Совокупный спрос и факторы, его определяющие. Кривая совокупного спроса

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 16:40, реферат

Описание работы

В условиях перехода Украинской экономики на рыночные отношения все чаще возникают вопросы о ходе и направлении экономических реформ, о тех экономических теориях, которые положены в их основу. На собственном опыте мы убеждаемся в необходимости квалифицированного макроэкономического анализа. Однако экономическая мысль еще не создала такого универсального метода исследования, который бы раскрывал содержание экономических процессов в рамках одной теории.
Макроэкономический анализ рыночной экономики – сложный многоуровневый процесс, основу которого составляет изучение взаимодействия «совокупного производителя» и «совокупного покупателя». Закономерности равновесия совокупного спроса и совокупного предложения, так или иначе, входят в любую макроэкономическую модель.

Содержание

Введение
1.Совокупный спрос
2.Кривая совокупного спроса
3.Ценовые факторы совокупного спроса

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Совокупный спрос.docx

— 99.54 Кб (Скачать)

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

На тему:

Совокупный спрос  и факторы, его определяющие. Кривая совокупного спроса.

 

 

 

Студентки 1-го курса

Драган Юлии

 

 

 

 

 

2012 г.

ПЛАН

    

      Введение

  1. Совокупный спрос
  2. Кривая совокупного спроса
  3. Ценовые факторы совокупного спроса

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

         

          В условиях перехода Украинской экономики на рыночные отношения все чаще возникают вопросы о ходе и направлении экономических реформ, о тех экономических теориях, которые положены в их основу. На собственном опыте мы убеждаемся в необходимости квалифицированного макроэкономического анализа. Однако экономическая мысль еще не создала такого универсального метода исследования, который бы раскрывал содержание экономических процессов в рамках одной теории.

        Макроэкономический анализ рыночной экономики – сложный многоуровневый процесс, основу которого составляет изучение взаимодействия «совокупного производителя» и «совокупного покупателя». Закономерности равновесия совокупного спроса и совокупного предложения, так или иначе, входят в любую макроэкономическую модель.

Современная теория равновесия совокупного спроса и предложения  представляется моделью AD-AS. На рынках спроса и предложения механизм ценообразования  решает три основных вопроса рыночного  хозяйства: что, как и для кого производить. Но, равновесия на товарных рынках недостаточно для нормального  развития экономики. Необходимо достижение равновесия и на денежном рынке. Только при одновременном достижении равновесия на товарном и денежном рынках экономика развивается бескризисно.

       Модель AD-AS является базовой для изучения колебаний объема выпуска товарного рынка в зависимости от уровня цен в экономике в целом; а также для изучения причин и последствий этих изменений. Исходя из этого, с помощью модели можно описать различные варианты экономической политики государства. Поэтому в данной работе розсмотрим структуры совокупного спроса , его структуру и факторы его определяющие.

 

 

 

 

  1. СОВОКУПНЫЙ СПРОС

 

Спрос – это платежеспособная потребность покупателя в данном товаре при данной цене.

Совокупный спрос представляет собой сумму всех расходов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике.

Он отражает связь между  объемом совокупного выпуска, на который предъявлен спрос экономическими агентами, и  общим уровнем цен  в экономике. При отсутствии сильной  инфляции и ограничений со стороны  производства рост совокупного спроса стимулирует увеличение объема выпуска  и занятость, оказывая незначительное влияние на уровень цен.

Процесс объединения отдельно взятых цен на товары в совокупную цену (уровень цен), сведения равновесного количества отдельно взятых товаров  в реальный объем национального  производства называется агрегированием. Только после выяснения сущности агрегирования становится возможным  переход к анализу совокупного  спроса и совокупного предложения, ибо кривые этих понятий можно  построить лишь на основе выяснения  соотношения между совокупной ценой (уровнем цен) и реальным объемом  национального производства, которые  откладываются соответственно на оси  ординат и оси абсцисс.

