Структура и инфраструктура рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 23:39, курсовая работа

Описание работы

Актуальность определила цель исследования – изучить рынок, его сущность, функции и роль в жизни общества, структуру и инфраструктуру.
В соответствии с целью автор определяет следующие задачи:
1. Рассмотреть общие основы товарного производства, товара, стоимости. История возникновения обмена, рынка.
2. Определить в чем заключается сущность рынка, его функции, основные цели рыночной организации, что такое рыночная экономика, виды рынков.
3. Изучить структуру и инфраструктуру рынка.
4. Сделать выводы по вопросу сущности рынка, его функциям и роли в жизни общества.

Содержание

Введение
4
1. Понятие рынка, товара, стоимости. Закон стоимости
7
1. 1. Понятие рынка
7
1. 2. Товар. Стоимость. Закон стоимости
8
1. 3. История возникновения обмена и рынка
11
2. Сущность, функции и виды рынка. Понятие рыночной экономики
14
2. 1. Сущность рынка
14
2. 2. Функции рынка
15
2. 3. Виды рынка
18
2. 4. Понятие рыночной экономики
20
3. Структура и инфраструктура рынка.
23
3. 1. Преимущества рынка
23
3. 2. Недостатки рынка
25
3. 3. Институты рыночной экономики
26
3. 4. Государственное регулирование рынка
28
Заключение
38
Список использованной литературы
41

Работа содержит 1 файл

Курсовая.DOC

— 152.50 Кб (Скачать)

Система рыночных отношений представляет собой механизм, который выполняет  функции по оповещению потребителей, производителей и поставщиков ресурсов о решениях, которые принял каждый из участников этих отношений, по оптимизации этих решений, синхронизации изменений, обеспечению согласованных действий и тому подобное. Взаимодействующие решения участников хозяйственной деятельности (покупателей и продавцов) определяют систему цен на продукцию и ресурсы в каждый данный момент времени. Производители ориентируются на выпуск только той продукции, производство которой позволяет установить цену, возмещающую все издержки и позволяющую образовать нормальную прибыль. Другой подход к производству продукции неприемлем.

Таким образом, сущность и позитивные функции рынка, лежащие в основе рыночной экономики, делают такую систему  хозяйствования, в принципе, достаточно эффективной. Однако, рыночные отношения  не являются абсолютно совершенными. Недостатки рынка рассмотрены в следующей главе курсовой работы.

 

 3. Структура и инфраструктура рынка

3.1 Классификация структуры рынка.

 

   Структура рынка - это  основные характерные черты рынка,  к числу которых относятся: количество и размеры фирм, степень сходства или отличия товаров разных фирм, легкость входа на и выхода с конкретного рынка, доступность рыночной информации.

         Характеристику рынка как совокупность или арену актов купли-продажи можно раскрыть через его структуру, систему и инфраструктуру.                     Структура рынка - это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка. Признаками любой структуры являются:

         а) тесная связь между ее элементами;

         б) определенная устойчивость этих связей;

         в) целостность, совокупность данных элементов.

   Рынок имеет сложную структуру и охватывает своим влиянием все сферы экономики. Экономическая структура определяется:

 • формами собственности  (государственная, частная, коллективная, смешанная);

  • структурой товаропроизводителей (государственные, арендные, кооперативные, частные предприятия, предприятия индивидуальной трудовой деятельности), которая зависит от удельного веса в целостной экономике той или иной формы хозяйствующих субъектов;

 • особенностями сферы товарного обращения;

 • уровнем приватизации и  разгосударствления структурных  подразделений хозяйства;

 • видами торговли, используемыми  в стране.

          Эти особенности накладывают своеобразный отпечаток на рыночную систему, которая приобретает специфические черты.

   Исследования структуризации  рынков позволяют выделить основные виды рынков. Рынки товаров и услуг (Потребительский рынок), который в нашей стране до недавнего времени состоял из предприятий государственной и кооперативной торговли, общественного питания, колхозных рынков и мелких предприятий частной, семейной и индивидуальной торговли.

   В эту группу включаются  рынки:

 • товаров потребительского  назначения, продовольственные и   непродовольственные товары;

 • рынки услуг: бытовые, транспортные, коммунальные;

 • рынки жилья и зданий непроизводственного назначения.

   Рынки факторов производства. В их состав входят:

 • рынки недвижимости;

 • орудий труда;

 • сырья и материалов;

 • энергетических ресурсов;

 • полезных ископаемых.

   Финансовые рынки. Это: рынки капиталов, инвестиционные рынки, кредитные рынки, рынки ценных бумаг, представленные акциями, облигациями, опционами,  варрантами, фьючерсными контрактами и валютно-денежные рынки.

   Рынки интеллектуального продукта — инновации, изобретения, информационные услуги, произведения литературы и искусства.

