Становление многопартийной системы в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 15:45, контрольная работа

Описание работы

Целью контрольной работы является изучение политических партий и партийных систем. Задачи – просмотреть функции, структуру и классификацию политических партий, проанализировать сущность и разновидности партийных систем, рассмотреть процесс становления многопартийной системы в России.
Цели и задачи обусловили структуру работы. Данная работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

Содержание

Введение
Политические партии: определение, функции, структура, классификация
Сущность и разновидности партийных систем
Становление многопартийной системы в России
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

политология.docx

— 33.32 Кб (Скачать)

Существуют следующие  разновидности двухпартийной системы:

1) классический вариант  (США, Великобритания), где две  главные партии собирают до 90% голосов избирателей, в связи  с этим остальные партии лишены  доступа к власти;

2) система «двух с половиной  партий» или «две плюс одна  партия», при которой рядом  с двумя основными партиями  появляется третья, менее сильная,  но способная оказать влияние  на исход борьбы за власть. Поддерживая одну из двух главных  партий, эта третья партия влияет  на конечный успех одной из  сильных партий и, таким образом,  определяет контуры правительственной коалиции. Такие системы существуют в Канаде, Австрии, Австралии, ряде других стран, где ведущие партии собирают 75-80% голосов избирателей, ввиду чего должны учитывать влияние на электорат «третьей партии».

Ø  Под многопартийной системой в политологии понимается такая, в которой более двух партий имеют достаточно сильную организацию и влияние, чтобы воздействовать на функционирование правительственных институтов. В числе разновидностей многопартийных систем отмечаются трех-, четырех- и пятипартийные системы, атомизированные и т.п. Общим критерием для такой классификации является число влиятельных партий в государстве, получивших в результате выборов парламентское представительство.

Многопартийные системы  подразделяются на следующие:

1)  партийные системы «поляризованного плюрализма», для которых характерно наличие антисистемных партии, выступающих против существующего социально-экономического строя; двухсторонних оппозиций (оппозиция правительству и слева, и справа); центральное положение одной или группы партии; поляризация как результат значительного идеологического размежевания; преобладание центробежных тенденций над центростремительными и, как следствие, ослабление центра;

2)  партийные системы «умеренного плюрализма», где борьбу ведут от трех до пяти партий, и ни одна из них не может самостоятельно находиться у власти, в результате формируются коалиционные правительства; в такой системе отсутствуют антисистемные партии и двусторонние оппозиции; идеологическое различие между партиями невелико; ведется центростремительная конкуренция; партии ориентированы на участие в правительстве.

В многопартийных системах доминирует одна партия, служащая стержнем коалиционных правительств, либо доминирующая партия отсутствует.

Становление многопартийной системы в России

Первые политические партии в России появились в XIX в. (социал-демократическая партия, партия социалистов-революционеров). Однако возникновение партийной системы в стране относится к началу ХХ в., когда Манифест 17 октября 1905 года даровал населению гражданские свободы, в том числе свободу союзов (что подразумевало и свободу создания политических партий). До начала 20-х гг. в России существовала многопартийная система, в 20-80-е гг. - однопартийная, в конце 80-х гг. страна вернулась к многопартийной системе, о реальном существовании которой уместно говорить лишь с 1993 г., т.е. с момента первых соревновательных выборов.

Основные положения правового  статуса политических партий, общественно-политических движений и иных общественных объединений  России закреплены в Конституции  Российской Федерации (1993) и в Федеральном  законе «Об общественных объединениях» (апрель 1995 г.).

В качестве одной из основ  конституционного строя в Конституции  закреплена многопартийность (ст. 13, ч. 2), что означает не только возможность  существования ряда партий с различными программами (идеологический плюрализм; ст. 13, ч. 1), но и равноправие всех созданных и действующих в  соответствии с законом партий.