 

 

 

 

 

 

  1. КРИВАЯ СОВОКУПНОГО СПРОСА

Рис.1  Кривая совокупного  спроса

Совокупный спрос —  это потребность в товарах  и услугах, представленная в денежной форме, со стороны населения, предприятий, государства и иностранных стран. Он представляет собой абстрактную  модель соотношения между уровнем  цен и реальным объемом национального  производства. Общая характеристика данной модели состоит в том, что, чем ниже уровень цен на товары, тем большую часть реального  объема национального производства будут в состоянии приобрести покупатели и, наоборот, более высокий  уровень цен сопровождается падением возможного объема реализации национального  продукта. Следовательно, между уровнем  цен и реальным объемом национального  производства существует обратная зависимость. Наиболее наглядно она выражается посредством  кривой совокупного спроса.

Нисходящая форма кривой AD показывает, что при более низком уровне цен будет реализовываться больший объем национального продукта.

 

 

 

 

  1. ЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ СОВОКУПНОГО СПРОСА

 

К числу ценовых факторов совокупного спроса следует отнести  прежде всего эффект процентной ставки, эффект материальных ценностей, или  реальных кассовых остатков, и эффект импортных закупок.

Эффект процентной ставки

Оказывает воздействие на характер движения кривой совокупного спроса таким образом, что от ее уровня зависят, с одной стороны, потребительские расходы, а с другой — инвестиции. Если выразиться точнее, то проблема в том, что с повышением уровня цен повышаются и процентные ставки, а рост процентных ставок сопровождается сокращением потребительских расходов и инвестиций. Дело в том, что повышение уровня цен расширяет спрос на наличные деньги. Потребителям нужны дополнительные средства для производства покупок, предпринимателям — для закупки сырья, оборудования, выплаты заработной платы и т.д Если объем денежной массы не меняется, это взвинчивает цену за пользование деньгами, т.е. процентную ставку, что, в свою очередь, ограничивает расходы и по покупкам, и по инвестициям. Отсюда следует вывод, что повышение уровня цен на товары увеличивает спрос на деньги, поднимает ставку процента и тем самым сокращает спрос на реальный объем производимого национального продукта.

Эффект материальных ценностей (эффект богатства)

  Усиливает нисходящую траекторию кривой совокупного спроса. Это связано с тем, что с ростом цен покупательная способность таких финансовых активов, как срочные счета, облигации, снижается, реальные доходы населения падают, а значит, сокращается покупательная способность семей. Если же цены снижаются, то покупательная способность возрастает, а расходы увеличиваются.

Эффект импортных  закупок

Выражается в соотношении национальных цен и цен на международном рынке. Если цены на национальном рынке возрастают, то на международном сокращается продажа отечественных товаров, покупатели начинают приобретать более дешевые импортные товары. Таким образом, эффект импортных закупок приводит к уменьшению совокупного спроса на отечественные товары и услуги. Снижение цен на товары усиливает экспортные возможности экономики и увеличивает долю экспорта в совокупном спросе населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ СОВОКУПНОГО СПРОСА

 

 

Рис. Действие неценовых факторов

     К не ценовым факторам влияющим на совокупный спрос относится всё то, что воздействует:

1) На потребительские  расходы:

- уровень благосостояния  населения;

- ожидания потребителей; налоги, трансфертные платежи, % ставка.

2) На инвестиционные расходы  фирм:

Факторы влияющие на инвестиционные расходы фирм:

- ожидания инвесторов;

- % ставка;

- налоги;

- трансфертные платежи;

- новые технологии.

3)  На государственные  расходы:

- гос. закупки.

4)  На чистый экспорт:

- объем ВНП других стран;

- объем ВНП в данной  стране;

- валютный курс национальной  денежной единицы.

     Также  к ним относятся изменения в потребительских, инвестиционных и государственных расходах, в расходах на чистый объем экспорта. Действие неценовых факторов сопровождается изменениями величины совокупного спроса. Если они способствует увеличению совокупного спроса, то кривая из положения AD1 смещается к AD2, если неценовые факторы ограничивают совокупный спрос, кривая смещается влево к AD3.

        Рассмотрим более подробно неценовые факторы. Изменения в потребительских расходах могут воздействовать на совокупный спрос под влиянием различных причин. Нагляден пример с покуп­кой импортных товаров. Ранее приводился вариант действия ценовых факторов, когда при изменении уровня цен на внешнем и внутреннем рынках происходят изменения в ту или иную сторону в совокупном спросе. Однако подобные изменения происходят и при неизменных ценах: выясняется, например, что появившаяся на рынке Италии австрийская обувь отличается более высоким качеством, чем отечественная. Естественно, что спрос на эту продукцию при равных ценах будет выше. Таких вариантов действия неценовых факторов множество, однако основными являются благосостояние потребителя, задолженность потребителя и налоги.

