Сравнительная характеристика экономики Китая и России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 20:06, курсовая работа

Описание работы

Начало экономической реформы относится к концу 1978 г., когда 3-й пленум ЦК КПК 11-го созыва объявил о проведении в жизнь политики “реформы и открытости”. Суть преобразований - коренное изменение старой экономической системы, ставшей препятствием для развития производительных сил, и постепенная замена ее новой, способной придать этому развитию динамичный характер. Реформа, таким образом, представляет собой своеобразную революцию, ее главная задача - освобождение и эффективное развитие производительных сил.

Работа содержит 1 файл

Мировая экономика 8.doc

— 124.00 Кб (Скачать)

     Для оценки реформы необходимо определить основные критерии . По словам Ден Сяопина, преобразования можно считать удавшимися, если они способствовали развитию производительных сил, усилению мощи страны, повышению уровня жизни населения. Исходя из этих критериев китайскую реформу можно оценить как успешную.

     После начала преобразований темпы роста заметно ускорились . В 1978-1995 гг. среднегодовой прирост ВВП составлял 9%, при этом в 1991-1995 гг. - 11%. Эти показатели значительно опережают средний мировой уровень. Китай продолжает занимать 1-е место в мире по выпуску цемента, хлопчатобумажных тканей, угля. Страна вышла на 1-е место по производству зерна, хлопка, рапсовых семян, мяса, яиц, 2-е - химических удобрений, 3-е - сахара, 4-е - электроэнергии, 5-е - сырой нефти. По объему ВВП Китай находится на одном из первых мест в мире. На его долю приходится 3,2% мирового валового продукта.

     С каждым годом повышается качество жизни населения. Доход крестьянина увеличился с 134 юаней в 1978 г. до 1 578 юаней в 1995 г., заработная плата рабочего возросла с 615 до 3 893 юаней. Реальные (с учетом повышения цен) среднегодовые темпы роста доходов крестьян в этот период составили 7%, рабочих - 5%. Остаточная сумма вкладов на счетах населения повысилась с 21 млрд юаней в 1978 г. до 3000 млрд юаней в 1995 г., т.е. в 142 раза.

     Таким образом, социально-экономические результаты реформы свидетельствуют об успешности ее проведения.

     1.4. Пути формирования и совершенствования социалистического рыночного экономического механизма КНР

 

     Создание  и совершенствование социалистического  рыночного экономического механизма - задача реформы на текущий период и перспективу. Она включает пять основных звеньев.

     Реформа госпредприятий . Хотя они составляют лишь 19% общего количества промышленных предприятий страны, на их долю приходится около 50% выпуска продукции, 66% налогов и прибыли, переданных государству, 75% остаточной стоимости основных фондов. Кроме того, госпредприятия принадлежат в основном к ключевым отраслям народного хозяйства (энергетика, транспорт, производство важнейших видов сырья, материалов и оборудования). Поэтому от успеха их реформы во многом зависит судьба преобразований в целом.

     Реформа госпредприятий ставит своей целью  не аннулировать государственную собственность и осуществить приватизацию, а изменить механизм хозяйствования. Мы считаем, что государственная собственность совместима с рынком по следующим причинам:

  • во-первых, для создания рыночной экономики нужно лишь, чтобы участники рынка имели право на хозяйствование и самостоятельные экономические интересы;
  • во-вторых, это условие можно выполнить путем отделения права на хозяйствование от права на собственность по принципу “государственная собственность, самостоятельное предпринимательство, самоокупаемость”.

     Ядром реформы госпредприятий является создание “современной системы предприятий”. Функции и ответственность должны быть четко распределены между правительством и предприятием. Правительство как  собственник и макроэкономический регулятор имеет право контролировать его деятельность. Предприятие, получив статус юридического лица, должно нести ограниченную материальную ответственность за результат хозяйствования за счет и в рамках своего имущества. Поощряется соединение предприятий, создание консорциумов и групп. Для преобразования мелких предприятий разрешается использовать подряд, аренду и акционирование.