   Рынки рабочей силы. Они  представляют собой экономическую  форму движения трудовых ресурсов, при которой рабочая сила мигрирует в соответствии с законами рыночной экономики. В нашей экономике рабочая сила не была объектом свободной купли-продажи в связи с ее плановым распределением, внеэкономическим принуждением к труду и государственными тарифами оплаты труда, отсутствием свободной системы найма и увольнения. До недавнего времени отрицался товарный характер рабочей силы. Развитие рынка рабочей силы предполагает признание за каждым индивидуумом права свободной продажи своей рабочей силы по собственному выбору, желанию и по рыночной цене на основе контракта между работником и нанимателем.

   Региональные рынки: местные,  внутренние, национальные рынки:  внешние, международные рынки.  Кроме них так же существуют:

   Рынок информационных продуктов  - это особый рынок, предметом  купли-продажи здесь являются книги, газеты, картины, различного вида реклама и великое множество других предметов и видов деятельности, несущих людям необходимую информацию. Такой рынок у нас существует. Но если понимать информационный продукт в широком смысле слова, включая в него и интеллектуальный, т.е. научный, культурный, духовный, образовательный продукт, то рынок подобной продукции только формируется. Определенное распространение получают в качестве объекта купли-продажи программы для ЭВМ.

   Рынок лицензий - это часть  рынка инноваций. Объектом купли и продажи здесь служат патентные и беспатентные лицензии на передачу изобретений,технологического опыта, промышленных секторов и коммерческих знаний, использование товарных знаков и т.д. Это торговля технологией. В современных условиях наибольшее распространение в международной практике получили лицензионные соглашения.

2.2 Критерии структуры  рынка.

 

  По структуре рынки можно подразделить по следующим критериям:

1. По экономическому назначению  объектов рыночных отношений:

   • рынки благ и услуг;

   • рынки средств производства;

   • рынки научно-технических  разработок;

   • рынки ценных бумаг;

   • рынки рабочей силы.

   Многообразие рынков предопределяет  коренное изменение всей системы  взаимодействия предприятий, переход  к реализации товаров на основе прямых связей, замену формально-учетного характера, купли-продажи реальной куплей-продажей, свободный выбор партнеров по хозяйственным связям.

   Инструментом такого рынка  выступают структуры в виде  товарных и фондовых бирж, специальных  баз, коммерческих центров, предприятий оптовой торговли и т. д.

   2. Рынки можно классифицировать  по товарным группам:

   • рынки товаров производственного  назначения;

   • товаров народного  потребления; продовольственных  товаров;

   • рынки сырья и материалов  и т. д.

   3. Образование рынков по  пространственному признаку представляет собой рынки:

   • внутрирегиональные;

  • межрегиональные;

 • республиканские;

   • межреспубликанские;

   • международные (мировые).

   Формирование таких рынков  реально обеспечивает приобретение  республиками государственного  суверенитета.

4. По степени ограничения конкуренции  различают:

   • монопольный;

   • олигопольный;

   • межотраслевые рынки.

                        Глава III. Инфраструктура рынка.

 

   Инфраструктура - система взаимосвязанных  специализированных организаций,  тема взаимосвязанных потоков товаров, услуг, денег, ценных бумаг и рабочей   силы.

   Рыночная экономика - это  система экономических отношений  по поводу  купли-продажи товаров  и услуг, осуществляемой с помощью  денег в условиях плюрализма всех форм собственности, свободной конкуренции и ценообразования, обеспечивающая эффективность решения социально-

экономических проблем.

   Рыночной экономике необходима  инфраструктура - система взаимосвязанных специализированных организаций, тема взаимосвязанных потоков товаров, услуг, денег, ценных бумаг и рабочей силы. Например, на товарном рынке действуют товарные биржи, предприятия оптовой и розничной торговли, фирмы, занимающиеся посреднической деятельности, и т.п.

 

   Для рассмотрения понятия  “инфраструктуры”, прежде всего,  необходимо определить, что же представляет термин “инфраструктура” сам по себе.

   Инфраструктура (от лат. infra - ниже, под и structura-строение, расположение) - в теории рынка: комплекс рыночных институтов, обеспечивающих взаимосвязь основных макроэкономических потоков. Различают “широкую” и “узкую” инфраструктуру. В широком смысле к рыночной инфраструктуре относят всю систему институтов всех локальных рынков. В более узком смысле имеют в виду материальные объекты инфраструктуры - “товары общественного потребления”, производство и использование которых обеспечивается обычно государством (городские транспортные системы, муниципальные системы водоснабжения и т. д.).

   Или же говоря иначе,  инфраструктура - это комплекс отраслей хозяйства, обслуживающих производство. Включает, например, строительство дорог, каналов, портов, мостов, аэродромов, складов, энергетическое хозяйство, транспорт, связь, образование, информационное обеспечение, науку, здравоохранение и т. д..

