Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 22:28, реферат
Неоклассическое направление возникло в последней трети 19ст. в результате маржинальной революции, когда в экономике начинает использоваться маржинальний (предельный) анализ. Классическое направление политэкономии не изучало поведения субъектов на рынке и потому не создало целостного учения о рыночной системе ведения хозяйства. Этим заняласьавстрийская школа (70-90гг. 19ст.) политэкономии, основатель – Карл Менгер, представители: Бем-Баверк и Визер. Они выдвинули субъективно-психологическую концепцию ценности и противопоставили ее трудовой теории стоимости. Ценность блага определяется субъективной оценкой полезности индивидом последней единицы блага, которая удовлетворяет наименее значущую потребность.
Неоклассическое направление возникло в последней трети 19ст. в результате маржинальной революции, когда в экономике начинает использоваться маржинальний (предельный) анализ. Классическое направление политэкономии не изучало поведения субъектов на рынке и потому не создало целостного учения о рыночной системе ведения хозяйства. Этим заняласьавстрийская школа (70-90гг. 19ст.) политэкономии, основатель – Карл Менгер, представители: Бем-Баверк и Визер. Они выдвинули субъективно-психологическую концепцию ценности и противопоставили ее трудовой теории стоимости. Ценность блага определяется субъективной оценкой полезности индивидом последней единицы блага, которая удовлетворяет наименее значущую потребность.
Основоположником американской школы (2п. 19 ст.) был Джон Кларк. Он ввел понятие „предельная производительность”, разрабатывал теорию производства.
Использование в теории предельных
величин привело к
Неоклассическое направление состояло из учений разных школ и нужно было систематизировать и обобщить их результаты. Это сделал руководитель кафедры экономической теории кембриджского университета проф. А. Маршал (1842-1924 гг.). Он считал, что необходимо отмежеваться от политической экономии, так как этот термин определяет экономику на государственном уровне, и назвал свою основную работу „принципы економикс.”
Основные идеи неоклассической школы:
1. Рассматривали „чистую”
экономику, независимо от
2. Объект исследования
– поведение и субъективные
мотивы человека „
3. Широкое использование
математических методов в
4. Минимальное вмешательство государства в экономику.
Кейнсианство (30-70гг. 20ст.). В 30-х годах вследствие возникновения монополий был подорван рыночный механизм регулирования экономики. „Великая депрессия” отбросила развитые страны на несколько десятилетий назад, привела к появлению новых моделей в экономической теории.
В 1936г. вышла работа Джона Мейнарда Кейнса „Общая теория занятости, процента и денег”. В ней были изложены основные направления экономической политики, которая смогла бы урегулировать экономическую жизнь. Следствием кризиса стало то, что платежеспособность не отвечала предложению. Основная идея Кейнса - эффективный совокупный спрос на производственные и потребительские товары. Действует психологический закон: с возрастанием дохода растет спрос, но не в одинаковых пропорциях. Часть дохода не инвестируется, а накапливается. Спрос на товары производственного характера тоже недостаточен из-за склонности предпринимателей к накоплению денег в ликвидной форме. Причина - неуверенность людей в будущем. Результат - закрытие предприятий, безработица - уменьшение спроса.
Кейнс предлагает активную государственную политику:
1. Создавать условия для
предпринимательской
2. Государство должно
заниматься
Модель использовалась до 70-х гг. в развитых странах, в дальнейшем она себя исчерпала.
Неолиберализм возник в Германии после Второй мировой войны. Представители: Эрхард, Ойкен – отстаивали свободу предпринимательства, парламентское устройство, демократические права и свободы личности, ограничение вмешательства государства в хозяйственную жизнь. ”Конкуренция - насколько возможно, регулирование - насколько необходимо”, „Государство должно играть роль судьи на футбольном поле: сам не играет, но следит за соблюдением правил игры” (Эрхард).
Неоконсерватизм – сохранение старых ценностей на новом этапе. 70-80гг. 20ст. Кризисы вызваны чрезмерным регулированием экономики (высокие налоги, широкие социальные программы расхолаживают экономику).
Необходимо приватизировать государственный сектор экономики, снизить налоги и уменьшить затраты из бюджета на социальные программы. Рекомендации были использованы Премьер-министром Великобритании Маргарет Тетчер и Президентом США Рональдом Рейганом.
Монетаризм (60-90гг. 20ст.) (Чикагская школа). Милтон Фридмен: “только деньги имеют значение”. Причину кризисов видит в сокращении денежной массы, что приводит к сокращению ВНП. Снижение уровня безработицы предлагает достигать не предоставлением помощи безработным, а активной политикой на рынке труда (информация, возможность переквалификации). Уменьшение уровня безработицы ниже естественного приводит к стагфляции (падение объемов производства - стагнация и обесценение денег – инфляция).
Экономика предложения (60-90гг. 20ст.). Представитель - Артур Лаффер. Перенесен акцент с регулирования спроса на регулирование предложения при помощи налогов. Уменьшение налогов приводит к увеличению поступлений в бюджет в результате активизации предпринимательской деятельности и увеличения объемов производства.
Все современные теории не
отвергают необходимости
Институционализм
Институционализм – это в определенном смысле альтернатива неоклассическому направлению экономической теории. Институционалисты движущей силой экономики наряду с материальными факторами считают так же духовные , моральные, правовые и другие факторы, рассматриваемые в историческом контексте, т. е объекты исследования , институты, не подразделяются на первичные или вторичные и не противопоставляются друг другу.
Общественный институт – это структура, организация, установление, с помощью которого реализуется общественная и личная жизнь, обеспечивается преемственность и стабильность в обществе. Политические институты- государство, суд, армия; религиозные институты – церковь, обряд; экономические институты – разделение труда, собственность, деньги, кредит, торговля. Сторонники институционализма признают важность всех видов институтов для развития экономики.
Институционализм являет собой качественно новое направление экономической мысли. Институционалисты поддерживают идею государственного регулирования экономики, отвергают способность капиталистической системы к саморегулированию.
Торстейн Веблен (1857-1929) – возглавляет социально-психологический (технократический) вариант институциональных исследований. По определению Веблена, “институты – это результаты процессов, происходивших в прошлом, оно приспособлены к обстоятельствам прошлого и, следовательно, не находятся в полном согласии с требованиями настоящего времени”. Отсюда необходимость их обновления в соответствии с законами эволюции к “требованиям настоящего времени”. Основной работой Веблена стал его труд “Теория праздного класса”. Свою убежденность в эволюционном преобразовании общества Веблен основывал на своеобразном преломлении теории эволюции природы Ч.Дарвина. В своей работе Веблен подверг критике положение классической школы о том, что поведение человека в экономике определяется исключительно соображениями собственной выгоды. Он говорит, что это зависит как от врожденной скромности, так и от действующих социальных институтов, обычаев, традиций, норм поведения.
Т. Веблен выделял две стадии развития рыночного хозяйства. На первой стадии происходит раскол между бизнесом и индустрией, то есть между собственниками капитала и организаторами производства. Это сопровождается несовпадением интересов, собственники капитала озабочены его приростом, а организаторы производства, специалисты ставят превыше всего интересы развития производства. Это противоречие преодолевается на второй стадии развития рыночной системы – к власти приходит техноструктура. Основным в своих прогнозах Веблен ставит неуклонное ускорение научно-технического прогресса и возрастание роли инженерно-технической интеллигенции, неотвратимость “паралича старого порядка” и перехода власти к представителям инженерно-технической интеллигенции. В этом идеи Т.Веблена очень схожи с идеями К.Маркса. Но, по-видимому, ни тем ни другим идеям не суждено полностью сбыться, так как они утопичны в самой своей основе. Все экономически сильные державы мира, на сегодняшний день, живут при капитализме, строе, когда “балом правят собственники”, хотя научно-технический прогресс не отвергается, а, наоборот, помогает заинтересованному владельцу выжить и преуспеть в конкурентной борьбе, помогает пересмотреть свое отношение к работе фирмы, к ее руководству.
Именно этим проблемам посвящены работы современного представителя институционализма в США Джона Гелбрейта.
Гелбрейт исследовал тенденции укрупнения промышленного производства, образования гигантских корпораций, которые используют новейшую технику. Происходят крупные институциональные изменения в управлении такими гигантами: к руководству приходит техноструктура.
Д.Гелбрейт, исследовав тенденции развития современного производства, пришел к выводу, что в индустриальном обществе существует две системы: рыночная и планирующая. Господство крупных корпораций приводит к становлению планирующей системы с начала внутри государства, а затем и в международном масштабе. Многонациональные корпорации являются “островами сознательной силы в океане стихийного соперничества".
“Новый социализм”, по Гелбрейту, означает сочетание планирующей экономической системы и сильной социальной политики государства. Гелбрейт считает, что такой социализм, в отличии от марксистского или вебленовского, устанавливается без классовой борьбы на основе здравого смысла предпринимателей.
Неоклассического направления
Родоначальник неоклассического направления английский экономистАльфред Маршалл (1842-1924) ввел в обиход термин «экономике» как науки о наиболее эффективном использовании имеющихся экономических ресурсов в целях максимального удовлетворения неограниченных потребностей общества в экономических благах.
Теория Смита-Рикардо исходила из того, что уровень цен устанавливается с учетом колебаний спроса. Но что лежит в основе спроса? Требовалось уяснить, как формируется спрос, от чего зависит поведение покупателей, чем руководствуются они при выборе альтернативных решений?
Эту проблему выдвинули в центр анализа и попытались найти решение экономисты, создатели теории предельной полезности, теории предельных величин. Другое наименование теории - маржинализм (от marginal — предельный). Маржинализм исходит из того, что в принятии экономических решений ключевое значение приобретает предельная полезность (предельная единица, предельная производительность, предельный доход и т.д.).
Основоположник австрийской школы Карл Менгер (1840-1921) выдвинул теорию, согласно которой ценность благ обусловливается их полезностью для потребителя, а не издержками производства или затратами труда (как считали классики). Фридрих Визер (1851 — 1924) разработал теорию вменения — ценность средств производства определяется вмененной им ценностью потребительских благ. Евгений Бем-Баверк (1851 — 1914) разработал позитивную теорию капитала и теорию процента, основанную на учете фактора времени.
Теория предельных величин послужила одним из исходных пунктов для последующей разработки положений и категорий, вошедших в арсенал экономической науки. Она способствовала созданию теории потребительского поведения; явилась одним из отправных параметров современной теории цен, анализа взаимной связи спроса и предложения, оценки эффективности, оптимизации производственных факторов.
Однако среди экономистов долго шли дискуссии вокруг того, что является источником стоимости — полезность, затраты труда или еше и другие экономические факторы. Концепция, разработанная Маршаллом, явилась своего рода компромиссом между различными направлениями экономической науки.
Ключевая идея, выдвинутая им, состоит в переключении усилий с теоретических споров вокруг стоимости к изучению проблем взаимодействия спроса и предложения, как сил, определяющих процессы, протекающие на рынке. Маршалл предложил использовать понятие равновесной цены. Когда «цена спроса равна цене
предложения, объем производства не обнаруживает тенденции ни к увеличению, ни к сокращению; налицо — равновесие. Когда спрос и предложение пребывают в равновесии, количество товара, производимого в единицу времени, можно назвать равновесным количеством., а цену, по которой он продается, - равновесной ценой».
Подход Маршалла к трактовке цены и проблеме ценообразования опирается как на теорию производственных издержек, так и на положения австрийской школы предельной полезности. Он учитывает как объективную — издержки производства, так и субъективную оценку — полезность благ. В приложении к своей основной работе Маршалл писал: «Принцип издержек производства и принцип «конечной полезности», без сомнения, являются составными частями одного всеобщего закона спроса и предложения; каждый из них можно сравнить с одним из лезвий ножниц».
Наряду с А. Маршаллом, построившим теорию ценности на согласовании издержек производства и полезности, свой вклад в формирование новой концепции внесли американский экономист Дж. Кларк (1847-1939), англичанин А. Пигу (1877-1959), основатели лозаннской школы Л. Вальрас (1834-1910), В. Парето (1848-1923), шведский экономист и философ К. Виксслль (1851 — 1926).
Монетаризм (60-90гг. 20ст.) (Чикагская школа). Монетаризм — это такое направление экономической теории, в рамках которого анализируются процессы воздействия денег и денежно-кредитной политики на состояние экономики в целом. Центром современного монетаризма является чикагская школа в США во главе с М.Фридменом. Милтон Фридмен: “только деньги имеют значение”. Причину кризисов видит в сокращении денежной массы, что приводит к сокращению ВНП. Снижение уровня безработицы предлагает достигать не предоставлением помощи безработным, а активной политикой на рынке труда (информация, возможность переквалификации). Уменьшение уровня безработицы ниже естественного приводит к стагфляции (падение объемов производства - стагнация и обесценение денег – инфляция).