     Создание  комплексной системы рынков . Для ее формирования необходимо развивать (помимо рынка потребительских товаров) рынки средств производства, рабочей силы, недвижимости, технологий и информации, а также фондовый рынок. Надо бороться со стремлением отдельных районов к самоизоляции и протекционизму в интересах собственных предприятий. Важно отстоять единый рынок внутри страны, интегрировать его в мировой, обеспечить необходимую законодательную базу.

     Важное  значение для равноправной конкуренции  предприятий и оптимизации распределения  экономических ресурсов имеет изменение системы ценообразования. За несколько лет сформируется его новый механизм. Государство будет устанавливать цены только на продукцию естественных монополий (нефть, природный газ, редкие металлы и др.), специфические товары (медикаменты, оружие), а также услуги учреждений таких сфер, как здравоохранение, образование, культура и спорт. Цены на остальные товары и услуги должны определяться рынком. При проведении реформы цен необходимо внимательно следить за их уровнем для предотвращения резкой инфляции.

     Углубление  реформы систем распределения и  социального обеспечения . При распределении доходов народного хозяйства следует принимать во внимание интересы государства, коллектива, личности, центрального правительства и местных администраций. Нужно устранять имеющие место перекосы в получении доходов гражданами на местах и местными администрациями.

     Большое значение придается преобразованию системы заработной платы на предприятиях, в учреждениях и государственных  органах исходя из их специфики. Личные доходы должны быть дифференцированными  и соответствовать принципу “главное - эффективность, но с учетом справедливости”. Человеку нужно предоставить возможность получать доход от своего капитала и имущества, но эта форма дохода останется лишь дополнительной. Правительство намерено через политику распределения и налоговые рычаги регулировать личные доходы для предотвращения социального расслоения общества.

     Намечается  установить режим отчетности о доходах, подлежащих налогообложению, усилить  контроль за подоходным налогом, ввести налоги на наследство и дарения.

     Важной  задачей является совершенствование системы социального обеспечения, ускоренная разработка законов по борьбе с безработицей, а также о пенсиях и здравоохранении. Городские рабочие и их коллективы совместно должны нести расходы на пенсионное и медицинское страхование.

     Следует различать административную работу учреждений социального обеспечения и предпринимательскую деятельность фондов социального обеспечения. Учреждения должны контролировать доходы и расходы фондов, которые могут заниматься предпринимательской деятельностью, главным образом покупкой государственных облигаций с целью сохранения и увеличения основного капитала при обеспечении нормальных выплат и ликвидности.

     Создание  механизма косвенного регулирования  макроэкономики . Главная задача макроэкономического регулирования в условиях рынка - обеспечить баланс совокупного спроса и предложения, стимулировать оптимизацию структуры народного хозяйства, обеспечить длительное, быстрое и здоровое развитие экономики. Для создания эффективного механизма регулирования необходимо провести реформы плановой, банковской и налоговой систем.

     Плановая  система должна перейти от прямого к косвенному управлению, от преобладания натуральных показателей к доминированию стоимостных, от контроля предприятий общественной собственности к контролю предприятий всех форм собственности.

     Банковская  реформа включает в себя дальнейшее разделение функций банков разных категорий и развитие кредитно-банковских институтов, связанных с разными формами собственности.

     Ядром налоговой реформы является система распределения налогов. Центральное правительство получает таможенные пошлины, часть налогов на потребление и добавленную стоимость, подлежащую таможенному обложению, налоги на потребление и доход госпредприятий, находящихся в ведении центрального правительства.

     Центральное правительство и местные администрации  совместно получают НДС, налоги на биржевые сделки и использование природных  ресурсов.

     В местные администрации поступают  налоги на доходы предприятий, находящихся  в их ведении, на индивидуальные доходы граждан, на пользование землей, сельскохозяйственными угодьями и пастбищами, на муниципальное строительство, с владельцев строений и транспортных средств. Намечается создание органов, несущих ответственность за сбор государственных и местных налогов (центральный орган - за государственные и общие налоги, местный - за местные).

