Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 22:30, курсовая работа
Целью курсовой работы является оценка страхового рынка и рассмотрение перспектив развития страховых отношений в Российской Федерации.
Исходя из поставленной цели ставились и решались следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические основы формирования страховых отношений в РФ;
2) проанализировать и оценить страховой рынок за 2005-2007 гг.;
3) выявить дальнейшие тенденции развития страхового рынка.
ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАХОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В РФ………………………………………………………………...5
1.1. Страхование: сущность, функции, формы и виды………………………….5
1.2. Страховой рынок и страховой фонд: их сущность и значение…………...10
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРАХОВОГО РЫНКА РФ ЗА 2005-2007 гг…………………………………....15
2.1. Анализ форм и видов страхования в РФ……………………………………..15
2.2. Оценка страхового рынка в РФ: проблемы и преимущества……………….20
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СТРАХОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В РФ……………………………………………………………………………………25
3.1. Пути развития страхования в РФ на перспективу…………………………...25
3.2. Основные тенденции развития российского страхового рынка на 2008-2009 гг……………………………………………………………………………………..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………...………………………………..35
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….37
В социальном страховании объектом выступает уровень дохода граждан. В его состав включаются такие подотрасли, как страхование пособий, пенсий, льгот. Организация социального страхования основывается на следующих принципах: всеобщность, универсальность, комплексность, самоокупаемость и самоуправление.
1.2. Страховой рынок и страховой фонд: их сущность и значение.
В состав совокупного общественного продукта любого общества предусматривается определенная часть, которая резервируется для возмещения возможного ущерба от стихийных бедствий и несчастных случаев. Такой специальный резервный фонд называется страховым фондом.
Страховой фонд неразрывно связан с общественным производством в различных общественно-экономических формациях и выступает в качестве экономического метода восстановления производительных сил, разрушаемых стихийными силами природы или несчастными случаями. Поэтому страховой фонд является экономической необходимостью и представляет собой обязательный элемент общественного воспроизводства в любом обществе. Таким образом, страховой фонд - это элемент общественного воспроизводства, резерв материальных или денежных средств, формируемый из взносов страхователей и находящийся в оперативно-хозяйственном управлении у страховщика. [24, стр. 489]
Существуют три формы организации страхового фонда.
1. Децентрализованная форма — это страховой фонд отдельного предприятия. Он обособлен, и его средства аккумулируются и расходуются в рамках одного предприятия, то есть происходит самострахование. Как правило, такая форма страховых фондов создается в виде натуральных запасов и должна возобновляться ежегодно.
Однако такая форма создания страхового фонда не может полностью достигнуть поставленной задачи. Во-первых, нельзя заранее предвидеть ни момента наступления несчастного случая или бедствия, ни его разрушительной силы, ни его последствий, следовательно, нельзя и определить время, достаточное для создания такого фонда. Во-вторых, поставив перед собой такую задачу, хозяйство должно накопить фонд, равный стоимости всех его основных и оборотных средств, что экономически бессмысленно, так как основная часть этих средств окажется замороженной, выбывшей из оборота, или в силу каких-либо обстоятельств, будет использована не по назначению.
2. Централизованная форма — страховой фонд, источником образования которого служат общегосударственные, местные и другие ресурсы. Он обеспечивает возмещение ущерба от аварий, бедствий в масштабах государства. Формируется как в денежной, так и в натуральной форме — путем уплаты страховых взносов обособленными физическими и юридическими лицами.
3. Страховой фонд страховщика (централизованная и децентрализованная формы). В результате страховой деятельности децентрализовано образуется денежный фонд, основным источником которого являются поступления страховых платежей и взносов и отчисления от дохода. Этот фонд, созданный для организации замкнутой раскладки ущерба, носит строго целевой характер, функционирует и используется централизованно. Перераспределительные отношения в страховом фонде характеризуются временным показателем, который обосновывает необходимость резервирования в благоприятные годы части поступивших платежей с целью формирования запасного фонда для возмещения ущерба в неблагоприятные годы.
