Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 16:35, курсовая работа
Основной целью данного исследования было определение уникальных, диаметрально противоположных характеристик совершенной конкуренции и монополии, при помощи сравнительного анализа которых можно было бы выявить основные черты, составляющие основу рассматриваемых рыночных структур.
В соответствии с целью исследования определены его основные задачи:
- изучить работы основных исследователей по проблеме конкуренции и монополии;
- изучить механизм функционирования совершенной конкуренции и чистой монополии;
- раскрыть характер и особенности совершенной конкуренции и чистой монополии;
- выявить сходства и различия между совершенной конкуренции и чистой монополии.
Введение………………………………………………………………………..…3
1 Характеристика и анализ рынка совершенной конкуренции………………5
1.1 Сущность и принципы модели совершенной конкуренции………………5
1.2 Рынок совершенной конкуренции в краткосрочном периоде……………9
1.3 Рынок совершенной конкуренции в долгосрочном периоде……………13
2. Характеристика и анализ рынка монополии……………………………….19
2.1 Сущность и принципы модели монополии…………………….…………19
2.2 Монополия в краткосрочном периоде…………………………………….24
2.3 Монополия в долгосрочном периоде……………………………………...27
3. Сравнительный анализ рынков монополии и совершенной конкуренции……………………………………………………………………..32
3.1Основные различия структуры и механизма функционирования...........32
3.2 Входные барьеры как причина различий между монополистическим и конкурентным рынками........................................................................................33
Заключение………………………………......……………………………...........36
Список использованной литературы…………………………………………..41
Можно считать, что мы рассмотрели три предприятия-монополиста со случайно совпадающими функциями спроса на их продукцию. Можно, однако, использовать тот же инструментарий и для того, чтобы показать, что при снижении спроса и при сохранении неизменной технологии монополия может из прибыльной превратиться в убыточную. Убедиться в этом полезно в связи с широко распространенным мнением, что после освобождения цен предприятия-монополисты в Казахстане получили возможность сократить производство, с лихвой компенсируя потери выпуска за счет повышения цен. Справедливость такого мнения сомнительна уже потому, что если бы такая избыточная компенсация действительно имела место, то вслед за освобождением цен не возник бы масштабный кризис неплатежей, превратившийся в хроническую болезнь казахстанской экономики. [5.49]
Таким образом, обладание монопольной властью на рынке не гарантирует положительной экономической прибыли. Как и в случае совершенной конкуренции, монополист покинет отрасль лишь в том случае, если цена на его товар окажется ниже средних переменных затрат при оптимальном выпуске. Даже если монополия не сможет возместить свом постоянные издержки в коротком периоде (на рис.5 линия SAVC не показана, но она расположена ниже SAC), она все же будет продолжать оставаться на рынке.
Как и в условиях совершенной конкуренции, оптимальный для фирмы объем производства в точке равенства предельного дохода и предельных издержек (MR=MC). Но если в условиях совершенной конкуренции цена равна предельному доходу (Р=MR), то в условиях несовершенной конкуренции предельный доход становится меньше цены единицы продукции (MR<P). Поэтому, если в совершенно конкурентном рынке равновесие фирмы достигается в точке равенства предельного дохода предельным издержкам и цене единицы продукции (H=MR=MC), то в условиях монополии при максимизации прибыли фирма выпускает такой объем производства, при котором равенство предельного дохода и предельных издержек достигается при более высокой цене по сравнению с совершенной конкуренцией (P > MR = MC). При этом в условиях монополии фирма всегда стремится к получению экономической прибыли, не доступной для рынка совершенной конкуренции. Поэтому оптимальным для монополии соотношением цены и средних издержек является превышение цены единицы продукции над издержками на производство этой единицы продукции (средними издержками) (P > AC), что свидетельствует о возможности получения фирмой экономической прибыли.
Таким образом, развернутая формула равновесия в условиях монополии выглядит так:
P > MR = MC < AC.
Она характеризует ситуацию, при которой фирма - монополист выбирает такой объем производства и цену, при которых возможно получить наибольшую массу прибыли.
Достижение
такого равновесия предпочтительно для
любой фирмы в условиях несовершенной
конкуренции, будь то чистая монополия,
олигополия или монополистический конкурент.
Однако в условиях монополии долгосрочное
получение экономической прибыли более
вероятно в силу отсутствия конкуренции
на рынке. Если конкуренция на рынке все
же существует (как в случае олигополии
и монополистической конкуренции), то
экономическая прибыль в долгосрочном
периоде сокращается, и возможно, даже
исчезает. Давайте рассмотрим это подробнее.
