Совокупный спрос и совокупное предложение

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 18:00, курсовая работа

Описание работы

Рассмотренная в данной курсовой работе тема включает в себя вопросы:
совокупный спрос, его структуру и определяющие его факторы;
совокупное предложение и влияющие на него факторы;
равновесие совокупного спроса и совокупного предложения и его особенности в России.

Содержание

Введение. 3
Совокупный спрос, его структура и факторы его определяющие. 5
Совокупное предложение и факторы, влияющие на него. 12
Равновесие совокупного спроса и предложения и его особенности в России. 16
Практикум. 22
Список используемой литературы. 27

Работа содержит 1 файл

эк т-я 1.doc

— 315.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию 

ГОУ ВПО

Всероссийский заочный финансово – экономический  институт

Кафедра экономики, менеджмента и маркетинга 
 
 
 
 

Курсовая  работа

по экономической  теории

на тему: «Совокупный спрос и совокупное предложение» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Барнаул 2009

 

    Содержание.

 

Введение.

    Ключевой проблемой экономической теории и экономической политики любого государства является макроэкономическое равновесие, поэтому рассмотрение этой проблемы имеет первостепенное значение как с теоретической, так и с практической точек зрения.

    Рассмотренная в данной курсовой работе тема включает в себя вопросы:

    • совокупный спрос, его структуру и определяющие его факторы;
    • совокупное предложение и влияющие на него факторы;
    • равновесие совокупного спроса и совокупного предложения и его особенности в России.

   Изучение процессов совокупного спроса и совокупного предложения как факторов, влияющих на экономическое равновесие, является важнейшей задачей для экономистов любой страны.

     Данные  категории являются одними из важнейших  в макроэкономике, они освещаются практически в любом пособии, посвящённом макроэкономическому анализу, как отечественных, так и зарубежных экономистов.

     Для раскрытия  макроэкономических  закономерностей   необходимо, прежде всего,  рассмотреть  категории совокупного спроса и совокупного предложения, все перемены в экономике страны  можно,  так или иначе, объяснить изменениями в уровнях совокупного спроса и совокупного предложения.

         В отличие от микроэкономики, которая исследует оптимальное поведение потребителей и производителей на одном или нескольких конкретных рынках товаров и услуг, используя модель спроса и предложения, макроэкономическая теория рассматривает экономику страны как систему. Экономика страны состоит из всех рынков товаров и услуг и объединяет в себе всех потребителей и производителей. Поэтому макроэкономическая теория рассматривает не объемы производства какого-то отдельного товара и его цену, а совокупный выпуск всех товаров и услуг, характеризуемый ВВП страны, и уровень цен в экономике.

    Вместо  микроэкономического потребителя, макроэкономика изучает агрегированное (совокупное) потребление, т.е., например, множество микроэкономических рынков труда объединяется в макроэкономический рынок труда.  Одним из самых важных рынков является рынок всех конечных товаров и услуг. А переменными, определяющие равновесие на данном рынке, выступают объем выпуска в экономике (реальный ВВП) и уровень цен в экономике, характеризуемый индексом потребительских цен. Поведение всех потребителей на рынке будет описываться совокупным спросом, а поведение всех производителей – совокупным предложением.

    Главная задача данной работы – определить структуры совокупного спроса и совокупного предложения; раскрыть принципы их взаимовлияния и равновесия; доказать их необходимость и значимость для современного общества.

 

Совокупный  спрос, его структура  и факторы его  определяющие.

   Совокупный  спрос AD (от английского слова - Aggregate Demand) – это суммарное количество товаров и услуг, которые намерены купить домашние хозяйства, бизнес, государство, заграница при различном уровне цен в стране. В идеальной модели макроэкономики совокупный спрос должен быть равен реальному объему национального производства, который может быть куплен при любом уровне цен.

    В структуре совокупного спроса, в  соответствии с наличием четырех  основных секторов экономики, можно выделить следующие группы:

  • совокупный спрос индивидуумов и домохозяйств (С), то есть спрос на потребительские товары и услуги;
  • инвестиции (I), или спрос на капитальное оборудование со стороны предпринимателей;
  • государственные закупки (G), или спрос на товары и услуги со стороны государства;
  • спрос на чистый экспорт (X), то есть разность между спросом иностранцев на отечественные товары и отечественным спросом на иностранные товары.

    Таким образом, AD складывается из суммы спросов на конечную продукцию экономики:

                                                   AD=C+I+GP+X                                     

    Кривая  совокупного спроса AD показывает количество товаров и услуг, которое потребители готовы приобрести при каждом возможном уровне цен.

    Кривая  совокупного спроса внешне напоминает кривую спроса на отдельном рынке, но построена она в иной системе координат. На оси абсцисс указываются значения реального объема национального производства (Q). На оси ординат фигурирую не абсолютные показатели цен, а уровень цен (Р), или дефлятор.  

    

          Р 
 

AD 

                             0                                          Q 

    Движение  вдоль кривой AD отражает изменение совокупного спроса в зависимости от динамики общего уровня цен.

    Наиболее простое выражение этой зависимости можно получить из уравнения количественной теории денег:

    MV=PQ,

    откуда

                                    P=              или              Q= ,                   

    где M – количество денег в экономике (денежная масса страны); V – скорость обращения денег; P – уровень цен в экономике (средний уровень цен товаров); Q – реальный объем выпуска, на который предъявлен спрос (товарная масса, находящаяся на рынках страны).

    Через произведение MV обозначим совокупный спрос, а через второе произведение PQваловой национальный продукт. Не смотря на равенство, между ВНП и совокупным спросом есть различия.                                    

