Стартовые условия

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 21:23, доклад

Описание работы

Экономики центральноазиатских республик, например, имели ярко выраженную, где-то даже гипертрофированную, сырьевую направленность. Доля производства продукции с добавленной стоимостью была крайне незначительной. Классическим примером этого являлся Узбекистан – ведущий производитель хлопка, на территории которого перерабатывалось лишь 8% выращенного сырья. Естественно, это отражалось и на жизненном уровне.

Работа содержит 1 файл

стартовые условия.docx

— 30.67 Кб (Скачать)

На выбор странами той  или иной стратегии реформ свое воздействие  оказали стартовые условия, в которых находилась каждая из них.

Следует выделить общие и  особенные начальные условия  трансформации переходных экономик.

Так общие включают в себя:

-

-

-

-

Особенные условия определяются прежде всего структурой экономики:

-  Степенью индустриализации

- Наличием природных ресурсов, которые во многом определяли уровень доходов населения.

Экономики центральноазиатских республик, например, имели ярко выраженную, где-то даже гипертрофированную, сырьевую направленность. Доля производства продукции с добавленной стоимостью была крайне незначительной. Классическим примером этого являлся Узбекистан – ведущий производитель хлопка, на территории которого перерабатывалось лишь 8% выращенного сырья. Естественно, это отражалось и на жизненном уровне. В том же Узбекистане, например, в 1985 г. среднедушевое потребление мяса и мясопродуктов в год составляло 31 килограмм – более чем в два раза меньше, чем в среднем по Советскому Союзу и в 2,5 раза меньше научно обоснованных норм. Зато гораздо выше общесоюзного уровня – на 33% –было потребление низкокалорийных хлебобулочных изделий.10 Исходные условия реформ в этих странах, конечно, отличались от возможностей, скажем, Словении, где в 1989 г. доход на душу населения составлял 9,200 долларов США.

- Геоэкономическое расположение страны

Государства, имеющие непосредственное соприкосновение с развитыми  индустриальными странами, имели естественное преимущество перед теми, кто находился в сложном геополитическом окружении, да к тому же имел проблему анклавности, изолированности от морских портов. В принципе, анклавность, наряду с горным характером рельефа страны, является одной из двух основных географических препятствий для экономического развития страны. Существует прямая корреляция между близостью портов, доступностью самого дешевого вида транспорта - морского, и уровнем экономического развития страны. Географическая удаленность от основных морских коммуникационных систем серьезно препятствует полноценным торгово-экономическим связям. В странах, подобных государствам Центральной Азии, зачастую расходы на транспортировку экспортируемой и импортируемой продукции превышают стоимость самой продукции, что делает порой экспорт экономически невыгодным, а импорт необходимой, жизненно важной продукции – обременительным.

- История национальной государственности.

Те страны с переходной экономикой, которые должны были вновь  строить свою государственность, как правило, были более консервативны в своих подходах, предпочитая осторожный путь. Сильным фактором, сдерживающим радикальные реформы, было нахождение в зоне крупномасштабных вооруженных конфликтов, или в непосредственной близости от них. Некоторые эксперты считают важным принять во внимание и такой фактор как «рыночная память» населения, имея в виду наличие в обществе поколения людей еще живших в условиях капитализма, сохранивших навыки работы в условиях свободного рынка.

В конечном итоге, различный  подход к темпам реформ был обусловлен конкретными условиями каждой страны. Там, где было необходимо в сжатые сроки добиться стабилизации ситуации в экономике, были просто вынуждены применить радикальные меры. В некоторых же странах либо ситуация позволяла применить «терапию без шока», либо социально-экономические проблемы общества делали опасным применение «сильного удара». Правда, по оценкам экспертов, в некоторых странах, получился третий вариант реформ – «шок без терапии».

 

Особенности формирования прав собственности в странах  с переходной

экономикой (на примере  Республики Армения)

Ашот Маркосян,

доктор экономических  наук, профессор,

заместитель начальника управления имущественных отношений 

при Правительстве Республики Армения (1 стр из 21)

Анализ многочисленных статистических, экономических показателей стран  с переходной экономикой показывает, что за годы реформ ряд макроэкономических показателей и факторов, таких  как структурные несоответствия экономики, отсутствие предварительных  политических реформ, высокий темп инфляции, высокий обменный курс валюты на “черном рынке” сыиграли значительную роль на начальном этапе реформ.

