Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 09:17, курсовая работа
Актуальность темы: Рыночная экономика — это бесконечное взаимодействие спроса и предложения. Разработка простой модели такого вза¬имодействия составила эпоху в истории экономической науки. И хотя с той поры минуло более двух столетий, именно с нее начинается теоретическое знакомство с современной рыночной экономикой: дело в том, что через эту модель могут быть опи¬саны все экономические процессы.
Цель исследования- выяснить взаимоотношение совокупных спроса и предложения.
Введение ………………………………………………………………………… 3
1Взаимодействие совокупного спроса и предложения ………………………. 5
1.1Совокупный спрос, совокупное предложение ……………………………. 5
1.2Модель взаимодействия совокупного спроса и совокупного предложения 16
2 Практический раздел ………………………………………………………… 21
Заключение ……………………………………………………………………... 25
Список использованных источников ………………………………………….. 26
Содержание
Введение …………………………………………………………………………
1Взаимодействие
совокупного спроса и
1.1Совокупный спрос,
совокупное предложение …………………………….
5
1.2Модель взаимодействия совокупного спроса и совокупного предложения 16
2 Практический
раздел …………………………………………………………
21
Заключение
……………………………………………………………………...
Список использованных
источников …………………………………………..
26
Введение
В макроэкономике под спросом и предложением понимаются соответственно совокупный спрос и совокупное предложение. Термин «совокупный» означает то, что рассматриваются предложение и спрос для всех товаров и услуг, а не для каких-то отдельно взятых. Рассмотрим подробнее категории спроса и предложения и факторы, оказывающие влияние на их состояние и изменение.
Актуальность темы: Рыночная экономика — это бесконечное взаимодействие спроса и предложения. Разработка простой модели такого взаимодействия составила эпоху в истории экономической науки. И хотя с той поры минуло более двух столетий, именно с нее начинается теоретическое знакомство с современной рыночной экономикой: дело в том, что через эту модель могут быть описаны все экономические процессы.
Действительно, любому акту купли-продажи предшествуют два феномена — “спрос” и “предложение”, величины которых определяют объем сделок и уровень цен на рынке. А поскольку рыночная экономика есть динамика цен и объема сделок, то добиваться их желаемого изменения можно, регулируя величину спроса (влияя на доходы потребителей) и величину предложения (влияя на прибыль производителей). Это справедливо и для макро-, и для микроэкономики.
Сказанным объясняется то внимание, которое теория рынка уделяет анализу спроса и предложения. Такой анализ важен и тем, что выступает связующим звеном между макро- и микроэкономическими теориями.
Эволюция общественных форм производства и хозяйства привела к возникновению современной рыночной системы в основе, которой – функционирование социализированного товарного производства, ориентированного на удовлетворение потребностей общества в целом и отдельных индивидов.
Рыночное хозяйство – общественная форма организации экономики, основанная на товарном производстве обеспечивающая взаимодействие между производством и потреблением посредством рынка. Рынок – это система экономических отношений возникающих на основе устойчивого взаимодействия товарного и денежного обращения.
Цель исследования- выяснить взаимоотношение совокупных спроса и предложения.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие совокупного спроса и его составляющие элементы;
-рассмотреть неценовые факторы, влияющие на величину спроса;
-рассмотреть понятие совокупного предложения и факторы, влияющие на него;
-дать определение макроэкономическому равновесию;
-рассмотреть макроэкономическое равновесие на примере классической модели, модели «AD-AS»
Предмет исследования – экономическая теория.
Объект
исследования – совокупные спрос и предложение.
1Взаимодействие совокупного спроса и предложение
1.1Совокупный спрос, совокупное предложение
Совокупный спрос (AD) – это экономический агрегат, равный реальному объему национального производства, который готовы купить потребители при каждом возможном уровне цен. Совокупный спрос характеризует желание и возможность экономических субъектов приобрести определенный объем товаров и услуг при сложившемся уровне цен.
Совокупный спрос отличается от рыночного спроса и состоит из следующих составных частей:
-Потребительский спрос домашних хозяйств (C) – потребительские расходы домашних хозяйств (продукты питания, одежда, оплата жилья, различные услуги, товары длительного пользования и т.п., исключая расходы на покупку и строительство жилья, входящие в инвестиционные расходы);
-Инвестиционный спрос (I) – инвестиционные расходы предпринимателей на приобретение машин, оборудования, строительство (в том числе жилых домов) и т.п.;
-Государственные закупки (G) – все федеральные и местные расходы на армию и вооружение, бесплатное медицинское обслуживание и образование, государственные инвестиционные программы, строительство жилья, дорог и т.д.;
-Чистый экспорт (Xn) – разница между экспортом и импортом. [1]
Модель совокупного спроса графически может быть представлена в виде кривой с отрицательным наклоном, которая характеризует обратную зависимость между объемом покупаемого реального ВВП и уровнем цен (см.рис.1). По оси ординат отражается уровень цен P (индекс-дефлятор ВВП), измеряемый в долях (процентах) от уровня цен базового года, принимаемого за единицу. По оси абсцисс отражается реальный объем совокупного выпуска Y (реальный ВВП).
Кривая совокупного спроса и кривая спроса на отдельный товар имеют общие черты и отличия.
