Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 20:19, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является – изучение совокупного спроса и совокупного предложения и факторов, влияющих на них.
Для изучения поставленной цели были сформированы следующие задачи:
- рассмотрение понятие совокупного спроса и его структуры;
- изучение факторов, определяющих совокупный спрос;
- изучение понятие совокупного предложения;
Введение…………………………………………………………………………..3
1 Совокупный спрос, его структура и факторы его определяющие…………..5
1.1 Понятие совокупного спроса и его структура………………………………5
1.2 Факторы, определяющие совокупный спрос……………………………….7
2 Совокупное предложение и факторы, влияющие на него…………………..11
2.1 Понятие совокупного предложения………………………………………...11
2.2 Факторы, влияющие на совокупное предложение………………………...15
3 Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения……………...17
Заключение……………………………………………………………………….20
Глоссарий…………………………………………………………………………22
Список используемых источников……………………………………………...24
Приложение А Кривая совокупного спроса…………………………................25
Приложение Б Изменение совокупного спроса под влиянием факторов………………………………………26
Приложение В Кривая совокупного предложения…………………………….27
Приложение Г Кривая совокупного спроса в краткосрочном и долгосрочном периодах…………………………………………………………………………………28
Приложение Д Макроэкономическое равновесие……………………..............29
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Совокупный спрос, его структура и факторы его определяющие…………..5
1.1 Понятие совокупного спроса и его структура………………………………5
1.2 Факторы, определяющие совокупный спрос……………………………….7
2 Совокупное предложение и факторы, влияющие на него…………………..11
2.1 Понятие совокупного предложения………………………………………...
2.2 Факторы, влияющие на совокупное предложение………………………...15
3 Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения……………...17
Заключение……………………………………………………
Глоссарий………………………………………………………
Список используемых
источников……………………………………………...
Приложение А Кривая совокупного
спроса…………………………..............
Приложение Б Изменение совокупного
спроса под влиянием факторов…………………………………………………………
Приложение В Кривая совокупного предложения…………………………….27
Приложение Г Кривая совокупного
спроса в краткосрочном и долгосрочном
периодах…………………………………………………………
Приложение Д Макроэкономическое
равновесие……………………............
Введение
Вопрос об учете
совокупного спроса и совокупного
предложения имеет большое
В условиях перехода Российской экономики на рыночные отношения все чаще возникают вопросы о ходе и направлении экономических реформ, о тех экономических теориях, которые положены в их основу. Однако экономическая мысль еще не создала такого универсального метода исследования, который бы раскрывал содержание экономических процессов в рамках одной теории. Макроэкономический анализ рыночной экономики - сложный многоуровневый процесс, основу которого составляет изучение взаимодействия «совокупного производителя» и «совокупного покупателя». Закономерности равновесия совокупного спроса и совокупного предложения, так или иначе, входят в любую макроэкономическую модель.
Современная теория равновесия совокупного спроса и предложения представляется моделью AD-AS. На рынках спроса и предложения механизм ценообразования решает три основных вопроса рыночного хозяйства: что, как и для кого производить. Но, равновесия на товарных рынках недостаточно для нормального развития экономики. Необходимо достижение равновесия и на денежном рынке. Только при одновременном достижении равновесия на товарном и денежном рынках экономика развивается бескризисно.
Модель AD-AS является базовой для изучения колебаний объема выпуска товарного рынка в зависимости от уровня цен в экономике в целом; а также для изучения причин и последствий этих изменений. Исходя из этого, с помощью модели можно описать различные варианты экономической политики государства.
Целью данной курсовой работы является – изучение совокупного спроса и совокупного предложения и факторов, влияющих на них.
Для изучения поставленной цели были сформированы следующие задачи:
- рассмотрение понятие совокупного спроса и его структуры;
- изучение факторов, определяющих совокупный спрос;
- изучение понятие совокупного предложения;
- анализ факторов,
влияющих на совокупное
- рассмотрение равновесие совокупного спроса и совокупного предложения.