     Изменение функций правительства . Для создания рыночной экономики требуется разделить функции правительства и предприятий. Функции правительства включают планирование, разработку экономической политики, предоставление информации, согласование спорных вопросов, оказание разного рода государственных услуг, контроль за исполнением. Местные администрации не должны вмешиваться в работу предприятий, разрешенную законом и входящую в их полномочия. Необходимо правильно распределить полномочия в управлении экономикой между центром и местными администрациями с целью поощрения инициативы обеих структур. [21]

 

      2. Успех рыночных реформ в Китае и их неудача в России

 

     Неудача экономических реформ в России связана с применением подхода СЛП - стабилизация, либерализация, приватизация

     Эффективность используемого в Китае подхода  ИКУ - институционализация, конкуренция, управление

     Государство в ходе рыночных преобразований должно играть ведущую роль. Успех рыночных реформ в Китае и их неудача в России очевидны, хотя возможности у Китая были гораздо скромнее. В чем причина? Ответ на вопрос дает сравнительный анализ перехода этих стран к рыночной экономике, который можно представить в виде семи основных пунктов.

     1. В конце 80-х годов разумно было ожидать, что Россия успешно осуществит переход к рыночной экономике, а Китай не добьется успеха , имея в виду, что рыночные реформы начались в Китае в 1978 г., а в России (являвшейся тогда частью СССР) - в 1985 г.

     У России были следующие предпосылки благоприятного проведения преобразований:

     • успешное использование метода централизованного  планирования для формирования второй по масштабам экономики в мире (более крупной, чем в Японии и  Германии), наивысшие в мире объемы добычи нефти, газа, угля, производства пшеницы, обуви и ряда других товаров;

     • огромный внутренний рынок;

     • целостная инфраструктура, включая  транспорт, коммуникации, университеты, научно-исследовательские институты  и т.д.;

     • урбанизированное, грамотное и обученное население;

     • подготовленная рабочая сила и менеджеры  с опытом управления производством (за исключением финансовой сферы);

     • колоссальный человеческий капитал, в  том числе крупнейший в мире отряд  ученых и инженеров;

     • мощные “тылы” в Восточной Европе с ее ресурсами и рынками;

     • огромные природные ресурсы.

     В отличие от этого возможности  Китая были гораздо меньше:

     • узкий в отношении платежеспособности внутренний рынок;

     • низкий уровень индустриализации и  развития инфраструктуры;

     • сельское, в основном неграмотное население (80% сельского населения против 80% городского в России);

     • в основном необученная рабочая  сила, ограниченный человеческий капитал, незначительное число ученых, инженеров  и техников;

     • малоуспешное функционирование плановой экономики;

     • отсутствие “тылов” для обеспечения  ресурсами и рынками;

     • ограниченные природные ресурсы;

     • потенциальные преимущества, обусловленные  гораздо более коротким, чем в  России, периодом развития по социалистическому  пути и благодаря этому наличием эвентуальных предпринимателей, которые могли проявить соответствующую инициативу;

     • потенциальные преимущества, обеспечиваемые гораздо более узким государственным  сектором экономики, высокой долей  накоплений, поддержкой зарубежных китайцев, огромным потенциалом низкооплачиваемой рабочей силы и, самое главное, использованием иного подхода к экономическим реформам.

     2. Вопреки ожиданиям рыночные реформы в Китае оказались успешными, а в России не удались .

     Начиная с 1985 г. темпы экономического роста в Китае составляют в среднем 10,3% в год - ошеломляющий, высочайший показатель для любой крупной страны мира. При этом возрастают реальная заработная плата и уровень жизни, формируется средний класс. Текущие темпы роста стабильно удерживаются на уровне примерно 10%. Китай быстро превращается в ведущую индустриальную страну с относительно низкими темпами инфляции. Отмечается значительное положительное сальдо торгового баланса, имеются запасы иностранной валюты, составляющие более 100 млрд долл. В результате проведения жесткой денежной политики при высоких темпах роста и низкой инфляции Китаю в ходе проведения преобразований удалась “мягкая посадка”.

Информация о работе Сравнительная характеристика экономики Китая и России