Становление и развитие РЦБ в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 13:17, курсовая работа

Описание работы

Основной задачей первой главы является рассмотрение основ построения рынка ценных бумаг (основы его построения, инструменты, участники). Цель этой главы очень актуальна на сегодняшний день, так как ценная бумага в России утратила свою сущность (она играет роль финансовых инвестиций). В отличие от многих других стран фондовый рынок в России носил чисто спекулятивный характер: бумаги покупались в основном с целью продать дороже, а не с целью постоянного их хранения; большая часть операций шла вне бирж.

Работа содержит 1 файл

курсовая по экономической теории на тему становление и развитие рынка ценных бумаг в России.doc

— 204.50 Кб (Скачать)

 

       Глава 3. Состояние Российского рынка ценных бумаг на современном этапе

      3.1 Особенности развития рынка ценных бумаг в России 

      Особенность развития рынка ценных бумаг в  РФ в начале 90-х гг. заключалась  в том, что рынок наполнялся ценными бумагами довольно хаотично, что было обусловлено замедленными масштабами приватизации, а также отсутствием систематизированного выпуска государственных ценных бумаг по линии Министерства финансов и Центрального банка. Последнее требует особого краткого исторического рассмотрения. Известно, что следом за выигрышными 3%-ными облигациями в 1990 г. стали выпускаться государственные 5%-ные облигации для населения и юридических лиц. В последующем процент по этим бумагам был повышен до 10 в целях лучшего размещения. Однако эти бумаги не нашли должного спроса у покупателей (как юридических, так и физических лиц). Поэтому вся эмиссия была в основном приобретена еще существовавшим тогда Государственным банком СССР. Отсутствие спроса на эти бумаги объяснялось рядом причин. Во-первых, тогда еще не был создан реальный рынок ценных бумаг, т.е. не было сравнительно широкого акционирования или интенсивного выпуска акций. Во-вторых, доверие к государственным процентным бумагам со стороны населения и юридических лиц было утрачено в связи с началом спада производства и отсутствием разработки конкретной экономической программы правительства.

      В этой связи следует отметить, что  в Центральному банку необходимо было создать свой рынок государственных ценных бумаг, его структуру и классификацию государственных ценных бумаг. Это необходимо прежде всего для укрепления российской финансовой системы, так как с помощью различных видов бумаг и различных сроков их реализации может быть обеспечено частичное покрытие бюджетного дефицита. Следует учесть опыт ряда ведущих западных стран.

      В начале 90-х гг. рынок ценных бумаг  не был единым цельным организмом: размещение и покупка государственных  и частных ценных бумаг производились  разрозненно, независимо друг от друга, механизм конкуренции по существу не действовал. Это объяснялось ограниченностью выпуска как государственных, так и частных ценных бумаг на рынке.

      В 1991—1992 гг. рынок ценных бумаг РФ был еще довольно аморфным, поскольку  не сложилась структура самого рынка. Дело в том, что на первом этапе не было четкого разграничения между первичным рынком и вторичным (биржевым). Пока рынок в основном был представлен фондовыми и товарными биржами, которые поглощали основной поток частных ценных бумаг. Развитие же первичного рынка ценных бумаг в структуре всего рынка возможно лишь при условии развития следующих основных элементов: более широкой и активной приватизации предприятий, компаний и ассоциаций; создания системы первичного рынка и его посредников в лице инвестиционных банков и брокерских фирм, которые могли бы осуществлять посредническую функцию между эмитентами и инвесторами так, как это принято в мировой практике, в частности в США, Канаде, странах Западной Европы и в Японии;

      объектом  реализации на первичном рынке должны были стать не столько акции, сколько облигации компаний и предприятий.

      Фондовые  биржи также нуждались в определенных структурных изменениях. Их деятельность в значительной степени зависит  от массы поступления ценных бумаг. При этом не следует забывать, что биржа — вторичный рынок, на котором покупаются и продаются, как принято в мировой практике, ценные бумаги старых выпусков, т.е. уже прошедших через первичный рынок. Дело в том, что в РФ новые выпуски ценных бумаг, в основном акции, поступали на фондовые и товарные биржи, минуя и не образуя таким образом первичный рынок. В то же время, как показывает мировая практика, фондовые биржи в основном специализируются на «переработке» старых выпусков ценных бумаг, в основном акций, хотя через них проходит определенное количество также частных и государственных облигаций. В то же время на фондовых биржах (в основном континентальной Европы) реализуются также и эмиссии акций. Однако это обусловлено прежде всего огромным объемом выпускаемых ценных бумаг.

