Совокупный спрос, совокупное предложение и факторы их определяющие

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 22:40, курсовая работа

Описание работы

Макроэкономика как наука уходит корнями в учение Дж. Кейнса, так как все основные категории, которые она изучает, были предложены им: объем национального производства, уровень цен и занятости, потребление, сбережения и инвестиции и т.д.
Актуальность данной курсовой работы состоит в том, что если существуют обособленные отрасли национальной экономики, то, естественно, существует далеко не абстрактная возможность рассогласования в их функционировании. Кроме того, связи между отраслями постоянно изменяются под воздействием самых разнообразных факторов: технологического прогресса, ассортимента производимой продукции, изменений спроса и предложения и т.п.

Содержание

Введение............................................................................................................3
Совокупный спрос, его структура и факторы его определяющие.........5
Структура совокупного спроса............................................................5
Факторы, определяющие совокупный спрос......................................7
Совокупное предложение и факторы, влияющие на него.......................10
Структура совокупного предложения.................................................10
Факторы, влияющие на совокупное предложение.............................12
Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения...............14
Макроэкономическое равновесие........................................................14
Особенности макроэкономического равновесия в России................17
Этапы инновационного развития Российской Федерации................21
Заключение........................................................................................................24
Список литературы...........................................................................................27

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по эк. теории.doc

— 480.50 Кб (Скачать)

     В кейнсианской теории доминирующую роль в формировании равновесного объема национального производства играет совокупный спрос. Действительно, как  видно из рис. 5, при абсолютной стабильности цен в наличии большого числа безработных реальной стабильности цен и наличии большого числа безработных реальный объем производства Q потенциальное определяется величиной совокупного спроса при сложившемся уровне товарных цен (AS2). Эту величину Кейнс назвал эффективным спросом. Если предприниматели в таких условиях переоценивают эффективный спрос и товаров и услуг больше Q потенциальное, они будут вынуждены снижать объем производства. Если они произведут меньше, то будут увеличивать реальный выпуск до тех пор, пока он не достигнет величины эффективного спроса. Такая специфика механизма формирования равновесного значения реального объема национального производства позволила Кейнсу обосновать вывод о том, что в целях повышения уровня занятость в экономике в условиях высокого уровня безработицы правительству следует проводить политику, направленную на расширение совокупного спроса.

      Приведенный AD - AS - анализ общего экономического равновесия отличается известным схематизмом. Вместе с тем он может быть полезен при оценке логики происходящих изменений и последовательности предпринимаемых шагов в рамках государственной политики достижения экономического равновесия.8 
 
 

     3.2 Особенности макроэкономического равновесия в России. 

     Поскольку равновесный объем производства состоит из четырех основных составляющих – потребление, государственные закупки, инвестиции и чистый экспорт, необходимо подробно рассмотреть важные экономические пропорции между потреблением и накоплением, сбережением и инвестициями.

     С точки зрения официальных макроэкономических показателей первые шесть лет  президентства Путина были одним  из лучших периодов развития России за все время ее существования.

     Общая характеристика макроэкономической ситуации в России.

     Заметный  рост доходов в экспортно-сырьевом секторе, связанный с резким увеличением мировых цен на его продукцию, позволил направить на эти цели крупные финансовые ресурсы, что дало возможность многим предприятиям, производящим продукцию инвестиционного спроса, выйти на порог рентабельности, а в ряде случаев – и самим получить значительные ресурсы для целей производственного инвестирования. В результате возник пусть и ограниченный по своим масштабам, но реально работающий фактор долгосрочного роста и расширения производства.

     Одновременно  рост совокупных личных доходов позволяет  промышленному капиталу начать переориентацию производственной и инвестиционной активности на сектора, производящую более  сложную продукцию, которая, будучи сегодня неконкурентоспособной  на западных рынках, требует для своего развития и совершенствования крупных объемов внутреннего потребления.

     Во  многих отраслях уже произошла либо близится к завершению экономически обоснованная концентрация производства, позволившая сформировать структуры, жизнеспособные с точки зрения размера и возможностей управления – структуры, способные не просто выживать в конкурентной борьбе с зарубежными производителями, но и обеспечивать себе ресурсы для расширения и развития. Рост объемов производства и возможностей крупных предприятий, в свою очередь, создает предпосылки для реорганизации мелких и средних предприятий промышленности, которые частично переходят под прямой или косвенный контроль перспективных крупных компаний, частично – находят собственные устойчивые ниши на рынке.

