Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2011 в 12:04, курсовая работа
Цель данной работы:
сущность и состав потребительского комплекса.
Современное состояние, факторы и тенденции развития отраслей потребительского комплекса.
Особенности функционирования отраслей потребительского комплекса .
Введение
1.Сущность и состав потребительского комплекса.
2.Современное состояние, факторы и тенденции развития отраслей потребительского комплекса.
3.Особенности функционирования отраслей потребительского комплекса .
Заключение
Список использованной литературы
— расширением круга задач функционирования потребительского комплекса, переключение их с вопросов благосостояния граждан на вопросы повышения уровня и качества жизни , связанных с ростом ее стоимости.
Следовательно, в условиях углубления радикальных преобразований в национальной хозяйственной системе важно учитывать , что значительная часть потребительных стоимостей, создаваемых в подразделениях потребительского комплекса , совпадает по времени их производства и потребления . Это касается услуг социально-бытового характера , которые нельзя производить «в запас» , складировать и транспортировать . Потребление этих услуг
происходит только по месту нахождения клиента .
Этой особенностью обладают
практически все услуги торгового
и бытового обслуживания ,
жилищно-коммунального
Заключение
3. Современное
состояние, факторы и
потребительского комплекса и его отраслей
В
силу сложившихся обстоятельств
(снижение размеров
финансирования , абсолютный
спад производства и
т. д.) развитие отраслей
потребительского комплекса
национальной экономики
в 90-е гг . резко затормозились
. Одновременно существенно
сократилось число объектов
Сегодняшнее состояние отраслей потребительского комплекса определяется совокупным действием двух групп основных причин , воздействующих к тому ж е и на развитие тенденций становления нового качества потребительского комплекса в целом и отдельных отраслей и видов экономической деятельности, в него входящих .
К первой группе относятся те причины , которые сформировали стартовые условия потребительского комплекса к началу рыночных преобразований в экономике страны .
Вторая группа причин связана с задачами, особенностями и реально сложившейся практикой рыночных реформ в экономике России .
Стартовым условиям рыночных преобразований, а значит , состоянию потребительского комплекса в период централизованной, планируемой и управляемой хозяйственной системы России, присущи следующие признаки :
— остаточный принцип финансирования отдельных отраслей, входящих в состав комплекса ;
— хроническое недообеспечение отраслей комплекса основными ресурсами его развития (материальными, трудовыми, финансовыми) ;
— постоянное отставание
в количественном
и качественном развитии
от дельных отраслей
— несоответствие занятости, фондов, объемов и структуры услуг потребительского комплекса растущим потребностям населения , объемам и структуре его доходов;
— неравномерное размещение
и диспропорции развития
Разрушение отраслей,
производств и видов
экономической деятельности
привело не только к прямым
потерям национального
В условиях становления
рыночных отношений в
экономике России наиболее
негативными сторонами
— многократное снижение
— необоснованное расширение импорта потребительских товаров и продовольствия, вытесняющего с внутреннего рынка отечественных товаро производителей ;
— сужение масштабов
— ориентация
развития отраслей и
Эти негативные явления
проходят на фоне резкого
сокращения объемов производства
и развала отраслей
Развитие и совершенствование
потребительского комплекса
национальной экономики
а) усиления социальной
б) сокращения размеров
в) перспектив роста уровня и качества жизнедеятельности населения страны и ее регионов;
г) поддержания интеллектуального, культурного и духовного потенциала нации;
д) климатических особенностей
отдельных территорий страны, объединяемых
в зональные образования при
расчетах прожиточного
е) исторических традиций развития страны, ее отдельных регионов и территорий;
ж) национального менталитета
и национальных особенностей
коренного населения страны, ее
отдельных регионов и
з) производственно-
и) социально-демократической
структуры населения страны, ее
админист ративно-
к) расширения перспектив
щих возможности государственного финансирования потребительского комплекса в целом и входящих в его состав отраслей и видов экономической деятельности, включая пенсионное и социальное обслуживание, платежеспособный спрос населения; л) увеличения доступа к природным ресурсам, используемым в процессе функционирования отраслей потребительского комплекса (рекреационные ресурсы, вода, энергоресурсы всех видов и др.) ;
м) роста накопленного и используемого потенциала потребительского комплекса.
В условиях реформирования национальной экономики Россия перешла на экономически малоперспективную практику формирования товарных ресурсов за счет импорта из других стран, прежде всего, стран дальнего зарубежья . Этому в немалой степени способствовало развитие «челночного» движения в стране .
Иностранная экспансия продовольствия,
лекарств и потребительских
товаров не только привела
к существенному вытеснению
с внутреннего рынк а страны
отечественных
Россия перешла границу товарной зависимости от иностранных поставщиков .
На закупку импортного продовольствия тратятся колоссальные средства . Это снижает возможности инвестирования в потребительский комплекс страны, исключая саму возможность государственной поддержки его развития и совершенствования.
Таким образом, современное состояние и тенденции развития тех отраслей потребительского комплекса, которые связаны с созданием и реализацией рыночных видов услуг населению социального назначения , имеет следующие тенденции :
1. Углубление диспропорций в развитии отдельных отраслей и производств, сложившихся в дореформенный период.
2. Увеличение доли производства
товаров и услуг для
3. Резкое сокращение доли отдельных составляющих потребительского комплекса (культуры , сферы отдыха, производства потребительских товаров, их сервисного обслуживания) . 4 . Постоянное снижение массы и доли потребительских (продовольственных и непродовольственных) товаров и услуг социального назначения , предоставляемых подразделениями потребительского комплекса, происходящее в силу резкого ухудшения их финансового состояния, роста неплатежей и передачи ранее находившихся на их балансе и передаваемых на балансы местных органов власти или продаваемых частным индивидуальным или коллективным владельцам .
5. Рост масштабов передачи ведомственных объектов социальной инфраструктуры в процессе приватизации коммерческим структурам с изменением профиля их деятельности .
6. Стремление государственных
предприятий отраслей материального
производства сохранить
за собой имеющиеся
на их балансе объекты
социального назначения
и всемерное желание
акционерных обществ
и других рыночных структур
передать находящиеся
в их собственности
объекты социального
назначения местным властям
7. Изменение структуры
спроса на работы и услуги
социального характера при
одновременном росте
требований к качеству
работ и услуг (прежде
всего услуг дошкольных и