Стоимость и цена, спрос и его виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 18:57, доклад

Описание работы

Стоимость - денежная величина затрат на производство и реализацию данного товара.
Классические экономисты, такие как Адам Смит и Давид Рикардо, разработали базовые элементы трудовой теории стоимости. Наиболее полную форму эта же теория получила в экономических трудах Карла Маркса. Согласно этой теории в основе стоимости лежит общественно необходимое рабочее время (затраты труда) на производство товара. Адам Смит сделал значительный шаг вперёд в объяснении природы стоимости. Он отделил «потребительную стоимость» (ценность для потребителя, полезность) от «меновой стоимости» (стоимость, которая регулирует отношения при обмене).
Цена — количество денег, в обмен на которые продавец готов передать (продать) единицу товара. По сути, цена является коэффициентом обмена конкретного товара на деньги. Величину соотношений при обмене товаров определяет их стоимость. Два основных подхода к определению понятия «цена»:
Цена обусловлена объективными затратами,

Работа содержит 1 файл

доклад по эк. теории.docx

— 26.38 Кб (Скачать)

              Стоимость - денежная величина затрат на производство и реализацию данного товара.

          Классические экономисты, такие как Адам Смит и Давид Рикардо, разработали базовые элементы трудовой теории стоимости. Наиболее полную форму эта же теория получила в экономических трудах Карла Маркса. Согласно этой теории в основе стоимости лежит общественно необходимое рабочее время (затраты труда) на производство товара. Адам Смит сделал значительный шаг вперёд в объяснении природы стоимости. Он отделил «потребительную стоимость» (ценность для потребителя, полезность) от «меновой стоимости» (стоимость, которая регулирует отношения при обмене).

          Цена — количество денег, в обмен на которые продавец готов передать (продать) единицу товара. По сути, цена является коэффициентом обмена конкретного товара на деньги. Величину соотношений при обмене товаров определяет их стоимость. Два основных подхода к определению понятия «цена»:

  • Цена обусловлена объективными затратами, 
  • Цена обусловлена субъективной оценкой полезности.      

         Первого подхода придерживается классическая политэкономическая школа в лице представителей трудовой теории стоимости: Адам Смит, Карл Маркс. Второго подхода придерживаются неоклассики и некоторые представители классической политэкономической школы: Жан Батист Сэй, Давид Рикардо.

         Выделяют следующие ценообразующие факторы:

  • Затраты;
  • Ценность товара;
  • Спрос и его эластичность;
  • Конкуренция;
  • Государственное влияние.       

         Существует два основных подхода к ценообразованию: затратный и ценностный. Затратный подход объединяет группу методов ценообразования, принимающих в качестве отправной точки фактические затраты фирмы на производство и организацию сбыта товара. Ценностное ценообразование — установление цен таким образом, чтобы это обеспечивало фирме получение большей прибыли за счёт достижения выгодного для неё соотношения «ценность товара / затраты на товар».

         Цена и ценообразование являются основными элементами рыночной экономики. Согласно теории спроса и предложения стоимость товара может проявиться только в цене, т.е. в денежном выражении. Следовательно, цена определяется соотношением спроса и предложения. Эта теория дополняет теорию трудовой стоимости, так как увязывает ее с рынком, ценой и механизмом ее формирования. Сущность теории предельной полезности заключается в том, что стоимость товара зависит от его предельной полезности. Если количество какого-либо товара меньше, чем потребность в нем, то его ценность возрастает. При увеличении предложения данного товара ценность его падает до предельной полезности. Следовательно, можно сказать, что теория предельной полезности является продолжением теории спроса и предложения. Следовательно, можно сделать вывод, что экономический товар включает в себя одновременно и благо (поскольку он нужен потребителю), и затраты (поскольку для его производства необходимы ресурсы). Эти качества товаров проявляются как их полезность (поскольку удовлетворяют наши потребности), редкость (поскольку для их производства нужны ограниченные ресурсы и ресурсоемкость). При приобретении экономического товара люди платят за него определенную сумму денег, которая называется ценой товара. Цена должна отражать интересы как производителей, так и потребителей товаров, потому что производителю важно возместить затраты с определенной прибыльностью, а потребителю - получить экономическую выгоду от эксплуатации данного товара.

 Спрос и его виды

Спрос-это зависимость между ценой (P) и количеством товара (Q), которое покупатели могут и желают купить по строго определенной цене, в определенный промежуток времени.

Спрос можно наглядно представить в виде таблицы. В табл. приведена гипотетическая шкала спроса одного потребителя, покупающего какое-то количество бушелей зерна.

Эта табличная схема спроса отражает связь между возможными ценами зерна и ее количеством, которое наш мифический потребитель желает и в состоянии купить по каждой из этих цен. Мы говорим «желает» и «в состоянии», так как одного лишь желания на рынке недостаточно. Я могу «хотеть» купить «порше», но если это желание не подкрепляется способностью купить, то есть необходимой суммой денег, оно окажется недействительным и, соответственно, не получит воплощения на рынке. Как видно из табл., если цена за бушель зерна составляет на рынке 5 дол., наш потребитель будет готов и способен покупать по 10 бушелей зерна в неделю; если же цена составит 4 дол., потребитель будет готов и способен покупать уже по 20 бушелей в неделю и т.д.

