Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 19:06, курсовая работа
Главная задача данной работы – определить структуры совокупного спроса и совокупного предложения; раскрыть принципы их взаимовлияния и равновесия; доказать их необходимость и значимость для современного общества.
В данной работе рассмотрены существующие категории совокупного спроса и совокупного предложения, равновесие совокупного спроса и предложения в общем экономическом равновесии, а так же его особенности в России.
Введение.................................................................................................. 3
1. Совокупный спрос, его структура и факторы его определяющие........ 4
2. Совокупное предложение и факторы, влияющие на него..................... 10
3. Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения и его особенности в России.................................................................................... 14
Практикум…………………………………………………………….. 22
Заключение............................................................................................. 24
Литература.............................................................................................. 25
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО
ВСЕРОССИЙСКИЙ
ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-
Кафедра Экономической теории
Факультет Финансово - кредитный
Специальность Финансы и кредит
по дисциплине: “Экономическая теория”
Тема: «Совокупный
спрос и совокупное
предложение»
Студент Шамова М. Ю.
Курс
Новороссийск 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение..................
1. Совокупный спрос, его структура и факторы его определяющие........ 4
2. Совокупное
предложение и факторы,
3. Равновесие
совокупного спроса и
Практикум………………………………………………………
Заключение................
Литература................
Ключевой проблемой экономической теории и экономической политики любого государства является макроэкономическое равновесие, поэтому рассмотрение этой проблемы имеет первостепенное значение как с теоретической, так и с практической точек зрения.
Рассмотренная в данной курсовой работе тема включает в себя вопросы:
Данная тема актуальна в настоящее время, так как известно, что любая система стремится к достижению равновесного состояния и его сохранению. Это характерно и для макроэкономических систем, однако, поскольку их функционирование обеспечивается посредством деятельности людей, наделенных волей, сознанием и разнонаправленными интересами, равновесие не достигается стихийно и имеет специфические законы и условия.
Главная задача данной работы – определить структуры совокупного спроса и совокупного предложения; раскрыть принципы их взаимовлияния и равновесия; доказать их необходимость и значимость для современного общества.
В
данной работе рассмотрены существующие
категории совокупного спроса и совокупного
предложения, равновесие совокупного
спроса и предложения в общем экономическом
равновесии, а так же его особенности в
России.
Совокупный спрос (AD) – это суммарное количество товаров и услуг, которые намерены купить домашние хозяйства, бизнес, государство, заграница при различном уровне цен в стране.1
Если экономика близка к состоянию полной занятости, то рост совокупного спроса вызовет не столько увеличение объёма выпуска (так как практически все мощности уже задействованы), сколько рост цен.
В структуре совокупного спроса можно выделить:
Одни компоненты совокупного спроса относительно стабильны, изменяются медленно, например, потребительские расходы. Другие – более динамичны (например, инвестиционные расходы), их изменения вызывают колебания экономической активности.2
Таким образом, AD складывается из суммы спросов на конечную продукцию экономики:
AD=C+I+GP+X
Совокупный спрос может быть представлен как агрегированный денежный спрос на реальный валовой внутренний продукт или соответствующем уровне цен.
Движение вдоль кривой AD отражает изменение совокупного спроса в зависимости от динамики общего уровня цен.
Наиболее простое выражение этой зависимости можно получить из уравнения количественной теории денег:
MV=PY, отсюда или , где
M – количество денег в экономике;
V – скорость обращения денег;
P – уровень цен в экономике;
Y – реальный объем выпуска, на который предъявлен спрос.
Из
приведенных формул следует, что
связь между объемом
Кривая совокупного спроса AD (от английского aggregate demand) показывает количество товаров и услуг, которые потребители готовы приобрести при каждом возможном уровне цен. Она дает такие комбинации объема выпуска и общего уровня цен в экономике, при которых товарный и денежный рынки находятся в равновесии. 4
Кривая совокупного спроса (AD) внешне напоминает кривую спроса на отдельном товарном рынке. Но построена эта кривая в иной системе координат (см.1).
Рис.1.Кривая
совокупного спроса5
На
оси абсцисс указываются
Отрицательный
наклон кривой AD объясняется следующим
образом: чем выше уровень цен P, тем
меньше реальные запасы денежных средств
(кривая AD строится при условии
фиксированного предложения денег М
и скорости их обращения V), а, следовательно,
меньше количество товаров и услуг, на
которые предъявлен спрос.
На нисходящую траекторию (отрицательный наклон) кривой совокупного спроса также обуславливают факторы, которые можно подразделить на ценовые и неценовые. Рассмотрим их по порядку:
1) Эффект процентной ставки или эффект Кейнса.
Рост уровня цен заставляет и потребителей, и производителей брать деньги в долг, т.е. возрастает спрос на деньги. Это обстоятельство повышает процентную ставку. Поэтому покупатели откладывают свои покупки (C), а предприниматели сокращают инвестиции (I). В результате совокупный спрос уменьшается.
2) Эффект реального богатства или эффект Пигу.
Под реальным богатством понимается отношение номинального финансового богатства (М) к общему уровню цен (Р). Это отношение есть реальная покупательная способность накопленного номинального богатства (наличные деньги, ценные бумаги). Рост цен снижает реальную покупательную способность накопленных финансовых активов с фиксированной стоимостью, что делает их владельцев беднее и побуждает к сокращению потребительских расходов (C), объем совокупного спроса уменьшается.
3) Эффект импортных товаров или эффект Флеминга.
Рост цен внутри страны при стабильных ценах на импорт перекладывает часть спроса с внутренних товаров на импортные и сокращает экспорт. В экономике данной страны снижается чистый экспорт и совокупный спрос.
Модель совокупного спроса предполагает и исследование факторов, проводящих к смещению кривой AD. Речь идет о так называемых неценовых факторах совокупного спроса.
К неценовым факторам, влияющим на совокупный спрос, относится все, что воздействует на потребительские расходы (C), инвестиционные расходы фирм (I), государственные расходы (G), чистый экспорт (Xn).
Факторы, воздействующие на потребительские расходы (C):
Факторы, воздействующие на инвестиционные расходы фирм (I):
Факторы, воздействующие на государственные расходы (G):
Факторы, воздействующие на чистый экспорт (Xn):
Изменение неценовых факторов отражается сдвигом кривой AD.
Например,
снижение спроса на газ на мировом
рынке и соответствующее
Сдвиг кривой совокупного спроса под влиянием неценовых факторов напрямую связан с размером реального ВВП и как следствие объемов производства, но не сказывается на уровне цен.
Например,
увеличение денежной массы приведет
к снижению цены денег, т.е. процентной
ставки, и будет стимулировать
увеличение инвестиционных и потребительских
расходов. Поэтому при любом заданном
уровне цен, например, Р1, совокупный спрос
расширяется, что отражается смещением
кривой AD вправо, в положение AD2, при котором
выпуск достигает уровня Y2. Тоже самое
будет происходить при снижении налоговых
ставок, стимулирующем расширение инвестиционного
и потребительского спроса. Напортив,
увеличение налоговых ставок приведет
к левостороннему смещению кривой AD в
положение AD1, при котором выпуск уменьшается
до уровня Y1. Неожидаемые экономическими
агентами экзогенные факторы могут вызвать
сдвиги кривой совокупного спроса, которые
в экономической теории принято называть
шоками совокупного спроса. 6
Рис.2. Неценовые
факторы сдвига кривой AD 7
Информация о работе Совокупный спрос и совокупное предложение