Современный экономический кризис и его особенности

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 13:52, курсовая работа

Описание работы

Как известно, современное общество стремится к постоянному улучшению уровня и условий жизни, которые может обеспечить только устойчивый экономический рост. Однако наблюдения показывают, что долговременный экономический рост не является равномерным, а постоянно прерывается периодами экономической нестабильности и даже кризисами.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………3
1. Экономические кризисы и их особенности
1.1 Определение экономического кризиса…………………………………………5
1.2 Классификация экономических кризисов……………………………………..6
1.3 Мировые экономические кризисы в истории………………………………..8
2. Кризис 2008-2009 гг. и его следствия
2.1 Мировой финансовый кризис………………………………………………………..18
2.2 Финансовый кризис в России…………………………………………………………19
3. Современные антикризисные действия
и их эффективность………………………………………………………………….27
Заключение………………………………………………………………………………34
Список литературы…………

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.docx

— 56.71 Кб (Скачать)

 Кризис для  российской промышленности —  это в первую очередь падение  спроса на продукцию предприятий как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Причем — если говорить о внешнем рынке — падение, усиленное нарастанием протекционизма вопреки многочисленным публичным декларациям.   
    

 Другая общесистемная  проблема — сниже ние доступности кредитных ресурсов. Как результат — рост задолженности предприятий перед поставщиками сырья и материалов, кредитными организациями и, наконец, собственными сотрудниками.     

 В совокупности  обе тенденции вынуждали отечественных  производителей сокращать объемы  производства и продаж, а в  некоторых случаях — останавливать  производство, приводили к сокращению  выручки, заставляли предприятия  прибегать к явному или скрытому  высвобождению трудовых ресурсов.    

 Эти тенденции  в той или иной мере прояви лись во всех отраслях промышленности. В течение года наибольший спад наблюдался в отраслях, производящих инвестиционные товары, наименьший — в производстве товаров первой необходимости. Отрасли со значительной долей производства полуфабрикатов различных переделов показывали среднюю по промышленности динамику. Несколько особняком стоит оборонно-промышленный комплекс — здесь производство даже выросло.    

 Помимо указанных  факторов, у кризиса в России  проявились и специфические черты,  главная среди которых — структура  экономики с преобладанием экспорта  сырья и других товаров с  низкой добавленной стоимостью. Такая структура поставила платежный баланс страны в гораздо более тесную зависимость от конъюнктурных ценовых колебаний, чем в экономиках с более диверсифицированной структурой.   

 Частично указанные  трудности были компенсированы  девальвационным эффектом. Однако  в результате быстрого укрепления  рубля достигнутый ранее девальвационный  запас конкурентоспособности российской  экономики перед импортом оказался  исчерпан уже к октябрю 2009 г.    

 В этих условиях  самое важное, что нужно было  оценить на старте, — насколько  серьезно его влияние и должны  ли быть пересмотрены стратегические  цели, сформулированные до 2020 г. Наш  ответ — нет. Нужно удержать  стратегические цели в фокусе  управления и относиться ко  всем трудностям и неопределенности  как к временным явлениям, которые  заставляют более оперативно  реагировать на изменения ситуации.    

 Утрата стратегического  ориентира сделала бы  бессмысленной текущую управленческую работу. Этого удалось избежать.   

 За четыре года, предшествовавших началу кризиса,  Минпромторгом были разработаны и приняты стратегии развития приоритетных отраслей, находящихся в ведении Министерства. Эти документы увязаны со стратегическими документами развития отраслей — потребителей промышленной продукции и важнейших инфраструктур и, конечно, с Концепцией долгосрочного развития до 2020 г.   

 Кризис внес  определенные коррективы в до стижение намеченных целей, сдвинул реализацию ряда инвестпроектов. Однако заложенные в эти документы установки стратегического характера остались неизменными. Основная цель антикризисной работы Министерства — это сохранение стратеги- ческих отраслевых траекторий развития за счет своевременной реакции на вызовы как на внутреннем, так и на внешнем рынке.   

 Более того, за  время развития кризиса Минпромторгом России был подготовлен ряд стратегических документов с учетом новых реалий. В том числе и в отраслях, которые лишь недавно попали в сферу ответственности Министерства. Утверждена Стратегия развития фармацевтической промышленности до 2020 г., в завершающей стадии разработки находятся стратегии развития радиоэлектронной промышленности, тяжелого и энергомашиностроения, торговли.    