Цена за бушель (в дол.)

Величина спроса в неделю

5

10

4

20

3

35

2

55

1

80


 

Шкала спроса в нашей таблице  сама по себе не дает ответа на вопрос, какая из пяти возможных цен реально  существует на рынке зерна. Как уже  было сказано, это зависит от соотношения  спроса и предложения. Следовательно, спрос — это просто выраженные в форме таблицы планы или намерения покупателя относительно покупки продукта.

Для того чтобы величины спроса имели какое- то значение, они  должны относиться к определенному отрезку времени — дню, неделе, месяцу. Заявление о том, что «потребитель может купить 10 бушелей зерна по цене 5 дол. за бушель», неопределенно и бессмысленно. А вот заявление о том, что «потребитель будет еженедельно покупать 10 бушелей зерна по 5 дол. за бушель», ясно и исполнено большого смысла. Не зная, о каком конкретно периоде времени идет речь, мы не сможем сказать — велик или мал спрос на конкретный товар.

Закон спроса

Коренное свойство спроса заключается в следующем: при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса. И напротив, при прочих равных условиях повышение цены ведет к соответствующему уменьшению величины спроса. Короче говоря, существует отрицательная, или обратная, зависимость между ценой и величиной спроса. Экономисты назвали эту обратную зависимость законом спроса.

Допущение «при прочих равных условиях» имеет здесь принципиальное значение. На количество купленного товара, помимо цены рассматриваемого продукта, влияют многие другие факторы. Количество приобретенных кроссовок фирмы Nike будет зависеть не только от их цены, но и от цены таких заменителей этого товара, как кроссовки фирмы Reebok, Adidas. Закон спроса в этом случае гласит, что кроссовок Nike будет приобретено меньше, если их цена растет, в то время как цена кроссовок фирмы Reebok, Adidas остается постоянной. Короче, если относительная цена кроссовок Nike повышается, их будет куплено меньше. Однако, если цена кроссовок Nike, равно как и всех других конкурирующих торговых марок кроссовок, возрастет на некоторую сумму, например на 5 дол., потребители могут купить больше, меньше или столько же кроссовок Nike.

Что же лежит в основе закона спроса? Давайте рассмотрим три следующих соображения.

  1. Здравый смысл и элементарное наблюдение реальной жизни согласуются с тем, что нам показывает нисходящая кривая спроса. Обычно люди действительно покупают данного продукта больше по низкой цене, чем по высокой. Для потребителей цена представляет собой барьер, мешающий им совершить покупку. Чем выше этот барьер, тем меньше продукта они будут покупать, а чем ниже ценовой барьер, тем большее количество товара они приобретут. Иными словами, высокая цена отбивает у потребителей охоту покупать, а низкая цена усиливает их желание совершить покупку. 
  2. В любой данный период времени каждый покупатель продукта получает меньше удовлетворения, или выгоды, или пользы, от каждой последующей единицы продукта. Например, второй «биг-мак» дает потребителю меньше удовлетворения, чем первый; третий приносит еще меньше удовольствия, или пользы, чем второй, и т.д.
  3. Закон спроса можно также объяснить в терминах эффекта дохода и замещения. Эффект дохода указывает на то, что при более низкой цене человек может позволить себе купить больше данного продукта, не отказывая себе в приобретении каких- либо альтернативных товаров. Эффект замещения выражается в том, что при более низкой цене у человека появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь стоят относительно дороже.

Кривая  спроса

Обратную связь между  ценой продукта и величиной спроса можно изобразить в виде простого графика, условно показывающего  величину спроса на горизонтальной оси, а цену - на вертикальной оси. Разместим на графике те пять вариантов «цена -количество», которые показаны в табл., проведя перпендикуляры к соответствующим точкам на двух осях. Соединив полученные таким образом значения, мы получим плавную кривую, которую мы назовем D. Полученная таким образом кривая называется кривой спроса. Она направленна вниз и вправо, так как отражаемая ею связь между ценой и величиной спроса обратная. Закон спроса — люди покупают большее количество продукта при низкой цене, чем при высокой, — находит отражение в нисходящем направлении кривой спроса.

 

 

 

 

 

Различают следующие виды спроса:

  • отрицательный – рынок отторгает товар или услугу;
  • отсутствующий – потребитель безразличен к данному товару;
  • скрытый – спрос на отсутствующие товары;
  • падающий – падает при насыщении рынка;
  • нерегулярный – связанный с сезоном, временем года;
  • полноценный – при удовлетворении товаром спроса;
  • чрезмерный – выше, чем могут дать производители;
  • нерациональный – на вредные товары.

Информация о работе Стоимость и цена, спрос и его виды