Совокупный спрос совокупное предложение

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 15:48, реферат

Описание работы

Макроэкономика как самостоятельное направление экономической мысли оформилась в 30-х годах нашего столетия. Ее возникновение было вызвано теми глубокими социально-экономическими изменениями, которые произошли в наиболее развитых странах Запада в связи с невиданной раньше депрессией и общим кризисом. Классическая модель экономики, утверждавшая, что свободный рынок в состоянии сам себя регулировать с помощью механизма цен, оказалась неспособной объяснить возникшую ситуацию в экономике и тем более предложить эффективные меры выхода из кризиса.

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 29.25 Кб (Скачать)

   
Введение 
 

  Макроэкономика  как самостоятельное направление  экономической мысли оформилась в 30-х годах нашего столетия. Ее возникновение  было вызвано теми глубокими социально-экономическими изменениями, которые произошли  в наиболее развитых странах Запада в связи с невиданной раньше депрессией и общим кризисом. Классическая модель экономики, утверждавшая, что свободный  рынок в состоянии сам себя регулировать с помощью механизма  цен, оказалась неспособной объяснить  возникшую ситуацию в экономике  и тем более предложить эффективные  меры выхода из кризиса.

  Новая модель регулирования экономики, предложенная английским экономистом Д. Кейнсом в книге «Общая теория занятости, процента и денег», появилась как ответ на те неотложные проблемы, которые поставила жизнь перед экономистами. Д. Кейнс подверг резкой критике классические представления о саморегуляции рынка, о том, что производство само создает потребление, и поэтому рынок не нуждается в каком-либо вмешательстве со стороны государства. Напротив, он утверждал, что только благодаря государственному регулированию можно обеспечить выход из так называемой Великой депрессии 30-х годов. Основная идея его теории заключается в том, чтобы увеличить реальный объем производства и ликвидировать его спад через расширение государственных расходов и снижение налогов. Такие расходы значительно увеличат совокупный спрос и тем самым будут способствовать подъему производства и оживлению экономики. Поскольку макроэкономика изучает не отдельные элементы и процессы экономической системы, а их совокупность в целом, постольку она оперирует агрегированными переменными. К ним относятся совокупные цены, или, точнее, уровень цен, а также совокупный объем товаров или реальный объем внутреннего или национального производства.

  Приступая к изучению макроэкономических моделей, следует помнить, что хотя в них  пользуются теми же графиками, что и  в микроэкономике, однако, вместо индивидуальных переменных в макроэкономике выступают  агрегированные, или совокупные, переменные.

  Агрегирование – компоновка хозяйствующих субъектов  по конкретным частным показателям  в единый агрегат, то есть агрегировать – значит объединять, суммировать какие-либо однородные показатели с целью получения более общих, обобщающих совокупных показателей.

  В рыночных условиях, когда совершаются  миллиарды сделок купли-продажи  на товарном рынке, для анализа их влияния на совокупный спрос и  совокупное предложение товаров  должны быть представлены и совокупные цены, что можно осуществить на основе их агрегирования.

  Актуальность  данной темы состоит в том, что  в период глубокого экономического кризиса в России всех волнуют  экономические проблемы. То и дело слышатся слова «инфляция», «курс  рубля» и тому подобные экономические  термины. Цель курсовой работы – разобраться  в этой ситуации, для этого надо знать основные экономические законы, а так как мы хотим разобраться  в ситуации в стране в целом, то мы должны также знать макроэкономические закономерности.

  Задача  курсовой раскрыть макроэкономические закономерности, рассмотрев категории  совокупного спроса (AD) и совокупного  предложения (АS); все перемены в экономике  страны можно так или иначе объяснить изменениями в уровнях совокупного спроса и совокупного предложения.

  AD и AS могут быть представлены  как общая сумма, соответственно  индивидуальных спросов и предложений  во всей экономике страны, то  есть мы должны объединить  тысячи отдельных цен – на  зерно, персональные компьютеры, коленчатые валы, бриллианты, нефть,  духи и т.д. в единую совокупную  цену, или уровень цен. Мы также  должны собрать равновесное количество  отдельных товаров и услуг  в единое целое, которое называется  реальным объемом национального  производства.