Если обратиться к фактору  благосостояния потребителей, то можно  заметить, что оно зависит от состояния  дел в сфере финансовых активов (акции, облигации) и положения с  недвижимостью (земля, постройки). Так, повышение курса акций при  неизменном уровне цен на рынке приведет к росту благосостояния и совокупный спрос возрастет. В то же время  падение цен на землю снизит благосостояние и сократит совокупный спрос.

Можно также говорить и  об ожиданиях потребителей. Так, если они рассчитывают на увеличение своих  доходов в недалеком будущем, то уже сейчас начнут тратить значительно  больше доходов, что будет смещать  кривую совокупного спроса вправо. При обратной перспективе покупательские действия будут ограничиваться и кривая совокупного спроса сместится влево. Очень чувствителен сдвиг в совокупном спросе в случае надвигающейся инфляции. Большинство покупателей стремится совершить покупку до повышения цен и воздерживается от нее в первые дни после повышения.

На размер совокупного  спроса влияет задолженность потребителей. Если человек приобрел крупную вещь в кредит, то в течение определенного  времени он будет ограничивать себя в других покупках, с тем чтобы  быстрее рассчитаться с задолженностью. Однако сразу после погашения  кредита спрос на покупки быстро возрастет.

Прямая связь существует между размером подоходного налога и совокупным спросом. Налог уменьшает  доходы семей, поэтому его увеличение сокращает совокупный спрос, а снижение — увеличивает.

На совокупный спрос воздействуют и изменения в инвестициях. Если предприятия с целью расширения производства приобретают дополнительные средства, то кривая совокупного спроса сместится вправо, а при обратной тенденции — влево. Здесь могут  действовать и оказывать влияние  процентные ставки, ожидаемые прибыли  от инвестиций, налоги с предприятий, технологии, избыточные мощности.

Когда речь идет о процентной ставке, имеется в виду не ее движение вверх или вниз (это учитывалось  в ценовых факторах), а изменение  под воздействием колебания объема денежной массы в стране. Рост денежной массы снижает ставку процента и  увеличивает капиталовложения, а  уменьшение массы денег увеличивает  ставку процента и ограничивает инвестиции. Ожидаемые прибыли увеличивают  спрос на инвестиционные товары, а  налоги с предприятии уменьшают спрос на инвестируемые товары. Новые технологии стимулируют инвестиционные процессы и расширяют совокупный спрос, а наличие избыточных мощностей, наоборот, сдерживает спрос на новые инвестиционные товары.

Государственные расходы  воздействуют на совокупный спрос следующим  образом: при неизменных налоговых  сборах и процентных ставках государственные  закупки национального продукта расширяются, увеличивая тем самым  потребление товарных ценностей.

Совокупный спрос связан и с расходами на экспорт товаров. Принцип здесь таков: чем больше товаров будет поступать на мировой  рынок, тем выше совокупный спрос. Дело в том, что возрастание национальных доходов других стран позволяет  им расширять закупку импортных  товаров и изделий, что, в свою очередь, расширяет спрос на товары в тех странах, откуда импортируются  товарные ценности. Поэтому для развитых государств внешняя торговля выгодна  и с развивающимися, и с развитыми  странами. В первом случае они имеют  возможность продавать продукцию, не пользующуюся спросом на цивилизованных рынках, во втором, наоборот, удовлетворять  запросы других государств на современные  товары и услуги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. История экономических учений: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.С. Адвадзе, проф. А.С. Квасова.– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

2. Макроэкономика: учебник/под ред. Е. Б. Яковлевой - СПб.: Поиск, 1997.

3. Носова С.С. Экономическая теория: Учеб. для вузов.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.

4. Экономическая теория. Учебник/Под ред. И.П. Николоевой. – М.: «Проспект», 2000.

5. Экономика: Учебник/Под ред. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2000.


Информация о работе Совокупный спрос и факторы, его определяющие. Кривая совокупного спроса