2.3
Монополия в долгосрочном периоде
Для фирмы-монополиста, находящейся в такой ситуации, график, подобный представленному на рис. 5, может адекватно описать процессы максимизации прибыли как на краткосрочном, так и на долгосрочном временных интервалах. Изменяется лишь интерпретация кривых. Кривая, отображающая изменение средних совокупных издержек на рис. 5 теперь будет интерпретироваться как кривая долгосрочных средних издержек фирмы, причем возможна беспрепятственная корректировка величины постоянных издержек. В новой ситуации кривая предельных издержек будет соответствовать кривой долгосрочных предельных издержек. Долгосрочное равновесие достигается при таком уровне выпуска, когда долгосрочные предельные издержки равны долгосрочному предельному доходу. Долгосрочная равновесная цена будет равна высоте кривой долгосрочного спроса в этой точке. О таком долгосрочном равновесии следует особо сказать следующее:
1. В условиях долгосрочного равновесия фирма должна функционировать, по крайней мере, безубыточно. Ситуация минимизации убытков, представленная на рис. 5 не может быть долгосрочным равновесием: фирма просто уйдет с рынка, если она будет не в состоянии компенсировать свои долгосрочные средние издержки.
2. В отличие от случая совершенной конкуренции долгосрочное равновесие в условиях монополии отнюдь не обязательно должно устанавливаться в точке минимума кривой долгосрочных совокупных издержек. Оно может быть достигнуто как при условии выпуска ниже минимума кривой долгосрочных средних издержек, так и при уровне выпуска, превосходящем минимум кривой долгосрочных средних издержек. Вне зависимости от конкретной величины долгосрочного равновесного выпуска монополист всегда изберет такой размер производственного предприятия, который в наибольшей степени соответствует этому уровню выпуска. Графически это означает, что кривая краткосрочных средних совокупных издержек является касательной к кривой долгосрочных средних издержек в точке равновесного выпуска продукции.
3. Цена, максимизирующая долгосрочную прибыль фирмы, будет ниже, чем цена, максимизирующая краткосрочную прибыль. Это происходит в связи с тем, что спрос на любой продукт более эластичен на долгосрочных временных интервалах, чем на краткосрочных. Начиная с точки долгосрочного равновесия, фирма-монополист может временно увеличить прибыль, поднимая цены и сокращая выпуск продукции, смещаясь тем самым вверх вдоль менее эластичной кривой краткосрочного спроса. Однако, столкнувшись с более высокой ценой, потребители скорректируют долгосрочную структуру потребления, уменьшая величину предъявляемого спроса до уровня кривой долгосрочного спроса. При более высоких ценах прибыль монополиста будет меньше, чем при исходной цене долгосрочного равновесия.
Монополист действует на рынке в отсутствие соперников. Поэтому в противоположность совершенно конкурентному предприятию, чья экономическая прибыль в длительном периоде (благодаря увеличению числа предприятий) сводится к нулю, монополист может получать положительную экономическую прибыль и в длительном периоде. С другой стороны, как и в случае совершенной конкуренции, экономическая прибыль монополиста в длительном периоде не может быть отрицательной. [4.89]
Если монополист несет убытки в коротком периоде, перед ним открыты две возможности. Первая состоит в том, что монополист может покинуть данный рынок и найти за его пределами иной способ использования своих ресурсов, который обеспечивал бы ему положительную или, по крайней мере, нулевую прибыль. Другая возможность связана с тем, что размеры производственной мощности монополии неоптимальны, а значит, изменив их, монополист может остаться на данном рынке, получая положительную или хотя бы нулевую экономическую прибыль. Рассмотрим процесс долгосрочного приспособления монополии, начав с ситуации, когда прибыль монополиста в коротком периоде отрицательна.
Обратимся
к рис.6, где D и MR - кривые спроса и предельной
выручки монополиста, LATC и LMC - кривые его
средних общих и предельных затрат длительного
периода. Наличные мощности монополии
характеризуют кривые средних общих и
предельных затрат короткого периода
SATC1 и SMC1. В этой ситуации, очевидно,
оптимальный объем выпуска Q.
Однако при таком объеме производства
удельные (средние) общие затраты оказываются
выше цены (C1(Q1) > P1(Q1))
и монополия имеет убытки, размеру которых
соответствует площадь прямоугольника
P1C1E1A.[7.93]
Рис
6. Оптимум монополиста в долгосрочном
периоде
На рисунке видно, что наличные мощности монополии недостаточны (слишком малы) для того, чтобы обеспечить ей положительную экономическую прибыль на данном рынке. Однако у нашего монополиста есть и перспектива. Из чего это следует? Рассмотрите внимательно соотношение кривых спроса и средних общих затрат длительного периода. Обратите внимание, что на оси выпуска существует участок QўQўў, в пределах которого кривая средних общих затрат длительного периода оказывается ниже кривой спроса, являющейся и кривой средней выручки.