 

  1. Совокупный спрос  и совокупное предложение

  1.1 Совокупный спрос  и факторы, его  определяющие

  Функционирование  рыночного механизма не просто устанавливает  равновесие между спросом и предложением на всех рынках товаров, услуг и факторов производства, но и обеспечивает оптимальное  развитие экономической системы  в целом. Ранее упрощенно предполагалось, что достижение рыночного равновесия происходит на отдельных локальных (частичных) рынках сравнительно независимо и автономно. Между тем в реальной жизни это далеко не так. Тесно  связанными между собой являются функциональные рынки потребительских и инвестиционных товаров, финансовые рынки и рынки труда, рынки научно-технических разработок и информации. Все они объединены ограничением на совокупный доход.

  В связи с этим в любой национальной экономике возникает необходимость  постоянно синхронизировать во времени  и экономическом пространстве меры и действия, направленные на развитие и регулирование всех рынков, активно  формировать их адекватную структуру. Чтобы успешно решать указанные  проблемы, следует специально выделить и анализировать состояние частичного и общего равновесия экономической  системы. Рынок товаров находится  в состоянии равновесия, если при  действующем уровне цен величина предполагаемого выпуска продукции  равна совокупному спросу или  планируемым совокупным расходам.

  Совокупный  спрос – это реальный объем национального производства, которые потребители, предприятия и правительство изъявляют готовность купить при любом возможном уровне цен.

  Наряду  с построением структурированных  по рынкам моделей общего экономического равновесия в последние десятилетия  особое развитие получил подход, подробно рассматривающий условия обеспечения  равенства между совокупным спросом AD и совокупным предложением AS в  национальной экономике. Прежде чем  перейти к подробному рассмотрению

  AD – AS – анализа при решении  проблем общего экономического  равновесия, сформулируем понятия  совокупного спроса и совокупного  предложения с учетом факторов, их определяющих. Их взаимодействие  определяет динамику и пропорции  воспроизводства, в том числе  цен, заработной платы, налогов,  денежного обращения и т.п.

  Совокупный  спрос AD – это потребность, представленная на рынке в денежной форме населением, предприятиями и государством. Методически целесообразно AD подразделить на четыре группы, в соответствии с распределением совокупного спроса по секторам экономики:

  ·  Потребление C – совокупный спрос домохозяйств;

  ·  Инвестиции I – спрос на капитальное оборудование со стороны предпринимателей;

  ·  Государственные закупки G – спрос на товары и услуги со стороны государства;

  ·  Чистый экспорт X – разность между спросом иностранцев на отечественные товары и отечественным спросом на иностранные товары.

  Иными словами, AD равен общей сумме спросов за конечную продукцию:  

  AD=C+I+G+X

  Теперь  рассмотрим факторы, которые, определяя  конкретный спрос на отдельный товар, в то же время оказывают воздействие  и на уровне целостной экономики. Если доход покупателя возрастает, то его спрос на конкретный товар  также увеличивается.

  Аналогично, если валовой национальный продукт  расширяется, то и совокупный спрос  повышается. Однако, прежде чем описать взаимоотношения AD и ВНП, целесообразно выяснить, что влияет на изменение ВНП.

  Одна  из фундаментальных пропорций макроэкономики состоит в том, что стоимостная  величина всех продаж за определенный период времени должна равняться  произведению предложения денег  на число оборотов этих

  денег между всеми секторами экономики  за период. Иными словами, если в  течении года вся денежная масса совершит 5 полных оборотов, т.е. каждая денежная единица в среднем пять раз пройдет из одного сектора экономики в другой, то объем годовых продаж конечных товаров в стране будет равен: 5 х предложение денег. Число полных оборотов денег называется скоростью V продаж конечных товаров. В нашем примере V=5 оборотов в год. Будем условно считать, что предложение денег М=200 млрд. ден. ед., тогда:

   МхV= 200х5=1000 млрд. ден. ед. = стоимости всех продаж конечных товаров за год; МхV – уровень цен х Q = ВНП, где Q – объем товаров и услуг, произведенных в течении года. Окончательно имеем:

  МхV = PхQ, где Р – уровень цен.

