Автор: z*********@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 20:59, реферат
Государственное регулирование — комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекций и установления основных экономических процессов.
Введение.
Государственное регулирование в США в 1930е гг.
1.1 Причины и цели политики “нового курса” Ф.Д.Рузвельта
1.2 Законодательство о стабилизации финансовой системы
1.3 Законодательсвто об улучшении положения в промышленности
1.4 Законодательство об улучшении положения в сельском хозяйстве
1.5 Трудовое и социальное законодательство
Государственное регулирование в Германии в 1930е гг.
Сравнительная характеристика государственного регулирования в США и Германии в 1930е гг.
Заключение.
Список используемой литературы.
Министерство образования, науки, молодежи и спорта Украины
СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет экономики и менеджмента
Кафедра
экономики и маркетинга
Реферат
по дисциплине:
История экономики и
на тему:
Сравнительная
характеристика государственного
регулирования в
США и Германии
в 1930е гг.
Выполнила:
ст.гр. АУ-11
Прохода В.
Проверила:
Диняк О.А.
Севастополь 2010г.
Содержание
Введение.
1.1 Причины и цели политики “нового курса” Ф.Д.Рузвельта
1.2 Законодательство
о стабилизации финансовой
1.3 Законодательсвто
об улучшении положения в
1.4 Законодательство
об улучшении положения в
1.5 Трудовое и социальное
законодательство
Заключение.
Список используемой
литературы.
Введение.
Государственное
регулирование — комплекс мер, действий,
применяемых государством для коррекций
и установления основных экономических
процессов.
Механизмы государственного регулирования рыночной экономики:
• Бюджетно-налоговая (фискальная) политика- деятельность государства в области налогообложения, регулирования государственных расходов и государственного бюджета. Направлена на обеспечение стабильного развития экономики, предотвращения инфляции и обеспечение занятости населения.
• Денежно-кредитная(
монетарная ) политика- контроль над денежной
массой в экономике. Её цель- поддержка
стабильного развития экономики.
Методы регулирования разделяются на:
• Прямые: контроль над монополиями, экология, разработка стандартов, их поддержание (знаки качества, государственные стандарты)
• Косвенные: денежная политика, контроль за доходами, социальная политика
• Внешнеэкономическое
регулирование
Формы регулирования
• Государственные целевые программы (социальные)
• Прогнозирование
• Моделирование
ситуаций
Причины регулирования:
1) Наличие в
стране общественных благ (образование,
здравоохранение, охрана
2) Наличие частного
и общественного характера
3) Возникновение отрицательных эффектов внутри рынка (бедность, преступность, экологические проблемы)
4) Научно-технический прогресс
5) Тенденция к монополизации
6) Наличие международной
конкуренции.
В США системное
государственное регулирование
экономики стало развиваться
с начала 1930-х гг. ХХ в. под влиянием
кризиса 1929—1933 гг. Одним из главных направлений
стало регулирование финансовой сферы.
Были приняты законы, на основе которых
действует мощная система государственного
надзора и регулирования. Вместе с тем
характерной чертой финансовой системы
США является тенденция к возрастанию
уровня саморегулирования. Не только государство,
но и практически все институты финансовой
системы проявляют растущую заинтересованность
в обеспечении ее устойчивости и надежности.
В Германии главным содержанием экономической политики стала всеобщая милитаризация. В июне 1933 г. при Министерстве экономики был организован Генеральный совет немецкого хозяйства, который формировал государственную экономическую политику.
В 1934 г. был издан декрет о трудовом фронте, который запрещал стачки и переход
рабочих с одного предприятия на другое. Были отменены коллективные договоры, а
руководители предприятий получали диктаторские полномочия. Начала официально
формироваться
система принудительного труда.
1. Государственное
регулирование в США в 1930е гг.