     Происходят  также некоторые изменения в  стандартах управления и деловой  практике части экономических субъектов, их эволюция в сторону большего соответствия потребностям современной рыночной экономики. Волна реорганизаций, слияний  и поглощений, прокатившаяся по российской экономике в эти годы, в известной мере подготовила почву для возможного становления так называемой "новой экономики" (то есть предприятий и компаний, возникших уже в постсоветский период и в силу этого не отягощенных "дорыночными" отношениями) в базисных для России промышленных отраслях.

     В последние три года можно было также наблюдать скромный, но очевидный  прогресс в формировании ряда необходимых  элементов деловой инфраструктуры, в том числе кредитно-финансовой системы. Снизились некоторые виды коммерческих рисков, сделаны некоторые шаги в направлении создания цивилизованного страхового бизнеса. Резко понизилась роль, которую в экономике играли различные формы не денежных расчетов, в первую очередь бартер; для многих предприятий возросла значимость легальных финансовых потоков.

     Рост  остается крайне неравномерным и  в территориальном разрезе, будучи сосредоточен главным образом вокруг небольшого числа крупных мегаполисов  и транспортных центров, при этом экономическое состояние депрессивных регионов продолжает ухудшаться. В результате при привлечении в страну значительного контингента иностранной рабочей силы сохраняются очаги застойной безработицы, растут диспропорции в уровнях оплаты труда и социальная напряженность.

     Одно  из самых слабых звеньев в нынешней модели экономического роста – это отсутствие эффективного механизма накопления. Норма накопления в российской экономике по сравнению с 80-ми годами сократилась в разы. Никак не компенсирует снижение объемов и изменение структуры инвестиций в основной капитал: более половины капитальных вложений в относительно благополучный период 2000-2001 гг. были произведены сырьедобывающими, главным образом экспортно-ориентированными компаниями, и узко нацелены на удовлетворение их собственных нужд. Институт финансового посредничества, который бы позволял перемещать капитал из отраслей с избыточными (над их собственными потребностями в производительном инвестировании) текущими доходами в объективно перспективные отрасли, так и не сложился, а те формы, которые этот процесс принимает при отсутствии подобного института – покупка сырьевыми компаниями предприятий в непрофильных для них секторах, вызывают большие сомнения в их эффективности и устойчивости.

     Становится  все более очевидным, что наблюдающийся  в последние годы рост никак не корректирует очевидный (и в определенном смысле угрожающий) структурный перекос экономики в пользу сырьевых отраслей.

     В целом создание новых рабочих  мест, особенно постоянных и квалифицированных, идет медленно; формирование устойчивого, осознающего свои коллективные интересы и социальную ответственность среднего класса по-прежнему идет черепашьими темпами. Затормозился и процесс легализации теневой хозяйственной деятельности, признаки которого мы наблюдали в первые один-два года после известного кризиса 1998 г. Нерегистрируемая и не охваченная налоговым учетом экономическая активность и сегодня, как и пять-шесть лет назад, составляет, по различным оценкам, от четверти до 40 процентов ВВП.

     Показатели, характеризующие общественное благосостояние, после почти четырех лет экономического роста остались в целом на очень низком уровне. Российский ВВП на душу населения соответствует среднему уровню для развивающихся стран и, грубо говоря, на порядок ниже среднего уровня для группы развитых стран. По официальной статистике, соотношение средних размеров зарплат и пенсий с прожиточным минимумом в последние годы практически не меняется, при этом средняя пенсия по прежнему приблизительно на четверть ниже соответствующего прожиточного минимума.

     При этом доходы распределяются крайне неравномерно. Разрыв между верхней и нижней границами населения по уровню дохода является четырнадцатикратным и последние десять лет практически не снижается. Доля населения, которое живет в условиях абсолютной бедности, то есть испытывает затруднения с удовлетворением базовых жизненных потребностей, составляет не менее 35%.

