Совокупный спрос и совокупное предложение

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 19:06, курсовая работа

Описание работы

Главная задача данной работы – определить структуры совокупного спроса и совокупного предложения; раскрыть принципы их взаимовлияния и равновесия; доказать их необходимость и значимость для современного общества.

В данной работе рассмотрены существующие категории совокупного спроса и совокупного предложения, равновесие совокупного спроса и предложения в общем экономическом равновесии, а так же его особенности в России.

Содержание

Введение.................................................................................................. 3

1. Совокупный спрос, его структура и факторы его определяющие........ 4

2. Совокупное предложение и факторы, влияющие на него..................... 10

3. Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения и его особенности в России.................................................................................... 14

Практикум…………………………………………………………….. 22

Заключение............................................................................................. 24

Литература.............................................................................................. 25

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 571.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ 

              Кафедра               Экономической теории

              Факультет              Финансово - кредитный

              Специальность    Финансы и кредит

   

                                             Курсовая работа 

по дисциплине:     “Экономическая теория”

Тема:   «Совокупный спрос и совокупное предложение» 
 

                                           Выполнил:

                  Студент                         Шамова М. Ю.  

                                           Курс                                II

                                           Группа №

                                           Личное дело №             10ффб01152

                                           Преподаватель:   кан.эк.наук, доцент Ерыгина В.Ф. 
 
 
 
 
 
 
 

Новороссийск  2011     

СОДЕРЖАНИЕ 

    Введение.................................................................................................. 3

1. Совокупный спрос, его структура и факторы его определяющие........ 4

2. Совокупное  предложение и факторы, влияющие  на него..................... 10

3. Равновесие  совокупного спроса и совокупного  предложения и его особенности  в России.................................................................................... 14

        Практикум……………………………………………………………..     22

    Заключение............................................................................................. 24

    Литература.............................................................................................. 25

Введение

    Ключевой  проблемой экономической теории и экономической политики любого государства является макроэкономическое равновесие, поэтому рассмотрение этой проблемы имеет первостепенное значение как с теоретической, так и с практической точек зрения.

    Рассмотренная в данной курсовой работе тема включает в себя вопросы:

    • совокупный спрос, его структуру и определяющие его факторы;
    • совокупное предложение и влияющие на него факторы;
    • равновесие совокупного спроса и совокупного предложения и его особенности в России.

    Данная  тема актуальна в настоящее время, так как известно, что любая  система стремится к достижению равновесного состояния и его  сохранению. Это характерно и для макроэкономических систем, однако, поскольку их функционирование обеспечивается посредством деятельности людей, наделенных волей, сознанием и разнонаправленными интересами, равновесие не достигается стихийно и имеет специфические законы и условия.

    Главная задача данной работы – определить структуры совокупного спроса и совокупного предложения; раскрыть принципы их взаимовлияния и равновесия; доказать их необходимость и значимость для современного общества.

     В данной работе рассмотрены существующие категории совокупного спроса и совокупного предложения, равновесие совокупного спроса и предложения в общем экономическом равновесии, а так же его особенности в России.   
 
 
 

  1. Совокупный  спрос, его структура  и факторы его  определяющие.

     Совокупный  спрос (AD) – это суммарное количество товаров и услуг, которые намерены купить домашние хозяйства, бизнес, государство, заграница при различном уровне цен в стране.1

     Если  экономика близка к состоянию  полной занятости, то рост совокупного  спроса вызовет не столько увеличение объёма выпуска (так как практически все мощности уже задействованы), сколько рост цен.

     В структуре совокупного спроса можно  выделить:

    • Спрос на потребительские товары и услуги (С);
    • Спрос на инвестиционные товары (I);
    • Спрос на товары и услуги со стороны государства (G);
    • Спрос на экспорт со стороны иностранцев (или спрос на чистый экспорт, если спрос на импорт входит впервые три компонента совокупного спроса) (X).

     Одни  компоненты совокупного спроса относительно стабильны, изменяются медленно, например, потребительские расходы. Другие – более динамичны (например, инвестиционные расходы), их изменения вызывают колебания экономической активности.2

    Таким образом, AD складывается из суммы спросов на конечную продукцию экономики:

                                                   AD=C+I+GP+X                                     

       Совокупный спрос может быть представлен как агрегированный денежный спрос на реальный валовой внутренний продукт или соответствующем уровне цен.

    Движение  вдоль кривой AD отражает изменение совокупного спроса в зависимости от динамики общего уровня цен.

    Наиболее  простое выражение этой зависимости  можно получить из уравнения количественной теории денег:

     MV=PY, отсюда или , где

     M – количество денег в экономике;

     V – скорость обращения денег;

     P – уровень цен в экономике;

     Y – реальный объем выпуска, на который предъявлен спрос.

