Совокупный спрос и совокупное предложение

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 19:34, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение взаимосвязи между спросом и предложением, а так же факторов, влияющих на эти процессы.

Содержание

Введение 3
1. Совокупный спрос и влияющие на него факторы 5
2. Совокупное предложение и влияющие на него факторы 8
3. Проблема установления равновесия совокупного спроса и совокупного предложения 11
Заключение 14
КТЗ-1 16
КТЗ-2 17
Литература 18

Работа содержит 1 файл

Федеральное агентство по образованию.doc

— 147.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО

«Всероссийский  заочный финансово-экономический  институт»

Кафедра экономической теории

КУРСОВАЯ  РАБОТА

           по экономической  теории на тему:

           «Совокупный спрос и совокупное предложение»

 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Работу  выполнил студент Черкашов Сергей Анатольевич

  Проверил  преподаватель Артемова Галина Юрьевна 
 

Москва  – 2008 

Содержание

Введение 3

  1. Совокупный спрос и влияющие на него факторы 5
  2. Совокупное предложение и влияющие на него факторы 8
  3. Проблема установления равновесия совокупного спроса и совокупного предложения 11

Заключение 14

КТЗ-1  16

КТЗ-2 17

Литература 18

 

Введение 

     Рыночная  экономика — это бесконечное  взаимодействие спроса и предложения. Разработка простой модели такого взаимодействия составила целую эпоху в истории  экономической науки. Через эту модель могут быть описаны все экономические процессы.

     Действительно, любому акту купли-продажи предшествуют два феномена — «спрос» и «предложение», величины которых определяют объем сделок и уровень цен на рынке. А поскольку рыночная экономика есть динамика цен и объема сделок, то добиваться их желаемого изменения можно, регулируя величину спроса и величину предложения.

     Сказанным объясняется то внимание, которое  теория рынка уделяет анализу  спроса и предложения. Такой анализ важен и тем, что выступает связующим звеном между макро- и микроэкономическими теориями.

     Что же стоит за спросом и предложением? Различные направления экономической  теории предлагают различные ответы на этот простой, казалось бы, вопрос. Классическая экономическая теория полагала, что в основе цены, которая устанавливается в ходе обмена товара на другие ценности (меновая цена), лежат затраты на производство этого товара. Таким образом, цена товара определяется, прежде всего, издержками на его производство, т.е. платой за использованные экономические ресурсы. Как писал Адам Смит, «в целом цена все же сводится непосредственно или, в конечном счете — к... трем составным частям: к ренте, заработной плате и прибыли»1. Трудовая теория стоимости, полагающая, что главный фактор — это труд, была развита другим классиком — Давидом Рикардо (1772—1823). Маржиналистская концепция полагает, что в основе стоимости (ценности) товара лежит его полезность для потребителя, точнее, предельная полезность. Еще Карл Менгер (1840—1921) выдвинул, а Евгений Бем-Баверк

     

     1Антология экономической классики. В 2 т. М., 1991. Т. 1.С. 121

 

     

(1851 —  1914) развил положение, что именно  соотношение предельных полезностей  обмениваемых товаров и обусловливает  пропорции их обмена, т.е. цены.

     Неоклассическая теория в лице ее основателя Альфреда Маршалла предложила свой взгляд на цену и ценообразование. Подход Маршалла является синтезом классического и маржиналистского подхода к цене. Маршалл исходил из того, что Рикардо и Бем-Баверк сосредоточили свое внимание на различных сторонах одного и того же процесса — формирования ценности.

     Итак, согласно выработанному неоклассической  теорией подходу цена товара определяется двумя принципами: предельной полезностью  и издержками производства. Цена, которую  покупатель согласен уплатить за товар, обусловливается степенью полезности товара. Цена, которую назначает продавец, имеет в своей основе издержки производства товара. Цены формируются не посредством их «усреднения», а в ходе своеобразного компромисса между покупателями и продавцами как предельно допустимые со стороны спроса и со стороны предложения. Это два взаимодействующих между собой принципа цены. Маршалл писал: «Принцип «издержек производства» и принцип «конечной полезности», без сомнения, являются составными частями одного всеобщего закона спроса и предложения, каждый из них можно сравнить с одним из лезвий ножниц»1. Подобную модель ценообразования можно назвать двухфакторной.

     Целью данной работы является изучение взаимосвязи  между спросом и предложением, а так же факторов, влияющих на эти процессы.

     При выполнении работы использованы дополнительные литературные источники, что позволило  в значительной степени расширить  и углубить знания по теме. 

     

 1 Маршалл А. Принципы экономической науки. В 3 т. М., 1993. Т. III. С. 282

 

     

     1 Совокупный спрос и влияющие  на него факторы 

     Спрос, предъявляемый множеством покупателей  на отдельные товары, агрегируются в совокупный спрос.

     Совокупный  спрос представляет собой то количество товаров и услуг, которое потребители  готовы приобрести при данном уровне цен. Он отражает взаимосвязь между объемом производства и уровнем цен. Совокупный спрос включает в себя следующие составляющие:

  • спрос домохозяйств на потребительские товары и услуги;
  • спрос   производителей   на   инвестиционные   ресурсы   на товары, и на ресурсы;
  • государственные закупки товаров и услуг;
  • спрос    на    продукцию    национального    производства    со      стороны иностранных экономических агентов.