     Таким образом, на сегодня мы имеем экономический  рост, но рост в лучшем случае умеренный  по своим темпам и не удовлетворяющий  нас по качественным показателям. Рост такого порядка и такого качества, безусловно, внушает экономистам и части населения ощущение нормализации, поскольку он позволяет сохранять и постепенно увеличивать находящийся в хозяйственном обороте и у населения объем материальных и финансовых ресурсов, но одновременно он не решает, да и не в состоянии решить стоящие перед нашим обществом задачи качественных преобразований. Эти качественные преобразования, то есть глубокая модернизация нашей экономики и нашего общества (а одно невозможно без другого – нельзя иметь развитую экономику при отсталых общественных отношениях, и наоборот – невозможно создать в стране развитое гражданское общество без подкрепляющей его современной эффективной экономической базы) предполагают совсем иные масштабы ресурсов, направляемых на цели развития, а значит – и иные темпы роста.9 
 

    1. Этапы инновационного развития Российской Федерации
 

       Инновационное развитие российской экономики в период 2008-2020 годов предусматривает три основных этапа (по данным официального сайта МЭРТ).

     Первый  этап (2008-2012 годы) – создание институциональной  среды инновационной экономики, модернизация образования и здравоохранения, запуск проектов развития в высокотехнологичных  и инфраструктурных секторах. Данный этап характеризуется следующими условиями социально-экономического развития: адаптацией к снижению мировых нефтяных и сырьевых цен; сужением возможностей наращивания энергетического и сырьевого экспорта и уменьшением вклада топливно-энергетического комплекса в прирост ВВП; сокращением предложения трудовых ресурсов в связи со снижением численности населения в трудоспособном возрасте; усилением негативного влияния ограничений со стороны производственной инфраструктуры; усилением конкуренции на внутренних рынках; прекращением укрепления рубля в связи со снижением внешнеторгового сальдо.

     Основные  приоритеты социально-экономического развития на данном этапе включают: формирование нормативной правовой базы и регуляторов инновационной  активности корпораций; структурную  модернизацию образования, здравоохранения и жилищно-коммунального хозяйства, обеспечение доступности жилья для основной массы населения; реформирование и модернизацию фундаментальной и прикладной науки, создание эффективной инновационной инфраструктуры; модернизацию высокотехнологичных отраслей экономики, создание новых технологических заделов; поддержание макроэкономического равновесия, обеспечение стабильного курса рубля и снижение инфляции до 5% в год к концу периода; развертывание масштабных проектов по модернизации транспортной и энергетической инфраструктуры; создание новых экономических центров на Юге России, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке; развитие государственного управления по результатам на федеральном и региональном уровнях, внедрение механизмов проектно-целевого управления.

     Второй  этап (2013-2017 годы) – переход экономики  на новую технологическую базу, основанную на перспективных разработках в  области информационно-коммуникационных, био- и нанотехнологий. Условия социально-экономического развития на данном этапе характеризуются: созданием мощной научно-исследовательской базы; опережающим ростом инвестиций в сферы образования и здравоохранения и значительным повышением их эффективности; завершением реализации крупномасштабных проектов в энергетике; увеличением конкурентного потенциала транспорта; расширением конкурентного потенциала аграрного сектора, переводом сельского хозяйства в устойчивый режим развития с темпом роста не ниже 4-5% в год; нарастанием напряженности в пенсионной системе, связанной с ростом демографической нагрузки на трудоспособное население.

     Основные  приоритеты социально-экономического развития на данном этапе включают: создание условий для интенсивного технологического обновления российских корпораций на базе новых технологий, расширение позиций российских компаний на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг, закрепление специализации и компетенций России на рынках высоких технологий; обеспечение рациональной специализации российской науки, расширение передовых позиций российской науки по приоритетным направлениям научных исследований; создание сети конкурентоспособных центров (университетов) высшего образования мирового уровня; интеграцию России в мировое хозяйство на основе реализации крупных энергетических и транспортных проектов; увеличение экспорта транспортных услуг и информационно-коммуникационных услуг.

     Третий  этап (после 2018 года) – закрепление  лидирующих позиций России в мировом  хозяйстве и развитие в режиме инновационной экономики. Условия  социально-экономического развития: повышение благосостояния населения до уровня западноевропейских стран; глубокая интеграция России в мировое разделение труда.

     Приоритеты  развития: ускоренное развитие человеческого  капитала, обеспечивающее лидирующие позиции по уровню образования, здравоохранения; развитие экологически чистых производств; формирование работоспособных экономических объединений на евроазиатском экономическом пространстве с участием и при лидирующей роли России; выход на стабильные демографические показатели; внедрение новых форм государственного управления, адаптированных к усилению роли глобальных корпораций и регионов; создание условий для устойчивого и сбалансированного развития сектора исследований и разработок.10

Информация о работе Совокупный спрос, совокупное предложение и факторы их определяющие