Совокупный спрос и совокупное предложение

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 09:59, курсовая работа

Описание работы

Рассмотренная в данной курсовой работе тема включает в себя вопросы:
совокупный спрос, его структуру и определяющие его факторы;
совокупное предложение и влияющие на него факторы;
равновесие совокупного спроса и совокупного предложения и его особенности в России.
Главная задача данной работы – определить структуры совокупного спроса и совокупного предложения; раскрыть принципы их взаимовлияния и равновесия; доказать их необходимость и значимость для современного общества.

Содержание

ведение………………………………………………………………...……3
1. Совокупный спрос и влияющие на него факторы...…………………….5
2. Совокупное предложение и влияющие на него факторы………..……10
3. Проблема установления равновесия совокупного спроса и совокупного предложения……………………………...………………….14
Заключение..………………………………………………………………...15
Ответы на КТЗ……………………………………………………………….
Список литературы…………………………………………………………16

Работа содержит 1 файл

курсовая эк теория.doc

— 514.00 Кб (Скачать)

    Министерство  образования и  науки РФ

    Федеральное агентство по образованию  ГОУ ВПО

    Всероссийский заочный финансово-экономический  институт

    Кафедра экономической теории 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Курсовая работа

    по  экономической теории на тему:

Совокупный  спрос и совокупное предложение 
 
 
 
 
 
 

            Студентка:

            Курс:

            Специальность: Финансы и Кредит

            Форма обучения: Заочная

            Преподаватель:  
             
             
             
             
             
             
             

г. Омск 2011 

    СОДЕРЖАНИЕ 
 
 

    Введение………………………………………………………………...……3

    1. Совокупный спрос и влияющие на него факторы...…………………….5

    2. Совокупное предложение и влияющие на него факторы………..……10

    3. Проблема  установления равновесия совокупного  спроса и       совокупного  предложения……………………………...………………….14

    Заключение..………………………………………………………………...15

    Ответы  на КТЗ……………………………………………………………….

    Список  литературы…………………………………………………………16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 
 

      Ключевой  проблемой экономической теории и экономической политики любого государства является макроэкономическое равновесие, поэтому рассмотрение этой проблемы имеет первостепенное значение как с теоретической, так и с практической точек зрения.

      Рассмотренная в данной курсовой работе тема включает в себя вопросы:

    • совокупный спрос, его структуру и определяющие его факторы;
    • совокупное предложение и влияющие на него факторы;
    • равновесие совокупного спроса и совокупного предложения и его особенности в России.

        Изучение процессов совокупного спроса и совокупного предложения   как факторов, влияющих на экономическое равновесие, является важнейшей задачей для экономистов любой страны.

      Данные  категории являются одними из важнейших в макроэкономике, они освещаются практически в любом пособии, посвящённом макроэкономическому анализу, как отечественных, так и зарубежных экономистов.

      Для раскрытия  макроэкономических  закономерностей   необходимо, прежде всего,  рассмотреть  категории совокупного спроса  и совокупного предложения, все перемены в экономике страны  можно,  так или иначе, объяснить изменениями в уровнях совокупного спроса и совокупного предложения.

      В отличие от микроэкономики, которая  исследует оптимальное поведение потребителей и производителей на одном или нескольких конкретных рынках товаров и услуг, используя модель спроса и предложения, макроэкономическая теория рассматривает экономику страны как систему. Экономика страны состоит из всех рынков товаров и услуг и объединяет в себе всех потребителей и производителей. Поэтому макроэкономическая теория рассматривает не объемы производства какого-то отдельного товара и его цену, а совокупный выпуск всех товаров и услуг, характеризуемый ВВП страны, и уровень цен в экономике.

      Вместо  микроэкономического потребителя, макроэкономика изучает агрегированное (совокупное) потребление, т.е., например, множество микроэкономических рынков труда объединяется в макроэкономический рынок труда.  Одним из самых  важных рынков является рынок всех конечных товаров и услуг. А переменными, определяющие равновесие на данном рынке, выступают объем выпуска в экономике (реальный ВВП) и уровень цен в экономике, характеризуемый индексом потребительских цен. Поведение всех потребителей на рынке будет описываться совокупным спросом, а поведение всех производителей – совокупным предложением.

      Главная задача данной работы – определить структуры совокупного спроса и  совокупного предложения; раскрыть принципы их взаимовлияния и равновесия; доказать их необходимость и значимость для современного общества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. СОВОКУПНЫЙ  СПРОС И ВЛИЯЮЩИЕ НА НЕГО ФАКТОРЫ
 
 

     Совокупный  спрос – это суммарное количество товаров и услуг, которые намерены купить домашние хозяйства, бизнес, государство, заграница при различном уровне цен в стране.1

     При отсутствии ограничений со стороны  производства, а также при отсутствии сильной инфляции рост совокупного  спроса стимулирует увеличение объёма выпуска и занятости, оказывая незначительное влияние на уровень цен. Такое воздействие на экономику в период кризиса 30-х годов оказала государственная политика стимулирования совокупного спроса в США.

     Если  экономика близка к состоянию  полной занятости, то рост совокупного  спроса вызовет не столько увеличение объёма выпуска (так как практически все мощности уже задействованы), сколько рост цен.

     В структуре совокупного спроса можно  выделить:

    • Спрос на потребительские товары и услуги;
    • Спрос на инвестиционные товары;
    • Спрос на товары и услуги со стороны государства;
    • Спрос на экспорт со стороны иностранцев (или спрос на чистый экспорт, если спрос на импорт входит впервые три компонента совокупного спроса).