При страховой форме образования страхового фонда, он создается за счет взносов многочисленных юридических и физических лиц, изъявивших желание застраховать свой возможный ущерб от каких-либо непредвиденных обстоятельств. Таким образом, средства этого фонда, собираемые специализированными организациями – страховыми обществами, предназначены для строго определенной цели – на возмещение своим страхователям потерь, понесенных ими в результате стихийных бедствий, несчастных случаев или других непредвиденных обстоятельств, предусмотренных в договорах страхования.
Страховой фонд характеризует состояние финансовой базы страховщика, так как от его размера зависит успех страховых операций. Финансовая устойчивость страховщика, касающаяся размера страхового фонда, находится в прямой зависимости от количества застрахованных объектов, чем больше их количество, тем финансовые результаты прочнее, устойчивее.
Страховой рынок – это особая система организации страховых отношений, при которых происходит купля-продажа страховых услуг как товара, формируется предложение и спрос на них. Объективной основой развития страхового рынка является возникающая в процессе воспроизводства потребность обеспечения бесперебойности этого процесса, выражающаяся в оказании денежной помощи пострадавшим в случае наступления непредвиденных, неблагоприятных событий. На страховом рынке происходит формирование и использование страхового фонда для покрытия возникающего ущерба, при этом обеспечиваются коммерческие интересы страховых организаций.
Участниками отношений на страховом рынке являются страхователи, страховщики, страховые агенты, страховые брокеры. [16, стр. 414]
В качестве страховщика выступают юридические лица, имеющие государственную лицензию на проведение операций по страхованию и организующие образование и расходование страхового фонда. В качестве страховщиков могут выступать государственные страховые организации, акционерные страховые общества, общества взаимного страхования, страховые пулы. В качестве страхователей выступают юридические и физические лица, имеющие страховой интерес и вступающие в отношение со страховщиком в силу закона или на основе договора.
Так же в качестве посредников, выполняющих функции по заключению страховых договоров, могут выступать страховые агенты (физические или юридические лица, действующие от имени страховщика и по его поручению в соответствии с предоставленными полномочиями) и страховые брокеры (юридические или физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве предпринимателей, осуществляющие посредническую деятельность по страхованию от своего имени на основании поручений страхователя либо страховщика), работающие как промежуточное звено между страховщиком и страхователем.
Положение на страховом рынке определяется действием множества факторов, важнейшими из которых являются рисковая ситуация, платежеспособность страхователей, размер страхового тарифа, объем и структура предложения страховых услуг и т.д. Условия реализации страховой услуги, складывающиеся в конкретном регионе в данное время, называют конъюнктурой страхового рынка. Конъюнктура характеризует в первую очередь степень сбалансированности спроса и предложения страховых услуг в зависимости от этого может быть благоприятной или неблагоприятной как для страховщика, так и для страхователя.
Развитый рынок предполагает, что предложение опережает спрос. Объективной основой спроса на страховую услугу является потребность в страховании, которая реализуется как страховой интерес. Страховые интересы общества чрезвычайно разнообразны. Так, страховые интересы населения определяются не только уровнем материального благосостояния семьи, но и образом жизни потенциального страхователя, принадлежностью его к той или иной национальности и социальной группе, возрастом, полом и т.д.
Объективно существующая потребность в страховании не обеспечивает автоматического превращения потенциального страхователя в страхователя реального. Потенциальный страхователь лишь тогда вступит в страховые отношения, когда страховой интерес будет им осознан. Но и наличие страхового интереса не идентично спросу на страховую услугу, так как для ее приобретения потенциальный страхователь должен быть платежеспособным. Поэтому страховщик, предлагая свои услуги, должен показать ее экономическую целесообразность и выгодность для страхователя. Помощь страхователю в определении его страхового интереса особенно важна для всего страхового рынка нашей страны, поскольку существовавшие ранее страховые традиции утрачены, а в ряде случаев они даже не успели оформиться. Кроме того, страховая услуга должна быть построена таким образом, чтобы цена на нее соответствовала платежеспособности страхователей, для которых она предназначена.
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРАХОВОГО РЫНКА В РФ ЗА 2005-2007 гг.
2.1. Анализ форм и видов страхования в РФ
Для того чтобы спать спокойно, нужно не только вовремя заплатить налоги, но и застраховать все самое дорогое. Кроме того, учитывая то, что некоторые виды страхования являются обязательными, юрлицам рано или поздно придется обратиться к страховщикам. В свете этих обстоятельств будет крайне полезным анализ страхового рынка России. Ведь компании должны четко представлять, с кем они работают и каковы возможные последствия такого сотрудничества.
