Современная денежно-кредитная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 16:10, реферат

Описание работы

Денежно – кредитная политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.
В идеале денежно-кредитная политика призвана обеспечить стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели. Однако на практике с ее помощью приходится решать и более узкие, отвечающие насущным потребностям экономики страны задачи.

Содержание

Введение……………………………………………………………….стр. 3
1. Определение денежно - кредитной политики……………..…стр. 4
2. Цели и эффективность денежно-кредитной политики………стр. 5
3. Инструменты денежно-кредитной политики…………………стр. 10
4. Теория денег основа денежно-кредитной политики…………стр. 16
5. Особенности денежно-кредитной политики в современной России
5.1 Центральный банк России…………………………………стр. 19
5.2 Коммерческий банк…………………………………….......стр. 20
Заключение………………………………………………………….....стр. 22
Список литературы……………………………………………………стр. 24

Работа содержит 1 файл

Экономическая теория.docx

— 67.93 Кб (Скачать)

 

УПРАВЛЕНИЯ, ЭКОНОМИКИ  И СОЦИОЛОГИИ

 

 


ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

КУРСОВАЯ РАБОТА

Экономическая теория

 

 

Тема: «Современная денежно-кредитная политика»

 

 

Выполнил студент

2 курса учебной группы  БЗ-2

Сидорова М.А.

 

Принял преподаватель

Горелова Л.В.

 

Королев, 2012

 

 

 

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………………….стр. 3

  1. Определение денежно - кредитной политики……………..…стр. 4
  2. Цели и эффективность денежно-кредитной политики………стр. 5
  3. Инструменты денежно-кредитной политики…………………стр. 10
  4. Теория денег основа денежно-кредитной политики…………стр. 16
  5. Особенности денежно-кредитной политики в современной России
    1. Центральный банк России…………………………………стр. 19
    2. Коммерческий банк…………………………………….......стр. 20

Заключение………………………………………………………….....стр. 22

Список литературы……………………………………………………стр. 24

 

Введение

Денежно – кредитная политика представляет собой комплекс взаимосвязанных  мероприятий, предпринимаемых Центральным  банком в целях регулирования  совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита  и денежного обращения.

В идеале денежно-кредитная  политика призвана обеспечить стабильность цен, полную занятость и экономический  рост - таковы ее высшие и конечные цели. Однако на практике с ее помощью  приходится решать и более узкие, отвечающие насущным потребностям экономики  страны задачи.

Нельзя забывать и о  том, что денежно-кредитная политика - чрезвычайно мощный, а потому необыкновенно  опасный инструмент. С ее помощью  можно выйти из кризиса, но и не исключена и печальная альтернатива - усугубление сложившихся в экономике  негативных тенденций. Лишь очень взвешенные решения, принимаемые на высшем уровне после серьезного анализа ситуации, рассмотрения альтернативных путей  воздействия денежно-кредитной политики на экономику государства, дадут  положительные результаты. В качестве проводника денежно-кредитной политики выступает Центральный эмиссионный  банк государства. Без верной денежно-кредитной  политики, проводимой Центральным банком, экономика не может эффективно функционировать. Центральному банку предоставлены  самые широкие полномочия и полная самостоятельность в вопросе  о выборе методов и мероприятий  по денежно-кредитному регулированию  экономики страны в рамках действующего законодательства.

            Главной целью курсовой работы является выявление основного направления денежно-кредитной политики государства и ключевых инструментов денежно-кредитного регулирования.

 

  1. Определение денежно-кредитной политики

 

Денежно-кредитная политика - это важнейшее направление экономической политики государства. Денежно-кредитная политика, являясь частью общегосударственной экономической политики, должна быть «вписана» в общую цель развития национальной экономики и способствовать достижению макроэкономического равновесия.

Денежно-кредитная политика в экономической литературе чаще всего определяется, как политика центрального банка, воздействующая на количество денег в обращении. Согласно комментариям к федеральному закону «О Центральном банке Российской Федерации (Банка России)», денежно-кредитная  политика определяется, как составная  часть единой государственной экономической  политики, проявляющаяся в воздействии  на количество денег в обращении  с целью достижения стабильности цен, обеспечения максимально возможной  занятости населения, а также  роста реального объема производства.