1 Совокупный спрос, его структура и факторы его определяющие
1.2 Совокупный спрос, его структура
Совокупный спрос (AD) - экономический агрегат, суммирующий величины индивидуальных спросов на все конечные товары и услуги, предлагаемые на товарном рынке1. В идеальной модели макроэкономики совокупный спрос должен быть равен реальному объему национального производства, который может быть куплен при любом уровне цен.
Совокупный спрос имеет две формы: натурально-вещественную и стоимостную.
Натурально-вещественная
форма совокупного спроса отражает
потребность в товарах и
Совокупный спрос в стоимостном выражении представляет собой сумму всех расходов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике. Он отражает связь между объемом совокупного выпуска, на который предъявлен спрос экономическими агентами: населением, предприятиями и государством, и общим уровнем цен в экономике.
В структуре совокупного спроса можно выделить четыре макроэкономических субъекта, влияющих на объем спроса2:
1) совокупный спрос домохозяйств - потребительский спрос (C);
2) спрос фирм на инвестиции (I);
3) спрос на товары и услуги со стороны государства (G);
4) чистый экспорт (Xn) - разница между спросом иностранцев на отечественные товары и отечественным спросом на импортные товары.
Чтобы определить объем совокупного спроса, необходимо определить объем спроса каждого из этих субъектов. Спрос домашних хозяйств доминирует на рынке благ. На него приходится больше половины объема конечного совокупного спроса. Потребительский спрос или расходы изменяются медленно, относительно стабильны. Другие компоненты совокупного спроса более динамичны, например инвестиционный спрос, их изменения вызывают колебания экономической активности.
Из структуры совокупного спроса выделяют формулу3:
AD = C + I + G + Xn.
В правой части
она содержит те же слагаемые, что
и формула основного
Графически модель совокупного спроса представляется в виде кривой с отрицательным наклоном, которая характеризует обратную зависимость между объемом покупаемого реального ВНП и уровнем цен (Приложение А). Кривая совокупного спроса AD показывает количество товаров и услуг, которое потребители готовы приобрести при каждом возможном уровне цен. Она дает такие комбинации объема выпуска и общего уровня цен в экономике, при которых товарный и денежный рынки находятся в равновесии. Изменение общего уровня цен (ценовых факторов) при прочих равных условиях (неизменных неценовых факторах) влияет на объем совокупного спроса и обуславливает движение по кривой AD.
1.2 Факторы, определяющие совокупный спрос
Изменения совокупного спроса под влиянием ценовых и неценовых факторов показаны в Приложение Б.
К ценовым факторам относятся следующие4:
1) Эффект реального богатства или эффект Пигу.
Под реальным богатством понимается отношение номинального финансового богатства к общему уровню цен. Это отношение есть реальная покупательная способность накопленного номинального богатства (наличные деньги, ценные бумаги). Рост цен снижает реальную покупательную способность накопленных финансовых активов с фиксированной стоимостью, что делает их владельцев беднее и побуждает к сокращению потребительских расходов, объем совокупного спроса уменьшается.
2) Эффект процентной ставки или эффект Кейнса. Рост уровня цен заставляет и потребителей, и производителей брать деньги в долг, то есть возрастает спрос на деньги. Это обстоятельство повышает процентную ставку. Поэтому покупатели откладывают свои покупки, а предприниматели сокращают инвестиции. В результате совокупный спрос уменьшается.
3) Эффект импортных товаров или эффект Флеминга.
Рост цен внутри страны при стабильных ценах на импорт перекладывает часть спроса с внутренних товаров на импортные и сокращает экспорт. В экономике данной страны снижается чистый экспорт и совокупный спрос.
К неценовым факторам относится все, что воздействует на потребительские расходы, инвестиционные расходы фирм, государственные расходы, чистый экспорт5.