Российский рынок страхования находится еще на достаточно ранней стадии своего развития. Доля премий, собранных за 2007 год, в ВВП составляет около 2 процентов. Эта цифра базируется на официальных данных и включает как рисковое страхование, так и кэптивное (при котором большие холдинговые компании платят премии своим кэптивным страховым компаниям), а также нерисковое страхование (схемы, используемые для оптимизации налогообложения).
Взяв за основу официальную статистику, все линии бизнеса можно разделить на добровольные и обязательные. К наиболее значительным обязательным видам страхования относятся обязательное медицинское страхование и ОСАГО. Основными добровольными видами страхования, в свою очередь, являются страхование жизни, личное страхование, включающее в себя добровольное медицинское страхование и страхование от несчастных случаев, имущественное страхование, включающее в себя страхование имущества, грузов и страхование КАСКО, и, наконец, страхование ответственности.
Что касается структуры официального рынка (добровольные виды и ОСАГО), то наибольшую долю занимает страхование имущества, личное страхование, ОСАГО. Доли страхования жизни и ответственности – самые незначительные.(Приложение 1)
Обязательное медицинское страхование (ОМС). Обязательное медицинское страхование не является рисковым видом страхования. Система ОМС, по сути, представляет собой канал по распределению социальных фондов для предоставления медицинской помощи. Фонд обязательного медицинского страхования формируется из:
отчислений из фонда заработной платы (по ставке 3,1%);
средств региональных бюджетов (идут на покрытие ОМС для безработных);
поступлений некоммерческих социальных организации; налоговых отчислений частных предпринимателей.
В 2007 году обязательное медицинское страхование выросло на 397 процента по отношению к 2006 году и составило 11 114 миллионов долларов.
Все прочие виды страхования относятся к рисковым видам.
Обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО). Оно было введено с 1 июля 2003 года Законом об ОСАГО. В соответствии с главой 59 ГК РФ, под гражданской ответственностью понимается обязанность физического или юридического лица, причинившего ущерб, возместить его потерпевшей стороне в полном объеме. Согласно статье 931 Гражданского кодекса, риск возникновения ответственности за причинение вреда может быть застрахован, при этом возмещение вреда потерпевшей стороне будет производить страховая компания в размере и на условиях, предусмотренных в договоре страхования.
Обязанность по страхованию гражданской ответственности распространяется на владельцев всех используемых на территории Российской Федерации транспортных средств. Тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности, согласно Закону об ОСАГО, устанавливаются постановлением Правительства РФ и могут пересматриваться каждые полгода.
Рынок ОСАГО в 2007 году вырос на 17,2 процента и составил 2752 миллиона долларов.
Несомненно, главной причиной роста рынка ОСАГО является увеличение автопарка. Продажи автомобилей в России по оптимистичному сценарию Pricewater-houseCoopers вплоть до 2010 года будут расти на 27,8 процента ежегодно, по пессимистичному – на 13,3 процента. Таким образом, ожидаемый прирост сборов по ОСАГО в ближайшие годы составит около 15-18 процентов по консервативным оценкам.
ОСАГО играет значительную роль в развитии всего рынка страхования России и является важным фактором повышения страховой культуры населения. В результате введения ОСАГО многие граждане России впервые узнали о механизме страхования и его ценности в сфере управления рисками.
Страхование жизни. Этот вид страхования в целом по рынку показал наибольший темп роста в 2007 году. После значительного уменьшения объема премий в течение последних двух-трех лет, связанного с действиями государства, направленными на очищение рынка страхования жизни от схем, этот сектор в 2007 году вырос почти на 50 процентов (по официальным данным в долларовом выражении). Рынок страхования жизни, по данным ФССН, в прошлом году составил 880 миллионов долларов.
Одной из основных тенденций является концентрация страхового рынка – 77,1 процента официального рынка страхования жизни принадлежит первой десятке игроков рынка. В тех странах, где рынок страхования уже сформировался, классическое накопительное страхование жизни занимает значительную долю рынка. Однако в России на данный момент условий для этого нет.
Основными причинами роста рынка страхования жизни в ближайшие годы могут стать: