16
февраля 2007 г. Правительство
РФ приняло Концепцию
развития рынка
труда на 2007-2010 гг.
Разработанная Министерством здравоохранения
и социального развития концепция развития
рынка труда на ближайшие три года призвана
помочь преодолеть нарастающий кризис
на рынке труда и создать условия для притока
квалифицированной рабочей силы в ключевые
сектора экономики. Премьер-министр РФ
М. Фрадков возлагает на концепцию большие
надежды и утверждает, что сделан первый,
хотя и запоздалый шаг в направлении стимулирования
и развития рынка труда.
Современное состояние
рынка труда в России.
Основные проблемные места современного
рынка труда в России могут быть очерчены
следующим образом:
Снижение уровня
безработицы.
Последний мониторинг показал, что на
конец ноября 2008 года численность безработных
граждан зарегистрированных в органах
службы занятости составила 1 млн. 293 тыс.
человек.
Поэтому министр здравоохранения и социального
развития М. Зурабов планирует осуществить
модернизацию всей системы социального
страхования, что, скорее всего, будет
означать снижение государственных затрат
на поддержку безработных.
- Деформация
структуры занятости.
За последние годы сократилось число занятых
в сельском хозяйстве, ЖКХ и промышленности,
и четко обозначилась тенденция роста
числа вакансий на рынке строительства
и недвижимости, в информационно-банковском
секторе, на фармацевтическом рынке. Более
всего востребованы специалисты в области
продаж и административные сотрудники,
специалисты по персоналу и коммуникациям.
Оборотная сторона медали такова: налицо
нехватка квалифицированных рабочих кадров
в промышленности. Еще до распада Советского
Союза ПТУ и техникумы стали восприниматься
как удел неспособной молодежи. Вдобавок,
нет смысла отрицать, что и уровень преподавания
в данной категории учебных заведений
снизился за время «перестройки». Ныне
же средний возраст тех, кто готов работать
в качестве технического специалиста,
— предпенсионный, и в ближайшее время
не стоит ждать чудес. Ведь в настоящее
время в России от 30 до 50% предприятий испытывают
острую нехватку кадров. Наибольший дефицит
кадров ощущается в таких сегментах как
добыча полезных ископаемых, лесная и
целлюлозно-бумажная промышленность.
- Миграция.
Необходимо удержать квалифицированные
кадры в России. Конкуренция на рынках
труда обостряется, и над нашей страной
нависла угроза возникновения дефицита
трудовых ресурсов. Некоторые страны ЕС
приняли специальные программы, нацеленные
на привлечение в страну высококвалифицированных
специалистов из РФ.
- Трудоустройство
молодежи.
Для улучшения положения молодежи на рынке
труда предусматриваются разнообразные
мероприятия:
- компенсация
работодателям расходов, связанных с привлечением
и использованием труда молодых людей,
в том числе на создание специальных «ученических»
рабочих мест;
- открытие
специализированных молодежных центров
по трудоустройству;
- социальная
и психологическая адаптация выпускников
учебных заведений;
- широкое информирование
выпускников учебных заведений о возможностях
получения дополнительной профессии (специальности);
- организация
временной занятости молодых людей;
- реализация
проектов развития молодежного предпринимательства,
самозанятости;
- создание
обучающих курсов и оказание финансовой
поддержки по открытию собственного дела;
- совершенствование
механизма квотирования рабочих мест
для выпускников учебных заведений.
В контексте перечисленных проблем
можно выделить следующие стратегии
их решения:
- во-первых,
необходимо наладить систему комплексного
информирования населения о существующих
возможностях решения проблемы занятости;
- во-вторых,
следует проводить целенаправленную информационную
работу по нейтрализации негативных стереотипов
в отношении сферы образования и трудоустройства;
- в-третьих,
необходимо провести переподготовку специалистов
служб занятости и других профильных подразделений,
непосредственно работающих с населением,
направленную на развитие навыков эффективной
коммуникации;
- в-четвертых,
способствовать повышению активности
общественных организаций в области решения
проблемы занятости (им доверяет достаточно
большое количество населения — 10%);
- в-пятых, повысить
контроль над качественным составом миграционных
потоков, фильтрация которых будет способствовать
изменению отношения россиян к трудовым
мигрантам в лучшую сторону.
Выводы
Последствиями реализации предложенного
варианта Концепции для работодателя
и соискателя вакансий может стать:
- возрождение
некой формы госзаказа на специалистов
(хотя механизм ее внедрения еще не определен);
- постепенное
сокращение функционирования рыночных
принципов в сфере занятости;
- косвенное
ограничение свободы выбора частных образовательных
и карьерных стратегий;
- ограничение
сферы деятельности рекрутинговых агентств
(вероятное сокращение их численности).
В этой связи обещанное повышение
минимального уровня оплаты труда является,
скорее, традиционным PR-приемом, способным
«подсластить любую пилюлю», так
как реальные изменения качества
жизни россиян мало зависят от
этого. Однако обращает на себя внимание
и то обстоятельство, что кроме
этого пункта Концепция не содержит
никаких иных социальных гарантий.
В частности, не ставится вопрос о
гарантированном трудоустройстве
лиц, получивших специальное образование
на бюджетной основе.