     Из  приведенных формул следует, что  связь между объемом произведенной  продукции (Y) и уровнем цен в экономике (Р) отрицательна при определенном постоянном предложении денег.3

      Кривая совокупного спроса AD (от английского aggregate demand) показывает количество товаров и услуг, которые потребители готовы приобрести при каждом возможном уровне цен. Она дает такие комбинации объема выпуска и общего уровня цен в экономике, при которых товарный и денежный рынки находятся в равновесии. 4

     Кривая  совокупного спроса (AD) внешне напоминает кривую спроса на отдельном товарном рынке. Но построена эта кривая в иной системе координат (см.1).

Рис.1.Кривая совокупного спроса5 

     На  оси абсцисс указываются значения реального объема производства (реальный ВВП, или выпуска), обозначаемого  буквой Y. На оси ординат фигурирует не абсолютные показатели цен (например, в миллиардах долл.), а уровень цен (Р), или дефлятор.

    Отрицательный наклон кривой AD объясняется следующим образом: чем выше уровень цен P, тем меньше реальные запасы денежных средств (кривая AD строится при условии фиксированного предложения денег М и скорости их обращения V), а, следовательно, меньше количество товаров и услуг, на которые предъявлен спрос.                                                          

    На  нисходящую траекторию (отрицательный  наклон) кривой совокупного спроса также обуславливают факторы, которые можно подразделить на ценовые и неценовые. Рассмотрим их по порядку:

  • эффект процентной ставки;
  • эффект богатства, или эффект кассовых остатков;
  • эффект импортных закупок.

     1) Эффект процентной ставки или эффект Кейнса.

     Рост  уровня цен заставляет и потребителей, и производителей брать деньги в долг, т.е. возрастает спрос на деньги. Это обстоятельство повышает процентную ставку. Поэтому покупатели откладывают свои покупки (C), а предприниматели сокращают инвестиции (I). В результате совокупный спрос уменьшается.

     2) Эффект реального богатства или эффект Пигу.

     Под реальным богатством понимается отношение  номинального финансового богатства (М) к общему уровню цен (Р). Это отношение  есть реальная покупательная способность  накопленного номинального богатства (наличные деньги, ценные бумаги). Рост цен снижает реальную покупательную способность накопленных финансовых активов с фиксированной стоимостью, что делает их владельцев беднее и побуждает к сокращению потребительских расходов (C), объем совокупного спроса  уменьшается.

     3) Эффект импортных товаров или  эффект Флеминга.

     Рост  цен внутри страны при стабильных ценах на импорт перекладывает часть спроса с внутренних товаров на импортные и сокращает экспорт. В экономике данной страны снижается чистый экспорт и совокупный спрос.

     Модель  совокупного спроса предполагает и  исследование факторов,  проводящих к смещению кривой AD. Речь идет о так называемых неценовых факторах совокупного спроса.

     К неценовым факторам, влияющим на совокупный спрос, относится все, что воздействует на потребительские расходы (C), инвестиционные расходы фирм (I), государственные расходы (G), чистый экспорт (Xn).

     Факторы, воздействующие на потребительские  расходы (C):

    • уровень благосостояния населения;
    • ожидания (изменения уровня цен, изменения доходов) потребителей;
    • налоги;
    • трансфертные платежи;
    • процентная ставка.

    Факторы, воздействующие на инвестиционные расходы  фирм (I):

    • ожидания инвесторов;
    • процентная ставка;
    • налоги;
    • трансфертные платежи;
    • новые технологии.

    Факторы, воздействующие на государственные расходы (G):

    • Государственные закупки.

    Факторы, воздействующие на чистый экспорт (Xn):

    • объемы ВНП в других странах;
    • величина ВНП в данной стране;
    • валютный курс национальной денежной единицы.

     Изменение неценовых факторов отражается сдвигом кривой AD.

     

     Например, снижение спроса на газ на мировом  рынке и соответствующее сокращение экспорта приведет к сокращению совокупного спроса. Это отразится графически сдвигом AD влево (рис.2).

     Сдвиг кривой совокупного спроса под влиянием неценовых факторов напрямую связан с размером реального ВВП и как следствие объемов производства, но не сказывается на уровне цен.

     Например, увеличение денежной массы приведет к снижению цены денег, т.е. процентной ставки, и будет стимулировать  увеличение инвестиционных и потребительских расходов. Поэтому при любом заданном уровне цен, например, Р1, совокупный спрос расширяется, что отражается смещением кривой AD вправо, в положение AD2, при котором выпуск достигает уровня Y2. Тоже самое будет происходить при снижении налоговых ставок, стимулирующем расширение инвестиционного и потребительского спроса. Напортив, увеличение налоговых ставок приведет к левостороннему смещению кривой AD в положение AD1, при котором выпуск уменьшается до уровня Y1. Неожидаемые экономическими агентами экзогенные факторы могут вызвать сдвиги кривой совокупного спроса, которые в экономической теории принято называть шоками совокупного спроса. 6 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис.2. Неценовые  факторы сдвига кривой AD 7 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Совокупный спрос и совокупное предложение