     Доход домохозяйств изменяется относительно медленно и постепенно, а структура  потребляемых услуг и товаров, как правило, носит консервативный характер. Поэтому доля потребительского спроса в структуре совокупного спроса достаточно стабильна.

     Инвестиционный  спрос, предъявляемый производителями, сравнительно быстро меняется вместе с экономической конъюнктурой.

     Таким образом, государство, изменяя государственные  расходы и стимулируя (или ограничивая) потребление инвестиционных ресурсов, может влиять на уровень совокупного  спроса и, соответственно, на объем  национального производства.

     На  рисунке 1 представлен график совокупного спроса.

 

     

     

     Рис.1.Кривая совокупного спроса 

     На  графике кривая совокупного спроса представляет собой нисходящую вогнутую кривую AD (aggregate demand).

     Эффект  процентной ставки означает, что с  ростом цен происходит увеличение спроса на деньги. Это означает, что цена денег - процентная ставка по кредитам - увеличивается. В итоге уменьшается потребительская и инвестиционная составляющие совокупного спроса. И, наоборот - при снижении цены денег процентная ставка уменьшается, растет совокупный спрос.

     Эффект  богатства означает, что вместе с  ростом цен уменьшается покупательская способность фиксированных финансовых активов и доходов (проценты от депозитов, облигаций, пенсии, пособия). Их владельцы вынуждены уменьшать свои расходы, совокупный спрос сокращается.

     Эффект  импортных закупок означает, что  вместе с ростом цен уменьшается  спрос на дорожающие отечественные  товары и увеличивается на более  дешевые импортные товары, при  этом происходит сокращение экспорта. В результате совокупный спрос уменьшается.

     Таким образом, действие рассмотренных факторов приводит к тому, что изменение  цен оказывает влияние на уровень  спроса.

 

     

     Кроме    этих    факторов    характер    кривой    совокупного    спроса определяется соотношением между  уровнем цен и существующей денежной массой.

     Основное  уравнение количественной теории денег  записывается следующим образом:

MV=PY,

где М - количество денег в экономике;

V - скорость обращения денег;

Р - уровень цен  в экономике;

Y - объем произведенной продукции (в постоянных ценах), на которую предъявлен спрос.

     Пользуясь этим уравнением можно определить:

     

  и 

     Кроме этого, кривая AD может перемещаться на плоскости под воздействием неценовых факторов. К неценовым факторам относятся экономические и неэкономические условия и рычаги, оказывающие влияние на составляющие совокупного спроса. Это уровень благосостояния домохозяйств, их ожидания, величина налоговых сборов, колебания валютных курсов, государственная политика предоставления льгот и субсидий инвесторам, состояние внешнеэкономической конъюнктуры.

     В нестабильной экономике иногда достаточно только слухов о грядущем повышении (цен или налогов) для значительного  увеличения совокупного спроса.

 

     

     2 Совокупное предложение и влияющие на него факторы 

     Совокупное  предложение - это то количество товаров  и услуг, которое предприниматели  готовы произвести при данном уровне цен. По сути, это не что иное, как  валовой внутренний продукт (ВВП). На рисунке 2 представлен график предложения.

     

     Рис. 2. Кривая совокупного предложения 

     Между уровнем цен и объемом производства существует прямая зависимость: чем  выше цена, тем больше стимулов у  предпринимателей к расширению выпуска  продукции, и наоборот, снижение цен  приводит к уменьшению предложения.

     Линия AS может перемещаться на плоскости под влиянием неценовых факторов.

     К основным неценовым факторам относятся:

  • Изменение цен на основные ресурсы. Рост цен на энергоносители приводит к увеличению издержек во всех отраслях экономики и к уменьшению производства.
  • Изменение технологии и рост производительности труда: внедрение новых технологий увеличивает производительность и снижает издержки производства на единицу продукции.
  •  
  • Изменение уровня налогообложения фирм. Рост налогов приводит к уменьшению прибыли, увеличению издержек и сокращению совокупного производства.
  • Действия государства по регулированию экономики. Например, лицензирование видов предпринимательской деятельности, введение экспортно-визовых пошлин, регулирование валютных операций, установление тарифов приводят к увеличению издержек и снижению предложения.

     Закон Сэя

     Жан Батист Сэй (1767-1832) сформулировал предположение  о том, что предложение (производство) товаров создает собственный спрос.

     Так как произведенная продукция  представляет собой основу доходов производителей, то совокупный произведенный продукт, с одной стороны, является совокупным доходом Y , а с другой - является основой совокупных расходов Е: Y=E

     Совокупные  расходы включают в себя:

  • расходы домохозяйств на потребительские товары и услуги (С);
  • расходы производителей на инвестиционные ресурсы и товары (I)

Е=С+1

     Совокупный  доход может быть использован  его владельцами только на потребление  или накопление:

Y=C+S,

Где Y - совокупный доход;

С - совокупное потребление;

S - совокупное сбережение;

S=I

     Y=C+S=C=I=E

     Кейнс заменяет закон Сэя утверждением, что спрос создает предложение (производство) товаров. Для определения функции потребления Кейнс вводит следующие понятия.

 

     

     Средняя склонность к потреблению - отношение доли потребляемого дохода ко всему совокупному (национальному) доходу, выраженная в процентах или долях единицы:

            

Информация о работе Совокупный спрос и совокупное предложение