 

 

Ряд проблем осуществления  процесса приватизации был напрямую связан с наследием социалистической системы. Поскольку она оказалась неспособной решить проблему удовлетворения потребностей людей, уже в ее недрах возникла «теневая экономика», заполняющая ниши, которые не заполнило плановое производство. Естественно, теневая экономика сопровождалась коррупцией, хищением государственной собственности и накоплением незаконных средств. С одной стороны это привело к тому, что в переходных странах в начальный период трансформации, успешный бизнес, нередко ассоциировался с криминалом. С другой стороны, накопленные представителями теневого бизнеса средства, были вовлечены в схемы приватизации. Все это не могло не оказать влияния на неприятие частью общества процесса разгосударствления.

 

 

Одним из наиболее серьезных  вызовов, стоящих перед странами с переходной экономикой на этом пути являются рудименты старого мышления, сохраняющиеся у людей стереотипы и предубеждения. И это естественно. Длительный период господства тоталитарной системы и командно-административной экономики не мог не оставить след во всех порах общества, в менталитете людей. Руководители предприятий, выросшие

в условиях плановой экономики, и в условиях переходного периода  считали не только допустимым, но и необходимым поступление финансовых дотаций от государства. Это наследие проявляется не только в стремлении политических элит к рычагам государственного регулирования экономики, в их вмешательстве в дела субъектов экономической жизни. Серьезной проблемой стран с переходной экономикой является и то, что несколько поколений их населения выросло в условиях патерналистского общества. Сущность такого общества состоит в том, что государство, в обмен на политическую и экономическую несвободу граждан, берет на себя функции решения основных вопросов их социальной защиты, пусть плохо и некачественно, но обеспечивает бесплатное образование, медицинское обслуживание, занятость и т.д. Поэтому население, столкнувшись со сложностями, неизбежными в условиях трансформации, склонно скорее терпимо относиться к сохранению мелочной опеки со стороны государства, чем принять либеральный подход «laissez-faire», означающий невмешательство государства в экономические процессы. Этим во многом объясняется сохранение в этих странах традиций этатизма – концепции всесильного и вездесущего государства, воплощенного в правительственных органах, имеющих прямые рычаги влияния на деятельность субъектов экономики.

Издательство Университета

мировой экономики и дипломатии

Программа развития ООН в Узбекистане

УНИВЕРСИТЕТ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ  И ДИПЛОМАТИИ

Человеческое развитие

Учебник

Ташкент -Авторы учебника: Е.В. Абдуллаев (глава 1), У.К. Исламова

(главы 1 и 18), У.Е. Олимов (глава 2), Л.М. Ташпулатова (главы 3, 6,7

и 18), Н.Х. Джурабоева (главы 4, 5, 25 и 26), Г.С. Тониянц (глава 7),

Н.Ф. Абдуллаева (глава 8), Н.П. Николаева и Т.А. Дергачева (глава 9),

проф. Н.А. Касымова и М.Х. Юнусова (глава 10), Дж.У. Норматов

(глава 11), А.Ш.  Навотный (главы 12-15), проф. Д.А. Асадов (главы

16 и 22), Н.М. Миркурбанов (глава 17), С. Т.Тураева (глава 19), проф.

С.С. Сафаев (главы 20 и 23), М.А. Аминова (глава 21), Н.И.

Кургановская (глава 22), Г.А. Хачиев (глава 24).

Особая признательность  Камоле Сафаевой (ООН) за

координацию подготовки и Елене Даниловой-Кросс (ПРООН) за

координацию и  доработку учебника.

Особое место отводится  программам стран – членов СНГ, и  это не случайно. У стран СНГ  и России схожие стартовые условия  на пути экономической трансформации, а также имеется ряд общих  важных для системы социальной защиты факторов, включая высокую долю неформального  сектора в экономике, изначальную  неразвитость информационно-технической  составляющей социальных служб и  т. д.

 

 

9. Способы оценки последствий  преобразований. Правильность концепций  трансформации должна оцениваться  с позиции улучшения макропоказателей [2, c. 138-139]: наилучшие у ПСА, потом ЦСЄ, наихудшие – в СНГ. Вследствие трансформации Украина, по разным оценкам, утратила – около 60% национального богатства, 5-6 млн. чел. – потери как при значительных военных конфликтах. В начале преобразований наибольшие перспективы развития имели страны СНГ и ЦВЕ, а в процессе реформ их показали страны ЮВА и ЦВЕ [9, с. 6-7].

 

5. Подобие стартовых условий  преобразований Априори считается, что эти условия и внешняя поддержка реформ для всех стран были одинаковыми. Вариантов стартовых условий перехода было как минимум 4: а) разбалансированная планово-административная экономика СССР; б) частично реформированная экономика стран Восточной Европы; в) ЮВА: Китай, Вьетнам, Монголия, где реформы начались раньше; г) особые образования – Куба и Сев. Корея. Соответственно, должно быть 4 разновидности программ перехода.