Согласно ст.30 Конституции  РФ, политические партии создаются  свободно, без каких-либо разрешений, на учредительном съезде или конференции  партии. Членство в партии добровольное и никто не может быть принужден  к вступлению в нее или лишен  возможности выхода из нее. Свобода  вступления в политическую партию ограничена законом для некоторых должностных  лиц (судей, военнослужащиx). Запрещены создание и деятельность партий, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности российской государственности, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, национальной, религиозной розни. Действующим законодательством не допускается создание и деятельность организационных структур политических партий и органах государственной власти (кроме представительных), в государственных учреждениях и на предприятиях, в вооруженных силах, органах госбезопасности и правоохранительных органах.

В 1993, 1995 и 1999 гг. проходили  многопартийные выборы в нижнюю палату российского парламента.

В результате выборов 1993 года на основе пропорциональной избирательной  системы («по партийным спискам») 225 депутатских мест пропорционально  полученным голосам избирателей  распределили восемь партий и политических блоков: 

Либерально–Демократическая  партия России (ЛДПР) – 22,92% 

Выбор России – 15,51% 40 

Коммунистическая партия РФ (КПРФ) – 12,4% 

Женщины России – 8,13% 

Аграрная партия России (АПР) – 7,99% 

Блок «Явлинский – Болдырев – Лукин» – 7,86% 

Партия российского единства и согласия (ПРЕС) – 6,73% 

Демократическая партия России (ДПР) – 5,52%

В 1995 г. пятипроцентный барьер преодолели лишь четыре политические партии и политические блоки: КПРФ, НДР («Наш Дом - Россия»), ЛДПР, блок «Яблоко».

19 декабря 1999 года состоялись  выборы Государственной Думы  РФ третьего созыва. В преддверии  выборов Государственной Думы  РФ в 1999 году в избирательное  законодательство было внесено  несколько существенных изменений,  благодаря которым выборы 1999 сильно  отличались от выборов 1993 и  от выборов 1995. Законодательство наиболее существенно изменилось в двух направлениях: – сужение числа общественных организаций, имеющих право участвовать в выборах (желающие принимать участие в выборах общественные организации должны были не менее чем за год до выборов перерегистрироваться в «общественные политические организации»); – усложнение процедуры выдвижения и регистрации кандидатов (введение требования о предоставлении кандидатом сведений об имуществе и доходах за год, предшествующий году назначения выборов. В отличие от выборов 1995 на выборах 1999 федеральная часть партийного списка не могла быть больше 18 кандидатов, все иные кандидаты списка должны разбивались на региональные группы. В результате выборов 5% барьер преодолело шесть списков – КПРФ, «Единство», ОВР, СПС, Блок Жириновского и ЯБЛОКО. В Госдуме было образовано шесть фракций – «Единство», ОВР, СПС, ЛДПР и ЯБЛОКА. В выборах в Государственную Думу в декабре 2003 года приняли участие 23 из 44-х, заявленных как политические партии и политические блоки. 5-ти процентный барьер преодолели лишь четыре: «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, политический блок «Родина».

В декабре 2007 года состоялись выборы в Государственную Думу РФ пятого созыва. Это были первые выборы, на которых барьер для партий, проходящих в Думу по партийным спискам, повышен с 5 % до 7 %. Кроме того, законодательно убраны нижний порог явки и возможность голосовать против всех, отменена мажоритарная система и голосование по одномандатным округам, членам одной партии запрещено проходить по спискам другой, а партиям запрещено объединяться в выборные блоки. По итогам голосования места в Думе распределились следующим образом: Единая Россия — 315 Коммунистическая партия Российской Федерации — 57 Либерально-демократическая партия России — 40 Справедливая Россия — 38

Таким образом, если выборы в  Государственную Думу в 1993 и 1995 гг. позволяли  предположить доминирование идеологического  и организационного факторов в формировании и укреплении партий в России, то выборы 1999 г. дают основания обратить внимание на иные существенные факторы: наличие популярного лидера, пользование  государственного финансового и  информационного ресурса, действующая  структурная основа в виде региональной власти и ее клиентелы. Само же партийное строительство выявляет следующую схему: целенаправленное создание смыслового образа лидера с заданными качествами, «раскручивание» этого образа с помощью телевидения и административного ресурса региональной власти.