3. 4. Государственное  регулирование рынка

 

«Важной частью инфраструктуры рынка  является разветвленная система  законодательства, регулирующая правовые взаимоотношения хозяйствующих  субъектов и определяющая правила  «рыночной игры»5.

Рыночная экономика доказала, что  нет альтернативы при решении  главных экономических задач. Во-первых, рынок обеспечил взаимосвязь производства и потребления. Во-вторых, гарантирует общественную оценку результатов труда обособленных производителей. Механизм этой оценки заключен в том, что состоялась купля-продажа или нет. Стремление как можно выгоднее купить или продать заставляет продавцов и покупателей постоянно поддерживать «рыночную форму». В-третьих, рынок создает условия для высокой эффективности производства. Конкуренция выбирает преуспевающих, тем самым безжалостен к отстающим.

Государство постоянно должно контролировать рынок, то есть система мер законодательного, исполнительного и контролирующего  характера осуществляется государственными учредителями в целях адаптации  социально-экономической системы  к постоянно изменяющимся условиям. Вмешательство государства в рынок влияет на состояние дел на нем, формирования спроса и предложения, перераспределение доходов, решает глобальные проблемы развития экономики, обеспечивает социальную защиту общества. Субъектами государственного регулирования являются федеральные, региональные, муниципальные органы управления.

Государственное регулирование ставит перед собой цели: соблюдать интересы государства, общества, социально незащищенных слоев общества, придерживаясь прав и свобод личности. Государство следит, чтобы не были ущемлены интересы отдельных регионов, социальных групп, а также государственное регулирование направлено на защиту интересов будущего поколения, охрану окружающей среды. Государство стремится минимизировать негативные последствия рыночных процессов, создать правовые, финансовые предпосылки эффективного функционирования рыночной экономики.

Правовое регулирование разрабатывает  законы, которые обеспечивают защиту прав покупателей и интересов  общества, равноправие рыночных субъектов, борьбу с теневой экономикой. Этим занимается антимонопольное законодательство и дефляционная политика. Антимонопольная политика ведет жестокий контроль над ценами предприятий-монополистов, проводит антимонопольную экспертизу принимаемых законов. Дефляционная политика – политика стабилизации уровня цен. Эта политика ограничена выбором: или стабилизация платежеспособного совокупного спроса, или переход к свободным ценам на продукцию, что может привести к росту цен, или увеличения предложения, что требует стимулирования предпринимательской активности.

Финансовое регулирование. С помощью  финансов, которые государство «берет»  из своего бюджета, принимаются меры для Стимулирования рыночных отношений  в периоды экономических спадов. Государственное вмешательство необходимо, когда рынок обнаруживает свою несостоятельность и для устранения последствий своей же деятельности. Финансовое регулирование происходит за счет фискальной политики. В проведении этой политики большую роль играют правительственные расходы.

Государственное регулирование происходит за счет представительной и исполнительной власти. Но избранные и назначенные  чиновники проводят политику, исходя из своих собственных интересов. Все они стремятся извлечь  свою выгоду и максимизировать свое благополучие. Гипотеза о роли индивидуального интереса в политической деятельности, в сущности, аналогична предположению о рациональности поведения различных субъектов в экономической деятельности. В соответствии с этим потребитель стремится получить максимальную полезность, а бизнесмен – максимальную прибыль. Политики же стремятся повысить свою должность. Таким образом, в политике происходят ошибки, которые не отражают интересы каждого человека. Чтобы избежать этого, необходима хорошо оформленная общественная система, где люди, которые управляют государством, стремились достичь интересы общества при реализации собственных целей. То есть « нужна система, подобная рыночной системе, при которой «невидимая рука» рынка направляет действие индивидов, преследующих сугубо личные интересы, на реализацию общественных интересов»6.

Теоретически кто осознал роль государства в рыночной экономике, был английский экономист Дж. Кейнс. Он доказал, что экономика не в  состоянии решить проблемы в период спада производства или кризиса, необходимость государственной политики как средства, способного уравновешивать совокупный спрос и совокупное предложение, выводит экономику из кризисного состояния, содействовать ее дальнейшей стабилизации. Позиции Кейнса противостоят принципам неоконсерваторов, которые придерживались мнению, чтобы государство не вмешивалось в деятельность предприятий, что система цен представляет собой механизм, способный обеспечивать общую сбалансированность хозяйства без управления из центра. Они считали, что именно этот механизм способен регулировать национальную экономику. Но современные экономисты считают, что в целях улучшения ) управления экономики разумнее применять смешанный тип управления, где соединяются достоинства позиций Кейнса и неоконсерваторов. «Управлять экономикой в отсутствии того или другого все равно, что пытаться аплодировать одной рукой»7.

Информация о работе Структура и инфраструктура рынка