Нестеренко А. Н. Экономика и  институциональная теория / Отв. ред. акад. Л. И. Абалкин. – М.: Эдиториал УРСС, 2002. - 416 с.

2. Колодко Гж. В. От шока к терапии. Политическая экономия постсоциалистических преобразований. – Пер. с пол./ В. Д. Кайдалов и др. –

М.: ЗАО Журнал-Эксперт, 2000. – 336 с.

3. Balcerowicz L. Post-communist transition a comparative perspective / International Center for Monetary and Banking Studies. – Geneva, 22

March 2005. - 33 p.

4. Ли Цзи Шен, Казаринова О. В. Экономические реформы в Китае: Учебное пособие. – М.: Дело, 2002. - 144 с.

5. Перехідна економіка: Підручник / В. М. Геєць, Є. Г. Панченко, Е. М. Лібанова та ін.; за ред. В. М. Геєця. – К.: Вища шк., 2003. – 519 с.

6. Єщенко П. С., Кваснюк Б. Є., Бірюков О. А. Нова модель держави. – Слов‘янськ: Печатный двор, 2002. – 143 с.

7. Переходный период: анализ и  уроки первого десятилетия для  стран Восточной Европы и бывшего  Советского Союза. Исследование  Всемирно-

го Банка. – М.: Издательство “Весь  Мир”, 2002. – 296 с.

8. Бжезинский Зб. Выбор. Глобальное господство или глобальное лидерство / Пер. с англ. – М.: Междунар. Отношения, 2005. – 288 с.

9. Стиглиц Дж. Куда ведут реформы? // Вопросы Экономики. – 1999. – № 7. – С. 4-30.

1) Стартовые условия страны, осуществляющей рыночную трансформацию.  К стартовым условиям относятся  следующие показатели:

 

- экономическая ситуация: уровень экономического развития  страны на начало трансформации,  который лучше всего определять  на основе основных макроэкономических  показателей страны, к которым  мы относим: объем ВВП, промышленное  производство, инвестиции в основной  капитал, розничная торговля, сельское  хозяйство, потребительские цены  и реальные денежные доходы  населения. 

- политическая обстановка: государство – главный реформатор, поэтому от того кто стоит  « у руля», авторитет и сила  власти, готовность и твердая  политика руководства страны  напрямую влияют на утверждение  и воплощение в жизнь общей  стратегии реформирования. Не меньшее  значение приобретает контроль  государственных лидеров за исполнением  избранной стратегии, ее корректировки, если результаты отличаются от прогнозируемых. От слаженности всех этих действий, в конечном счете, зависит успех процесса реформирования. Следует отметить, на момент начала трансформация государственная власть находилась явно не в лучшей форме – она отличалась слабостью

- психологическая и моральная  обстановка в обществе: любые  реформы системы общественных  институтов проводятся ради субъектов,  осуществляющих свою деятельность  в этой системе, и от того  как они готовы к предстоящим  преобразованиям, их настрой и  заинтересованность в планируемых  изменениях и самое главное  доверие населения к проводимым  реформам не посредственно влияют  на ход процесса реформирования  и его конечные результаты. Оценить степень ментально-психологическо готовности общества к замене одной системы на другую достаточно сложно. Все-таки трансформация системы рыночных институтов в большей степени была вызвана институциональной необходимостью, а не общественной потребностью. Общество жаждало «светлого будущего» и «чистого рынка», в априори предполагая, что «социалистическое» - плохо, а рыночное – «хорошо», не осознавая и не беря в расчет провалы и отрицательные стороны рыночного механизма, не понимая, что «экономическая эффективность и экономическая справедливость, мягко говоря, не одно и тоже, а теория благосостояния зиждиться на нормативных идеях» [2, с. 15].

В совокупности стартовые  условия определяют подготовленность институциональной почвы, которая  является одним из определяющих условий  успеха проводимой трансформации. Но в  нашей стране как отмечают В.В. Зотов, В.Ф. Пресняков, В.О. Розенталь «… проводимые в российской экономике реформы  не учитывали подготовленности экономики  и российского общества в целом  вводимым сверху институциональным  преобразованиям» [3, с.52].

Из проведенного выше анализа  можно утверждать, что институциональную  подготовку государство провести не смогло – социально- экономический  кризис преодолён не был, власть оставалась слабой, реформы были вызваны институциональной  необходимостью, а не общественными  потребностями, соответственно трансформацию  системы рыночных институтов начали проводить на неподготовленной институциональной  почве, что в значительной мере обусловило неудачи проведенных реформ.

Информация о работе Стартовые условия