Известно,
что США - государство с большим
опытом в области антимонопольного
регулирования экономики. Государственное
регулирование в США
1.1 Причины и
цели политики “нового курса” Ф.Д.Рузвельта
Мировой
экономический кризис 1929--1933 гг. с
особой силой поразил США, резко
сократил объем производства, привел
к расстройству финансы, вызвал повсеместное
разорение и банкротство промышленных,
торговых и финансовых фирм, массовую
безработицу. Общий объем продукции американской
промышленности составил в 1932 г. лишь около
54% по сравнению с докризисным 1929 г. За
годы кризиса прекратила существование
пятая часть всех банков США, каждый третий
рабочий был лишен работы, принудительно
распроданы за неуплату долгов и налогов
сотни тысяч фермерских хозяйств. При
отсутствии государственной системы социальной
защиты жертв обрушившихся на страну экономических
бедствий кризис до предела обострил социально-классовые
противоречия, привел к невиданным ранее
в США выступлениям рабочих. Америка оказалась
в предреволюционной ситуации, требующей
коренной ломки всего старого уклада жизни.
Первые
попытки остановить волну банкротств
путем государственного кредитования
были предприняты в США в 1932 г. правительством
Гувера. С этой целью была создана Национальная
кредитная корпорация, преобразованная
в начале 1932 г. в Реконструктивную финансовую
корпорацию. Другая правительственная
организация -- Федеральное фермерское
бюро -- была призвана поддерживать уровень
цен на сельскохозяйственную продукцию.
Эти мероприятия потерпели полную неудачу.
К началу 30-х гг.производство в стране
снизилось наполовину, национальный доход
на 48%, обанкротилось 40% банков, безработица
достигла небывалого в истории этой страны
размаха -- безработным оказался каждый
четвертый рабочий и служащий, разорившиеся
вкладчики и маклеры нередко кончали жизнь
самоубийством. Безработные и бездомные
заполонили пустыри в центре городов сарайными
поселками, которые назвали гувервилями
по имени президента Герберта Гувера.
Местные власти и частные лица практиковали
раздачу благотворительного супа, в городе
Чикаго эта практика возникла по инициативе
гангстера Аль Капоне. Администрация президента
Г. Гувера надеялась на стихийное преодоление
кризиса и делала ставку на здоровые силы
общественного организма -- частную инициативу,
свободную конкуренцию и таможенные барьеры.
Государству отводилась роль независимого
арбитра в борьбе конкурирующих групп.
Правительство Гувера не смогло остановить
сползания страны к надвигающемуся финансово-экономическому
краху. ФРС не справлялась со своими задачами
помощи банкам в условиях биржевых лихорадок,
так как возглавляющий ее Совет управляющих
не был в это время наделен необходимыми
властными полномочиями. Он не мог ни устанавливать
обязательных резервов депозитных банков,
ни контролировать с полной ответственностью
проведение операций на открытом рынке
ценных бумаг и пр.
Весной
1933 г., когда кризис достиг своего апогея,
в президентской избирательной кампании
победу одержал Франклин Делано Рузвельт
(1882--1945), до этого дважды избиравшийся
губернатором Нью-Йорка. Ф. Рузвельт, дальновидный
политик, понимавший необходимость радикальных
мер для создания в стране эффективно
действующего антикризисного механизма,
проведения социальных реформ, способных
приостановить развитие массового движения
протеста в Америке по революционному
пути. Рузвельт при поддержке своих ближайших
советников, получивших прозвище "мозговой
трест", провел тщательную подготовку
позитивной социальной программы, которая
включала в себя вопросы реформирования
административной и отчасти судебной
власти, вопросы экономического планирования
(здесь его советники отчасти учитывали
результаты советского опыта планирования)
и законодательного регулирования экономики
по отраслям. В последнем разделе наблюдалось
большое разнообразие -- от проектирования
строительства гидроэлектростанции с
одновременным освоением речной долины
в штате Теннесси до производства консервов.