 Ряд государственных  антикризисных действий, предпринятых  в течение года, имеет общесистемный  характер. Это меры по сохранению  банковской системы, валютная  политика, постепенное снижение  инфляции и ставки рефинансирования  ЦБ. В то же время все еще сохраняются такие негативные тренды, как высокая стоимость и низкая доступность кредитных ресурсов. В основных же странах-конкурентах девальвация оказалась глубже, чем в России. А такая ситуация негативно влияет на конкурентоспособность наших предприятий.   

 Это те рамки,  в которых Министерство промышленности  и торговли РФ вырабатывает  свои антикризисные предложения.  Ряд действий был призван компенсировать  негативный макроэкономический  фон.   

 Это введение 15-процентной  преференции при проведении госзакупок для отечественных производителей. Меры таможенно-тарифного регулирования (обнуление пошлин на ряд экспортных товаров, оптимизация импортных пошлин на ввозимое оборудование в интересах техперевооружения). Различные виды субсидий по процентным ставкам, наконец — госгарантии.  

 Часть реализованных  для противодействия кризису  инструментов была разработана  в предыдущие годы и с успехом  применялась с целью повышения  конкурентоспособности продукции  отечественной промышленности на  внутреннем и внешнем рынках. Речь идет о различных видах  субсидирования процентных ставок  по кредитам, направленным на  поддержку экспорта высокотехнологичной  продукции, осуществление лизинговых  операций и технологического  перевооружения, сезонных закупок  сырья в лесной и легкой  промышленности и т. д.   

 Новыми механизмами  поддержки отраслей в 2009 г.  стали различные виды субсидий  в автомобильной промышленности, расширение списка отраслей, получающих  субсидии на технологическое  перевооружение, осуществление взносов  в уставные капиталы отдельных  организаций и ряд других мероприятий.    

 В основу комплекса  дополнительных антикризисных мер  в промышленности была положена  следующая структура:

  1. поддержка спроса на продукцию отечественных производителей;
  2. стабилизация финансового состояния предприятий;
  3. реализация стратегических программ развития и инвестиционных планов российских компаний в отраслях промышленности.
 

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

3. Современные  антикризисные действия и их  эффективность   

 В связи с  давней глобализацией современные  антикризисные действие должны  быть в интересах не только  одной страны, но и в интересах  всего мира.   

 Если брать  антикризисные меры в глобальном  масштабе, то здесь всё слишком  расплывчато и туманно. Объясняется  это, с одной стороны, тем,  что даже дипломированные специалисты  до сих пор могут с большим  трудом и весьма относительно предсказывать функционирование мировой экономики - другими словами, мало кто представляет, что нужно сделать, чтобы всем было хорошо. С другой стороны, правительства каждого государства сосредоточены прежде всего на стабилизации национальных экономик, на минимизации ущерба в первую очередь для самих себя, что понятно. Поэтому на данный момент общемировые меры по борьбе с кризисом ограничиваются решениями апрельского саммита 20 наиболее экономических развитых стран планеты. В соответствии с этими решениями необходимо выделить Международному валютному фонду 1 триллион американских долларов. Эта сумма должна будет распределяться среди наиболее пострадавших от кризиса стран, в первую очередь для поддержки и восстановления мировой финансовой системы. Кроме того, были сформулированы абстрактные тезисы о том, что нужно стимулировать мировую торговлю, бороться с проявлениями национального протекционизма, ликвидировать ряд ненадёжных оффшорных зон, однако практического наполнения этих замечаний пока нет.

Так что  в большинстве своём мировые  антикризисные меры сводятся к тому, чтобы с помощью финансовых вливаний стабилизировать финансовую ситуацию до тех пор, пока кризисные явления  не затихнут, а уже после этого  принимать конкретные программы  по преодолению последствий экономического шторма.      

- И тем ни менее  рассмотрим несколько важных  атникризисных мер конкретно в РФ:

  1. Изменения в налоговой системе РФ.
 