Рисунок 1- Кривая совокупного спроса
Общее состоит в том, что:
-отражается обратная зависимость между уровнем цен и уровнем реального выпуска;
-действуют сходные мотивационные механизмы принятия решений (естественное стремление покупать больше по более низкой цене);
-пересечение с кривой предложения выражает равновесное состояние.
Отличия заключаются в том, что:
-кривая спроса на отдельный товар строится при предположении о неизменности цен на остальные товары. В кривой совокупного спроса отражается изменение общего уровня цен.
-кривая спроса на отдельный товар строится при предположении о неизменности доходов. Кривая совокупного спроса предполагает возможность изменения доходов. Соответственно, отрицательный наклон кривой AD нельзя объяснить действием эффектов дохода и замещения. [2]
На динамику потребляемого (покупаемого) ВНП влияют ценовые и неценовые факторы.
Действие ценовых факторов реализуется через изменение в объеме совокупного спроса на товары и услуги и графически выражается движением вдоль кривой AD.
Неценовые факторы вызывают изменение в совокупном спросе, сдвигая кривую AD влево или вправо.
К ценовым факторам, которые влияют на динамику объема AD, относятся:
-эффект процентной ставки (r)– показывает, что уровень цен влияет на объем производства через процентную ставку. Повышение уровня цен вызывает увеличение спроса на деньги, что при неизменном объеме денежного предложения приводит к повышению процентной ставки, что влечет за собой снижение объема инвестиций и общего уровня расходов в экономике. Таким образом, повышение процентной ставки приводит к сокращению расходов экономических агентов (инвестиционных и потребительских расходов) и объема совокупного выпуска, на который предъявляется спрос.
-эффект богатства, или реальных кассовых остатков, – воздействует прежде всего на потребительские расходы: повышение уровня цен приводит к снижению реальной стоимости (покупательной способности) накопленных финансовых активов, например, срочных счетов или облигаций, имеющихся у населения. В таком случае население реально станет беднее, поэтому можно ожидать сокращения потребительских расходов и объема совокупного выпуска, на который предъявляется спрос.
-эффект импортных закупок (Xn)– воздействует на величину чистого экспорта: повышение уровня цен приводит к увеличению импорта и уменьшению экспорта, и, следовательно, сокращению чистого экспорта и объема совокупного спроса, на который предъявляется спрос.
Следует отличать изменения в объеме спроса на национальный продукт, вызванные изменениями в уровне цен (точки на кривой), от изменений в совокупном спросе, вызванных изменениями одной или нескольких неценовых детерминант совокупного спроса (вся кривая). Изменения совокупного спроса графически иллюстрируются смещением кривой вправо (возрастание) или влево (уменьшение). [3]
Неценовые факторы многообразны, поэтому их целесообразно подразделить на группы в зависимости от того, на какие элементы в структуре совокупного спроса они оказывают воздействие.
а)Неценовые факторы, воздействующие на объем потребления домашних хозяйств:
-благосостояние потребителей – желание осуществлять расходы (тратить) изменяется в зависимости от динамики реальной стоимости активов (ценностей), которыми обладают потребители (акции, облигации, недвижимость). Например, резкое уменьшение реальной стоимости активов потребителей приводит к увеличению их сбережений (к уменьшению покупок товаров) как средству восстановления их благосостояния. В результате сокращения потребительских расходов совокупный спрос уменьшается, т.е. кривая совокупного спроса смещается влево. Если же реальная стоимость материальных ценностей увеличивается, то потребительские расходы при данном уровне цен возрастают, т.е. кривая совокупного спроса смещается вправо.
-ожидания потребителей – изменения в потребительских расходах зависят от тех прогнозов, которые делают люди. Если, по их мнению, в будущем их реальный доход увеличится, они будут готовы тратить большую часть своего текущего дохода, т.е. возрастают потребительские расходы, уменьшаются сбережения, а кривая совокупного спроса смещается вправо. Если люди прогнозируют уменьшение в будущем своих реальных доходов, их потребительские расходы сократятся, а совокупный спрос уменьшится, т.е. кривая смещается влево.
-задолженность потребителей – высокий уровень задолженности (например, вследствие прежних покупок в кредит) может заставить потребителей сократить текущие расходы, чтобы погасить уже имеющиеся долги. В такой ситуации потребительские расходы сократятся, а кривая совокупного спроса сместится влево. Если задолженность невелика, возможно увеличение потребительских расходов, что приведет к росту совокупного спроса.
-налогообложение – уменьшение ставок подоходного налога влечет за собой увеличение чистого дохода и количества покупок при данном уровне цен. Следовательно, снижение налогов приведет к смещению кривой совокупного спроса вправо, а их увеличение вызовет уменьшение потребительских расходов и смещение кривой совокупного спроса влево. [4]
б)Неценовые факторы, вызывающие изменения в инвестиционных расходах:
-процентные ставки – при прочих равных условиях увеличение процентной ставки, вызванное любыми факторами (кроме изменения уровня цен) приведет к уменьшению инвестиционных расходов и сокращению совокупного спроса. Например, увеличение объема денежной массы может привести к уменьшению процентной ставки и тем самым к росту инвестиций. Уменьшение объема денежной массы ведет к увеличению процентной ставки и сокращению инвестиций.
Информация о работе Совокупный спрос и совокупное предложение