Более точную трактовку данной категории проводит Симановский  А.Ю.. Данная политика определятся им, как «управление денежным предложением или создании условий для доступа  экономических субъектов к кредитам и (или) под процентную ставку, соответствующую  определенным экономическим целям». В отличие от первого определения, второе подчеркивает возможность влияния  денежно-кредитной политики не только на сферу обращения, но и на сферу  производства.

Садков В.Г. и Овчинникова  О.П. придерживаются мнению, что денежно-кредитная политика-это совокупность мероприятий государства в лице Банка России, направленных на разработку и реализацию стратегии по обеспечению целенаправленного, эффективного и устойчивого развития и функционирования социальной, экономической и экологической сфер страны на основе эффективного формирования и использования денежных и кредитных ресурсов.

В зарубежной литературе денежно-кредитная  политика подразделяется на «узкую», обеспечивающую стабильность национальной валюты посредством  проведения валютных интервенции, изменения  уровня учетной ставки. А также  других инструментов, оказывающих влияние  на состояние национальной денежной единицы. И «широкую», непосредственно  воздействующую на объем денежной массы  в обращении. Эти меры должны быть взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Объекты и  субъекты денежно-кредитной политики.

Объектами денежно-кредитной  политики являются спрос и предложение  на денежном рынке.

Субъектами денежно-кредитной  политики выступают, прежде всего, центральный банк в соответствии с присущими ему функциями проводника денежно-кредитной политики государства и коммерческие банки.

 

  1. Цели и эффективность денежно-кредитной политики

Денежно-кредитная политика состоит из изменения денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства занятости и уровня цен. Она призвана вызывать увеличение денежного предложения во время спада, с целью поощрения денежных расходов и снижения денежного предложения во время инфляции с целью ограничения расходов, то есть основными целями кредитно-денежной политики являются:

  • регулирование темпов экономического роста;
  • смягчение циклических колебаний;
  • сдерживание инфляции;
  • сбалансированность бюджета;
  • обеспечение стабильности цен;
  • полная занятость;
  • рост реального объема производства.

Для регулирования этих процессов  необходима взвешенная государственная  политика регулирования денежного  обращения. Эту роль главного регулирующего  органа всей денежной системы страны выполняет Центральный Банк.

Главная задача кредитно-денежной политики Центрального банка - поддержание  стабильной покупательной силы национальной валюты и обеспечение эластичной системы платежей и расчетов. В  то же время политика центрального банка является одной из важнейших  частей регулирования всей экономики  государства.

С помощью денежно-кредитного регулирования государство стремится  смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания  конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики  страны.

Нужно отметить, что денежно-кредитная  политика осуществляется как косвенными (экономическими), так и прямыми (административными) методами воздействия. Различие между  ними состоит в том, что центральный  банк либо оказывает косвенное воздействие  через ликвидность кредитных  учреждений, либо устанавливает лимиты в отношении количественных и  качественных параметров деятельности банков. Предложение денег на денежном рынке играет большую роль в экономике. Это, в частности, следует из известного уравнения обмена. Соответственно ему  существует зависимость между объемами денежной массы, скоростью обращения  денег, выпуском продукции и уровнем  цен.

Опыт проведения денежно-кредитной  политики в различных странах  в течение нескольких десятилетий  позволяет выявить ее сильные  и слабые стороны, определить факторы, оказывающие влияние на ее эффективность.

Во всех странах с развитой рыночной структурой центральные банки обладают известной независимостью от правительства  и могут оперативно принимать решения по корректировке денежно-кредитной политики в зависимости от меняющейся экономической ситуации.

Самостоятельность центральных банков в проведении денежно-кредитной  политики позволяет также успешно  противостоять давлению со стороны  политиков, когда краткосрочные  политические цели правительства вступают в противоречие с основной стратегической линией макроэкономического регулирования. Подобное часто наблюдается в  условиях приближающихся выборов, растущего  дефицита государственного бюджета  и т. д. Все это делает денежно-кредитную  политику чрезвычайно привлекательным  инструментом государственного регулирования  экономики.

С другой стороны, в проведении денежно-кредитной  политики возникают серьезные ограничения, которые таят в себе опасность  ухудшения экономической ситуации.