Факторы, воздействующие на потребительские расходы:
1. Уровень благосостояния
населения. Материальные
2. Ожидания (изменения уровня цен, изменения доходов) потребителей. Изменения в характере потребительских расходов зависят от прогнозов, которые делают потребители. Например, когда люди считают, что в будущем их реальный доход увеличится, они готовы тратить большую часть своего нынешнего дохода. Следовательно, в это время потребительские расходы возрастают (сбережения в это время уменьшаются), и кривая совокупного спроса смещается вправо. И наоборот, если люди полагают, что в будущем их реальные доходы уменьшатся, то их потребительские расходы и совокупный спрос сократятся.
3. Налоги. Уменьшение ставок подоходного налога влечет за собой увеличение чистого дохода и количества покупок при данном уровне цен. Снижение налогов приведет к смещению кривой совокупного спроса вправо. С другой стороны, увеличение налогов вызовет уменьшение потребительских расходов и смещение кривой совокупного спроса влево.
4. Задолженность потребителя. Высокий уровень задолженности потребителя, образовавшейся в результате прежних покупок в кредит, может заставить его сократить сегодняшние расходы, чтобы выплатить имеющие долги. Вследствие этого потребительские расходы сократятся, а кривая совокупного спроса сместится влево.
Факторы, воздействующие на инвестиционные расходы фирм:
1. Ожидания инвесторов. Более оптимистические прогнозы на получение прибылей на вложенный капитал увеличивают спрос на инвестиционные товары и тем самым смещают кривую совокупного спроса вправо. Например, предполагаемый рост потребительских расходов может, в свою очередь, стимулировать инвестиции в надежде на будущие прибыли.
2. Процентная ставка Увеличение процентной ставки, вызванное любым фактором, кроме изменения уровня цен, приведет к уменьшению инвестиционных расходов и сокращению совокупного спроса.
3. Налоги. Увеличение налогов с предприятий приведет к уменьшению прибылей (после вычета налогов) корпораций от капиталовложений, а, следовательно, и к уменьшению инвестиционных расходов и совокупного спроса. И наоборот, сокращение налогов увеличит прибыли от капиталовложений, и возможно, увеличит инвестиционные расходы, а также подтолкнет кривую совокупного спроса вправо.
4. Новые технологии. Новые и усовершенствованные технологии имеют тенденцию к стимулированию инвестиционных расходов и тем самым к увеличению совокупного спроса. Последние достижения в высокотехнологических областях микробиологии и электроники привели к созданию новых лабораторий и производственных мощностей для использования новых технологий.
Факторы, воздействующие на государственные расходы:
1. Государственные закупки. Увеличение государственных закупок национального продукта при данном уровне цен будет приводить к возрастанию совокупного спроса до тех пор, пока налоговые сборы и процентные ставки будут оставаться неизменными.
Факторы, воздействующие на чистый экспорт:
1. Объемы ВНП в других странах. Возрастание национального дохода иностранного государства увеличивает спрос на отечественные товары и соответственно увеличивает совокупный спрос. Когда уровень доходов в зарубежных странах повышается, то их граждане получают возможность покупать большее количество товаров как отечественного, так и импортного производства. Следовательно, наш экспорт увеличится вместе с повышением уровня национального дохода у наших торговых партнеров. Уменьшение национального дохода за рубежом имеет противоположный результат: чистый объем нашего экспорта сокращается, смещая кривую совокупного спроса влево.
2. Валютный курс национальной денежной единицы. Изменение курса доллара ил евро по отношению к другим валютам оказывает влияние на чистый экспорт и на совокупный спрос.
Из уравнения количественной теории денег M*V= P*Y можно сделать вывод, что на совокупный спрос влияют величина денежной массы (M) и скорость обращения денег (V) между секторами экономики, так как Y = MV/Р или AD = MV/Р.
Информация о работе Совокупный спрос и совокупное предложение, факторы, их определяющие