   Конкурентоспособность российской экономики, выходящей из кризиса, должна основываться на налоговой  системе, которая бы обеспечивала привлечение  капитала. Когда кризис закончится, российская экономика может получить конкурентное преимущество относительно других экономик, усовершенствовав налоговую систему таким образом, чтобы обеспечить приток иностранного капитала. Стоит рассмотреть вопрос о замене НДС налогом с продаж - он прост в исчислении, проще в администрировании. Кроме того, в целях повышения инвестиционной привлекательности российских организаций и стимулирования долгосрочных инвестиций целесообразно принять поправки в Налоговый кодекс об освобождении от уплаты подоходного налога суммы дохода, полученного при реализации ценных бумаг. При этом норма не должна содержать ограничение по сумме дохода. Такой подход позволит стимулировать привлечение инвестиционного, а не спекулятивного капитала, а также позволит оказать положительное влияние на отток капитала с российских рынков в оффшорные зоны.   

2. Финансирование торговли и   промышленной индустрии, предприятий,  заводов.    

В течение 2008 и 2009 гг. Минпромторг России реализовывал комплекс мер, направленных на поддержку промышленности и торговли. В основу работы Министерства был  положен План действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики и План действий по реализации Программы антикризисных мер  Правительства Российской Федерации  на 2009 г.   

Для этого в максимально короткие сроки был сформирован и утвержден  в ноябре 2008 г. ведомственный План действий, направленных на оздоровление ситуации в отдельных отраслях промышленности. Летом 2009 г. он был актуализирован и  дополнен с учетом оперативного мониторинга  и оценки эффективности реализации мер поддержки промышленности.    

В ноябре–декабре 2008 г. была проведена  работа по формированию ведомственного списка системообразующих организаций  промышленности и торговли, разработана  методика отбора предприятий и организаций, формы представления информации о текущей ситуации на предприятиях.   

Для включения в этот список компании должны были удовлетворять одному из двух условий. Первое условие при  включении в ведомственный список — наличие у предприятия как  минимум одной из следующих характеристик:

    • предприятие выступает финализирующим звеном, интергратором технологической цепочки;
    • предприятие производит уникальную продукцию, представляющую стратегический интерес.
 

   Кроме того, особое внимание уделяется градообразующим  предприятиям. В результате был сформирован  ведомственный перечень ключевых организаций, с учетом которого формировался правительственный  список системообразующих предприятий.   

Работа  с отобранными компаниями велась через Комиссию по повышению устойчивости развития отраслей промышленности и  торговли, организованную в Минпромторге России. При комиссии были образованы отраслевые рабочиегруппы по мониторингу  за финансовоэкономическим состоянием организаций, находящихся в перечне  системообразующих организаций, в  области:

    • оборонно-промышленного комплекса, авиастроительной, судостроительной, радиоэлектронной промышленности, двигателестроения, промышленности боеприпасов, спецхимии и обычных вооружений;
    • черной и цветной металлургии, включая ресурсную базу, трубной промышленности, транспортного машиностроения, лесной промышленности;
    • автомобильной промышленности, сельскохозяйственного машиностроения, промышленности строительнодорожных машин и оборудования, энергетического, нефтегазового машиностроения, станкоинструментальной промышленности;
    • химической и фармацевтической промышленности, включая минеральные удобрения;
    • внутренней торговли, включая аптечную сеть, легкой промышленности.
 

  

  • Итоги уже  принятых мер за 2008-2009 года и небольшое  предсказание на ближайшее будущие.
 

   По итогам третьего  квартала 2009 года можно констатировать, что российская экономика вышла  из острой фазы кризиса. Об  этом свидетельствует возобновление  роста российской экономики во  второй половине 2009 года. В III и  IV кварталах 2009 года, по предварительной оценке, прирост ВВП (с учетом сезонности) составил 1,1% и 1,9% соответственно. 

 Принимаемые меры  позволили улучшить ситуацию  на рынке труда, уменьшить масштабы  безработицы, способствовали стабильной  работе аграрного сектора. Так,  в годовом исчислении, в течение  2009 года падение промышленного  производства существенно замедлялось  - с 14,3% в I квартале до 5% в IV квартале. По итогам года ожидается спад  промышленного производства на 11,5% против его роста на 2,1% в 2008 году. По предварительной оценке, падение ВВП в 2009 году составит  не более 8,5 процентов. 

Информация о работе Современный экономический кризис и его особенности