  Из  этого равенства можно сделать  вывод о том, что величина валового национального продукта может увеличиваться  только в случае изменения либо предложения  денег, либо скорости их оборота. Если ВНП возрастет, то при каждом уровне цен будет предъявляться совокупный спрос на большое количество товаров  и услуг, т.е. увеличится совокупный спрос. Следовательно, кривая спроса AD займет положение A1-D1, т.е. сместиться вправо. Приложение 1.

  Аналогично  падение ВНП приведет к уменьшению совокупного спроса и сдвигу кривой AD влево. Таким образом, можно сделать  вывод, что на совокупный спрос влияют величина денежной массы и скорость обращения между секторами экономики. AD является функцией М и V;

  AD = (М, V). Влияние всех других факторов (инфляционные ожидания, вкусы потребителей, цены на товары-заменители) на совокупный спрос, в конечном итоге, можно свести к изменениям денежной массы и скорости обращения. Итак, на уровень совокупного спроса, т.е. на положение кривой AD, оказывают воздействие только два основных фактора – M и V.

  1.2 Совокупное предложение  и факторы, его  определяющие  

  Совокупное  предложение AS определяется количеством  материальных благ и услуг, которые  предприниматели предлагают на рынке. При этом они стремятся достичь  потенциального объема производства, поскольку любая экономическая  система стремится к такой  цели. Но это определяется размером производственных затрат, среди которых  важное место принадлежит труду  и капиталу. В таком случае совокупное предложение может быть приравнено к величине ВНП.

  AS = ВНП = уровень цен х Q;

  AS = зарплата+рента+процент+прибыль

  Рассмотрим  факторы, влияющие на совокупное предложение. Это технология производства, издержки, которые вызывают изменение предложения  на рынке отдельного товара. Уровень  агрегативности в этом смысле не играет существенной роли. В связи с этим кривая AS имеет восходящий вид. Графически взаимодействие совокупного спроса и совокупного предложения представлено в приложении 1. На оси абсцисс отложен объем производства, представленный реальным ВНП, на оси ординат – общий уровень цен. Спускающаяся слева направо линия – кривая совокупного спроса AD; поднимающаяся слева направо линия – кривая совокупного предложения AS. Соотношение совокупного спроса и совокупного предложения определяет уровни реального ВНП и цен, установившихся в данный период. Общее равновесие достигается в точке Е, точке пересечения AD и AS, и означает, что продавцы и покупатели удовлетворены, т.е. уровень цен таков, что покупатели готовы покупать равно столько, сколько продавцы готовы произвести и продать.

  Кривая  совокупного спроса наклонена вниз, показывая, что объем расходов растет, если общий уровень цен падает; низкий уровень цен ведет к  повышению общего уровня потребления.

  Кривая  совокупного предложения ведет  себя по-разному в краткосрочном  и долгосрочном периодах. Кривая совокупного  предложения в краткосрочном  периоде, обычно в течении года, плавно поднимается вверх, показывая, что при росте спроса фирмы также увеличивают цены и объем производства. Происходит это потому, что имеются временно фиксированные элементы затрат – зарплата, рента и т.п. Наиболее важной из этих временно фиксированных затрат является заработная плата. Таким образом, если потребители запросят больше товаров, фирмы в свою очередь реагируют повышением цен, получая высокие прибыли и производя больше продукции. Приложение 2 рис. 1

  В долгосрочном периоде изменение  цен приводит к тому, что кривая совокупного предложения будет  вертикальной, поскольку однажды  фиксированная зарплата вскоре двинется вверх, реагируя на рост цен. В результате в долгосрочном периоде предприятия  соответственно не будут увеличивать  объем производства. Таким образом, в долгосрочном периоде кривая совокупного  предложения примет вид вертикальной прямой, отражающей реальный объем  ВНП, равный потенциальному объему. Приложение 2 рис. 2

  Форма кривой совокупного предложения  имеет ключевое значение для определения  объема производства в этих периодах. По мере удлинения сроков объем производства приближается к потенциальному, а краткосрочные его движения отражаются в основном в расходах.

Информация о работе Совокупный спрос совокупное предложение