Во-первых, это обусловлено общими особенностями использования косвенных  методов регулирования, когда одни и те же мероприятия, проводимые государственными органами, обеспечивая положительный  эффект на одних рынках, могут вызвать  отрицательные последствия на других рынках. В связи с этим при проведении денежно-кредитной политики важно  уметь предвидеть возможные негативные последствия и принять меры для  их нейтрализации.

Во-вторых, большое влияние на эффективность  денежно-кредитной политики оказывает  также правильность выбора промежуточных  и тактических целей. В данном случае речь идет о так называемой технической стороне дела. Известно, что денежную массу можно представить  различными денежными агрегатами, построенными по принципу убывания ликвидности. Выбирая  в качестве промежуточной цели, например, темп роста денежной базы. Центральный  банк должен выбрать и денежный агрегат, который он будет контролировать, более узкий или более широкий  и соответственно определить тактические  цели. Если выбор сделан неправильно, без учета всех происходящих процессов в денежно-кредитной сфере, предпринимаемые усилия не только не принесут желаемого конечного результата, но и могут подорвать авторитет экономических теорий, на основе которых формировалась денежно-кредитная политика.

В-третьих, при проведении денежно-кредитной  политики и выборе ее целей необходимо учитывать побочные эффекты, обусловленные  самим механизмом изменения объема денежной массы в экономике. Центральный  банк не может полностью контролировать предложение денег, поскольку в  этом процессе участвуют также коммерческие банки и небанковский сектор. Таким  образом, Центральный банк не может  точно предусмотреть объем кредитов, которые будут выдавать коммерческие банки, а увеличение избыточных резервов повысит норму резервов и снизит денежный мультипликатор.

В итоге эффективность денежно-кредитной  политики в целом зависит от качественной работы всех звеньев так называемого  передаточного механизма.

Передаточный механизм – это  процесс, посредством которого денежно-кредитная  политика влияет на уровень плановых затрат всех субъектов рыночной экономики. Передаточный механизм монетарной политики достаточно сложен. В нем выделяют четыре звена:

  1. Изменение величины реального предложения денег в результате проведения центральным банком соответствующей политики;
  2. Изменение процентной ставки на денежном рынке;
  3. Реакция совокупных расходов на ставку процента;
  4. Изменение объема выпуска в ответ на изменение совокупного спроса.

В современных условиях в передаточном механизме монетарной политики учитывается  влияние изменения предложения  денег не только на инвестиции, но и  на все компоненты плановых затрат, включая потребление и государственные  закупки, причем воздействие осуществляется не только через процентную ставку, но и через цены на акции и облигации и изменение уровня богатства общества в целом.

В рамках существующего передаточного  механизма при определении направлений  денежно-кредитной политики необходимо учитывать, по крайней мере, еще два  обстоятельства, которые оказывают  существенное влияние на конечные результаты.

Во-первых, это чувствительность совокупного  спроса к изменениям процентной ставки. Слабая реакция на динамику процентной ставки или ее отсутствие со стороны  основных компонентов совокупного  спроса, и прежде всего инвестиционных расходов, разрывает связь между  колебаниями денежной массы и  объемом выпуска продукции. Воздействие  на основные макроэкономические переменные посредством процентной ставки оказывается  неэффективным.

Во-вторых, изменение процентной ставки вследствие изменения денежной массы  зависит от степени эластичности спроса на деньги по отношению к  процентной ставке. При относительно неэластичном спросе реакция денежного  рынка на динамику предложения денег  будет более сильной. Например, увеличение денежной массы приведет к более  существенному падению процентной ставки, чем в том случае, когда  спрос на деньги достаточно чувствителен (более эластичен) к изменению  этой ставки.

В целом эффективность денежно-кредитной  политики при прочих равных условиях зависит от того, насколько точны  знания экономистов о кратко- и  долгосрочных экономических процессах, о сумме факторов, влияющих на спрос  и предложение денег, о сложностях взаимной связи между изменением денежной массы и основных макроэкономических параметров, таких, как номинальный  ВНП, уровень цен, объем производства, обменный курс и др.

Информация о работе Современная денежно-кредитная политика