Вспомним теперь, что кривую LАТС можно рассматривать как огибающую семейства кривых SАТС. Следовательно, осуществимо такое расширение производственной мощности монополии, оптимальное использование которой позволило бы монополисту получать положительную экономическую прибыль. Из всех возможных размеров производственных мощностей, лишь тот позволит получать максимальную долгосрочную прибыль, который соответствует пересечению кривых LМС и МR (точка Е). Поскольку долгосрочный оптимум предполагает также и краткосрочный оптимум (но не наоборот), кривая краткосрочных предельных затрат SМС2 будет пересекать кривую МR в той же точке Е. Иначе говоря, оптимальная в длительном периоде производственная мощность на нашем рисунке характеризуется кривыми SАТС2 и SМС2. Используя мощность такого масштаба и выпуская продукцию в объеме Q2, монополист получит положительную прибыль, поскольку SATC2(Q2) < P2(Q2). Общая сумма прибыли характеризуется, как очевидно, площадью прямоугольника C2P2BE2.
Таким образом, в длительном периоде монополист максимизирует прибыль, производя и продавая такой объем продукции, который соответствует равенству предельной выручки и предельных затрат длительного периода. Оптимальная мощность его предприятия такова, что кривые средних общих затрат короткого и длительного периода касаются друг друга в точке, соответствующей оптимальному выпуску длительного периода, Е2. Ей соответствует точка Курно -- Е, где краткосрочные предельные затраты равны предельной выручке. Обратите внимание, что точка Е2 лежит на нисходящей ветви кривой SАТС2, характеризующей оптимальную для данного монополиста производственную мощность. Значит, его оптимальный выпуск Q2 предполагает неполное использование оптимальной (с точки зрения длительного периода) мощности. Если линия спроса сместится вверх вправо, то при той же технологии и производственной мощности, т. е. при тех же кривых SАТС2 и SМС2, точка Е будет смещаться вверх по SМС2, объем выпуска окажется выше (точка Q2 сместится вправо), а цена ниже (точка Р2, а вместе с ней и С2 сместятся вниз).
Мы рассмотрели процесс долгосрочного приспособления монополии, предполагая, что в начальный момент монополист получает отрицательную прибыль. Очевидно, что такой же инструментарий может быть использован для анализа долгосрочного приспособления монополии и в случае, если бы ее прибыль в начальном периоде была положительна, но монополия преследовала бы цель ее увеличения.
Заметьте, что монополист должен был бы покинуть данный рынок, если бы кривая долгосрочных средних общих затрат на всем своем протяжении лежала бы выше кривой спроса.
3. Сравнительный анализ рынков монополии
и совершенной конкуренции
3.1
Основные различия структуры и механизма
функционирования
Проведем сравнительный анализ рынков монополии и совершенной конкуренции.Данные типы рынков диаметрально противоположны.
Совершенная конкуренция совершенна в том смысле, что при такой организации рынка каждое предприятие сможет продать по данной рыночной цене столько продукции, сколько оно пожелает, а на уровень рыночной цены не сможет повлиять ни отдельный продавец, ни отдельный покупатель [13.155]
Монополией в экономической теории называют такой тип строения рынка, при котором существует один и только один продавец определенного товара. Будучи единственным поставщиком, предприятие-монополист (его также часто называют монополией) сталкивается с совокупным спросом всех потенциальных покупателей товара в пределах данного (национального или местного) рынка, и в этом смысле оно тождественно отрасли. Это предопределяет отличия поведения монополиста от поведения предприятия, функционирующего в условиях совершенной конкуренции. Модель монополии, как и модель совершенной конкуренции, основана на ряде допущений.
На
рынке совершенной конкуренции существует
свобода входа и выхода. Все продавцы и
покупатели обладают полной свободой
входа в отрасль (на рынок) и выхода из
нее (ухода с рынка). Это значит, что предприятия
вольны начать производство данной продукции,
продолжить или прекратить его, если сочтут
это целесообразным. С другой стороны,
никто не обязан оставаться в отрасли,
если это не соответствует его желаниям.
Отсутствует государственное вмешательство
в организацию рынка (селективные субсидии
и налоговые льготы, квоты и другие формы
рационирования спроса и предложения).
Субъекты рынка (покупатели, продавцы,
владельцы факторов производства) обладают
совершенным знанием всех параметров
рынка. Информация распространяется среди
них мгновенно и ничего им не стоит
Информация о работе Сравнительный анализ рынков монополии и совершенной конкуренции