Процесс формирования многопартийной системы в России проходит сложно и противоречиво, сопровождается внезапным  появлением и столь же внезапным  исчезновением с политической арены  большого числа партий, расколами  и размежеваниями партийных рядов. Причины этого заключаются как  в своеобразии самих российских политических партий, так и в особенности  исторической ситуации, в которой  партиям приходится действовать.

Прежде всего, следует  отметить взрывной характер формирования многопартийности в России. За несколько  лет в стране возникло большое  количество партий. Однако деятельность многих из них не затрагивает глубинные  слои общества. По возможностям и способам влияния на принятие решений большинство  ныне существующих российских партий ближе к группам давления, а  по основным признакам - к протопартиям, характеризующимся малочисленностью, организационной слабостью, аморфностью программ, популизмом.

В основе процесса образования  партий в России часто лежит принцип  объединения вокруг лидера, вербующего сторонников под ту или иную идею. Многие рассматривают партию как  трамплин для проникновения в  высшие этажи государственной службы со всеми вытекающими последствиями (высокий социальный статус, относительное  материальное благополучия и т.д.).

Отмеченные выше особенности  формирования российской партийной  системы подводят к выводу об отличии  российской многопартийности от «партийной демократии» западных стран, сложившейся  в ходе «естественной» модернизации. Российская многопартийность на данный момент не выполняет роли основного  посредника между обществом и  властью, которая является главной  в «партийных демократиях». Ряд факторов оказывают сильное влияние в пользу маргинальности российских партий, в том числе – не партийное устройство государственной власти в стране, участие партий в которой ограничено законодательной деятельностью в Государственной Думе, а также отсутствие у парламентского большинства и коалиции парламентских фракций права формировать правительство и др. Подобному положению партий соответствует противоречивое электоральное поведение граждан. В основе проявления политической воли лежит либо мотивация «выбора их двух зол», либо форма «протестного голосования».

Таким образом, политические партии, как общественные объединения, борющиеся за политическую власть, играют важную роль в политической жизни общества. Политические партийные  системы по-разному реализуют  цели политических партий. В Российской Федерации, как демократическом  государстве, сформировалась и успешно  функционирует многопартийная политическая система.

 

Заключение

Политическая партия, будучи важным элементом политической системы, участвует в формировании и выражении  интересов, имеющихся в обществе, политической воли народа и представляют эти интересы и волю в системе  власти.

Тип партийной системы  взаимосвязан с основными характеристиками политической системы общества (формой государственного правления, избирательной  системы и др.)

Серьезную реформу российской партийной системы предусматривает  проект федерального закона «О политических партиях», внесенный в начале 2001 года в Государственную Думу. Важнейшими положениями этого документа  является следующие:

1.  повышается роль партий в избирательном процессе: к участию в выборах допускается только политические партии, а не движения и объединения; партии должны стать единственными участниками избирательного процесса на всех уровнях;

2.  политическая партия может быть создана на учредительном съезде или путем преобразования в политическую партию общероссийской общественной организации;

3.  меняются требования к партиям: а) минимальная численность партии должна быть 10 тыс. человек; б) партия должна «иметь региональные отделения более чем в половине субъектах РФ, при этом в субъекте должно быть создано только одно региональное отделение данной политической партии»; в) партии должны обязательно участвовать в выборах разных уровней в течении 5 лет (иначе им грозит ликвидация в судебном порядке);

4.  предполагается финансирование партий из федерального бюджета;

5.  Президент РФ приостанавливает свое членство в политической партии на срок осуществления президентских полномочий.

Список используемой литературы

1)  Василик М.А. Политология. – М.: Гардарики, 2007. – 588 с.: ил.

2)  Гончаренко Л.Н.(и др.). Политология: учеб. пособие / под общ. ред. Л.Н. Гончаренко, В.А. Лимонова. – СПб.: СПбГИЭУ, 2007. – 274с.

3)  Демидов А.И., Долгов В.М., Малько А.В. Политология: Учебник. – М.: Гардарики, 2004. – 394 с.

4)  http://www.clubochek.ru/prose.php?id=15516


Информация о работе Становление многопартийной системы в России