Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 19:34, курсовая работа
Целью данной работы является изучение взаимосвязи между спросом и предложением, а так же факторов, влияющих на эти процессы.
Введение 3
1. Совокупный спрос и влияющие на него факторы 5
2. Совокупное предложение и влияющие на него факторы 8
3. Проблема установления равновесия совокупного спроса и совокупного предложения 11
Заключение 14
КТЗ-1 16
КТЗ-2 17
Литература 18
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО
«Всероссийский
заочный финансово-
Кафедра экономической теории
КУРСОВАЯ РАБОТА
по экономической теории на тему:
«Совокупный спрос и совокупное предложение»
Работу
выполнил студент Черкашов Сергей Анатольевич
Проверил
преподаватель Артемова Галина Юрьевна
Москва
– 2008
Содержание
Введение 3
Заключение 14
КТЗ-1 16
КТЗ-2 17
Литература 18
Введение
Рыночная
экономика — это бесконечное
взаимодействие спроса и предложения.
Разработка простой модели такого взаимодействия
составила целую эпоху в
Действительно, любому акту купли-продажи предшествуют два феномена — «спрос» и «предложение», величины которых определяют объем сделок и уровень цен на рынке. А поскольку рыночная экономика есть динамика цен и объема сделок, то добиваться их желаемого изменения можно, регулируя величину спроса и величину предложения.
Сказанным объясняется то внимание, которое теория рынка уделяет анализу спроса и предложения. Такой анализ важен и тем, что выступает связующим звеном между макро- и микроэкономическими теориями.
Что
же стоит за спросом и предложением?
Различные направления
1Антология экономической классики. В 2 т. М., 1991. Т. 1.С. 121
(1851 —
1914) развил положение, что именно
соотношение предельных
Неоклассическая теория в лице ее основателя Альфреда Маршалла предложила свой взгляд на цену и ценообразование. Подход Маршалла является синтезом классического и маржиналистского подхода к цене. Маршалл исходил из того, что Рикардо и Бем-Баверк сосредоточили свое внимание на различных сторонах одного и того же процесса — формирования ценности.
Итак, согласно выработанному неоклассической теорией подходу цена товара определяется двумя принципами: предельной полезностью и издержками производства. Цена, которую покупатель согласен уплатить за товар, обусловливается степенью полезности товара. Цена, которую назначает продавец, имеет в своей основе издержки производства товара. Цены формируются не посредством их «усреднения», а в ходе своеобразного компромисса между покупателями и продавцами как предельно допустимые со стороны спроса и со стороны предложения. Это два взаимодействующих между собой принципа цены. Маршалл писал: «Принцип «издержек производства» и принцип «конечной полезности», без сомнения, являются составными частями одного всеобщего закона спроса и предложения, каждый из них можно сравнить с одним из лезвий ножниц»1. Подобную модель ценообразования можно назвать двухфакторной.
Целью данной работы является изучение взаимосвязи между спросом и предложением, а так же факторов, влияющих на эти процессы.
При
выполнении работы использованы дополнительные
литературные источники, что позволило
в значительной степени расширить
и углубить знания по теме.
1 Маршалл А. Принципы экономической науки. В 3 т. М., 1993. Т. III. С. 282
1
Совокупный спрос и влияющие
на него факторы
Спрос, предъявляемый множеством покупателей на отдельные товары, агрегируются в совокупный спрос.
Совокупный спрос представляет собой то количество товаров и услуг, которое потребители готовы приобрести при данном уровне цен. Он отражает взаимосвязь между объемом производства и уровнем цен. Совокупный спрос включает в себя следующие составляющие:
Доход домохозяйств изменяется относительно медленно и постепенно, а структура потребляемых услуг и товаров, как правило, носит консервативный характер. Поэтому доля потребительского спроса в структуре совокупного спроса достаточно стабильна.
Инвестиционный спрос, предъявляемый производителями, сравнительно быстро меняется вместе с экономической конъюнктурой.
Таким образом, государство, изменяя государственные расходы и стимулируя (или ограничивая) потребление инвестиционных ресурсов, может влиять на уровень совокупного спроса и, соответственно, на объем национального производства.
На рисунке 1 представлен график совокупного спроса.
Рис.1.Кривая
совокупного спроса
На графике кривая совокупного спроса представляет собой нисходящую вогнутую кривую AD (aggregate demand).
Эффект процентной ставки означает, что с ростом цен происходит увеличение спроса на деньги. Это означает, что цена денег - процентная ставка по кредитам - увеличивается. В итоге уменьшается потребительская и инвестиционная составляющие совокупного спроса. И, наоборот - при снижении цены денег процентная ставка уменьшается, растет совокупный спрос.
Эффект богатства означает, что вместе с ростом цен уменьшается покупательская способность фиксированных финансовых активов и доходов (проценты от депозитов, облигаций, пенсии, пособия). Их владельцы вынуждены уменьшать свои расходы, совокупный спрос сокращается.
Эффект импортных закупок означает, что вместе с ростом цен уменьшается спрос на дорожающие отечественные товары и увеличивается на более дешевые импортные товары, при этом происходит сокращение экспорта. В результате совокупный спрос уменьшается.
Таким образом, действие рассмотренных факторов приводит к тому, что изменение цен оказывает влияние на уровень спроса.
Кроме этих факторов характер кривой совокупного спроса определяется соотношением между уровнем цен и существующей денежной массой.
Основное уравнение количественной теории денег записывается следующим образом:
MV=PY,
где М - количество денег в экономике;
V - скорость обращения денег;
Р - уровень цен в экономике;
Y - объем произведенной продукции (в постоянных ценах), на которую предъявлен спрос.
Пользуясь этим уравнением можно определить:
Кроме этого, кривая AD может перемещаться на плоскости под воздействием неценовых факторов. К неценовым факторам относятся экономические и неэкономические условия и рычаги, оказывающие влияние на составляющие совокупного спроса. Это уровень благосостояния домохозяйств, их ожидания, величина налоговых сборов, колебания валютных курсов, государственная политика предоставления льгот и субсидий инвесторам, состояние внешнеэкономической конъюнктуры.
В нестабильной экономике иногда достаточно только слухов о грядущем повышении (цен или налогов) для значительного увеличения совокупного спроса.
2
Совокупное предложение и
Совокупное предложение - это то количество товаров и услуг, которое предприниматели готовы произвести при данном уровне цен. По сути, это не что иное, как валовой внутренний продукт (ВВП). На рисунке 2 представлен график предложения.
Рис.
2. Кривая совокупного предложения
Между
уровнем цен и объемом
Линия AS может перемещаться на плоскости под влиянием неценовых факторов.
К основным неценовым факторам относятся:
Закон Сэя
Жан Батист Сэй (1767-1832) сформулировал предположение о том, что предложение (производство) товаров создает собственный спрос.
Так как произведенная продукция представляет собой основу доходов производителей, то совокупный произведенный продукт, с одной стороны, является совокупным доходом Y , а с другой - является основой совокупных расходов Е: Y=E
Совокупные расходы включают в себя:
Е=С+1
Совокупный доход может быть использован его владельцами только на потребление или накопление:
Y=C+S,
Где Y - совокупный доход;
С - совокупное потребление;
S - совокупное сбережение;
S=I
Y=C+S=C=I=E
Кейнс заменяет закон Сэя утверждением, что спрос создает предложение (производство) товаров. Для определения функции потребления Кейнс вводит следующие понятия.
Средняя склонность к потреблению - отношение доли потребляемого дохода ко всему совокупному (национальному) доходу, выраженная в процентах или долях единицы:
Информация о работе Совокупный спрос и совокупное предложение