     Одни  компоненты совокупного спроса относительно стабильны, изменяются медленно, например, потребительские расходы. Другие – более динамичны (например, инвестиционные расходы), их изменения вызывают колебания экономической активности.2

     Чем определяется спрос? Самый простой  ответ – количеством денег  у субъектов экономических отношений.  Иначе говоря, совокупный спрос может  быть представлен как агрегированный денежный спрос на реальный валовой внутренний продукт при соответствующем уровне цен. Зависимость спроса от динамики цен можно показать с помощью уравнения количественной теории денег:   

     MV=PY, отсюда или , где

     M – количество денег в экономике;

     V – скорость обращения денег;

     P – уровень цен в экономике;

     Y – реальный объем выпуска, на который предъявлен спрос.

     Из  приведенных формул следует, что  связь между объемом произведенной продукции (Y) и уровнем цен в экономике (Р) отрицательна при определенном постоянном предложении денег.3

      Кривая совокупного спроса AD (от английского aggregate demand) показывает количество товаров и услуг, которые потребители готовы приобрести при каждом возможном уровне цен. Она дает такие комбинации объема выпуска и общего уровня цен в экономике, при которых товарный и денежный рынки находятся в равновесии. 4

     Кривая  совокупного спроса (AD) внешне напоминает кривую спроса на отдельном товарном рынке. Но построена эта кривая в иной системе координат (см.1).

Рис.1.Кривая совокупного спроса5 

     На  оси абсцисс указываются значения реального объема производства (реальный ВВП, или выпуска), обозначаемого  буквой Y. На оси ординат фигурирует не абсолютные показатели цен (например, в миллиардах долл.), а уровень цен (Р), или дефлятор.

     Если  учесть, что доходы общества равны  расходам, то каждая точка на кривой AD соответствует выпуску продукции Y, на который и будет предъявлен совокупный спрос. Зная формулу реального ВВП, легко понять, что в любой точке на кривой AD можно определить величину номинального ВВП: номинальный ВВП = реальный ВВП Х дефлятор.

     Итак, кривая AD иллюстрирует изменение суммарного (совокупного) уровня всех расходов домашних хозяйств, бизнеса, государства и заграницы в зависимости от изменения уровня цен. Характер этой кривой говорит о том, что при повышении уровня цен объем реального ВВП, на который предъявлен спрос, будет меньше и соответственно при снижении уровня цен объем реального ВВП будет больше.

     Объяснение  отрицательного наклона кривой AD принято связывать с тремя важнейшими эффектами в рыночном хозяйстве: 1)эффектом процентной ставки, 2)эффектом реального богатства и 3)эффектом импортных закупок.

     Эффект  процентной ставки объясняется следующим образом: если происходит повышение уровня цен в стране, то при допущении неизменного объема денежной массы происходит повышение ставки процента. Нам известно, что, чем выше ставка процента, тем ниже инвестиционный спрос. Но и потребительский спрос реагирует на повышение процентной ставки – ведь многие товары длительного пользования приобретаются на основе потребительского кредита. Удорожание кредита приводит к уменьшению потребительских расходов. Поскольку сокращаются такие важнейшие компоненты совокупного спроса, как I и С, постольку более высокому уровню цен будет соответствовать и меньший объем Y, на который предъявлен спрос.

     Во  втором случае (эффект богатства) речь пойдёт о влияние изменений уровня цен в стране на величину реального богатства (иногда используется термин «реальные денежные запасы») населения. Богатство домашних хозяйств в значительной части представлено в виде различных финансовых активов: не только денег, но и облигаций, срочных счетов и др., имеющих постоянную номинальную стоимость. Так, если вы имеете облигацию номиналом в 1000 долл., то при повышении уровня цен в 2 раза реального богатство, представленное этой облигацией, уменьшается в 2раза. То же самое можно сказать и о деньгах, которые лежат в вашем бумажнике. Уменьшение реального богатства (реальных денежных запасов) приведет к снижению потребительского спроса при повышении общего уровня цен, что и отражается в отрицательном наклоне кривой AD.

     Эффект  импортных закупок означает, что при повышении уровня цен в стране товары и услуги иностранного производства становятся относительно дешевле (при прочих равных условиях). Население будет приобретать меньше отечественных товаров и больше импортных. Иностранцы сократят свой спрос на товары и услуги данной страны из-за их удорожания. Следовательно, произойдет уменьшение экспорта и увеличение импорта, и в целом компонент NX сократится, уменьшив общий объем совокупного спроса.

     Модель  совокупного спроса предполагает и  исследование факторов,  проводящих к смещению кривой AD. Речь идет о так называемых неценовых факторах совокупного спроса, т.е. экзогенных факторах, вызывающих  смещение кривой AD. Перечислим важнейшие из них: увеличение денежной массы, изменение ставок налогов, инфляционные ожидания населения, увеличение государственных расходов и др. Эти сдвиги отражены на рис. 2.

     Например, увеличение денежной массы приведет к снижению цены денег, т.е. процентной ставки, и будет стимулировать  увеличение инвестиционных и потребительских  расходов. Поэтому при любом заданном уровне цен, например, Р1, совокупный спрос расширяется, что отражается смещением кривой AD вправо, в положение AD2, при котором выпуск достигает уровня Y2. Тоже самое будет происходить при снижении налоговых ставок, стимулирующем расширение инвестиционного и потребительского спроса. Напортив, увеличение налоговых ставок приведет к левостороннему смещению кривой AD в положение AD1, при котором выпуск уменьшается до уровня Y1. Неожидаемые экономическими агентами экзогенные факторы могут вызвать сдвиги кривой совокупного спроса, которые в экономической теории принято называть шоками совокупного спроса. 6 

Информация о работе Совокупный спрос и совокупное предложение