      Важной  стороной совершенствования рынка  ценных бумаг являлось его правильное регулирование с помощью эффективного и эластичного законодательства, которое было бы способно создать  объективные правила игры на рынке. Дело в том, что основные документы и инструкции по рынку ценных бума(14 Положений Правительства) были приняты в конце декабря 1991 г. Однако не был принят всеобъемлющий закон о ценных бумагах и биржах, как это было сделано в свое время в западных странах. Так, в США такой закон был принят в 1933 г. и скорректирован в 1934 г., но действует по настоящее время. В Японии такой закон был принят после войны и в последующие годы неоднократно корректировался в соответствии с качественной и структурной динамикой рынка ценных бумаг.

      Цель  коррекции законов на Западе — это защита интересов вкладчика-инвестора от всякого рода махинаций и мошенничеств.

      Крупные скандалы в России на рынке ценных бумаг летом и осенью 1994 г. показали, что принятые положения о ценных бумагах и бирже 1991 г оказались  неэффективными для регулирования рынка Это привело к большим финансовым потерям многих физических и юридических лиц, так как многие компании осуществляли эмиссию и продажу своих ценных бумаг без лицензирования со стороны Центрального банка, Министерства финансов Именно это обстоятельство привело к реорганизации Комиссии по ценным бумагам и фондовым биржам при Президенте РФ в Федеральную комиссию по ценным бумагам и фондовому рынку, которая с ноября 1994 г. взяла на себя функции по регулированию рынка ценных бумаг России согласно Указу Президента Российской Федерации

      В задачу новой комиссии входит прежде всего лицензирование эмитентов  ценных бумаг, обеспечение контроля за деятельностью банков и других кредитно-финансовых учреждений, а  также профессиональных участников рынка ценных бумаг, создание и организация исполнительной дирекции данной комиссии при Правительстве с целью эффективного регулирования рынка ценных бумаг.

      Из  всего сказанного выше необходимо сделать  вывод об особенностях развития рынка  ценных бумаг в России

      Во-первых, обычно развитие эффективных рынков ценных бумаг сопровождает рост всей национальной экономики. В России зарождение и становление фондового рынка, его довольно динамичное развитие происходит на фоне постоянного спада производства. Такая диспропорция в динамиках рынка ценных бумаг и общеэкономических процессов вызывает кризисные явления на этом рынке. С другой стороны, недоразвитость и несовершенство самого фондового рынка препятствуют преодолению тенденции к сужению воспроизводства.

      Во-вторых, "непрозрачность" рынка, рискованность  операций на нем, преобладание долговых обязательств государства для покрытия бюджетного дефицита вызывают доминирование  краткосрочных ценных бумаг. А это, в свою очередь, отвлекает свободные  средства от долгосрочного инвестирования, которое всегда является важнейшим фактором экономического роста.

      В-третьих, дестабилизирующее влияние на российский рынок ценных бумаг оказывают  инфляция и инфляционные ожидания. Это характерно для всех стран  в переходный период. Риск обесценения денег сдерживает инвесторов от долгосрочных вложений стратегического характера.

      Зарубежный  опыт свидетельствует, что негативное воздействие инфляции в определенной мере преодолевается путем выпуска  индексируемых ценных бумаг. Доход  по таким бумагам индексируется с поправкой на темп инфляции. В России рынок индексируемых фондовых инструментов пока не создан, что усугубляет пагубное воздействие инфляции на рынок ценных бумаг.

      В-четвертых, серьезным препятствием на пути создания эффективно функционирующего фондового рынка в России является несовершенство законодательства и норм регулирования по ценным бумагам.

 

      

      3.2 Ближайшие перспективы развития рынка ценных бумаг России 

      Важнейшим источником нового промышленного подъема, преодоления инвестиционного кризиса должно стать финансирование посредством российского рынка ценных бумаг (что в свою очередь будет готовить появление другого масштабного источника — неспекулятивных иностранных инвестиций).