Совокупность антикризисных мер, направленных
на государственное регулирование американской
экономики, разработанных правительством
Рузвельта получила в истории США название
"нового курса", основные реформы
которого были проведены в период первых
"ста дней" его президентства, когда
Конгресс принял большое число законов,
охватывающих все сферы социально-экономической
и политической жизни страны. Смысл политики
“нового курса ” был раскрыт Рузвельтом
в речи перед избирателями: в виде элементов
экономического планирования в целях
«более справедливого распределения богатств
и товаров и приспособления существенных
элементов экономической организации
к нуждам народа». Определенное влияние
на советников Рузвельта оказало и несколько
деформированное представление об успехах
государственного регулирования хозяйства
в СССР в годы первой пятилетки. Провозглашенный
«новый курс» сложился из целого ряда
законодательных актов и административных
мер. Часть их были рассчитаны только на
выход из кризиса, часть -- на перспективу.
Но в целом они сформировали новую систему
регулирования социально-хозяйственных
отношений в рамках капиталистической
экономики. В “новом курсе ” - и в этом
его главное значение - прошли своеобразную
экспериментальную проверку политика
и практика государственного вмешательства
в частноэкономические отношения. Эта
программа не носила спонтанного характера
(как Утверждало ранее большинство историков
), еще в 1928 г. Ф- Рузвельт, став губернатором
от демократической партии в штате Нью-Йорк,
сформулировал доктрину "ответственности
государства за судьбы своих граждан".
Эта доктрина нашла воплощение в радикальной
по тем временам программе реформ, предложенных
им легислатуре штата, включающей в себя
помощь фермерам и фермерским кооперативам,
контроль за рынком сельскохозяйственных
продуктов, решительное улучшение рабочего
законодательства, поддержку школ, здравоохранения
и пр. Там же Ф. Рузвельт получил и первый
опыт социального реформаторства, когда
законодательным собранием штата был
принят беспрецедентный по тем временам
Закон о чрезвычайной помощи безработным
и была создана в целях проведения этого
закона в жизнь Временная администрация
помощи. Опыт создания соответствующих
государственных органов, гарантирующих
проведение чрезвычайных законов в жизнь,
неукоснительно использовался Рузвельтом
и в дальнейшем.
1.2 Законодательство
о стабилизации финансовой
Одной
из важнейших задач первого
1.3 Законодательство
об улучшении положения в промышленности
В середине
1933 г. был принят Закон о восстановлении
промышленности (National Industrial Recovery Act - NIRA)
-- самый значительный в законодательстве
"нового курса". Как указывалось в
самом законе, он был принят целью обеспечения
"всеобщего благосостояния", путем
установления координации с целью решения
проблем массовой нищеты, достижения сотрудничества
между рабочими и работодателями при содействии
правительства, устранения и решения трудовых
конфликтов, проблем разрушительной конкуренции,
ведущих к снижению прибылей и сокращению
инвестиций и занятости. Пагубные процессы
понижения цен в условиях "разрушительной
конкуренции" должны были пресечь "кодексы
честной конкуренции", составляемые
предпринимательскими ассоциациями, при
участии профсоюзов, которые фиксировали
строго определенные нормы производства
и сбыта продукции, устанавливали уровень
товарных цен, условия коммерческого кредита
и пр. После утверждения президентом "кодексы"
получали силу закона. Законом о восстановлении
промышленности (16 июня 1933 г.) вводились
т.н. «кодексы честной конкуренции» -- особые
инструктивные акты для отрасли (или подотрасли)
промышленности, которые формулировались
предпринимателями, а санкционировались
президентом. Временно (на 2 года, на которые
предусматривалось действие закона) приостанавливалось
антитрестовское законодательство, и
правительство могло принудительно картелировать
предприятия. Кодексы должны были содержать
правила в отношении объемов выпускаемой
продукции, ее цен, порядка сбыта, а главное
-- условий найма труда по отрасли.
1.4 Законодательство
об улучшении положения в сельском хозяйстве
Аграрная
политика "нового курса" нашла
воплощение прежде всего в Законе
о регулировании сельского