурной политики - поддержание макроэкономического равновесия в рыночном хозяйстве. Основной целью структурной политики государства является формирование оптимальной структуры хозяйственного комплекса для наиболее эффективного использования имеющихся в распоряжении общества ресурсов, обеспечение прогрессивных структурных сдвигов.
При решении этих задач существенно повыситься доля производств с высокой степенью переработки, производящих высокую добавленную стоимость на единицу используемых ресурсов, а также сферы услуг; изменится место России в мировой системе разделения и кооперации труда – от вывоза сырья к вывозу высоких технологий и современных услуг.
С точки зрения экономической теории в структурной политике можно выделить ряд факторов, которые обусловливают ее важность для последующих лет развития России. Это смена социально-экономической модели развития, в которой первостепенную роль для структурного регулирования играют другие экономические закономерности, прежде всего ценовой механизм рынка, основанный преимущественно на соотношении спроса и предложения; постепенный поворот экономики России к внешней сфере.
В настоящее время структура российской экономики не позволяет в полной мере обеспечить высокие и устойчивые темпы роста. В отраслях, доминирующих в структуре производства (топливно-энергетический комплекс, металлургия), наблюдается тенденция снижения темпов роста и в связи с этим указанные отрасли не смогут расти в долгосрочной перспективе темпами выше 5 процентов. Отрасли, которые могут развиваться темпами выше 7 процентов (пищевая, химическая, лесная, производство строительных материалов, отдельные отрасли машиностроения и высокотехнологичные отрасли промышленности, а также строительство и связь), занимают в структуре экономики менее одной трети.
Изменениям структуры производства будут способствовать развитие инфраструктуры, реализация комплекса мер по повышению конкурентоспособности и темпов роста ведущих секторов экономики.
Комплекс указанных мер включает следующие основные направления:
1)Реализация общесистемных мер, направленных на снижение институциональных барьеров, стимулирование спроса на научно-техническую продукцию, новую технику и технологии и ускорение выбытия устаревшего оборудования;
2)Повышение эффективности действующих и формирование новых государственных финансовых институтов развития, включение их ресурсов в реализацию программ развития секторов экономики и инфраструктуры;
3)Развитие программно-целевого подхода к структурным преобразованиям в экономике и развитию инфраструктуры на основе реализации федеральных и ведомственных целевых программ;
4)Создание
особых экономических зон и технико-внедренческих
парков, формирование территориально-
5) Формирование конкурентной среды, создание равных и предсказуемых условий экономической деятельности в России в целом, на конкретных отраслевых рынках.
Стратегии предусматривают реализацию проектов развития, направленных на структурные изменения в экономике, имеющие существенный макроэкономический эффект и влияющие на повышение национальной конкурентоспособности и темпов роста экономики в целом, и подразделяются на следующие группы:
1)Стратегии развития традиционных секторов экономики или стратегии повышения конкурентоспособности секторов, являющихся основой современного экономического роста и жизнеобеспечивающей инфраструктуры. Их дополнительный вклад в рост валового внутреннего продукта в 2006-2015 годах прогнозируется на уровне 1,1 - 1,2 процента в год;
2)Стратегии развития инновационных секторов, определяющие переход от сырьевого к инновационному развитию и формирующие новые двигатели экономического роста. Их дополнительный вклад в прирост валового внутреннего продукта может составить 0,8-1,1 процента в год. На рубеже 2011-2015 годов потенциальный вклад в ускорение экономического роста наукоемкой продукции и "экономики знаний" сравняется с вкладом традиционных секторов;
3)Стратегии развития человеческого капитала, предусматривающие в том числе формирование рынка жилья и развитие жилищного строительства, модернизацию образования, здравоохранения и социально-трудовой сферы. Макроэкономический эффект от реализации указанных стратегий будет оказывать влияние на развитие традиционных и высокотехнологичных секторов.
Новый этап структурной перестройки должен будет расширить спрос на инвестиции и расширить участие отечественных производителей оборудования в осуществлении инвестиционных проектов. Во многом структурная перестройка будет опираться на собственные финансы предприятий, но также на более активное использование банковских и финансовых институтов, фондового рынка. Одним из важных инструментов осуществления структурной трансформации экономики будут федеральные целевые программы. Основной целью развития промышленности в таких условиях будет повышение конкурентоспособности продукции, технического уровня производства, обеспечение выхода продукции научно-технического сектора экономики, замещение импортной продукции и перевод промышленного производства в стадию стабильного роста.
Все чаще в публикациях говорится о необходимости перейти на наукоемкие траектории развития и об использовании в стране инновационного механизма. Разработан документ «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу», но пока нет реальных сдвигов в формировании национальной инновационной системы и переориентации проводимой экономической политики на обеспечение высокотехнологического промышленного роста.
Таким
образом, добиваясь более эффективного
взаимодействия формируемых отраслевых
и региональных звеньев экономики, структура
российской промышленности станет более
прогрессивной и приблизится к структуре
развитых европейских стран.
Практикум
В таблице представлена отраслевая структура ВВП России по видам экономической деятельности в 2003 и 2007 гг. (в %).
Виды экономической деятельности | 2003 | 2007 |
1. Сельское и лесное хозяйство | 6,0 | 4,9 |
2. Рыболовство | 0,3 | 0,3 |
3. Добыча полезных ископаемых | 11,3 | 11,9 |
4. Обрабатывающие производства | 20,4 | 18,9 |
5. Производство
и распределение |
4,2 | 3,8 |
6. Строительство | 5,9 | 5,8 |
7. Оптовая и розничная торговля | 19,3 | 22,2 |
8. Гостиничный и ресторанный бизнес | 1,0 | 0,9 |
9. Транспорт и связь | 10,9 | 10,5 |
10. Финансовая деятельность | 1,2 | 1,0 |
11. Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг | 8,6 | 9,1 |
12. Государственное
управление и обеспечение |
2,9 | 3,3 |
13. Образование | 2,9 | 2,6 |
14. Здравоохранение | 3,5 | 3,2 |
15. Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг | 1,6 | 1,6 |
ВВП в рыночных ценах | 100 | 100 |