      Именно  в этом истинное предназначение рынка  ценных бумаг — не только спекуляции, не только покрытие дефицита бюджета, не только перераспределение собственности, а еще создание финансового механизма для запуска инвестиций, для выживания и обновления промышленности. Вместо рынка огосударствленного, с огромным преобладанием правительственных ценных бумаг, как в 1995—1996 гг., вместо рынка грюндерского, как в 1994 г., с агрессивным натиском новых эмитентов, не имевших ранее реальных активов, должен появиться обслуживающий инвестиционные проекты в производстве, жилищном строительстве рынок экономического роста. В период промышленного бума в экономике до предела нарастает скорость конвейера инвестиционных проектов, объявляются сотни новых эмиссий, рынок становится "горячим", демонстрируя неуклонный рост курсовой стоимости, постоянно увеличивающийся приток иностранных инвестиций.

      В 1994г. производственные инвестиции  снизились на 33 %. В 1995-1996гг. эту тенденцию  переломить не удалось. На формирование инвестиционного кризиса, превращением  наиболее активный сегмент фондового рынка, связанного с государственными ценными бумагами, спекуляцией, перераспределением собственности или урегулированием неплатежей, сказались следующие финансовые факторы:

      • антиинфляционная денежная политика центрального банка, направленная против расширения платежного спроса (насыщение оборота деньгами по мере увеличения цен),

      • ненасыщенность рынка финансовыми  активами (отношение денежной массы  к ВНП в России составляет примерно 15 %, в то время как в странах "большой семерки" — 60—100 %, в развивающихся странах — до 40 %);

      • отсутствие внешних финансовых источников, которые бы "разогрели" экономику, создали бы платежеспособный спрос  на инвестиции. (Объем иностранных инвестиций в Россию составляет

      • "физическая" нехватка денег внутри России для возобновления промышленного подъема (долларовый эквивалент денежной массы внутри России, включая неиспользуемую валютную наличность на руках у населения, составляет 50—60 млрд. долл., денежные ресурсы носят в основном краткосрочный характер: скорость обращения денег с начала 90-х годов увеличилась в 5—6 раз). Этих денег не хватит на новую индустриализацию российской экономики, которая неизбежно будет связана с импортом по мировым ценам оборудования и технологии,

      • низкое качество денежных ресурсов. Преобладающую их часть (более 60 %, включая валютную наличность) составляют денежные средства на руках у населения, которые имеют более краткосрочный характер, предназначенный в большей мере на потребление, тяжелее поддаются финансовому перераспределению и направлению на цели инвестиций. В составе денежных средств населения более 70 % — рублевая и валютная наличности (высокая скорость обращения, обслуживание безналогового оборота, неурегулированность денежных потоков, несвязанность валютных сбережений в инвестициях, беспроцентное валютное кредитование зарубежных стран). Что касается предприятий, то доля средств на накопления, оседающая на счетах в банке, крайне незначительна,

      • использование свободных денежных ресурсов для покрытия текущего дефицита бюджета, "проедание" их государством при непрерывном сокращении (до 10—12 %) доли средств бюджета, идущей на инвестиции. За три последних года стремительно вырос государственный долг. Покрытие банками дефицита бюджета (как официального, так и скрытого) составляет более 90 % кредитных вложений непосредственно в экономику. Финансовые пирамиды государства и отдельных регионов (муниципальные займы), чрезмерное привлечение государством свободных ресурсов на покрытие общего дефицита бюджета (ГКО, КО, ОФЗ, векселя, сберегательный заем, квазигосударственные бумаги под гарантию Минфина и т. д.) приводят к резкому недостатку средств на частные инвестиции, выкачиванию денежных средств из регионов в Москву на рынок государственных ценных бумаг. Наиболее типичная ситуация — в регионе свободных денег нет, тем более на размещение эмиссий под инвестиционные проекты. Средства населения через Сберегательный банк, а средства предприятий через московские филиалы региональных банков перекачиваются в Москву,

      • резко ограниченные возможности  накопления денежных ресурсов за счет погашения долгов, имеющихся перед Россией у других стран. При объеме этих долгов в 123 млрд. долл. и внешней задолженности России в 112 млрд. долл. (на конец 1994 г., в 1995— 1996 гг. объем долгов ежегодно возрастает на 20—30 млрд. долларов) первые можно считать почти "мертвыми" (график погашения выполняется на 5—10 %) при постоянной активности требований кредиторов к России.

      Итак, в стране, как и в 30-е годы, существует резко выраженный недостаток внутренних финансовых ресурсов и внешних источников для очередного технического и технологического рывка. По расчетам Министерства экономики, для этого нужно примерно 150 млрд. долл., в то время как при самом благоприятном раскладе в наличии не более одной трети этой суммы.

Информация о работе Становление и развитие РЦБ в России