  • величина ВНП определяется за год, тогда как совокупный спрос может быть определен на данный момент (сегодня), за неделю, месяц, то есть за какой-либо период.
  • ВНП определяется суммой реально произведенных товаров, включая услуги, тогда как спрос, хотя и включает в себя реальные товары, которые покупатели могут купить, но которых может и не быть в наличии.
  • есть различия и по субъектам. ВНП, как мы отмечали, производится компаниями данной страны. Субъекты совокупного спроса иные (население данной страны, предъявляющее спрос на товары потребительского назначения, компании, предъявляющие спрос на инвестиционные товары, государство, осуществляющее различные закупки, делающее госзаказ, иностранные покупатели товаров, которые данная страна поставляет на экспорт).

    Отрицательный наклон кривой AD объясняется следующим образом: чем выше уровень цен P, тем меньше реальные запасы денежных средств (кривая AD строится при условии фиксированного предложения денег М и скорости их обращения V), а, следовательно, меньше количество товаров и услуг, на которые предъявлен спрос.                                                          

    На  нисходящую траекторию (отрицательный  наклон) кривой совокупного спроса также обуславливают факторы, которые можно подразделить на ценовые и неценовые. Рассмотрим их по порядку:

  • эффект процентной ставки;
  • эффект богатства, или эффект кассовых остатков;
  • эффект импортных закупок.

    Эффект  процентной ставки проявляется через воздействие изменяющегося уровня цен на процентную ставку, а, следовательно, на потребительские расходы и инвестиции. Если считать денежную массу постоянной, то повышение уровня цен автоматически  повышает спрос на деньги, значит, повышается процентная ставка. В свою очередь, чем выше процентная ставка, тем большая часть потребителей начинают сберегать деньги и совершать меньшее количество покупок. В результате растут частные сбережения. Удорожание кредита вынуждает предпринимателей сокращать инвестиции – производственные закупки. Таким образом, сокращается спрос со стороны как частных потребителей, так и предпринимателей, что приводит к уменьшению совокупного спроса на реальный национальный продукт. Кривая AD приобретает нисходящий и приближающийся к оси абсцисс характер.                                                

    Эффект  богатства, или «реальных кассовых остатков» (эффект Пигу), проявляется в негативном влиянии инфляции на доходы населения (повышение цен, как мы знаем, обесценивает доходы покупателей, и на прежние доходы они уже могут купить меньше товаров). Богатство людей в виде фиксированных доходов при инфляции уменьшается в обратно пропорциональной зависимости. Это срочные счета, облигации, заработная плата, рента, пенсии, пособия. Остаточная покупательная способность людей, физических и юридических лиц называется реальными кассовыми остатками. Урезая свои потребительские расходы, таким образом, они напрямую влияют на совокупный спрос в сторону его понижения.

    Вместе  с тем, в такой ситуации со временем может понизиться спрос на дорогостоящие товары, предметы роскоши, так как инфляция понижает реальную покупательскую способность финансовых активов. Суммарное воздействие на совокупный спрос эффекта Пигу в результате может быть как положительным, так и отрицательным. Это во многом зависит от степени роста цен: незначительный их рост подстегивает совокупный спрос, а значительные темпы инфляции его сокращают. Таким образом, данный эффект осложняет известную закономерность, утверждающую, что с ростом цен снижается совокупный спрос.                                                              

    Эффект  импортных закупок означает, что при повышении уровня цен в стране, товары и услуги иностранного производства становятся относительно дешевле (при прочих равных условиях). Растет спрос на импортные товары. Население будет приобретать меньше отечественных товаров. Иностранцы сократят свой спрос на товары и услуги данной страны из-за их удорожания, они предпочтут более дешевые аналогичные товары в других странах. Следовательно, при неизменных таможенных тарифах, произойдет уменьшение объемов экспорта и увеличение импорта и в целом чистый экспорт сократится, уменьшив общий объем совокупного спроса.

    Указанные эффекты оказывают свое влияние  на совокупный спрос через цены (ценовые факторы), поэтому происходит перемещение точки вдоль кривой совокупного спроса. Под влиянием факторов кривая AD сдвигается вправо-влево в зависимости от направления действия фактора.             

    

                    P        AD2 AD AD1  
 
 
 
 
 

                                                                           

                                                                          0                                                                  Q 

    На графике увеличение совокупного спроса представлено отклонением кривой вправо – от AD к AD1 . Это смещение показывает, что при различных уровнях цен желаемый объем товаров и услуг возрастет. Уменьшение совокупного спроса представлено отклонением кривой влево – от AD к AD2. Этот сдвиг говорит о том, что люди будут покупать меньший объем продукта, чем прежде, при различных уровнях цен.

      Кроме того, на уровень совокупного спроса оказывают влияние неценовые факторы (детерминанты), которые можно выделить в следующие группы согласно четырем основным составляющим совокупного спроса:

                         

    Неценовые факторы совокупного  спроса                     [1;316]

Личное  потребление

(C)

Инвестиции

(I)

Государственные закупки (G) Чистый 

экспорт (Х)

Доходы  потребителей

Ожидания

Задолженность

Налоги с потребителей

Процентные  ставки

Ожидаемые прибыли

Уровень налогов

Технология

Избыточные  мощности

Изменения в государственных расходах 

Принятие государственных программ

Изменения в  условиях внешней торговли 

Национальный  доход в зарубежных странах 

Валютные  курсы

Информация о работе Совокупный спрос и совокупное предложение